Итоги 2021
14 декабря 2021
50 лучших песен 2021. Часть вторая
Продолжаем подводить итоги. На этой неделе мы раскатываем список из 50 песен, определивших звучание и настроение этого года.
Каждый год в декабре The Flow называет 50 песен, которые определили и сформировали эти 12 месяцев. Как всегда, мы ориентировались не только на успех и шум вокруг них, но и на то, насколько они запомнились и запали в душу лично нам. Каждый день на этой неделе выпускаем по новой десятке.
50-41 | 40-31 | 30-21 | 20-11 | 10-01
Давно обосновавшаяся на российской поп-сцене ретромания с особой синтезаторной фактурой, диско-эстетикой и неизбывной русской тоской нашла свое талантливое выражение в альбоме Стереополины “Суперлуние”.
С первого трека с незамысловатым названием “Грустный танец” становится понятно, что музыка уроженки Казани Карины Моргуновой – это не просто умелая стилизация под советскую новую волну, а утонченная жанровая ода ушедшей эпохе от музыкального гика, в которой наивная искренность ретро-попа сливается с мрачной тональностью дарквейва и постпанка.
Пиком активности этот год для Mnogoznaal не назвать. Скорее наоборот: он объявил о создании творческого объединения Duga, записал куплет для альбома коллеги по Dead Dynasty, рэпера 39, и выпустил всего один сингл — но такой, что не остается сомнений: без него топ будет не полон.
В “Без обид” есть все, за что Макса считают одним из наиболее самобытных представителей отечественной рэп-сцены – гипнотическая смесь брутального бита и завораживающей мантры-речитатива, нездешний грув и северная распевность. Ок, Макс, никаких обид, но в следующем году мы ждем альбом!
"Две девочки" — это драма о подругах, которым запрещена любовь. Их разлучили родители и буллят ровесники, даже закон родной страны в песне встает на сторону зла. Лирическая героиня Швец в "Королеве отстоя" тоже была аутсайдером, ее так же презирало общество, но в новой песне ощущаются беззащитность и обреченность. "Две девочки" упрекает Россию в гомофобии — и очень жаль, что реакция на песню IRL только подчеркивает правоту артистки.
Soda Luv за год вошел в число наиболее популярных новых рэперов, и альбом "Roomination", по крайней мере, мощным набором гостей его статус одного из лидеров рэп-сцены цементирует лучше любых слов. Одним из хайлайтов релиза стал "Плацкарт", где Сода призывает Хаски и вместе с ним кастует сочные панчи-заклятия.
"Плацкарт" меньше всего задела самоцензура Соды. При том, что с альбома постарались вырезать упоминания веществ, трек стартует сразу с пяти эвфемизмов, заменяющих слово "трава". Свои лучшие моменты рэпер выдает уже к середине, и не гасит запал до самого конца: "У меня тройничок, под подружкой спит Нина / Жизнь дарит радость, мне сосет конец Света".
Следом в "плацкарт" заходит Хаски, подхватывает рифму и жарит артистов-конъюнктурщиков: "Ты мечтал быть повсюду как Dua Lipa / Но ты все перепутал как Пупа-Лупа / Твоя туса на вид как HR-отдел / Вы на сцене как клерки в своем мерче". Наблюдать лингвоэквилибристику двух настолько разных, казалось бы, артистов — особый кайф. А если у вас возник вопрос о названии трека, то ответом на него служит вот эта строчка: "Еду в купе, но тут пятки, как плацкарт". Гражданин начальник, попробуй-ка проанализировать это!
Мультижанровая пластинка Тимы Ищет Свет “Зеркало” – смесь карнавальной буффонады группы Аукцыон, рэпа с 808-ми, бардовской песни и современной поп-музыки. Удивительно, но за стройность этого винегрета из жанров отвечает всего один человек – двадцатилетний студент факультета журналистики ВШЭ Тимофей Якимов.
