Итоги 2021

33 лучших зарубежных альбома 2021. Топ-11

Кто записал лучшие альбомы этого года по версии The Flow? Показываем и рассказываем.





33-23 | 22-12 | 11-01





11. James Blake "Friends That Break Your Heart"





Музыка Джеймса Блейка — тонкая, меланхоличная, сверхискренняя и откровенная — стала своеобразным саундтреком перемены социальных норм последнего десятилетия. Мужчины могут плакать, переживать и без стыда ходить к психотерапевту, чтобы разобраться с внутренними проблемами. Примерно такой путь проделывает и Блейк со своей музыкой: если на его дебютных релизах было много хаоса и нерва, то к "Friends That Break Your Heart" Джеймс, кажется, открыл абсолютный дзен.

Он продолжает записывать тихие неспешные электронные баллады, но паранойю и вечную тревогу сменяет принятие окружающего мира. В заглавной песне Блейк поет о том, что сердца разбивают не любимые, а друзья. В "Funeral" просит верить в него, потому что он "может стать лучше" и развивает эту идею в ободряющей "Foot Forward". К своему пятому альбому Блейк, кажется, окончательно перестал быть застенчивым интеллигентом и оформился в один из ключевых голосов поколения и символ новой маскулинности.







10. Isaiah Rashad "The House Is Burning"







Пять лет назад у Isaiah Rashad было все — разгоняющаяся рэп-карьера, контракт с лейблом TDE, фиты с его артистами: Кендриком, Скулбоем и SZA — и он все это чуть не просрал. Веществ и алкоголя стало слишком много, а денег и желания заниматься музыкой — мало. В какой-то момент до него уже было невозможно достучаться: из-за финансовых сложностей он переехал в родную Чаттанугу, порвал с менеджером, с которым сотрудничал с самого начала карьеры (они не общались полтора года, но теперь снова работают вместе) — и кто знает, какой бы у этой истории получился финал, если бы не босс TDE Мусса Тифит. Когда от Рашада отвернулись, казалось, все, он дал ему последний шанс, оплатил билет в Лос-Анджелес и отправил на месяц в рехаб. На таком фундаменте можно было бы снять очередную мотивирующую драму, но получилось лучше — теперь у нас есть этот альбом. В открывающей его песне звучит строчка: “Монстры под моей кроватью, я больше не напуган, я готов”. "The House Is Burning" соткан из сомнений и легитимных понтов, страхов и надежды, сиропного R&B, когда Рашад косплеит Энтони Хэмилтона, и реверансов к южной рэп-классике (на “RIP Young” сэмплируется Project Pat, а “Chad” назван в честь настоящего имени Pimp C). Isaiah Rashad — не супермен, просто еще один сотканный из противоречий талант, в чьих песнях многие, возможно, увидят себя. Как сказал другой автор, чье молчание затянулось даже на подольше: “Если я способен вернуться, способен каждый”.







9. Fred Again.. "Actual Life (April 14 - December 17 2020)" и Fred Again.. "Actual Life 2 (February 2 - October 15 2021)"




Имя Фреда Гибсона вам может совсем ничего не говорить. Ему 28 и он успешный продюсер, пишущий музыку для артистов в спектре от дрилла до кей-попа. На последнем альбоме Эда Ширана всего три трека, которые не продюсировал Фред — ими занимались Бенни Бланко, Скриллекс и Бруно Марс (это чтобы вы получили представление о калибре). В прошлом году BRIT наградили его премией Producer of the Year, предыдущим ее обладателем был Келвин Харрис. Есть в его резюме и другие громкие имена, только из немного иной сферы. В 16 он встретился с Брайаном Ино, тот посмотрел на его проекты в "лоджике" и стал его ментором. Через несколько лет уже Фред стал сопродюсером двух совместных альбомов Брайана Ино и Карла Хайда из Underworld — титанов британской электроники. В интервью Фред называет Ино вдохновителем "Actual Life" — однажды тот прислал сообщение "Хватит писать музыку для других, подумай о себе".

