Итоги 2021

Топ-50 отечественных альбомов 2021. Финал

Победители — уже здесь.

Десятка лучших отечественных альбомов 2021 года по версии The Flow.

Вот здесь можно ознакомиться с аналогичным списком зарубежных релизов. А по этой ссылке — топ-50 лучших треков года по версии нашей редакции.



50-41 | 40-31 | 30-21 | 20-11 | 10-01





10. Брутто "Гаддем 2"




Брутто сейчас на том этапе карьеры, когда абсолютно естественно рефлексировать на темы старения и утраты актуальности. Весной дебютному альбому Каспийского Груза исполнится девять лет, накиньте еще парочку за годы, когда Брутто только делал первые шаги в рэпе. Но он не из тех авторов, которые в песнях много говорят о себе. Брутто — в первую очередь рассказчик, прорабатывающий личное через выдуманных персонажей. На “Гаддем 2” его героем становится привычный для творчества Каспийского бандит из 90-х, несгибаемый носитель старых взглядов, выросший на улицах и сохранивший улицу в себе. По ходу альбома (а здесь можно проследить единый сюжет) этот человек проходит через тюрьму и предательство, выходит на свободу и не находит себе места в новой ментальной системе координат. Мир, в котором он жил и частью которого он себя видит, уступил место новому времени. Абсолютно душераздирающий образ, который при желании легко переносится в музыкальную плоскость. В эпоху песен-фристайлов Брутто во многом напоминает такого же носителя старых ценностей. Но в отличие от героя песен он осознает свое положение и замечает расставленные ловушки издалека. Есть ощущение, — оно ничем не подкреплено, да и артист на этот счет никаких заявлений не делал, — что альбомом “Гаддем 2” Брутто делает то же самое, что и Скорсезе фильмом “Ирландец”. То есть прощается с криминальным жанром, с которым его творчество ассоциируется в первую очередь. Если это действительно произойдет, альбом займет особенное место в его дискографии. Впрочем, “Гаддем 2” этого достоин при любом раскладе.







9. Lovv66 "Puzzles"




Весь год про Lovv66 пилили мемы в духе “Мама, а можно мне Карти? У нас дома уже есть Карти”, но их авторы, похоже, не замечают, как, вооружившись знакомой многим формулой, Lovv66 обогащает ее массой мелодических крючков и собственных находок. Если делать такой звук легко, то почему только он в этом преуспел? Если он пользуется только чужим инструментарием, то почему на каждом из трех альбомов, выпущенных им в этом году, находится место хитам, которые успешно живут в соцсетях и генерируют миллионы стримов? Альбом “Puzzles”, самый убедительный из трех, — это музыка пограничных состояний, застрявшая между явью и реальностью, нежностью и агрессией, эйфорией и отчаяньем. Мелодии Lovv66 струятся и танцуют, будто дым от самокрутки, а песни вроде “Говорят чо” и “50к в сумке у папы” звучат, как мастер-класс по интонированию и подаче. Если не понятно, “чо” он говорит, то вас обязательно зацепит то, “как” он это делает.







8. Скриптонит "Свистки и бумажки"




В 2021-м Скриптонит вооружился девизом: “Надо уметь работать!” — и выпустил три альбома. Стилистически разных, записанных с разными артистами и на разных языках (“The Genetic Code” — на английском). При всей несхожести они подсвечивают одну мысль: их автору не интересна гонка за лидерство в русском рэпе. Его творческие решения не продиктованы запросом местной публики, а выдавливанию хитов и тикток-челленджам он предпочитает то, что и должен выбирать настоящий музыкант, — непосредственно процесс творчества. “Ни перстни, ни статуэтки не волнуют меня. Я здесь тупо тренируюсь” — говорит он на альбоме “Свистки и бумажки”.

Тематически этот релиз похож на стопку вырванных страниц из дневника. Скриптонит много говорит о возрасте и собственном методе (“По***, сколько мне лет, я все еще ребенок — рамок нет. Я не хочу стать одинаковым”), об индустрии (“Рэп перевернут — лежит на обочине. Рэп как пришел, так отправлен по почте. Никому не нужен”), родителях (“Мне было 16, тогда дома я совсем перестал улыбаться, ведь совсем не знал, что прекрасно. Прекрасное время”), о ближнем круге и одиночестве. Пожалуй, он впервые пускает слушателя так глубоко в свою голову. Что-то похожее предлагает на последнем альбоме и Оксимирон, но “Красота и уродство” — это альбом стихий и более ярко выраженной внутренней борьбы. Скриптонит же к финалу “Свистков” достигает редкого умиротворения: “Тебе дали утро, это солнце как неон вдоль реки, и я думаю, что это стоит дороже салютов”. Когда еще вы слышали его таким?

