50 лучших песен 2020. Часть 2
Итоги года мы подводим при поддержке МегаФона. На этой неделе мы публикуем список из 50 песен, определивших звучание и настроение 2020-го.
Мы точно надолго запомним 2020 год. В том числе и за хорошую музыку. По традиции вспоминаем 50 песен, которые определили и сформировали эти 12 месяцев. Как и всегда, мы ориентировались не только на успех песен и шум вокруг них, но и на то, насколько они нам запомнились и запали в душу. Каждый день на этой неделе выпускаем по новой десятке.
Партнер итогов года на The Flow — МегаФон. Подключив МегаФон Музыку, любой читатель может воспользоваться скидками и специальными условиями на любимые музыкальные сервисы: Boom, Яндекс.Музыка, Сберзвук, Deezer и Mubert. Достаточно быть абонентом МегаФона и перейти по ссылке.
50-41 | 40-31 | 30-21 | 20-11 | 10-01
В этом году группа Пасош запустила лейбл "Домашняя работа", где собрала близких по духу артистов. Среди них — и коллектив Увула, с которым в итоге получился совместный альбом "Снова возвращаюсь домой". Встречается романтики двух столиц и двух разных подходов к рок-музыке: мечтательности Увулы и юношеского запала Пасош. А заглавный трек удачно сплавляет их воедино — потому что песни о поиске дома и чувстве неприкаянности одинаково хорошо удаются обеим группам.
В прошлом году Дору засыпали авансами, а уже в 2020-м она настолько прочно закрепилась в статусе звезды, что сомнений не осталось — не ошиблись. Об истории нового тин-попа когда-нибудь напишут исследование, но мы подскажем как минимум одну главную особенность — умение сохранять подростковое обаяние и при этом вызывать симпатию у слушателя 30+ (а он тоже принадлежит целевой аудитории — загляните в комменты на ютубе).
Песня “Втюрилась” — главный хит певицы в этом году, Дора в абсолюте с тяжелыми гитарами и милым вокалом. Кто-то услышал в ней байт “Ромашек”, а мы ответим так — во-первых, Дора всегда респектовала творчеству Земфиры Рамазановой, а во-вторых, не припомним у нее эдлиба “ой-йой”. Единственная возможная претензия — “Втюрилась” длится всего две минуты.
Летом Федук выпустил макси-сингл "Останься". И если в рамках заглавной песни он пробовал записать ещё один большой хит, то на "би-сайде" (кавычки, потому что ну какие би-сайды в эпоху стриминга) "Друзья" сработал по схеме "сейчас я просто кайфану, а молодой и перспективный чувак рядом покажет вам себя", — так многие впервые услышали артиста VACÍO. А на выходе получился минорный рэп о дисконнекте с людьми, где на первый план выходит запредельная мелодичность обоих участников.
37. MC Сенечка, Петар Мартич, Sqwoz Bab, Alish, Young P&H, Саша Отис "Киберспорт"
Apple Music | Яндекс.Музыка | Spotify | Вконтакте
MC Сенечка чтит олдскул: читает под биты как будто из девяностых, посвящает песни брейкдансу, а заодно — возрождает культуру рэп-лонгмиксов, когда на один трек залетают все и сразу и пытаются перечитать друг друга под качающий бит. А ещё MC Сенечка живёт в 2020 году, поэтому и лонгмикс на его альбоме посвящён киберспорту (а на самом деле — просто миру игр). "Варкрафт" и "Сан-Андреас", "Старкрафт" и "Биошок" — за пять минут здесь можно пройти краткий курс истории игровой индустрии последних 20 лет и оседлать волну ностальгии. А ещё тут друг за другом читают рэп Петар "прыгай киска" Мартич и Sqwoz Bab — люди, лучше всех понимающие, как делать идиотский, но неглупый рэп.
Продюсер OSA получил классическое музыкальное и джазовое образование, много писал для русского рэпа, а в сентябре выпустил альбом “Replexia”, где предпочел остаться за инструменталами и дал голос коллабораторам от 104 до Anikv. Песня “Сеньорита” с алматинцем M’Dee оттуда — главный бриллиант релиза, сияющий ярче дискошара под потолком. В комментарии для Apple Music казахстанский певец скажет, что фит записывался на релаксе и без какого-то глубокого смысла. Мы же добавим, что грув здесь мощнее любых возможных слов.