Свой человек и на электронной сцене, и в поп-мейнстриме, в сольных проектах, где он выходит на первый план как автор и исполнитель, Fred Again.. использует все свои навыки. Его треки с одной стороны наследуют интимному звучанию Burial или Jamie xx, и как бы не стремятся специально понравиться всем сразу; с другой — обладают повышенной степенью прилипчивости. Ино известен работой с полевыми записями: он сэмплировал случайные звуки и превращал их в эмбиентные пьесы. Fred Again.. действует почти также: большое количество треков с "Actual Life" появилось из обрывков случайных разговоров, подслушанных и записанных им — правда, в отличии от наставника, он придает им другую, почти дискотечную динамику. Ну это и вправду круто — услышать какой-то особенный грув во фразе "We gon' make it thru" строителя по имени Карлос, случайно повстречавшегося в баре в Атланте, и выстроить вокруг него очень красивый трек, который так и называется. Фред слышит музыку в случайном разговоре или в шуме поезда, поэтому не просто так его альбомы носят названия "Actual Life". Он рассматривает их как заметки о своей повседневной жизни. Это звучит буднично и разрушает ожидания: можно предположить, что перед нами конвейер черновиков, которые не подошли Эду Ширану, пройти мимо — и лишить себя огромного удовольствия.







8. J. Cole "The Off-Season"





Вышедший в 2014 альбом "Forest Hills Drive" почти моментально заслужил статус классического. В интервью журналу Slam Коул признался, что почти сразу после выхода пластинки он хотел закончить карьеру — рэпер задавался вопросом: "Это мой максимум?". Дальнейший творческий путь Коула, особенно его большие сольные проекты, кажутся попытками перепрыгнуть планку 2014 года, но на альбомах "4 Your Eyez Only" и "KOD" громче всего был слышен тон хмурого проповедника, а не былого поэта искренности. В интервью Коул признал — после "FHD" он находился в творческом кризисе.

"The Off-Season" тоже не превзошел альбом 2014 года, но впервые за долгое время кажется, что Коулу это и не нужно. Один из лучших текстовиков в игре дает волю своему скиллу и в расслабленной манере выдает один из самых техничных альбомов в карьере, в котором изобретательные панчлайны и вордплей больше не вынуждены подстраиваться под клише "сознательного" рэпа. Кажется, что на "The Off-season" Коул по-настоящему получает удовольствие от процесса и не пытается соревноваться со своим главным оппонентом — самим собой. Возможно, 36-летний рэпер уже выдал свой магнум опус, и пришла пора откинуться на спинку кресла и выдавать на суд слушателя сильные альбомы без груза мессии на плечах. Но "The Off-season" не зря носит такое название — за межсезоньем следует начало чемпионата. Кто знает, возможно, неутолимый голод Коула к творческим победам после этой пластинки станет только сильнее.







7. Lil Nas X "Montero"





После выхода “Old Town Road” к Lil Nas X приклеился навязчивый ярлык “one hit wonder”, позже рядом прилепили еще один — “industry plant”. На дебютном альбоме “Montero” он отрывает их с мясом.

Lil Nas X — талантливый маркетолог. Он понимает, как работает интернет и как правильно выстраивать нарратив. До выхода альбома он планомерно поджигал седалища консерваторам клипами с лэпдэнсом Сатане, дьявольскими кроссовками, тюремными танцами с полуголыми качками и прочим контентом с пометкой “shock value”. И вот “Montero” вышел — а внутри оказались песни ранимого человека, поющего о непонимании, одиночестве, отношениях с родителями и мисфитстве. Но не только в контексте дело — это талантливые поп-песни, а сам Lil Nas X отличный мелодист, готовый задрачивать каждую строчку ради идеальной интонации.

