Итоги 2020
25 декабря 2020
Авторы: Кирилл Бусаренко, Дарья Бычковская, Макс Саблин,
Андрей Недашковский, Николай Редькин, Лёша Горбаш
Андрей Недашковский, Николай Редькин, Лёша Горбаш
Топ-50 отечественных альбомов 2020. Финал
Итоги года мы подводим при поддержке МегаФона. И вот — 10 главных альбомов, за которые мы полюбили этот сложный год.
Мы точно надолго запомним 2020 год. В том числе и за хорошую музыку. Заканчиваем подведение итогов топом 50 главных альбомов нашей сцены, которые сделали последние 12 месяцев чуть веселее и приятнее.
Партнер итогов года на The Flow — МегаФон. Подключив МегаФон Музыку, любой читатель может воспользоваться скидками и специальными условиями на любимые музыкальные сервисы: Boom, Яндекс.Музыка, Сберзвук, Deezer и Mubert. Достаточно быть абонентом МегаФона и перейти по ссылке.
50-41 | 40-31 | 30-21 | 20-11 | 10-1
“Old Blood” начинается запитченными словами Ксении Собчак из интервью с Алсу, где она рассказывает, что вся модная рэп-музыка делается в Уфе, а Boulevard Depo — “это дико популярно”. Через полгода после релиза альбом больше месяца провисит на первой строчке Apple Music, а Юрий Дудь будет спрашивать у Моргенштерна, почему его автор так популярен (цитата: “Загадка прям для многих”). Boulevard Depo действительно не стремился быть известным — не написал хит, не выпустил прорывной альбом (хотя о каком мы сейчас пишем?), не гнался за медийностью. Вместо этого он как граффитчик оттачивал стиль и эта верность себе привлекла последователей.
“Old Blood” — это альбом-хроника от человека, который уже больше десятка лет пишет о себе главу в истории жанра. Инструменталы с клавишными в духе русского рэпа конца 10-х, одна из песен прямолинейно называется “Возраст” и на ней появляется олд уфимской сцены Artur Kreem, а Depo рефлексирует о своем статусе — “Не искушен и не стал искусителем, ни душегубом не стал, ни спасителем, я наблюдателем стал, улыбнись”. А ближе к финалу “Old Blood” прозвучит четкое определение его стиля — “старая школа, но в новом рейстайлинге”. Старая кровь разбавила текущий поток, но не растворилась в нем, а ушла в собственное русло.
Хочет этого Хаски или нет, к нему липучкой для мух намертво приклеился тег “поэт”. Мало кто в русском рэпе пишет с такой литературностью, куплеты немногих хочется разбирать на детальки и компоненты. После уже классического альбома “Любимые песни (воображаемых) людей” ждали как минимум чего-то похожего, но Хаски с улыбкой-ухмылкой-оскалом и фигами в карманах выпустил “Хошхоног”.
Если значительную часть альбома-предшественника сделал продюсер QT, в кредитсах “Хошхонога” числятся вышедший из театральной сцены Петербурга артист Бхима, White Punk, zavet (тоже артист с чертовщиной во взгляде), SP4K и не только. И на этом фоне Хаски зазвучал как никогда разнообразно. Дело даже не в трэп-битах и автотюне — “Владыка слов” будто сэмплирует киношные аранжировки прошлого века, “Частушки” заряжают инфернальным весельем, на “Реванше” звучит пронзительный аккордеон. Несколько лет назад лучшую песню альбома “Никогда-нибудь” просто невозможно было представить у Хаски — хотя бы за счет инородного “бэйби”, которое шокирует сильнее других провокаций “Хошхонога”.
Один француз-философ писал, что автор умирает, когда рождается его произведение. “Хошхоног” — это будто Хаски притворился мертвым, приоткрытым глазом следил за пришедшими помянуть из гроба, еле сдерживая хихиканье, а потом поднялся под возгласы и звуки падающих в обморок тел. “Смерть никогда не получит меня”, — читает он в последней песне альбома. Черному колдуну виднее.
В сентябре ЛСП провернули мощный трюк: выпустили "тот самый второй альбом" через неделю после первого. После царства абсурда на рэп-мюзикле "Свиное рыло" слушатели получили "One More City" — завершение трилогии, начатой альбомами “Magic City” и “Tragic City”. Но если на первом во главе угла стояли грехопадение и деструктив, а на втором — глубинный фатализм, закончившийся концом света и плевком в вечность, то “One More City” — дорога в afterlife, где находится место как самым трагичным, так и — неожиданно — светлым песням в дискографии ЛСП.
Олег ставит перед слушателем зеркало и дает взглянуть на мир его глазами. Мир, в котором демифологизируются истории про вечную любовь и про “жили долго и счастливо”. В одной из ключевых песен герой буквально убивает любимую, чтобы та навсегда стала слепком некогда большого чувства. Чтобы любовь стала вечной. “One More City” — история про романтику, которая оборачивается трагедией. А ее герой, который как будто оказывается у ворот рая, ближе к концу падает обратно в ад.