Песню "Тепло" — сказку о "мудреце", укравшем у людей солнце — Макс Корж выпустил за день до выборов президента в Беларуси. К концу года она по-прежнему актуальна и хорошо отражает последние месяцы жизни на родине Коржа, а заодно служит таким творческим маячком: да, Корж уже несколько лет не выпускает альбомы, но новые песни пишутся, с творческой формой — порядок.
В свое время zavet сделал для Boulevard Depo очень успешный клип "Кащенко", а в 2020-м позвал его на свой альбом "Velvet Heaven". Он появился вскоре после очень объемного и эксцентричного релиза "Жилы", сохранил экспериментальность предшественника, но получился более однородным музыкально.
zavet признает влияние футуристов — от них в его текстах сложная образность и выстроенный синтаксис (а ещё — татуировка с Маяковским). А "Оранжевая песня" — это и образ экстремиста, и вечные вопросы, и реальность на грани сознательного и бессознательного, где непонятно, когда заканчивается одно и начинается другое.
33. Созвездие Отрезок, Арсений Креститель, Комсомольск "Елизавета (Ремикс)"
Apple Music | Яндекс.Музыка | Spotify | Вконтакте
“Елизавета”, смешная песня о неудачном первом свидании, вышла как сингл в двух версиях. Первую поет группа Созвездие Отрезок, без приглашенных гостей. А после нее идет ремикс, где появляются Арсений Морозов и группа Комсомольск. И вот она-то по-настоящему уморительная, буквально с первых секунд, когда Морозов грустным голосом делает эдлиб: “Эй, эй, здесь Арсений Креститель”. Дальше уровень милого кринжа только растет, а звук шипящей старой кассеты а-ля Tame Impala работает как наложенный VHS-фильтр (то есть любые шероховатости сразу становятся волшебством). Все это делает “Елизавету” обаятельной и чуточку неловкой песней, но неловкость такая, что хочется переживать ее снова и снова — как кому-то хочется прокручивать в памяти свои первые свидания.
Год назад T-Fest выпустил лучший свой альбом “Цвети либо погибни”, где во всю глотку кричал нам: "Смотрите, я не только рэп-звезда, а еще и инди-рок звезда!". В этом году он тоже не устает показывать свою разносторонность. Был альбом "Выйди и зайди нормально" — это что-то вроде его собственной группы Jillzay: компания друзей читает рэп про то, как здорово и сложно быть знаменитым. Было появление на альбоме Мумий Тролля, где Кирилл звучал бòльшим Лагутенко, чем сам Лагутенко. Где-то между этим и вышел макси-сингл “Любовь / Грустно”.
Очень хороша первая песня оттуда — грустный и игривый ритм-н-блюз с психоделическими синтезаторами и зажеванным, как на старой кассете, финалом (есть и чисто акустическая версия, без последних двух элементов). Легко представить, что будет под нее происходить на концертах Кирилла Незборецкого — ну, поднятые вверх зажигалки, у девчонок мокнут глаза на строчке “Мне от тебя ничего не надо”. Короче, то, без чего концертов инди-рок звезд нет и не может быть.
Этой осенью Metox выпустил "Записки из мертвого дома", самый реальный трэп-альбом года. Он угрюмый и злой, он полностью лишен бахвальства и романтизации — это не Centr, но тут только правда. "Записки из мертвого дома" звучат старомодно по большинству параметрам: ни упора на эдлибы, ни строчек про шутеров и оппов (хотя у Метокса на это было бы чуть больше оснований, чем у молодых русских ребят, просто перетащивших модные темы в свой рэп, но не в свою жизнь), да и саунд, скорее, напоминает трэп 10-летней давности. А еще "Записки из мертвого дома" подчеркнуто текстоцентричны. Силу этих слов можно почувствовать с первых же строк: Metox читает метафорично, едко и смешно — хотя веселого в его истории мало. Несмотря на криминальную тематику, подписчики пабликов про АУЕ такой материал вряд ли оценят.
Самое популярное за неделю