JMA 2018

Lipelis: "Вечеринка — это стихия"

В этом году премии Jager Music Awards исполняется пять лет, и мы поговорили с пятью ее обладателями разных лет. Возможно, не все они покажутся очевидными для аудитории The Flow — но мы точно знаем, им есть что рассказать. Мы хотим узнать у них, что такое индустрия для независимого артиста, по каким правилам она работает и как сделать в ней имя.






Наш первый герой — Леонид Липелис. Он уже несколько лет получает премию Jager Music Awards "Диджей года". Но вы скорее всего знаете его благодаря хаус-ремиксу на песню Yanix "Хайпим". Мы поговорили с ним, как устроена диджейская сцена, об их заработках и гастролях в других странах, среди которых есть и Австралия с Японией.


— С одной стороны ты ассоциируешься с вечеринками в баре "Симачёв". С другой — с более серьёзной музыкой. Как это сочетается между собой?

— Это страшные стереотипы. Есть предрассудок: в “Симачёве” не играют серьёзно, тут только попса и пьянки. Но если ты внимательно посмотришь на лайнап, то увидишь, что здесь играют многие артисты, которых начинала возить “Арма”. Поэтому нет никакого контраста. Ты можешь играть на условно серьёзной вечеринке и сыграть там очень весело. А можешь играть в “Симачёве” вдумчивый сет с неочевидной музыкой. Глобально никакого водораздела нет. Мои лучшие вечеринки в жизни — это “Арма” и “Симачёв”. Просто это разные удовольствия.


— Как диджеи развиваются и нарабатывают себе имя?

— По-разному. Ты можешь изначально играть рэп для многотысячной аудитории, а потом оказаться в том же “Симачёве” за пультом. А можешь быть супернердом и выпустить один классный релиз, а тебя позовут сюда из-за границы, потому что пластинка супер. Я начинал с андеграундного диджеинга и оказался продюсером первого альбома группы Pompeya. Применял там какие-то навыки с аранжировками и структурой песен. И в прошлом году работал над альбомом Hercules and Love Affair “Omnion”. Понятно, что обе группы одной ногой в танцевальной музыке.


— Насколько важно использовать соцсети?

— Лично я знаю примеры людей с мировой сцены, которые становятся известными диджеями скорее благодаря инстаграму, а не диджей-сетам. Путей очень много. Ты можешь быть коллекционером и ходить на виниловые ярмарки, с кем-то общаться. Потом тебя позовут туда играть, услышат там и позовут играть на вечеринку. И так далее, таким образом можешь оказаться где угодно. Глобально нет никакого плана действия. Есть диджеи, которые классно прокачивают свой имидж через социальные сети.

Я просто давал людям послушать свои треки, отправлял ссылку на myspace 10 лет назад. В какой-то момент меня позвали поиграть на одну вечеринку, потом вторая и третья. И я всегда писал музыку. Благодаря тому, что я выпускаю, появляется и ещё какая-то часть выступлений. На местной сцене ты чаще всего играешь, знакомишься с людьми и тебя зовут куда-то ещё. Так было всегда и везде.


— Кажется, что ты говоришь про “диджеев из инстаграма” с лёгким уничижением.

— Нет, просто есть ощущение, что вся моя лента соцсетей — это анонсы вечеринок, новые релизы, миксы чуваков, которые себя разным способом промотируют: “Вот, я подписал пластинку, вот мастеринг, вот тестпресс, скоро в продаже. Послезавтра в продаже, сегодня в продаже, завтра тоже в продаже. Через неделю всё ещё в продаже”. И я за месяц вижу о пластинке 25 постов. Это утомляет, хотя и человек может быть хороший, и пластинка ничего. В какой-то момент понял, что я не получаю никакого удовольствия от активного в этом участия.





— На чём ты зарабатываешь? Условно: сколько принесёт релиз на виниле на небольшом берлинском лейбле?

— Даже если выпустить релиз на большом лейбле и не только на виниле, чаще всего с этого я зарабатываю немного. Если вообще зарабатываю. Я не получал прямых денег с продаж 90% своих пластинок. Соответственно, все деньги — с выступлений. Это немножко нездоровая система, потому что есть люди, которые пишут музыку, но не играют лайвы и диджей-сеты и не получают никаких денег.


— У тебя на Soundcloud достаточно радиосетов. И там в основном нерусскоязычные площадки. Они важны в твоей сфере?

— Очень мало решений в жизни я принимаю, исходя из выгоды. В основном отталкиваюсь от того, чем мне хочется заниматься и с чем хочется ассоциироваться. Меня часто просили записать миксы для изданий, которые привели бы меня к новым гастролям или большей аудитории, но я, к сожалению, не могу руководствоваться этим.