Логично, что и музыкальную текстуру Скриптонит собирает так, чтобы не уводить внимание от своих высказываний. Это, пожалуй, самый неконцертный из его релизов. Кто-то скажет, что таких простых аранжировок у Скрипа еще не было, но тут решают нюансы: то, как он украшает свой бит сэмплом из классической “I Got 5 On It”, то, как оживляет звучание в стиле нулевых партиями ситара и духовых. “Свистки и бумажки” — альбом, который не стремится понравится. Спецэффектам тут предпочитают диалог “на спокойном” — а это стоит дороже салютов.







7. Макс Корж "Психи попадают в топ"




"Психи попадают в топ" оказался самым сложным и поэтому длинным среди альбомов Коржа. Его Герой по-прежнему любит слэм на стадионных концертах и шататься с друзьями по ночам, он зло ругается с хейтерами в соцсетях, а его чувства вырываются на свободу настоящей бурей. Эмоционально ему будто вечно 17, хотя возраст и дает о себе знать в разных физических проявлениях.

Лучше всего взросление Макса ощущается в тех песнях, которые вдохновлены событиями белорусского лета 2020. В этих песнях Корж пишет, возможно, свои самые поэтичные строчки. Хотя он не называет имен и событий, понять его настроение и мнение о произошедшем совсем не трудно. "Сонное лето / Голову вскружит / Где-то в пустоте азарта / Кто-то решает, кто кому нужен", — в "Заправке" он на ходу переключает точки зрения — "Но мне внезапно долгое лето / Голову вскружит / И на высоте азарта / Поменяет завтрак на ужин".

На самом деле "Психи попадают в топ" — это большое высказывание о мечте, личной и общественной, от человека, которого слушают внимательнее, чем некоторых президентов. Во время протестов Макс Корж был раскритикован за странный пост про “тормозим движ”. Но после затянувшегося перерыва он собрал все нужные слова, положил их на громкую разрывную музыку и развернулся на всю мощь.







6. Платина "Sosa Muzik"




Платина и до этого хорошо чувствовал тренды, и продолжает оставаться на их передовой. На смену эстетике Playboi Carti, с его магией повторений и “стеной эдлибов”, пришли гиперпоп с трансовыми синтезаторами и безумный автотюновый поп-панк. "Sosa Muzik" — это песни, про которые сложно сказать, о чем они (в первую очередь, потому что непонятны слова). Лирический герой которых практически полностью потерял человеческий облик: он аморален и лишен чувств, его, кажется, волнуют только первобытные инстинкты и материальные вещи, а внутренний конфликт выражается только в том, чтобы одеваться лучше "оппов". В этих песнях невозможно разглядеть себя, да и не сильно хочется.

Но 2021 — время, когда до стиля всем есть дело. И к концу года выяснилось, что лучше всего стиль выражен у андрогинного вида молодого человека из Риги, флексящего так низко, что задевает чувства.







5. Noize MC "Выход в город"




Мы забыли, что Noize MC хоть и не пропадал из музыки и соцсетей, но давно не выпускал альбомов. "Царь горы" вышел в 2016, и есть ощущение, что Нойз тогда не был в топовой творческой форме. Спустя два года вышла "Хипхопера: Орфей и Эвридика" — запись, выходящая за рамки по другой причине: это в самом деле рэп-опера, которую, кажется, не оценили во время ее выхода. И хотя Noize MC не давал поводов поставить под сомнение свои возможности артиста и сочинителя, прошло довольно много времени с тех пор, как он выпускал однозначно сильный альбом. Дав нам соскучиться, Нойз записал "Выход в город". Возможно, это самое мощное, что он когда-либо делал.

Тут окончательно рвутся связи с рэпом: в этом жанре не происходит ничего интересного Нойзу. А звучит альбом как замысловатая помесь Дельфина с Radiohead. Это не концептуальный альбом, хотя порядок песен важен (они тут выстроены в смысловые блоки под условными названиями "прерванный полет", "стрельба по своим", "под колпаком" и "мы здесь не навсегда"), а конец закольцовывается к началу. Альбом о личном — но в то же время, постоянно затрагивает что-то такое, что касается каждого. И хорошо слышно, что это запись, датированная 2021 годом — годом, когда запрещали и закрывали, судили и сажали, штрафовали и удаляли со стриминг-платформ, называли иноагентами и стягивали войска к границе. Ирония долгое время оставалась оружием Нойза, но тут он, кажется, капитулирует — давно (или никогда?) у него не выходило настолько невеселых альбомов. Давно (никогда?) не было записей, настолько соответствующих нынешнему в большей степени душному и стыдному, нежели смутному, времени.







4. Big Baby Tape & Kizaru "Bandana I"




В рэп вернулись клэпы.

Пока молодые звезды пытались подружиться с гиперпопом и дриллом, два трэп-лидера отечественной сцены вспомнили о любимом хип-хопе 2000-х, засели в Барселоне и записали альбом “Bandana”. И оказалось, что эту осовремененную ретроманию хотят слушать сотни тысяч. Это самый успешный по стримам релиз года, который обогнал даже Моргенштерна.

