Итоги 2024
19 декабря 2024
Топ-20 мировых альбомов
Мы выбрали 20 мировых альбомов, которые в этом году вдохновляли, удивляли и заслуживали максимального внимания.
В декабре мы подводим итоги года. У нас вышел топ-50 песен года и список топ-20 клипов года. Впереди листинг "Буст года", а также топ-50 альбомов года. Все итоги можно найти здесь.
МТС Лейбл — партнер "Итогов года" на The Flow
Команда МТС Лейбла поддерживает талантливую музыку во всех её проявлениях: инди, хип-хоп, фонк или авторская песня под гитару; работает без оглядки на жанры и помогает каждому артисту, с которым сотрудничает, занять свою нишу в индустрии.
сайт | VK | Telegram
20. Yeat "2093"
“Послушать этот альбом впервые — это как увидеть НЛО”, — писали зарубежные медиа. Их можно понять: 23-летний лидер рэйдж-сцены отошел от агрессивных кричалок для мошпитов и разбитых голов, и сделал нечто более визионерское. Рэп-альбом в стиле “Бегущего по лезвию” — дистопический, загадочный и очень неожиданный.
Команда артиста признавала, что публика приняла релиз прохладнее, чем ожидалось. Но вместо хиточков для тиктока “2093” сделал для Yeat кое-что важнее: добавил ему глубины, показал нам, что этот парень в ски-маске не так прост, как казалось. Под конец года Yeat выдал и более привычный для своего старого стиля альбом “Lyfestyle”, — трэп, от которого лопаются кости и повышается давление, — но нам дороже все-таки авангардный “2093”. Пока вы гадаете, каким будет будущее, Yeat уже написал для него саундтрек.
19. Schoolboy Q "Blue Lips"
Школьник как будто давно миновал свой прайм. Вот и вокруг выхода этого лонгплея не было замечено ни шумихи, ни ажиотажа, ни высоких ожиданий — ни попыток их создать. Просто пришел и просто бросил нам шмот мяса.
Судя по "Blue Lips", мир чартов и мир андерграунда ему одинаково неинтересны. Он перпендикулярен и тому, и другому. Он проще Кендрика, хотя они с одних улиц, но проще не значит хуже. При этом, альбом настолько разнообразен музыкально, что сложно вспомнить второй такой в этом году.
"Blue Lips" — это батин рэп: батя растит дочек, батя купил дом, батя сидит вечером на балконе, смотрит на Лос Анджелес и дымит то, что в Лос Анджелесе легально, батя иногда загоняется, батя вспоминает былое. Сытая жизнь должна была затупить ножи, но нифига. Когда доходит до рэпа, Скулбой голоден как и во времена "Habits & Contradictions".
18. Cordae "Crossroads"
Когда вы в последний раз слышали, чтобы рэпер в треке признавался, что хотел купить дом в Майами, но решил сэкономить, и взял недвигу в пригороде, где подешевле? Cordae не пускает пыль в глаза, не строит из себя того, кем не является, а двигается по маршруту условного Джей Коула, с которым его нередко сравнивают. То есть делает искренний, тонкий, не всегда развлекательный, но богатый какой-то житейской мудростью рэпак. И это находит отклик не только у слушателя, но и у легенд — а на “Crossroads” появляются Lil Wayne и Kanye West, на минуточку. Если у Cordae и был чек-лист с коллаборациями мечты, этим альбомом он вычеркнул сразу несколько пунктов из него.
Как рассказчик Cordae на этом альбоме прыгает выше головы. Послушайте, например, трогательную “06 Dreamin”, где он рассказывает, как его мама бесперспективно ходила на кастинги различных талант-шоу, как рэпер надеялся, что вот скоро жизнь изменится, и он станет непо-бейби, про которого MTV снимет новый выпуск шоу “По домам”. Мечты мамы о большой сцене так и остались мечтами — но она смогла их реализовать через своего сына.
17. Erick The Architect "I've Never Been Here Before"
Erick the Architect стал последним из участников заметного рэп-трио Flatbush Zombies, выпустившим сольный альбом. "I've Never Been Here Before" способен удивить тех заложников стереотипов, которым "флэтбуши" когда-то показались чересчур фриковыми-крикливыми-эксцентричными участниками новой нью-йоркской сцены. Это взрослая и непростая работа, с широчайшей музыкальной палитрой, болезненными темами (утрата мамы, попытки найти себя заново) и Эриком-хамелеоном, который на этом альбоме умеет ВСЕ.