— Профильные СМИ всё ещё важны или всё окончательно ушло в соцсети?

— В соцсетях СМИ тоже хорошо себя проявляют. Будучи подписанным на Mixmag, ты будешь видеть их в ленте так же, как и посты друзей, поэтому я не сильно их разделяю. Естественно, если ты начинающий артист, иногда даже одно упоминание в профильном чарте может сильно изменить твою жизнь. В ситуации, когда ты постоянно что-то выпускаешь и играешь, такие вещи вряд ли окажут сильное влияние.

В России профильные СМИ о музыке — это сложная тема. Тебе нужно либо быть очень широкого профиля, но тогда зануды будут тебя если не хейтить, то игнорировать, потому что они крайне узкосфокусированные люди. А если делать узкоспециализированное СМИ, это чаще всего чистый энтузиазм. Редко можно позволить себе что-то от этого получать. Хотя сайт Krossfingers — именно такой. Они публикуют только то, что им нравится. И сейчас заработали себе неплохую репутацию, сейчас начали ездить в Европу с выступлениями. И мне всегда приятно, если моя пластинка оказывается у них в чарте. Потому что они делают всё только из любви к музыке.


— Тебя несколько лет называют лучшим диджеем на премии Jager Music Awards. Насколько это приятно и оправданно?

— Не мне судить об оправданности. Это приятно, потому что на эти деньги ты можешь взять себе звуковуху. Это бонус. На самом деле, когда тебя зовут на классную пати играть свою любимую музыку для людей, получающих от неё удовольствие, это куда приятнее, чем когда тебе дают премию, которая значит, что кому-то конкретному нравится, что ты делаешь. Тут нет объективной мерки.


— То есть это приятный бонус в виде новой звуковухи и приписка “победитель такой-то премии”?

— Честно, я сам никогда не ориентировался на подобного рода приписки. Вот я, например, сидя где-нибудь в Воронеже, прочитаю, что чувак трижды получил премию Jagermeister — и пойду его слушать? Не послушав треки? Возможно, какие-то местные промоутеры свое мнение обо мне составляют с учетом этого.







— У тебя есть ремикс на песню Yanix…

— Господи. Она же преследует меня!


— Почему?

— “А ты типа ремикс на “Хайпим” делал!”. Я думаю, есть определенный срез аудитории, который ни до, ни после обо мне не слышал, но они знают мой ремикс на “Хайпим”. И это смешно. Это всё-таки параллельный для меня мир. Даже тот факт, что это была шутка, а теперь ты, спустя три года, задаешь мне этот вопрос, о чем-то да говорит.

Ситуация сногсшибательная вообще: года два с половиной назад пишут мне ребята из НИИ. “Чего делаешь в пятницу?”. Я говорю: “Ничего не делаю”. “Не хочешь поиграть? Мы тут делаем вечеринку с местными”. Я смотрю — вроде все свои, чего бы не поиграть. Проходит два дня, появляется анонс, вечеринка называется “Хайпим”.

А мне кто-то из друзей то ли рассказывал про это видео, то ли показывал 30 секунд оттуда. Я понял, откуда это. Заценил шутку, показалось, что это смешно. Перед вечеринкой пошел в душ, стою там, думаю: “Так, ну на вечеринке “Хайпим” кто-то же должен поставить трек “Хайпим”. Но оригинал я поставить не могу”.

Вышел из ванной, открыл комп, скачал mp3 Вконтакте. Закинул в Ableton, закинул ударные, бас, срезал припев и отправил сам себе на почту, чтобы послушать в дороге. Поржал. Ну и поставил его ближе к концу сета. Ко мне подбегает Савьер, арт-директор НИИ, вот с такими глазами. “Это чо?”. Я говорю, ну вот, то.

Все поржали, на следующий день я подумал, что смешная шутка получилась — пишу: “Может, выложим в мероприятии?”. Мы выложили, а кому-то пришло в голову выложить это как мой оригинальный трек “Lipelis — Хайпим”. Что меня удивило. После чего в понедельник Mixmag Russia пишет: “Гимном нулевых был “Moscow Never Sleeps”, возможно, эта песня станет гимном десятых”. На следующий день — у меня 15 тысяч просмотров на видео. Это немного, но у моих серьезных релизов, вышедших на больших лейблах — меньше. Мне Яникс после этого написал Вконтакте: “Попросил бы исходник, сделали бы все серьезно”. А мне неудобно было писать человеку, что вообще-то это шутка была. Я ремикс-то делал 20 минут!

По-моему, песню еще выложил какой-то огромный паблик Вконтакте. “Известный московский хаус-диджей Леонид Липелис сделал ремикс на Яникса”. И первый комментарий там был: “Известный московский хаус-диджей Леонид Липелис идет нахуй”.





