Итоги 2020
07 декабря 2020
Текст: Кирилл Бусаренко, Руслан Муннибаев, Николай Редькин,
Андрей Недашковский, Лёша Горбаш
Андрей Недашковский, Лёша Горбаш
50 лучших песен 2020. Начало
Итоги 2020 года мы подводим при поддержке МегаФона. И стартуем со списка из 50 песен, определивших его звучание и настроение.
Мы точно надолго запомним 2020 год. В том числе и за хорошую музыку. По традиции вспоминаем 50 песен, которые определили и сформировали эти 12 месяцев. Как и всегда, мы ориентировались не только на успех песен и шум вокруг них, но и на то, насколько они нам запомнились и запали в душу. Каждый день на этой неделе выпускаем по новой десятке.
Партнер итогов года на The Flow — МегаФон. Подключив МегаФон Музыку, любой читатель может воспользоваться скидками и специальными условиями на любимые музыкальные сервисы: Boom, Яндекс.Музыка, Сберзвук, Deezer и Mubert. Достаточно быть абонентом МегаФона и перейти по ссылке.
50-41 | 40-31 | 30-21 | 20-11 | 10-01
В этом году Моргенштерн превращал в пыль успеха всё, к чему прикасался. Но песни громче, чем "Cadillac", у него не было. Она стала хитом ещё до релиза, к ней был привязан классный пиар-кейс, а потом она вышла — и до сих не пор не вышла из топ-чартов. Перегруженный бас от Славы Marlow, расслабленный Моргенштерн, довольный жизнью и собой Элджей. "Cadillac" можно не любить, он — как и его авторы — может раздражать, но на вопрос "Как дела? Как дела?" невозможно ответить ничего, кроме "Это новый кадиллак". Хоть кто-то провёл этот год весело. А заодно помогал отвлечься и нам.
Жанровый ярлычок “хип-хаус” и проецируемая им эстетика у многих, вероятно, ассоциируются с брутальными рейвами и молодыми людьми на ультрасвежем стиле, как в клипах Грибов или “Розовом вине”. Алмо же прививает этому жанру иные ценности — делает его человечным, пишет песни о радостях выходного дня и обаянии провинциальных вечеринок. Согласитесь: одно дело, когда автор соблазняет гламуром столичных “випок”, и немного другое — когда зовут тусить в Обнинск или Челябу. Да так, чтобы туда реально захотелось пригнать.
Федор "Moa Pillar" Переверзев все десятые пробовал себя в разной андеграундной музыке — от техно-альбомов до совместных лайвов с композитором Мартыновым. Его опыты были интересны, но страшно далеки от массового слушателя. В 2020 году Федор записал два трека с певицей Дашей Ушко (послушайте её альбом "Silver Hits") и таким образом впервые в своей карьере зашел на территорию поп-музыки. "Поп-музыки" в его рейверском представлении, конечно — попадание в топ-10 ВК такой не светит.
"Змея" напомнит вам и о трансе нулевых, и о завалявшейся на флешке папке "клубняк в тачку", и о группе Вирус. В ней много электричества, нерва, скорости: за шесть минут она постоянно себя пересобирает и не успевает надоесть. И пусть трансовый клубный звук вас не обманывает: песня-то про постоянную тревогу, и в голосе Ушко куда больше отчаяния, чем угара — вот уж грустный дэнс как он есть.
Песня "X.O" — это примерно всё, что нужно знать про востребованную поп-музыку на русском в 2020 году. Здесь и яркий припев, и показательная география (авторы — казах The Limba и украинский цыган Andro), и трек, готовый для бесконечных тиктоков (показательно, что клип заканчивается как раз нарезкой таких видео). Но если многие песни из топа тиктока сложно (и не нужно) слушать в отрыве от приложения, "X.O" работает и как отличный чарт-хит, прилипчивый и посвящённый грязи и деструктиву. А бесконечный мрак — одно из главных настроений этого года.
