Mujuice: "Мне интереснее играть техно, чем произносить слова, которые я и так знаю"
Роман "Mujuice" Литвинов — московский электронный продюсер. Он много лет существовал в андеграунде, но в 2011 году выпустил "песенный" альбом "Downshifting", сильно повлиявший на новую российскую сцену "десятых". В активе Романа — много самых разных проектов: от работ с Земфирой до написания саундтрека к графической выставке, также он постоянно выпускает электронные релизы, экспериментируя то с техно, то с эйсид-хаусом. Это интервью — в том числе о том, почему он не планирует новый песенный альбом и больше ценит выступления за пультом, а не у микрофона.
— В каком режиме ты сейчас существуешь?
— По-разному. Есть несколько смысловых блоков и моделей поведения. Есть обычная жизнь, перемешанная со студийной работой. Есть туринг, концерты. И есть путешествия и отдых. Сейчас я в последней стадии в Барселоне.
— Сколько времени у тебя уходит на музыку?
— Уже много лет мы редко делаем классический туринг, где каждый день новый город. Мне нравится по будням работать дома, а по выходным лететь играть. Иногда бывают перерывы, и я прошу директора, чтобы была возможность побольше сидеть дома.
Я рано встаю и сажусь работать. Мне нравится просыпаться в 6 утра. Это самая продуктивная модель для меня. В принципе, есть какое-то количество коммерческих проектов, которые я веду как музыкальный продюсер. Там есть тайминг и дедлайны. Есть моя текущая работа, у которой нет никаких дедлайнов, кроме моих воображаемых. Как правило, я параллельно делаю много всего, просто рендерю в разные папки.
— При этом ты сейчас можешь позволить сорваться и поехать путешествовать?
— Да, я не очень люблю брать проекты в дорогу, потому что привык к студийным условиям и горе железа. Возможно, классический туринг был бы более правильным решением, чтобы полгода давать концерты, а потом полгода посвящать себе. Но мне комфортно именно в таком сбалансированном режиме.
— Что российская электронная сцена представляла из себя 10 лет назад?
— Это был черновик происходящего сейчас. То, чем мы занимались тогда, было менее принято и приемлемо. И периодически приходилось объяснять, что такое “электронный продюсер”.
— А чем сейчас зарабатывает электронный музыкант?
— Всё перемешано. В моём случае, думаю, больше приносят концерты, чем продакшн. У меня нет статистики, потому что, когда ты набираешь определённую массу, начинаются те же роялтис. Плюс я с раннего возраста начал делать продакшн в рекламу и кино. И я не считаю это чем-то неправильным. Наоборот, это здоровая тема и хороший повод чему-то научиться. Тем более, если проект хороший. А сейчас их много. И я не буду браться за плохой проект даже за высокий гонорар, потому что там нет художественной задачи, и я не вижу высокой эффективности от использования меня как музыкального продюсера. Если есть кейс, который не противоречит этическим и эстетическим взглядам на мир, много зарабатывать — это классно.
— Ты чувствуешь на себе, как стриминг поменял музыкальную индустрию?
— С годами что-то накапливается, скорее начинаешь чувствовать роялтис. Но уже можно говорить о том, что стриминг постепенно меняет культуру потребления. Так, популярные стриминговые сервисы обеспечивают почти 50% роялтис.
— Как часто нужно выпускать музыку, чтобы напоминать о себе?
— У меня есть чувство дикой тревоги, ставлю себе невыполнимые адовые дедлайны, которые постоянно отодвигаются. У меня много материала, который я постепенно доделываю, и релизы сильно отстают от графика. Как правило, если я что-то выпустил — там будет определенный зазор с музыкой, над которой я работаю прямо сейчас.
Я стараюсь выпускать музыку как можно чаще, но это оправдано только моими желаниями. В реальности я не чувствую снижения интереса аудитории.
— Ты имеешь прямое отношение к работе сразу нескольких лейблов. Зачем молодому артисту идти на лейбл в 2018 году?
— Если это match по художественной и культурной части, любое объединение эффективнее, чем его отсутствие. Если есть синергия — всё будет массивнее и мощнее. Я скорее являюсь примером независимого артиста, но просто так вышло. В силу моего темперамента мне удобнее так работать. Без лейбла можно обойтись, да. А вот без менеджера — никак.
— Следишь за московской ночной сценой?
— Честно говоря, я каждые выходные куда-то еду играть. А когда оказываюсь в Москве, скорее поужинаю с друзьями и останусь дома. Но бывают исключения. Слежу в степени, в которой сам играю и сталкиваюсь с музыкой на вечеринках. В целом за годы работы культура разрослась неимоверно. Это то, чего Россия заслуживает. Это уже кое-что. Я всё чаще смотрю на диджеев, которые играют до и после меня — спрашиваю, что это и как.
— А если говорить о фестивалях?
— По мере того, как в индустрию приходят всё больше игроков нашего поколения — я не про возраст, а про культурный багаж и вкус, — могут случаться суперинтересные результаты у самых разных фестивалей. Faces & Laces роскошный фестиваль. Alfa Future People реально хороший, дорогой, с мощным продакшном.
— Почему тебе нравится премия Jager Music Awards?
— Когда всё начиналось, у этой площадки были большие амбиции. И мне кажется, они в полной мере реализовались. Потому что важно, как это будет работать в периодике. Если это работает систематически и высокий уровень доверия — площадка становится экспертной оценкой и тусовкой, которой все верят. Плюс мне очень нравится, что там собирают разные фрагменты сцены и как правило не пересекающиеся там артисты могут увидеть друг друга.
— Открыл для себя кого-нибудь?
— Да. В прошлом году мне очень понравилась песня Степана и Медузы “Весна”. И мне нравится, как строились лайвы на церемонии. Это важная вещь про взаимопроникновение.
— Тебе комфортнее выступать с микрофоном или играть свои песни за пультом и давать диджей-сеты?
— Сразу оговорюсь: как диджей я играю редко и странно. Потому что у меня довольно субъективный вкус и я не очень легко подстраиваюсь под вкус. Редко играю чужие треки, это должна быть очень близкая для меня вечеринка.
А когда я играю свои лайвы, то за пультом и кислотной стеной чувствую себя комфортнее, чем с микрофоном. Не скажу, что мне недоступна вся эта тема, просто вижу большую идеологическую разницу между культурой, в которой на сцене есть артист-идол, и культурой коллективного опыта. Это куда более демократичный экспириенс. И в целом эта культура кажется мне более утончённой и развитой. Мне интереснее играть техно, чем произносить слова, которые я и так знаю.
— Интересно сейчас писать авторские песни?
— Мне всё интересно. Но у меня простой подход: если у меня нет идей — я не делаю. У меня нет причин что-то выдавливать из себя. И тот период творчества был связан с определённым этапом в жизни, когда нужно выпустить огонь из пламенного разорванного юношеского сердца. Круто замолчать и дать говорить другим. Я очень серьёзно отношусь к словам, и должна возникнуть веская ситуация, чтобы я захотел высказаться. Иначе не притронусь к этому.