16. Kanye West, Ty Dolla $ign "Vultures 1"
Йе — художник, полотном для которого стала вся его жизнь, окружающий мир и информационное поле. Про его поступки и неудобные, неприемлемые высказывания можно было бы выпустить книгу и назвать ее "Это было не просто смело — это было пиздец как смело". После альбомов про то, как он нашел бога, Канье вернулся к рэпу. И надо сказать, здесь ему тесновато. Спору нет, он не растерял дар писать хиты и просто отличные песни. Когда-то мы думали, что он гениальный музыкант. Слушаем "Vultures" и видим — это гений, который иногда может поделать музыку.
15. Tems "Born in the Wild"
Тот случай, когда к первому лонгплею артистка приходит уже в статусе состоявшейся звезды с десятками миллионов стримов, статуэткой "Грэмми" и номинацией на "Оскар". Ее вокал вы уже могли слышать на альбомах Drake и Future, а совместный трек с другой африканской звездой Wizkid Канье как-то назвал "лучшей песней в истории музыки". Она же писала тексты для Beyonce и Rihanna, но хватит уже пушить ее через имена более узнаваемых коллабораторов.
От большинства африканских звезд, которые сейчас активно пробиваются в глобальные чарты, 28-летнюю Tems отличает то, что она росла не столько на местной афробит-сцене, а на песнях Селин Дион, Уитни Хьюстон и Destiny's Child. То есть с детства впитала любовь к R&B-дивам и пышным песням с драматичными аранжировками, от которых внутри все трепещет. Вот и ее музыка будто бы вобрала лучшее из этих двух миров.
14. Vince Staples "Dark Times"
Винс Стэплс в рэпе, как Чапарян в комедии — без выражения, экономя эмоции и не планируя понравиться, произносит слова, в общем-то, довольно обыденные, но постепенно выдающие в нем незаурядного рассказчика, вооруженного иронией, которая ему как щит и меч. Но в "Dark Times" Стэплс словно бы отставляет в сторону этот щит, приспускает защитную маску и решает показать свою нерабочую сторону, чуть-чуть пооткровенничать о своих слабостях. Ход не новый, но всегда работающий. Тихая красота "Dark Times" — не для каждого. Но поклонники согласятся, что такого мощного Стэплса они не слышали много лет.
13. Beyonce "Cowboy Carter"
“Этот альбом родился из опыта, который я пережила много лет назад, когда почувствовала себя нежеланной… было совершенно очевидно, что меня никто сюда не звал. Но благодаря этому опыту я глубже изучила историю кантри-музыки и исследовала наше богатое музыкальное наследие”. Болезненный урок Бейонсе получила в 2016 году, когда вышла с группой The Chicks на церемонии Country Music Awards, чтобы исполнить свою песню-эксперимент “Daddy’s Lessons” с альбома “Lemonade”. Это был её первый заход на территорию кантри и, по свидетельству очевидцев, корневой слушатель жанра её отверг.
Прошло меньше 8 лет и упрямая Би становится первой черной женщиной, чей сингл “Texas Hold’em” возглавил чарт кантри синглов Биллборда. Здесь можно было бы рассказать о все более громко звучащей в США дискуссии, как много на самом деле ковбоев в 19 веке было черными (по разным данным, до 25%) и почему об этом так мало известно, но в музыкальном топе за океан от Америки разве это важно? Важно то, что великая певица нашего времени все еще находит в себе творческий запал бороться со стереотипами и пробивать лбом стены.
12. Ab-Soul "Soul Burger"
Место лучшего рэпера лейбла TDE вакантно после ухода Кендрика. Скулбой, Джей Рок или Эб-Соул? После "Soul Burger" ставим на последнего.