— На Resident Advisor у тебя ближайшие выступления стоят в Бельгии и Австралии. Насколько часто ты играешь в Европе?

— Сейчас чаще, чем раньше. В июне весь месяц был: Амстердам — Лондон — Бристоль — Лидс — Париж — Дюссельдорф — Берлин.


— Это история про опыт или финансовый момент там тоже есть?

— Могу сказать, что никаких баснословных денег я там не заработал. Учитывая то, что в Лондоне, например, очень дорого оставаться. В Берлин меня звал мой друг из Лондона, с которым я всегда рад увидеться. И если он зовет поиграть, я еду.

Насчет опыта — вечеринка в четверг в клубе в Берлине мало чем отличается от вечеринки в четверг в Москве. Не знаю, ну съездил, классно. Поел вкусной еды, поиграл на прикольной вечеринке. Дико кайфанул.


— В чем разница между выходным днем в Берлине и в Москве?

— У тебя может быть прикольная вечеринка в Москве и отстойная в Берлине. Все зависит от клуба, промоутера, времени сета, кто играет до тебя. Миллиарды факторов. Вечеринка — это стихия. Немножко как серфинг: перед тобой чувак играл жестковато, настроение у тебя такое, людей вот столько — можешь ли ты эту волну подхватить? И привести к тому, что ты сам хочешь поставить? Или не можешь.

Есть в России старый комплекс того, что если тебя зовут в Европу, ты классный, и ты начинаешь больше гастролировать по России. Но я знаю людей, которые много выступали в Европе, а в Россию их не звали вообще.


— Твоя лучшая вечеринка в жизни?

— Не помню. Но это точно “Арма” — её восьмилетие было супер, армовский Outline был супер. Для меня эти вечеринки были особенными. Ну и вечеринки в “Симачеве”, их было очень много. Вечеринка с DJ Harvey была крутой, месяц назад были Jamie Tiller, Johny Nash и Diego aka Suzanne Kraft. Когда мы два с половиной часа вчетвером в малюсенькой диджейке играли бэк-ту-бэк-ту-бэк-ту-бэк.

В Австралии было хорошо. Но там потому что край вселенной. В Японии было хорошо: мы три часа с Кириллом Сергеевым ставили русские песни для японцев. Нью-вейв, дискач — вообще классно было.

В Тасмании есть сумасшедший фестиваль Dark Mofo, погугли, там долго рассказывать. В чём суть. Его, как и местный музей, основал миллионер, который разбогател, делая ставки на скачках, будучи аутистом. А музей он сделал, потому что его банили за ставки в разных странах, а потом он понял, что без налогов из стран можно вывозить только искусство. И он купил много искусства, в итоге основал музей, который при этом высечен в скале. Туда тебя везет камуфляжный паром. Короче, полный сюр.

Очень люблю закрытие и открытие сезона в “Стрелке”. Я же еще в группе играю, Kito Jempere Band. И вот недавно мы играли на открытии “Новой Голландии”.


— Поездки в Австралию, Японию и так далее — туда приходят какие-то другие люди? Или точно такие же тусовщики?

— В Австралии ты видишь точно таких же людей, которых бы увидел в Москву. А иногда можешь приехать и увидеть совсем других, потому что промоутер, который тебя позвал — он из параллельного мира. И ему просто трек твой понравился. В Японии всё-таки люди довольно сильно отличаются — если японец посвящает себя музыке, то посвящает сильно и глубоко. И поэтому на вечеринке они очень внимательно слушают. Там особо не танцуют, но люди будут сидеть и слушать каждый трек. Это не значит, что веселья там меньше, чем где-то еще. Играл там какой-то русский авангард, который на вечеринке обычно не поиграешь.


— Где в этом году лучшие вечеринки в Москве?

— Сложный вопрос! Я люблю “Симачев”, “Стрелку” люблю. Классный фестиваль Red Bull был в “Газгольдере”. В “Агломерате” вечеринка “Рабицы” была супер. А вообще, сейчас децентрализованно все, один ивент там, один тут.





На сайте The Flow запустился проект, посвященный музыкальной премии Jager Music Awards, которая в этом году отмечает пятилетие. Мы говорим с победителями предыдущих лет о шоу-бизнесе в России и продвижении независимых музыкантов. Больше информации о номинантах этого года на сайте премии.

Возвращение Пошлой Молли, альбомы Славы КПСС, Voskresenskii — главный фрешмен
Тут подводят итоги года и составляют планы на следующий
Выбрать самых стильных в русском рэпе непросто, но мы это сделали. В нашем топе — те, кто диктует моду прямо сейчас, и те, кто определял ее чуть раньше
Десятка артистов, которым 2024 год существенно пошел на пользу