Альбом "Montero" состоит либо из стопроцентных хитов, либо из просто очень хороших песен. Lil Nas X одинаково легко удаются поп-хиты на латиноамериканский мотив ("Call Me By Your Name"), триумфаторский рэп ("Industry Baby"), поп-панк ("Lost in the Citadel") и интроспективный сторителлинг ("Sun Goes Down"). Lil Nas ловко показал, что он не просто хорош в эпатаже и провокации, но и просто талантливый сонграйтер и артист, который с нами уже точно надолго.

И есть красота в том, что его успех запустил фит с Билли Рэй Сайрусом, а альбом заканчивается фитом с его дочерью — и вместо гимна свободе звучат личные переживания.







6. Little Simz "Sometimes I Might Be Introvert"





У Little Simz за плечами много выпущенных песен, щедрых авансов и неиспользованных шансов. Слова одобрения от Кендрика Ламара — это приятно. Но когда они не подкрепляются делами, а годы летят, а тренды меняются, то начинает казаться, что тот комплимент так и останется главным достижением в карьере Симби. Однако же выходит ее четвертый альбом "Sometimes I Might Be Introvert" — и что-то магически меняется. Little Simz впервые попадает на 4 место английского чарта. Уровень одобрения ее альбома критиками зашкаливающе высок. Все сходятся, что это не только абсолютно лучший релиз в карьере Симби, но и один из самых значительных рэп-релизов года (даром что у него несовременное и нетрендовое soulful звучание, за что спасибо продюсеру Inflo, который стоит за отличным проектом Sault и за новым альбомом Adele — он тоже есть в нашем топе).

Альбом "Sometimes I Might Be Introvert" силен тем, что он одновременно вроде как и остросоциальный, но при этом и очень личный, сокровенный. Возможно, перед нами что-то вроде универсально работающей формулы — если задуматься, "Красота и уродство" во многом сделан по этой же схеме. Проблемы черной женщины, подростковое насилие, запутанные семейные отношения, рефлексия по поводу африканского происхождения — но все это разбирается и проговаривается через личный опыт, и складывается в законченную историю кинематографического формата (этому способствуют как мощный продакшн, так и интерлюдии с голосом Эммы Коррин — принцессы Дианы из сериала "Корона").

Little Simz, пожалуй, впервые столь серьезно обращается вовнутрь, в себя, исследует интровертную природу и спрашивает: Simz the artist or Simbi the person? Артистка, публичная личность Little Simz или скромная девушка Симби? Ответ заключен в названии альбома: первые буквы слов складываются в SIMBI и показывают, что внутри исполнительницы — и Симби, и Симз, и они друг другу не враги.







5. Dave "We’re All Alone In This Together"




Если посмотреть на итоговые списки The Flow за несколько лет, то заметно, что тут значительно больше симпатий вызывают рэперы рефлексирующие и как-то интересно выражающие эту рефлексию в словах. При этом их коллеги, которые просто весело вайбят, наслаждаются жизнью и не пытаются прослыть большими мудрецами — они абсолютно ничем не хуже. Не зря же такое именно направление сейчас наиболее востребовано. Но по какой-то традиции здесь дополнительные очки получают рэперы с прокачанными поэтическими и литературными скиллами. Dave именно из такой категории.

К 23 годам он записал два роскошных альбома. "Psychodrama" (2019) принесла ему коммерческий успех, признание и ворох наград. В Англии критики тоже больше уважают осмысленный нарратив, поэтому спешно написали тексты о том, что Dave является лидером своего поколения — хотя на самом деле поколение, есть такое чувство, выбирало себе в герои авторов дрилл-считалок. "We're All Alone In This Together" — второй альбом, который звучит так, словно никакого синдрома второго альбома не существует. Есть показательная история про его запись: Дэйв позвал Джеймса Блейка на роль музыкального куратора — а кто бы не хотел посотрудничать с таким самобытным, опытным и чутким продюсером, к помощи которого прибегают даже герои масс типа Трэвиса Скотта. Блейк согласился и даже помог спродюсировать несколько инструменталов, но спустя некоторое время сказал — я тут не нужен, у тебя уже есть и опыт, и цельное видение, чтобы самостоятельно быть исполнительным продюсером своего альбома. Еще раз, парню 23 года.