После альбома “Herbert” 2022 года было понятно, что это артист, который не собирается выходить за рамки жанра, но внутри них будет строить свой мир, не оглядываясь на тренды и не используя одну педаль. Отчасти это сыграло в минус пластинке, критики отмечали хаотичность музыкальных идей и нелогичные переходы от песни к песне, но нам эта эклектичность даже нравится — нет ощущения выхолощенности и излишней продуманности. Если автору захотелось помимо своих коллег, сильных текстовиков, позвать Ty Dolla $ign для попсовенькой “Go Pro”, то так тому и быть. Захотелось потягаться с Jay-Z на “Squeeze 1st 2” — тоже может. Эклектичность кендриковского помола, когда идет от смелости, от отсутствия страха показаться слабым (альбом вообще-то посвящен памяти близкого друга), а может быть, и вообще вектор другой: на альбоме “GNX” Ламар заявил, что учился, как писать рэп, у Эб-Соула.
11. Snoop Dogg, Dr. Dre "Missionary"
Если смотреть через оптику людей, которые помнят выход альбома “2001”, а еще лучше “Doggystyle” (но таких пожилых не так уж и много осталось) — чуть ли не главная рэп-запись года. С точки зрения постбумеров, прикольный мем-дед Снуп выпустил альбом на музыку чувака, придумавшего классные наушники.
“Missionary” — ни то и ни другое. Чуда не произошло, Дре не придумал новый звук, Снуп не стал лучшим рэпером, чем он был (а вы замечали, что его никогда не включали ни в какие топ-10 всех времен?). И в то же время, чудо произошло: всех, кого в принципе этот релиз заинтересовал, разочарование не постигло. Снуп Догг все-таки старается не халтурить. Роскошный дорогой продакшн, буквально дорогой из-за десятков широко известных сэмплов. Такой звук может позволить себе только Дре, и по нему скучало немало слушателей. Легендарный коллаб с 50 Cent и Эминемом (увы, больше на бумаге). Прекрасный выход Мэтод Мэна.
Несмотря на полувековую историю хип-хопа, такие альбомы-воссоединения всё еще воспринимаются с некоторым благоговением. Благоговение в сторону — и слушаем просто хороший альбом олимпийских богов на отдыхе.
10. Don Toliver "Hardstone Psycho"
Большие куртки, большие флаги, большие колеса — Don Toliver, сладкоголосый протеже Трэвиса Скотта и спутник жизни Кали Учис, проникся эстетикой хромированных чопперов, несущихся по американским хайвеям и записал отполированный и перепродюсированный альбом автотюнового черного байкерского трэп-блюза. Колеса его байка уверенно крутятся — но не стоит ли его карьера на месте и не ходит ли он в творческом смысле по кругу? На эти вопросы "Hardstone Psycho" ответить не помогает.
9. Billie Eilish "Hit Me Hard And Soft"
Третий альбом одной из главных певиц поколения — экспериментальная и большей частью тихая, самокопательная запись, которая будто бы продолжает прошлогодний “оскаровский” хит "What Was I Made For".
Мы наблюдаем, как суперзвезда разбирает себя по кусочкам, как она поет о принятии собственного тела, об отношениях с партнером (и партнеркой — см. "Lunch"), с известностью (причем порой с необычных ракурсов — см. "The Diner", почти что "Stan" по-айлишевски). С одной стороны это стопроцентно альбом Билли, с ASMR-тембром, который ни с кем не спутать. С другой — он открывает в ней какую-то новую силу: новый уровень откровенности, более мощные вокальные партии, невиданную легкость.
Билли говорила, что при работе над альбомом вдохновлялась релизами Тайлера ("Goblin"), Винса Стейплза ("Big Fish Theory"), Ланы ("Born To Die") и Coldplay ("Viva La Vida"). "Мне нравится, когда меня на альбоме забрасывают в отдельную вселенную человека, — говорил в том интервью бессменный саундпродюсер певицы, ее брат Финнеас. — Когда находишь высказывание, которое интересно слушать от первой и до последней секунды. Это приносит мне гораздо больше радости, чем когда я просто слышу отдельный крутой хит". Теперь такой есть и у его сестры.
8. Charli XCX "Brat"
Поразительный, демонически точно просчитанный замес всего самого передового и ностальгического, давший на выходе главный мета-поп-альбом года. Чарли — умная девушка, всегда внимательно относившаяся к новостям к современной электроники (а не когда это стало трендом), выпустившая к этому моменту пять сольных альбомов и строившая карьеру последовательными шагами — но в 2024 показавшая, что такое по-настоящему делать биг степы. "Brat" сделал ее суперзвездой, а в расписаниях летних фестивалей 2025 ее имя выделено самыми большими буквами.
