Итоги 2022

Топ-50 отечественных альбомов 2022. Лучшее

Победители — здесь.

Декабрь на The Flow — время итогов. Сейчас вы читаете финальную часть нашего топа лучших отечественных альбомов.

Вот здесь можно ознакомиться с аналогичным списком зарубежных релизов. А по этой ссылке — топ-50 лучших треков года по версии нашей редакции.



Партнером "Итогов 2022" на The Flow является Яндекс Музыка c умной системой рекомендаций Моя волна



Она не просто угадывает любимую музыку слушателя, но и открывает новое — иногда неожиданное, но то, что попадет во вкус и настроение. Моя волна быстро обучается, когда вы ставите трекам лайки или, наоборот, пропускаете их. Алгоритм анализирует каждое ваше действие, что слушают люди со вкусами, похожими на ваш, и учитывает все это в рекомендациях. Поэтому Моя волна уже неплохо научилась предугадывать, что понравится слушателю прямо сейчас.






50-41 | 40-31 | 30-21 | 20-11 | 10-01





10. Soda Luv "Native Strangers"


Релиз, который меньше всего ожидаешь услышать от Соды. В нем он размышляет об одиночестве, времени и оглядывается по сторонам: а кто-то вообще еще остался рядом? Сода вспоминает, как “полгода на Неве ночевал на палетах”, но даже тогда реже грустил. Он признается, что “хочет спокойно спать, а не цепляться взглядом за стены”, да и сам альбом будто написан в ночном безвременье, когда ты случайно проснулся и уже не смог закрыть глаза. На "Native Strangers" всего один фит — с Брутто, он “все еще свеж, хоть и бумер” и отмечает, что у каждого возраста свои проблемы: “Бро, все мои счастливые семейные фотки — скроль // Как сын, как муж, как отец — я ноль”.











9. Влади "Длится февраль"



Влади в Касте всегда было что сказать — точно больше, чем коллегам. Ни у кого больше нет столько сольных альбомов. Они хороши по-разному: молодой задор вкупе с поиском новых тем и языка в рэпе в "Что нам делать в Греции" спустя десяток лет сменялся осознанностью и внутренним светом в "Ясно". Новый альбом мог бы называться "Горько" (увы, тут нет свадебных коннотаций). Он впервые у Влади посвящен строго одной теме — он про предательство. Про то, что делать дальше, когда тебя предала твоя же страна. Про горькие открытия: "Но родина — не мать". Про вопросы, которые сейчас нужно себе задать. Про ненавистную советскую прошивку: когда учебник истории — тупо список войн, а позитивную оценку получает тот правитель, который отнял побольше земли у соседей. Песни-размышления ("Безвременье", "Как мы стали самой большой страной") здесь чередуются с песнями-моноспектаклями ("Из Москвы", "Обзывать"), что не дает альбому превратиться в плакат. Влади остается одним из самых больших мастеров слова в рэпе. Это не так заметно массам, потому что он не записывает колких диссов на коллег, но это несомненно каждому, услышавшему "Длится февраль".











8. Friendly Thug 52 NGG "Cruiser Aurora"


“Cruiser Aurora” — из тех первых релизов, которые не тратят время и сразу же выдают весь необходимый контекст про его автора. Питерский рэпер Friendly Thug читает под минималистичные весткоаст-биты о рехабах, пакетах, “акуле из Италии” и любимой девушке — и делает это с искренностью и обаянием раннего Гуфа. Это очень размеренный рэп, его автор не прячется за горой эдлибов и эффектов, но в то же время совершенно не звучит как пришелец из прошлого. Имя Friendly Thug часто мелькает в интервью состоявшихся молодых звезд русского рэпа — значит в индустрии он уже свой. Дело осталось за большим альбомом, который бы зацементировал его статус. И есть ощущение, что он прогремит сильнее “Крейсера Авроры”.