"Psychodrama" была психотерапевтическим релизом, где автор идет к терапевту, чтобы разобрать хлам у себя на чердаке — и это отправная точка для его историй про жизнь на социальном дне. "We're All Alone In This Together" рассказывает нам, что наверху одиноко — вроде, это должно быть предсказуемо и тривиально, но не в случае Дейва. Новая жизнь в достатке не затуманила ему взгляд и не завернула в кокон комфорта. Он говорит о ней так: "Я сижу в бизнес-классе, но самолет падает". Не нам судить, кто он — голос поколения, совесть поколения — для этого, все-таки, нужно быть основательно погруженным в контекст. Но это не мешает наслаждаться альбомом словно хорошим кино про незнакомые, но в целом понятные реалии. Разумеется, с теми оговорками, что вам должно нравиться вслушиваться в слова и вас может обрадовать умная рифмовка. В противном случае все, что у вас вызовет этот релиз и восторженные слова о нем — это чувство недоумения.







4. Madlib "Sound Ancestors"




"Sound Ancestors" — один из первых за долгое время почти полностью сольных альбомов Мадлиба. Почти, потому что в работе над пластинкой ему помогал британский экспериментатор Four Tet, который отсек лишнее и придал альбому законченный вид. Так из 350 черновиков, которые Мадлиб прислал британцу, собралась цельная 40-минутная пластинка, квинтэссенция творчества культового продюсера.

"Sound Ancestors" полон шероховатостей, странных, будто случайных звуков, едва различимых людских голосов и очень разных сэмплов — от пост-панка 80-х до авангардного попа. Этот альбом — дневник музыкального гика, который пропускает через себя услышанное ранее и создает из своих впечатлений что-то совершенно новое. Как ни старался Four Tet, "Sound Ancestors" все равно звучит слишком эклектично, композиции не скреплены единой музыкальной концепцией, но в случае с Мадлибом — это скорее плюс, чем минус. Музыка Мадлиба максимально субъективна, слушатель будто проникает в голову продюсера и 40 минут слышит мир его ушами — такой опыт не нужно ограничивать рамками ТЗ, иначе все волшебство вмиг исчезнет.







3. Baby Keem "The Melodic Blue"




Продюсерские отпечатки Baby Keem можно отыскать на альбомах ScHoolboy Q, Jay Rock и саундтреке "Черной пантеры". Какое-то время он не выходил на свет — сейчас ему чуть больше 20 (часы за два мульта, вероятно, тоже имеются), у него большие перспективы и гостевое появление у Канье на "Donda", где он выдал один из хайлайтов альбома. А еще он двоюродный брат Кендрика Ламара.

Последнее, вероятно, не может не давить — рэпер и сам признается в этом на совместной "Range Brothers" строчками "the shoes I fill are huge". Дебютный альбом "The Melodic Blue" в том числе и должен был доказать — кумовство тут ни при чем, перед нами самостоятельный талант. Так и вышло. С оговорками.

Baby Keem обладает собственным голосом и подачей, но в то же время напоминает мотылька перед разноцветными лампами. Поэтому на альбоме есть вдохновленные "808s" Канье песни "issues" и "scars" (сэмплы тоже взяты из библиотеки Уэста), заход на территорию Трэвиса Скотта "durag activity" (с его же фитом), гимн "south africa" в духе Sheck Wes, дрейковская "16" и джеймс-блейковская "scapegoats". Но во всем этом все равно просматривается самобытность. В полностью автономные моменты — вроде сумасшедшей смены бита и вступления Росалии на "trademark usa" — она так и вовсе сияет. Ну и вытянуть аж два фита с Кендриком Ламаром и не раствориться в его тени — это достойно.