7. Denzel Curry "King Of The Mischievous South Vol. 2"
Всем свойственна ностальгия. Кому-то это чувство дарит грусть-минор, кто-то наоборот им заряжается. Но что такое ностальгия для рэп-артиста, который последние 15 лет планомерно прокладывал себе путь наверх? Это воспоминания о первых выступлениях, о людях, с которыми начинал, саунде, который взрывал твои дешевые колонки, и голоде-голоде-голоде. Именно такими эмоциями, по ощущениям, подпитывался 29-летний Denzel Curry, создавая этот альбом.
“King of the Mischievous South Vol. 2” — сиквел микстейпа, вышедшего в 2012 году, когда его автор “был еще не в счет и никчемным” (недавно Дензел перезалил тот релиз на саундклауд, прикоснитесь к стильку времен, когда рэпер входил в состав крю Raider Klan). Дензел, на последнем альбоме "съебавшийся в джаз" (буквально), тут восстанавливает связь со своими музыкальными корнями, транслирует лютую энергию в стиле мемфис-вейва и рэпа из Флориды, оказавшего сильное влияние на саундклауд-сцену середины десятых. Это альбом, который одновременно хранит верность традициям и бодрит сильнее удара шокера.
6. Nia Archives "Silence Is Loud"
Nia Archives — 25-летняя певица и продюсер из Бредфорда. В каждой посвященной ей статье вы прочитаете фразу типа: "Она возрождает джангл-музыку" — но амбиций у нее, похоже, побольше. Она сплавляет джангл и другие подвиды танцевальной британской музыки 90-х с мелодизмом брит-попа — и двигается к тому, чтобы стать большой поп-звездой.
Ее альбом — это не только про сотрясающие драм-н-бейсовые сбивки. Это еще и очень интимные тексты про одиночество, взросление, непростые отношения с семьей. Когда музыка на танцполе стихает, когда наступает пора возвращаться домой, сонно брести по оглушающим своей тишиной улицам, — вот тогда песни вроде “Crowded Roomz” раскрываются в полную силу.
Знатоки жанра могут прийти в бешенство от такого сравнения, но если вы цените Fred again.. и Jamie xx за умение писать музыку не только для стадионов, но и для вечеринок одиноких интровертов, обязательно дайте этому альбому шанс.
5. Future, Metro Boomin "We Don’t Trust You"
“We Don’t Trust You” — тот самый альбом, на котором Кендрик объявил войну. И в том, что он так воспринимается, есть огромная несправедливость. Да, "Like That", где Ламар гонит ссаной тряпкой из Большой рэп-тройки Дрейка и Джей Коула — это мощный трек, вызвавший сейсмический разлом невиданного масштаба. И тем самым — отбросивший раскидистую тень на остальной альбом.
Все знают, сколь мощна химия Future и Metro Boomin и какие хиты они написали вдвоем. Metro не расслабили предыдущие успехи саундтрека к "Спайдермену" и альбома "Heroes & Villains" — поэтому он принес Фьючеру продакшн какого-то совсем нового уровня. И такое чувство, что Фьючер зарядился его энергией, потому что на последних релизах он выглядел подвыдохшимся. А тут на оркестрово-синтезаторных инструменталах, словно созданных для саундтрека к голливудскому трэп-блокбастеру, засиял как во времена "Mask Off".
4. Tyler, the Creator "Chromakopia"
У Тайлера поразительный карьерный путь. Тролль, шут и мизантроп, быстро изучивший, как творить трэш и потом его монетизировать, с годами он перевоплотился в очень артового чувака, который превращает альбомы в спектакли, в авторское кино, размывающего границы и вечно устремленного куда-то на три шага вперед — а ведь когда-то казалось, что в их шебутной ватаге такую роль застолбил Френк Оушен.