“Но я считаю должным позволять себе по понедельникам страдать от безделья”, — читал Guf в одном из треков. Неизвестно, слышал ли его московский фрешмен Rocket, но в его “Monday” столько похожего раздолбайского вайба, что есть риск убить все планы на плодотворную неделю. Мы предупредили.
Об альбоме Екатерины Шилоносовой "Room for the Moon" в 2020 году проще было узнать из западных медиа, чем из российских. При этом и для нас, и для них музыка Шилоносовой в одинаковой степени кажется экзотикой. Она собирает приемы арт-поп групп 80-х и очень по-своему их перерабатывает: эта музыка мультикультурная, не похожая на кого-то одного, но напоминающая всех разом. Оцените мудборд Екатерины, собранный к альбому — там и Пресняков, и Стив Райх, и “Сэйлор Мун”.
Вот песня "Plans" выполнена в таком же калейдоскопическом духе: звучит как японский ретро-лаунж, поется при этом на русском, а клип стилизован под позднесоветское телевидение. Нас, привыкших к Лапенко, таким не удивить, а у американца или европейца точно может мозг взорваться. Комментов на ютубе, кстати, примерно пополам — и на русском, и на английском.
Сильнейший, сильнейший образ. Понимаем тех, кого он отталкивает — но и вы имейте совесть признать, что искусство не ограничивается “красивеньким”. А любой собачник вам скажет, что собака беззащитнее всего именно в такие физиологические моменты. Начинающая R&B-певица Rozalia умудрилась поженить несочетаемое: бьющий в нос грубоватый заход и тонкое ощущение бесконечного горя.
Murda Killa оставил после себя немало строчек, которые с его смертью возымели если не пророческий смысл, то стали восприниматься чем-то вроде предсмертных записок. Что уж говорить о треке, где он вместе с Хорусом и Заразой прощается с миром (и родным диваном), вспоминает “двор родного дома, первый класс и институт” и лишает себя жизни.
Все трое — большие мастера по транслированию темных мироощущений. На такой почве они смогли возвести крепкий концертный боевик, ведь, будучи исполненным для пары сотен прихожан, припев “Напрямик в облака, с пола и до потолка” звучит уже как призыв иного, менее драматичного порядка: прыгай, пока не сдох. Слушайте этот трек в паре с “Вот и все”, который идет следующим в треклисте релиза. Это песня, написанная от лица почившего рэпера, который наблюдает, как на его поминках фанаты спорят, кто из них больше любил творчество ушедшей звезды, сметают с полок поминальный мерч и явно с большим трепетом относятся к артистам, которых с нами больше нет. Это мы к чему? Поддерживайте людей, творчество которых вам близко — и не только после смерти, но и пока они могут это почувствовать.
Раньше Айдоса Джумалинова знали как битмейкера Strong Symphony, а его имя упоминалось в кредитсах песен Скриптонита, Jillzay, ЛСП и Томаса Мраза. Потом он запел и выпустил дебютный релиз “Лото”, где заметна любовь Доуза к R&B-мелодике нулевых и ранним работам Тимберлейка и Фуртадо. Заглавная песня с него — это сцена ссоры с девушкой, во время которой звучит прекрасный (хоть и нереалистичный — ну кто так говорит, когда эмоции кипят?) укор: “Твои мысли — лото”. Почему “лото”? Dose отвечает в нашем интервью: “Лото — это метафора, я представляю голову как этот шар, из которого девушка рандомно достает мысли”.
Преемственность поколений в русском хип-хопе последних лет — Feduk в свое время подсветил OG Buda, а тот в свою очередь активно заманивал на фиты тюменского артиста Mayot и проложил уже ему дорогу в плейлисты ценителей жанра. И вот противоположные концы цепочки встретились на совместной песне “Море”, где главная роль инструментала — не отвлекать тебя от голосов, делающих за него всю работу. И можно подумать, это история о том, как опытный музыкант забирает все внимание на себя, но нет. Сольная версия новичка ничем не хуже.
Самое популярное за неделю