Песня “Тост” – одна из самых пронзительных на альбоме. Она начинается как мрачная гитарная баллада, но на хуке срывается в залихватский хип-хоп. Кому-то эта эклектичность может показаться слишком вычурной, но яркие образы из клипа к песне и эмоциональный манифест “зеркализма”, написанный Тимой к выходу альбома, ставят все на свои места – музыка “Зеркала” просто “отражает” мрачную действительность, в которой соседство противоположностей давно никого не смущает.
Первая часть "Друга" вышла на EP в 2019-м, и тогда Boulevard Depo волновали псевдодрузья в индустрии, пришедшие к нему вслед за успехом. Два года спустя уфимский рэпер вернулся к теме на альбоме со старым знакомым продюсером SP4K, но теперь вопрос он ставит иначе: не стал ли он тем самым фейковым другом.
Бульвар пробует понять, достаточно ли он делает для близких и чем он может помочь им еще. Он хочет держать связь с друзьями, но оказывается бессилен против времени — разный образ жизни мешает быть им на одной волне и рождает возмутительные слухи. Вместо обвинений в притворстве артист принимает перемены: "Всё было круто, но им пора дальше / Не всё умещается в "наши, не наши" / Хороший, плохой — это не важно".
"Лайфстайл — нервный срыв", — Куок дает очень точное определение музыке, которую выпускал в этом году. Главный из этих дропов, EP “Blood, Love & Diamonds”, — тот случай, когда всего 10 минут хронометража артисту достаточно, чтобы показать всю разносторонность. Он продолжает мастерски сплавлять драм-н-бейс, R&B и симфонические этюды с фатализмом рэпа нового поколения, посвящает строки потере близкого друга (подробнее — в песне "Птица"), сопротивляется выгоранию и грозится "кидать в людей моралью". Из всего этого складывается хаотичный портрет талантливого автора, который прошел через непростые несколько лет, — и по максимуму проецирует их на музыку.
На самом рэперском альбоме Скриптонита была обязана появиться песня с таким названием. На удивление незамысловатый инструментал как будто компенсируется постоянно изменяющимся припевом — лишнее напоминание, что Скриптонит не только про звук, но еще и про работу со словом (“Ведь это все рэп: драть не тёлок, а фишки / У брата и братишки”; “Не все готовы курить и их плющит, но плачет он от смеха / Все забыли, что их разделял цвет глаз, фонотека”). Но даже с акцентом на текст этот трек не теряет главного — звериного вайба.
“Как будто несколько вкладок с музыкой открыл”, — говорится в самом популярном комментарии под клипом “Аттестат”. Макс Корж — автор несложных, но очень метких песен — вдруг зашел на кислотную территорию условной группы 100 gecs. Ритм похерен, звучки грубо нарублены и сшиты цыганской иглой, сэмпл Бутырки миксуется с выстрелами и прочими свистелками-перделками — и это все равно остается песней Коржа. Молодость и рвань не забыты.
И стоит добавлять, что под “Аттестат” все еще прекрасно крошатся стадионы?
Эльдар Джарахов встречал 2021 год хорошо известным блогером (инста на 3 миллиона, тикток — на 5), ветераном YouTube (3,5 миллиона подписчиков), много рефлексирующим о смене поколений в интернете и пришедших ему на смену новых персонажах. А заканчивает его — востребованным музыкантом, героем школьных дискотек. Его новая аудитория не обязана знать, как в середине десятых Джарахов в составе "Успешной группы" записывал КВН-рэп про "Мой елдак" и "Цок-цок". Позднее вышел и первый "серьёзный" альбом Эльдара "Rock'n'Rofl", где вместо трэш-куплетов были попытки сочинять милые поп-песни. Но широкого успеха не было и старта заметной музыкальной карьеры не случилось.
А в 2021 году появилась песня "Я в моменте" — гимн всех выпускных и народный хит года, который увел Джарахова куда-то на территорию последователей Макса Коржа: то есть, к проникновенным, мечтательным, простым-простым, добрым-добрым; зачастую, ненатурально приторным песням. На этом фундаменте Джарахов сноровисто строит музыкальную карьеру заново: выпустил ремикс "В моменте" с Mary Gu, вслед за ним — пару синглов, и анонсировал сразу два альбома на 2022 год.
Самое популярное за неделю