Итоги 2020
09 декабря 2020
Авторы: Андрей Никитин, Максим Саблин, Андрей Недашковский, Николай Редькин, Лёша Горбаш
50 лучших песен 2020. Часть 4
Итоги года мы подводим при поддержке МегаФона. На этой неделе мы публикуем список из 50 песен, определивших звучание и настроение 2020-го.
Мы точно надолго запомним 2020 год. В том числе и за хорошую музыку. По традиции вспоминаем 50 песен, которые определили и сформировали эти 12 месяцев. Как и всегда, мы ориентировались не только на успех песен и шум вокруг них, но и на то, насколько они нам запомнились и запали в душу. Каждый день на этой неделе выпускаем по новой десятке.
Партнер итогов года на The Flow — МегаФон. Подключив МегаФон Музыку, любой читатель может воспользоваться скидками и специальными условиями на любимые музыкальные сервисы: Boom, Яндекс.Музыка, Сберзвук, Deezer и Mubert. Достаточно быть абонентом МегаФона и перейти по ссылке.
50-41 | 40-31 | 30-21 | 20-11 | 10-01
Сразу после выхода было сложно найти поклонников альбома "Правило", но "Без ключа" оказалась новой победой Pharaoh — в 2020-м году это его самая прослушиваемая песня.
В ней рэпер по-черчесовски признает, что переживает не лучший период: находится в "поиске", почти продал душу и громко потерял многих друзей. Связанные с этим душевные травмы и аддикции мешают ему управлять своей жизнью.
Среди бардака "Правила" Pharaoh удается собрать этот груз и выплеснуть в мелодичную песню с гитарным сэмплом, который связал россиянина с американским хитмейкером Roddy Ricch. Но в отличие от автора "The Box" Pharaoh нужна пауза, чтобы расправиться с собственными демонами и подняться на следующую ступень.
В сентябре Kizaru на правах смотрящего за трэпом поругал тех русских трэперов, что переключились на дрилл — это активно обсуждали, как и большинство сюжетов, связанных с Кизару в 2020-м году.
Надо сказать, что дрилл стал чем-то вроде the sound of 2020. Его история любопытна: подвид трэпа, рожденный в Чикаго, он сначала перебрался через океан и тихо обжился в Англии, там постепенно обзавелся уникальными отличительными чертами, а затем бумерангом вернулся в США и помог запустить сколь яркую, столь и короткую карьеру Pop Smoke. Неудивительно, что в 2020-м дрилл утратил локальную привязку и превратился в глобальный феномен. Его стали делать везде — разумеется, и в России, где даже придумали соответствующий тег Rusdrill.
Obladaet влетел на дрилл-биты в числе первых (трек "666 Prada" вышел в апреле) — и надо сказать, они друг другу отлично подошли. Рэп Облы, построен на двойных смыслах и сравнениях, на флоу и отточенном стиле; он очень прозападный по форме, так что его дрилл выглядит не контрафактной китайской копией, а лицензионной адаптацией оригинала. Это неудивительно — и вот почему. Поводом для заявлений Кизару стал как раз дрилл-трек Obladaet "For Mula", после чего Обла посчитал нужным объяснить на наглядных примерах, что он никогда за русской музыкальной модой не гнался, а дрилл — это возвращение к его uk-корням, с которых он начинал шесть лет назад. И это чистая правда: английский стиль лежал в фундаменте его стиля, поэтому для ответа на вопрос, можно ли ему делать дрилл, ему не нужен Kizaru.
Три — столько релизов в 2020 году выпустил Иван Ворошилов. Каждый из них был небольшим, по пять треков, но на последнем ("Ситуация") у него случился поворот. А именно: Иван запел. Он и раньше с удовольствием это делал, не зря же работал преподавателем по вокалу, но тут пение почти вытеснило рэп — и оказалось, что так даже интереснее. Планку задает первый же трек с релиза, "Падал": нуарный соул/блюз про освещенный луной квартал, мягкий бархат джонни и сгоревший мушкет.
Что? “Бинокль” в топе? Вместо “Девочки-пришельца”, ставшей хитом в TikTok? Все так, ведь сердцу не прикажешь, как не откажешь Олегу ЛСП в мастерстве конструировать текст по принципу “отсекаю все лишнее, оставляя самый сок”. “Бинокль” — это летящая песня-улыбка с упругим басом, как в старой песне Стинга и Клэптона “It’s Probably Me”, аранжировкой в духе группы Chic и обезоруживающим “Извини, что напорол х***и” в припеве. Пожалуй, это один из самых беспечных, не имеющих второго, темного дна, номеров в дискографии ЛСП. Герой, осознающий свое одиночество и глубину чувств, приходит к девушке, просит прощения и увозит ее в отпуск на курорт. Все. Но ЛСП не был бы самим собою, если бы уже в следующей на альбоме песне не залил всю эту идиллию банкой черной-пречерной краски.
С первого прослушивания "Кометы" напоминают саундтрек к блокбастеру про космос, а со второго заставляет вспомнить "Крылатые качели". Судя по интервью Polnalyubvi, эти референсы были в её творчестве с самого начала, и результат не подвел — трек поднял ее на новый уровень.
Polnalyubvi обращается к тем же метафорам, что упомянуты и в песне Электроника, исполнителей роднит впечатляющий тонкий голос. Только молодая певица старше мальчика-робота, живет в совсем другой эпохе и чувствует в себе гораздо больше сил. Небо для нее совсем не предел, и "Кометы" звучат как обещание чего-то грандиозного.