7. Комсомольск "Комсомольск-0"


Группа “Комсомольск” и раньше приглашала нас пофантазировать о том, как “все исчезнет”, и вот к 2022-му сбылось — сколько всего оказалось разрушенным, отмененным или убранным из эфира. Идея обнуления, заложенная в названии мини-альбома, закономерно должна быть продолжена ревизией всего, что осталось. Итак: окна-ублюдки, твари-фонари, велодорожка, ведущая в ад. Мокрая подушка, черная площадь, смертельно-розовый рассвет. Пустое небо, а под ним — “только я, родина, менты”. "Комсомольск-0" описывает мир, в котором много тьмы, но напоминает: “Если мы с тобой светить не будем, кто это сделает за нас?”











6. Miyagi & Эндшпиль "Hattori"


Немногословные владикавказцы за те годы, что мы их знаем, создали свой узнаваемый бренд из фирменного сочетания рэпа и регги, обзавелись ценной для их аудитории репутацией правильных и не бросающих слов на ветер людей, плюс, невероятно выросли в плане визуальной эстетики — и к 2022-му году пришли в статусе знаковых фигур в индустрии. Они — точно лидеры мнений, но, вот парадокс, максимально непубличные. В застелившем всё тумане они таки остались немногословными и в середине осени принесли своим людям лаконичную подборку новых невеселых песен (которая заканчивает этот год на верхних местах альбомных чартов). "Hattori" кажется мрачным — но он помогает идти через мрак. Не в традиции Miyagi & Эндшпиль писать треки на злобу дня, но в традиции регги — призывать к миру. Так и тут: "Hattori" советует слушателю выбирать сторону света и просит время не делать из него демона. А если это не так однозначно, то есть и такая строка: "Я солдат, что в лазарете снова рисовал слова, / Разрезая портупею, проклинал эту войну, / И за похабную идею, здесь готовы утонуть".











5. Feduk "В тон улицам"


Федук кажется человек с идеальным стриткредибилити. С одной стороны, он уже много лет успешная поп-звезда с чартовыми песнями, широкой аудиторией и партнёрствами с большими брендами. С другой, ему респектует поголовно вся новая школа, но в то же время на фит зовёт и Скриптонит. А шатауты от Федука всегда всегд весили много: спросите хоть у Биг Бейби Тейпа, хоть у Платины. В этом году Федук выделял Hugo Loud — и мы уже понимаем, почему.

При этом Федук как будто бы боролся с синдромом самозванца: вроде и поп-звезда, но он всегда много говорил о любви к рэпу, о "трушности" и андеграунде. И в 2022 году записал альбом, которым по идее отвечает хейтерам: "Смотрите, я не спопсился, я всё ещё рэпер!" Дорожка опасная, потому что из неё мог выйти альбом скучного и отставшего от эпохи бубнежа. Но вместо этого у Федука получилось яркое письмо любви дорогому сердцу жанру. Он разбирает по полочкам все претензии к себе в "Диссе", весело угорает в песне "В центре города", наваливает британщины с отсылками к Вайли в "Стильный", вспоминает прошлое в "По крышам" и выпускает новую версию "Эир максов".

Этим альбомом Федук самому себе доказывает собственную трушность. А аудитории он скорее напоминает, что рэп всё ещё может быть простым, весёлым и непритязательным — но всё равно крутым. А так как это по-прежнему Федук, то ещё и очень стильным.











4. Самое Большое Простое Число "Ничего больше нет"


“Музыку СБПЧ трудно охарактеризовать однозначно. Она напоминает процесс, движение, главную тенденцию которого с трудом удается уловить и запечатлеть словами”, — писал The Flow в интервью с Кириллом Ивановым за полгода до выхода альбома. Когда-то это казалось проблемой, сейчас воспринимается как достоинство, тем более, что СБПЧ в своих последних трех альбомах вышли на уровень “мы и есть стиль”. Окружающий нас в 2022-м “процесс” не мог не отразиться на песнях группы. Название пластинки, а особенно заглавная песня, придавливают своим даже не пессимизмом, а неотвратимостью и обнаженностью правды. К счастью, там есть и другие песни, написанные раньше конца февраля, — фирменные дурашливые меткие сбпчевские, а также, по точному замечанию Александра Горбачева, “наследующие советской мечтательно-скорбной эстраде”, лучшие из которых это “Береги” и “Гимн неудачников”. Он же называет эту пластинку лучшей в большой дискографии группы. Ну если это и не точно так, то побороться за это звание "Ничего больше нет" может заслуженно.