И если считать "The Melodic Blue" за чертеж (выходит, "The Melodic Blueprint"?) будущих побед Baby Keem, то перед нами один из самых многообещающих дебютов последних лет.







2. Kanye West "Donda"




Не альбом, а арт-проект — наушников недостаточно, нужно обязательно смотреть, как Канье взлетает под купол в странной маске-мешке, горит как агония, строит точную реплику дома детства и занимается прочей гигантоманией на стадионе. И пусть никто не уйдет обиженным — примерно такое и ожидаешь от человека, которому важнее изменить мир, а не положение строчек в чартах.

“Donda” — облако тегов “мама”, “бог”, всепрощение”. И иногда кажется, что за всеми смыслами и подсмыслами музыка отходит на второй план, уступая перформансу — как Канье хайпит себя отжиманиями мы еще не видели, а вот многие приемы и ходы слышали на предыдущих альбомах. В воображаемой генеалогии работ мистера Уэста к “Донде” должны тянуться веточки “Йизуса” и “Джизуса”.

Канье уже не новатор, но в монастырь все еще входит со своим уставом. Поэтому в его пастве собраны люди из разных вселенных: новички, бывшие аколиты, гнущие линию ветераны, люди-проблемы и чуть ли не сатанисты. Вероятно, потому что перед богом все равны, но всех еще нужно собрать и расставить по нужным местам в церковном хоре — чем успешно занимается пастор Уэст.

И вряд ли справедливо считать “Donda” альбомом-самоповтором — это масштабный плафон, собранный из разных фресок. Смотреть на него долго не выходит — затекает шея. Но самых стойких обязательно ждет катарсис.







1. Tyler, the Creator "Call Me If You Get Lost"




Предыдущий альбом "Igor" — водораздел карьеры на "до" и "после", самая коммерчески успешная и продуманная работа уникального артиста. Тайлер в блонд-парике отказался от рэпа и запел о любовных заморочках, вдохновляясь любимым соулом и R&B прошлого века. После такого было резонно ждать следующий альбом с мыслью "Что он выдумает нового на этот раз?", но Тайлер всех переиграл и уничтожил — пошел вразнос. На этот раз в клевой ушанке.

"Call Me If You Get Lost" — альбом контролируемого хаоса. Тайлер как будто годами ждал, когда же ему хватит скилла реализовать все накопившиеся идеи, поэтому новый альбом звучит как компиляция "Goblin", "Wolf", "Cherry Bomb" и все того же "Igor". Он снова читает рэп (и снова с интонациями мультяшного злодея) и зовет к себе хайпменом DJ Drama, культового персонажа эры микстейпов (а тот смешно путает название альбома в треке "Hot Winds").

А "Call Me If You Get Lost" и кажется микстейпом на максималках — преимущественно с треками-коротышами (и двумя гигантами по 8+ минут) и оравой гостей от Lil Wayne и Lil Uzi Vert до Domo Genesis с 42 Dugg (неофициальный победитель в номинации "Лучший врыв на бит 2021"). И за всем этим стоит большой мастер, который не дает лоскутному одеялу с треском разойтись по швам. И вот перед нами уже не вещь с барахолки, а выставочный лот на аукционе.

И тут снова возникает мысль о микстейпе — индустриальном формате, когда лейбл не уверен в качестве или хитовости материала. Это ведь нарратив самого Тайлера — неформатного и неудобного артиста, которому кажется, что еще не все осознали его талант. Не поэтому ли он до сих пор продолжает убеждать нас в своей исключительности?

Да мы и так все давно поняли!

Обсуждаем крупнейший биф за последнее время, конфликт Платины с “ВКонтакте” и новый релиз Toxi$
Конфликты, неожиданные встречи и Vacio против рэпа
Нацитировали новую Вписку