Если бы этот трек загадали участнику шоу “Узнать за 10 секунд”, кто-то запросто мог бы ответить, что звучит утерянная демка Лил Пипа. Вместо него под блюзовую гитару, трубу и неспешный бит поникшим голосом читает Слава КПСС, вызывая удивление у слушателей, которые привыкли ждать от лидера Антихайпа только подвоха. Но подвоха все нет и нет. “Мой образ жизни вел к безумию” — ведет свой рассказ Слава, сравнивая себя то с одиночкой-отшельником из старой сказки, то с репрессированным поэтом Пастернаком. Одиночество в абсолюте. И оно лишь усугубляется баттловой смекалкой Славы, сочащейся ядом сарказма, когда тот признается, что хотел совершить суицид, увенчав свой перфоманс табличкой “Хаски так не смог”. Даже сквозь самые темные периоды своей жизни он несет кровавую растянутую, как у Джокера, улыбку. “Why so serious?”
Эта песня и одноименный альбом в целом знаменуют начало новой страницы в творчестве Славы КПСС. Даже если этот альбом и вправду станет его последним, мы будем с интересом следить за новыми его проектами в других областях. И ждать, что когда-нибудь чудовище вернется.
Альбом "Привет! Как дела?" — история о том, как в лучшем смысле музыкальный задрот Витя Исаев пишет песни, от которых искренне кайфует он сам, не особо оглядываясь на тренды последних лет. Это светлый калейдоскоп наследия лейбла "Мотаун" и духа российской эстрады девяностых, в рамках которого Витя в каждой песне отвечает на абстрактное собщение "привет! как дела?" Вот и "Нетфликс" — обаятельное описание состояния, в котором был каждый из нас. Тут он обезоруживающе утверждает: "Нетфликс — это лучше, чем секс". И бывают ленивые дни, когда и не поспоришь.
Особенность этого исполнителя такова, что он может читать хоть под шелест листвы, хоть под перестук колес вагона, узнаваемый голос и характерная ритмика сразу сделают это песней Многознаала. На предыдущем альбоме “Гостиница "Космос” он пробовал соединить несоединимое: биты майами-бейса (возможно, самого тусовочно-развлекательного поджанра в рэпе) с городскими легендами Печоры, маленького города в республике Коми, от которого до ближайшего областного центра ехать пять часов на поезде.
Альбом 2020-го “Круг ветров” берет в оборот и другую танцевальную музыку: драм-н-бейс, как в “Принимай”, или транс, как в “Много лиц”. Последняя — это, наверное, главный поп-момент в творческой истории Многознаала: песня, которая мало того, что прекрасно пропевается, так еще и полна особенной всепроникающей меланхолии. От нее веет чем-то родным — она как давно забытая, но случайно записавшаяся в память песня, которую ты много лет назад слушал на кассете без обложки. При своей холодной, существующей как бы в некотором отстранении от музыки, подаче, Максим максимально насыщает ее эмоциями, а там, где не добирает голосом, вытаскивает продакшном — например, вводит сентиментальный кусок со струнными.
У песни "Браслеты" есть один недостаток — она заканчивается. Ее хочется слушать и слушать — и разбирать построчно, и выискивать дополнительные смыслы, которые автор не факт что вкладывал. "Браслеты на браслеты" — это про наручники (унаследованные от родителей — жестко!), но это и пас к "цепь на цепь" и "медаль на медаль" из более жизнелюбивых популярных рэп-треков. "В прямом эфире телеканала "Спас", где нас никто не сохранил, не спас" — образ кажется близким к гениальному. "Ведь мы всего лишь под берцем наст" — вне всяких сомнений привет знаменитой строчке Летова про майора и лед.
"Силовичок нас притопчет всласть" — если слово silovik стало интернациональным почти как sputnik, то "силовичок" до этого встречалось только в песне Миши Крупина или в абсурдном названии детской площадки; а в сочетании с "притопчет", содержащим очевидный подтекст танцев под наркотиками, возникает совсем уж инфернальный образ. "И сколько мнений, столько и статей" как язвительный приговор свободе слова; психоделический образ Баала, путешествующего из ада прямиком в Крым и мешающего в коктейле рязанский сахар; неожиданный ностальгический поворот: воспоминание о детском развлечении нынешних бумеров — выжигании спичкой по подъездной побелке, а также фраза со школьной парты "Улыбок тебе, дед Макар", которую необходимо было читать задом наперед. Напористый лоуфайный хаус, на фундаменте которого ATL выстроил емкую, но неплакатную социальную сатиру — точно один из самых выпуклых и нестандартных треков уходящего года.
Куок, до этого сделавший себе первое имя на трилогии "Decadance", под конец года выстрелил релизом "Красность" — где полностью пересмотрел свой творческий метод. Вместо сложносочинённых продюсерских ходов артист встал на путь упрощения. Треклист на фоне прошлых альбомов сократился вдвое, музыка стала легче, вокал — не таким перегруженным. И тут Куок вдруг раскрывается как талантливый инди-сонграйтер. Песня "Соучастница" — пробивающая даже самый циничный панцирь электропоп-баллада, собранная из проигрыша фортепиано и брейкбита, где Куок пропевает: "Я не хочу быть громким, запомни меня робким" — и, пожалуй, в этом году никто не писал о любви честнее.
Самое популярное за неделю
Крид проиграл миллион. Lil B подкатывает к Мэйби Бэйби. Thrill Pill ищет работу. Слава КПСС целует OG Buda. Ну и неделька!