За последние пару лет концертный состав ЛСП оброс большой группой — и это случай, когда такой шаг нужен чтобы подчеркнуть не статус, а новые ориентиры: это самый нерэперский альбом в карьере Олега Савченко, от трэп-эстетики "Magic City" он улетает в миры неожиданных хуков и мелодий ("Бинокль"), а заодно попадает в самое сердечко 2020 года, когда "Девочка-пришелец" находит своё своё место в 400 с лишним тысячах тиктоков. Отличным рэпером Олег при этом быть не перестал: вот "Парный дурак", вот "Ууу" — и пойди докажи, что ЛСП уже не тот.
"One More City" в очередной раз переворачивает творческую вселенную группы с ног на голову и двигает её в абсолютно новом направлении. Каком? Понятия не имеем, но если у Олега получилось придумать отличный альбом даже из фанатского фейк-треклиста, то уж он-то точно знает, что делать со своей карьерой.
Екатеринбуржец Николай Васильев обучался в джазовом училище и играл инди-рок, а в рэп его привела, как ни странно, группа Каспийский Груз. Он был гитаристом на ее прощальных концертах, а первый альбом Васильева, назвавшего себя Vacio. выходил при протекции Веса.
“Индепендент” выходит уже на лейбле MLBC, которым руководит Роман Варнин из группы Мальбэк, да и вообще ощущение, что за этот год Vacio органично влился в другую тусовку: он продюсирует песню Федуку, фитует с OG Будой, а обложку альбома ему дизайнит Саша Сахарная. Изменились и песни: теперь Vacio делает музыку в жанре “пост-всё”.
Она похожа на игру в ассоциации: Молодой Платон фитует с Пасош, Кирилла Бледного приняли в РНБ Клуб, Увула и Melon Music устраивают общий бэк-ту бэк. Гитарные риффаки и дурацкие эдлибы, закатанный в автотюн голос и небрежная рок-н-ролльная манера пения сквозь зубы — причем ни один из элементов не мешает другому, а адаптирует его для своей вселенной.
Не сказать, что эта музыка какая-то высоколобая, скорее, развлекательная и нарочито глуповатая. Хотите цитат — вот несколько показательных. “Еник привел нам [привлекательных] шлюх”. “Я влюблен в нее / дрочу на нее”. “Эта жопа как Мастер Кард / она спускается вниз, как спецотряд”. Насколько органичен Vacio в своем образе безголового рокстара, настолько же поразительно слушать его “на отходняках”, когда он тянет одну строчку под урезанный до единственного клэпа трэп-бит — и кажется, что время в его вселенной течет как-то по-особенному.
Mnogoznaal уже много лет относится к категории артистов со своим фирменным звуком — тем, который невозможно переложить на свой лад и сделать "песню как у Знаала". У этого скилла есть и обратная сторона: тебя нет-нет да обвинят "в самоповторах" и "ничего нового". Так случилось и с "Кругом ветров", критику комментировал и сам Макс: "Хоть убейте, я считаю, что мои треки разные. Да, их всех объединяет единая стилистика, но так оно и будет, так как я очень люблю этот звук всем сердцем".
И прелесть его песен — как раз в этой искренней любви автора к своей музыке. Он продолжает плести в треках истории, где сталкивает мир своих героев и нашего социума, превращает свой флоу в отдельный музыкальный инструмент и ловко читает хоть про вымышленных персонажей своей музыкальной вселенной, хоть обращается к невидимым соперникам в песне "Колхозник".
"Круг ветров" продолжает линию "Ночного ловца солнца" и "Гостиницы "Космос"" — это по-прежнему максимально задротский рэп, но сделанный с оглядкой на то, что его автор давно освоил классные хуки и припевы, служащие таким мостиком, связывающим фанатов Знаала-технаря с любителями его более мелодичной стороны.
Второй альбом Монеточки и Вити Исаева отразил их творческий голод: тандем не стремился написать сиквел "Раскрасок для взрослых", вместо этого "Декоративно-прикладное искусство" звучит как посвящение главным российским музыкантам от Аллы Пугачевой и Ленинграда до Короля и Шута. Среди них выделяется "Папина любовница", очевидно вдохновленная "Pump Up the Jam".
До этого мы знали Монеточку как ироничного автора, истории в песнях которой были зачастую преувеличены до абсурда (но от того работали ещё лучше). В новом же альбоме она больше внимания уделяет драме: одиночество звезды, измены в семье (в которой жалко всех, и даже любовницу), ностальгии по детству и онкологии. Шуток тоже хватает, но обращенные к Горшку и Сергею Шнурову "Коза" и "Шприц" написаны будто на грани дисса, упрекая безобразный русский рок в мужланстве и испорченном детстве.
Этот альбом доказывает, что Монеточка не стала жертвой "синдрома второго альбома" — она по-прежнему вызывает улыбку и эмпатию. Только сама Монеточка стала взрослее и серьёзнее. Отсюда и песни, посвященные не только миру, Монеточку окружающему, но и ее внутренним устоям.