3. Союз "Force of the Wind"


"Force of the Wind" — третий по счету альбом минской группы Союз. Это идеальный саундтрек, чтобы начать им утро выходного дня: песни невесомы, будто капли росы на травинках, вдохновленные джазом и бразильской эстрадой середины прошлого века. Нетрудно понять, что в них разглядел Tyler, the Creator, в сентябре ворвавшийся в инсту Союза, чтобы оставить там ровно одно слово капсом: "Insane!" Они такие же диггеры, как и Тайлер, меломаны и гики, которые в поисках вдохновения порой залезают на самые экзотичные музыкальные территории. Кому-то, возможно, покажется неэтичным выпускать настолько спокойную и лучистую музыку в 2022-м. Вот что об этом говорят сами музыканты: "Это альбом из прошлой жизни. Он был записан год назад в Киеве (раньше группа издавалась на лейбле Ивана Дорна Masterskaya — прим. The Flow), это путешествие показалось нам в тот момент глотком свежего воздуха. В нем нет той боли, которую мы ощущаем в нашей новой жизни. Он полон надеждами и мечтами. Сейчас это кому-то может показаться неуместным. Но это отпечаток того времени и ощущения, которыми нам бы хотелось поделиться".











2. Aarne "AA Language"


Альбом "AA Language" — феномен для российской сцены, потому что это, кажется, первый случай, когда битмейкер добрался до звёздного статуса, выпустив релиз по формуле условного Metro Boomin: "Я делаю музыку, артисты залетают в гости, мы выпускаем хиты". И они тут разнообразные. Юкей-гэридж в "Тесно", дрилл в "Далеко", поп-хаус в "Дискорде", трэп в "Фиесте". Aarne весь альбом прыгает по жанрам, везде двигаясь максимально на уверенном. Добавьте сюда и мощнейших список гостей — Федук и Маркул, Lil Krystalll и Элджей, Яникс и Seemee, Тейп и Моргенштерн, западные Mykko Montana и покойный Lil Keed, Slava Marlow и The Limba, Платина и Obladaet. Aarne собрал мощнейший срез рэп-сцены, по которому легко можно описать, как звучал русский рэп последних лет. "AA Language" — не новое слово в жанре, но буквально выставка её главных достижений последних лет.











1. Куок "Imago"



В биологии имаго означает финальную метаморфозу, когда насекомое обретает крылья. На одноименном альбоме электронщик/рэпер Куок обретает крылья в метафорическом смысле — взрослеет. И в отличие от природной эволюции это далеко не безболезненный процесс.

“Imago” похож на калейдоскоп — Куок мечется от жанра к жанру, от темы к теме. Эмбиент соседствует с рейвом, а рэп на брейкбит с пением под пост-рок — будто он решил засунуть под обложку библиотеку всей любимой музыки. Хлещет дофамин, ноют ножевые, Куок накручивает себя мантрой “work, sleep, repeat” и с трудом подбирает слова в попытке объяснить свою апатию. Альбом слушается как заметки на полях личного дневника — в этих песнях нет конкретных подробностей, но в них все равно легко узнать себя.

И если “Imago” начинается с того, что Куок пытается убедить себя и других, что все в норме, то к финалу приходит осознание — нет, не в норме. Но с этим можно жить — главное принять. Вам это любой психотерапевт скажет.





О чем звезды переписываются с мамами (и фэнами)
Интервью с фонкером, который обогнал Dvrst по количеству слушателей
Создатели ЧБД прокомментировали пропажу последнего выпуска шоу c площадки, на которой оно эксклюзивно выходило последние полтора года
Первыми вернулись на ютуб, получается?