Чтобы рассуждать, что альбом "Chromakopia" добавил к его наследию, нужна временная дистанция. Но уже сейчас кажется, что он как минимум ничего не убавил. Тайлер тянет слушателя за собой в пучину самокопаний, размышляет о корнях и отцовстве, об эго, о черной маскулинности (в моменте кажется, что ему гострайтил Сэм из Студии 21), и не выглядит как человек, которого заботит — удастся ли ему кого-то развлечь. Но удается же.
3. BigXthaPlug "Take Care"
“Югу есть что сказать” — каноничная фраза Андре 3000, сказанная в 1995 году на церемонии журнала Source, во времена, когда состоятельность южного рэпа была под сомнением. Последние 30 лет основательно перетряхнули взгляды и вот уже веcткосту приходится возвращать свои позиции.
Юг это не только доминирующая Атланта, но и Техас, где заметных урбан-звезд, если не считать Бейонсе и UGK, найти гораздо сложнее. BigXthaPlug только-только подбирается к таким, и может, как многие, застрянет на пути, но давайте просто зафиксируем момент и послушаем хорошую, очень хорошую южатину. "Take Care" — альбом очень уверенного в себе человека. Это просто слышно: представьте себе такой грудной черный голос, наваливающий бесконечные куплеты под простой мелодичный продакшн. Это видно: на альбом BigXthaPlug не позвал ни единого гостя, хотя его-то к себе зовут такие люди, как Shaboozey (19 недель на первом месте Биллборда, рекорд).
Возможно, это самая простецкая запись из всего нашего чарта, и логичным будет вопрос, как её так высоко закинуло. Тогда просто включите, например, “Change Me” на пробу и, может быть, эта немудреность и вас завоюет летним зноем и обаянием толстяка.
2. Kendrick Lamar "GNX"
"GNX" — это гимн и ода рэпу западного побережья. Альбом старомодный — не путать с "устаревший" — потому что поэтичный и метафоричный, но при этом упакованный панчами: здесь МС не мычит и мямлит, а демонстрирует скилл. Кендрик выглядит разочарованным в мейнстримном рэпе, он противопоставляет ему себя, а поэтому принципиально фитует только с локальными полуноунеймами и вообще словно бы питается соками этой земли. Автор "GNX" по состоянию на 2024 год — король Запада и король рэпа, который совсем недавно выиграл свою Войну бесконечности, а новый альбом — это его чемпионский круг почета и триумфальный марш.
1. Doechii "Alligator Bites Never Heal"
Что такое вообще лучший альбом года? Иногда это близкое к идеалу воплощение уже знакомого, а в другой раз — шаг в сторону, смешивание в новых пропорциях, обещание, надежда. “Alligator Bite Never Heal” работает по обеим схемам.
Doechii — дерзкая и самоуверенная 26-летняя девушка из Флориды, чей трек завирусился в тик-токе. Следом последовало предложение о работе от TDE — пожалуй, единственного заметного сейчас лейбла, который готов успешно работать с нестандартными артистами, вытаскивая их из андеграундных ниш. SZA, скакнувшая от рнб-певицы, каких в США сотни, если не тысячи, к статусу мировой звезды, тому хороший пример.
“Alligator Bite Never Heal” — живой, забродивший хип-хоп, брызжущий энергией. Доечи меняет ритмы, эмоции, скорость, выкручивает любую ручку на пульте своих эмоций. Как и SZA, она не из простых и удобных артистов, она уязвима и честна до неприличия. И если кого-то можно заподозрить в честности как в маркетинговом инструменте, то точно не этих двух. При этом Доечи совершенно не противопоставляет себя популярной когорте “сучек”, захвативших чарты в последнее годы. Она сама “сучка”, лишь недавно ограничившая себя в алкоголе, наркотиках и вечеринках. "Я не против хитов, но я хочу выйти за рамки шаблона, — говорит она. — Я доказываю, что быть собой работает”.
В свободе своего таланта Доечи сравнима с Мисси Эллиот и Жанель Монэ — и это не аванс, а заявление, это прямо сейчас. Представьте себе, она называет “Alligator Bite Never Heal” просто микстейпом, чтобы не брать на себя “большие” обязательства альбома. Эта сучка еще и скромная.
Самое популярное за неделю
Выбрать самых стильных в русском рэпе непросто, но мы это сделали. В нашем топе — те, кто диктует моду прямо сейчас, и те, кто определял ее чуть раньше