Релиз "Свиного рыла" прервал трёхлетнее ожидание поклонниками ЛСП нового альбома. Только быстро оказалось, что этот релиз — не "большой альбом", а рэп-сказка про трех поросят и волка из Свинского союза (сюра добавляет и факт того, что идея релиза родилась из шутки фаната). Слушатели долго обсуждали, шутка ли сам альбом, а в итоге спустя неделю получили "настоящий" новый альбом (см. выше).
И выбирая между “Рылом” и “One More City”, именно о втором принято говорить как о более серьезной работе, а “Рыло”, мол, — так, пустячок и шалость, ставшая нерядовым промо-инструментом для последовавшей пластинки. Так вот, мы не согласны. Здесь проведена серьезная музыкальная работа, а эклектичный жанровый охват даст фору многим другим релизам года. Олег скачет от кабацкого шансона к поп-панку, затем сменяет его карикатурным кавером на "Минимал" Элджея, а поверх цитирует то Достоевского, то Многоточие. А завязка про поросят-артистов и волка-рэкетира на выходе оказывается историей о том, что жажда мести способна отравить душу любого, даже самого порядочного пятачка не хуже яда-новичка.
Матранг советует соблюдать порядок песен при первом прослушивании нового альбома — и его изучение точно нужно начать именно так. "Три" — меланхоличная, но очень красивая и понятная история взросления, вдохновляющий рассказ о постоянном поиске себя.
Альбом демонстрирует три этапа в творчестве музыканта. "Падал столько раз, что начал падать красиво", — читает Матранг в первой главе. Хип-хоп-треки о непростом детстве, непонимании близких и взращивании веры в себя отсылают к началу его пути. Вторая часть раскрывает любовь Матранга к танцевальной музыке и обнаруживает наследие 90-х. Мелодии тут продолжают линию "Медузы", но больше погружаются в личное — как минимум потому что музыку к ней, как и ко всему релизу, Алан написал сам. Последняя глава — грустный поп, воплощение нынешнего образа артиста и самая личная часть и без того исповедального альбома, доказывающего разносторонность музыки Матранга.
Последние пару лет Витя Исаев известен в основном как “саундпродюсер Монеточки”, и это вполне заслуженная регалия. Они — такой же важный творческий юнит отечественной музыки десятых, как Олег ЛСП с Ромой Англичанином или Луна со своим саундпродюсером Александром Волощуком.
Только вот еще за пять лет до Монеточки Исаев уже вовсю записывал изобретательный неосоул под именем БЦХ, а вся имевшаяся музыкальная пресса писала про него: “русский Фрэнк Оушен”. Выпущенный под своим именем (то есть, считай, дебютный) альбом Вити — тонкая интеллигентная эстрада: песни терапевтического толка, о том, что мучает мужчину-интроверта 30+, по звучанию где-то между Мотауном 80-х и Пугачевой периода первых великих альбомов. Песни на “Привет! Как дела?” настолько выпуклые и осязаемые, что к их герою можно прикоснуться.
Вот он описывает мучительный брак по залету с нелюбимой женой и ненавистным тестем, который тянет героя в гараж. А вот строит целую песню на том, что Нетфликс лучше секса — и по ходу ее убедительно объясняет, почему. В этих эмоциональных горках главный прикол альбома: с первых нот песни “Розовые очки” ты ждешь безоблачного фонового соула, а тебе выдают музыку довольного сильного внутреннего напряжения.
Последние два года Федук не выпускал альбомы и отделывался только синглами. И это время он с пользой потратил на то, чтобы перезагрузиться. И творчески, и психологически: похмелье от "Розового вина" осталось где-то в прошлом.
А его настоящее — это свежая голова и альбом "ЙАЙ", записанный совместно с участниками группы Cream Soda, которые тут отвечают за звук. Получилась идеальная коллаба для всех участвующих сторон. Федук расслабился и записал альбом без оглядок на вообще любые ожидания, участники Cream Soda показали, что могут подыграть не только с хаус-хиточками, но пойти и в трэп, и в поп-баллады — и куда только не.
"Русский народный трэп, ты снимаешь тикток, я нет", — беззаботно открывается первый куплет этого альбома. И от "ЙАЙ" и дальше веет лёгкостью. "Было ощущение, что приехали в лагерь, где было домашнее задание на всю смену — сделать отчётный концерт и представить свой отряд", — так Федук описывает процесс записи, который проходил на даче Димы из Cream Soda в Ярославской области.
2020 — сложный и непростой год для всех нас. Здорово, что в это же время у талантливых людей получилось отключиться от бесконечного вала проблем и подарить всем музыкальный праздник. И довольно показательно, что он завершается строчками "тепла требуют наши сердца". Его и пожелаем всем в 2021-м.
Самое популярное за неделю
Крид проиграл миллион. Lil B подкатывает к Мэйби Бэйби. Thrill Pill ищет работу. Слава КПСС целует OG Buda. Ну и неделька!