И Тейп, и Кизару — наслушанные музыканты. На альбоме можно услышать не просто вариации фанка с фонком, но отдельные задротские детали: сэмплы из классики южного хип-хопа, эдлиб “yeah, ho” из треков Three 6 Mafia, практически прямое цитирование хита “The Whisper Song” группы Ying Yang Twins. Кизару, в каждом треке меняющий флоу, вдруг начинает читать в стиле Project Pat, а песня “Ride or Die” — это локализованная версия “Murder Was The Case” Снуп Догга, где рэперы пасуют друг другу строчки. И это ни в коем случае не байт — с такой любовью невозможно байтить. Только цитировать.

А знаете, что еще хочется цитировать? Строчку “***** локдаун, сука, гет даун”. Отлично описывает настроение под конец года.







3. Markul "Sense of Human"




Маркул не выпускал альбомов три года — в современном мире это срок, за который иные карьеры успевают и начаться, и сгореть. После такого перерыва не имело смысла возвращаться с обычным альбомом: если уж так долго что-то готовил, то будь добр, удиви. “Sense Of Human” берет и удивляет. Это изобретательный рэп нового образца, забирающий все лучшее из поп-музыки, чей герой (меланхоличный интроверт) не очень-то типичен для рэпа-2021, где каждый если не блогер, то тиктокер.

Сделанный с командой продюсеров, где “рэп” и “нерэп” разделены примерно поровну (за рэп отвечают Palagin и Osa, Shumno и Куок — это “электронная” часть команды, продюсер BadApe писал музыку для фильмов) альбом метит в эпик, не забывая то и дело цеплять слушателя красивостями.

Быть может, некоторая переусложненность концепции со всеми этими постерами, артворками и тематическими скитами заставляет вас подумать, что это безжизненная работа, где навороты существуют только ради наворотов. Нет, забудьте: тут крутые хитовые песни. В каждой Маркул старается поймать нас на мелодический крючок: “Zima Blue”, “Cuba Libre” или “Rick James” — это чуть ли не самые привязчивые вещи, которые он писал в карьере, при этом мечущиеся музыкально от брейкбита до фанка. О поп-музыке часто говорят как о чем-то потоковом, поставленном на конвейер, что должно жить и существовать быстро. Здесь она сложнее и тоньше, при этом не теряет в “поп”-компоненте — и всем от этого только лучше.







2. ATL "Радио Апокалипсис"




В пересказе идея выглядит не очень увлекательно. Вот вам релиз, который на две третьих состоит из последних гостевых куплетов ATL, где каждый куплет допродюсирован до состояния самостоятельного трека. А на одну треть — из новых песен. В действительности это сильнейший релиз Сергея за долгое время.

Его музыка стала еще бодрее (с уклоном в сторону пампинга, хардбаса и прочей “Пиратской станции”), песни — еще злее, еще неуютнее, а русский народный sci-fi стал ужастиком категории Б: взгляд на Россию последних лет как на малопригодное для жизни измерение, откуда лезут сплошь гоблины да вурдалаки. Артист, записавший несколько альбомов о танце как о языческом ритуале, теперь приходит к танцу как к единственному способу утешения и противостояния сгущающемуся мраку. Мы все так же танцуем, но нам уже не так по***.







1. Oxxxymiron "Красота и уродство"




10 лет назад вышел “Вечный жид”. Его записал Мирон Федоров, человек с самой нерэперской биографией, которую можно представить. Который вел бескомпромиссную войну с русским хип-хопом, выжигал двойными рифмами хейтеров и в перерывах копался в себе. Его суперсилой было умение выжать из языка максимум, убежищем — рэп-форумы и онлайн-баттлы, а главной уязвимостью — самобичевание и сомнения. Oxxxymiron не был героем с приставкой “супер”. Скорее, с приставкой “анти”. Как показывает история поп-культуры, к таким у нас больше симпатии.

И вот 10 лет спустя вышел “Вечный жид 2”.

Между двумя альбомами произошло столько, что перечисление тегами займет больше абзаца. Важное из этого — став царем горы, Мирон в скором времени потерял себя, повесил костюм рэпера и затаился. Как в любом супергеройском кино он отыскал силы вернуться, а его бэт-сигналом стали баннеры “Когда альбом” — пример, как можно ничего не выпускать, но при этом не растерять ощущение присутствия. Выжимкой этого смутного времени стала “Красота и уродство”.

Баттл-рэп и поэзия, немодный саунд и бег наперерез трендам, крики на облака и меткие уколы, скрытая неуверенность и вербальная доминация, упрямство и примирение, рестик и арестик — это альбом, где компоненты-противоположности не просто соединяются пазами, а намертво сплавляются в монолит. Это альбом, который доказывает, что всегда можно нащупать кнопку “рестарт”. Про который были набраны километры букв и не меньше было стерто. Который разделил на “за” и “против”, хотя в его названии вместо “или” стоит “и”.

Даже если это не лучший альбом года, он точно его главное событие.

Платиновый выпуск
Что посмотреть на выходных. Без спойлеров
Она назвала его “долбоебом”, он ее — “тупой пиздой”
О новом альбоме, выпуске винила на донаты в Яндекс Музыке, здоровом образе жизни и лени