Итоги 2020
21 декабря 2020
Авторы: Андрей Недашковский, Николай Редькин,
Кирилл Бусаренко, Максим Саблин, Лёша Горбаш
Кирилл Бусаренко, Максим Саблин, Лёша Горбаш
Топ-50 отечественных альбомов 2020. Часть первая
Итоги года мы подводим при поддержке МегаФона. И вот — топ-50 альбомов, за которые мы полюбили этот сложный год.
Мы точно надолго запомним 2020 год. В том числе и за хорошую музыку. Заканчиваем подведение итогов топом 50 главных альбомов нашей сцены, которые сделали последние 12 месяцев чуть веселее и приятнее.
Партнер итогов года на The Flow — МегаФон. Подключив МегаФон Музыку, любой читатель может воспользоваться скидками и специальными условиями на любимые музыкальные сервисы: Boom, Яндекс.Музыка, Сберзвук, Deezer и Mubert. Достаточно быть абонентом МегаФона и перейти по ссылке.
50-41 | 40-31 | 30-21 | 20-11 | 10-1
Альбом-чучело, из которого выцветшей соломой торчат болячки и бесы. Слава КПСС называет его своим последним рэп-релизом — он был записан в очень невеселый период жизни, по идее такой называют терапевтическим. Это лучший альбом в его неподъемной дискографии, где он выворачивается наизнанку, но не забывает о звании одного из главных трикстеров русского рэпа (как минимум косплеит казахстанский рэп в “Мертвом игроке” и поминает жанр на сайфере “Ни надежды, ни Бога, ни хип-хопа”). Здесь хватает мрачняка, часто обсуждают заглавный трек и “Я убью себя”, но хочется говорить не только о них, а, например, о песне “Мальчиш-плохиш”, где с одной стороны пародируется хип-хоп новой волны, а с другой — это одна из лучших песен Славы, сделанная в непростом жанре “про любовь”, со строчками “Я делал свой е*****й рэп, а теперь вою, как Trippie Redd” и “Ты бесконечно больна, я бесконечно калечный”. Если это действительно прощание, то такое, когда после финальных титров ждешь фразу “Продолжение следует?”.
В нашем интервью Слава КПСС скажет, что дальше будет заниматься производством мультфильма, как бы делая полный круг. Чудовище погубило один мир и ушло создавать новый — есть в этом какая-то ирония.
36-летний участник Триагрутрики, бытописатель с зорким до деталей глазом и поэт (да), чьи строчки нередко улетали в народ, написал альбом про “мужика с пакетом”, лучшие времена которого остались в прошлом. Его герой пьет, льет на листки стихи, ворчит на власть, на молодежь, на скорость времени и незыблемость тлена в замызганном окне троллейбуса. Совершенно безжалостный альбом, который сильнее всего бьет по тем, кто помнит былую популярность челябинского коллектива и то, как стиль, который он популяризировал наряду с ОУ74, the Chemodan Clan, Рем Диггой и другими близкими по духу людьми, был самым ходовым товаром в русском рэпе.
Но если вы успели подумать, что время не пощадило и талант Джамала в умении собирать виртуозные рифмоконструкции, будто города из монохромных деталек конструктора Lego, то вы сильно удивитесь. Будто герой “Гран Торино”, рэпер достает с антресоли ружье и наказывает молодежь на ее же битах. Такие точные тексты о провинциальном дне и русском быте, которые легко примерить хоть к сегодняшнему дню, хоть к обстановке десятилетней давности, Jahmal зачитывает под несвойственный ему локтетанцевательный трэп, а в списке битмейкеров релиза обнаруживаются Meep из Dead Dynasty и Брутто из Каспийского Груза. Получается лихой симбиоз двух нечасто пересекающихся эстетик, — будто кроссовер фильмов Балабанова и Нолана, — который емко очерчивает строчка: “Бас проникает через советский палас”.
Массовый слушатель узнал о группе Сёстры этой осенью, когда они стали новыми артистами лейбла Скриптонита Musica36. "Адилю понравился наш звук, и сперва он пригласил меня сводить музыку на своем лейбле. А мы тогда как раз начали писать новый альбом. Когда он услышал демки, позвал нас всех в Musica36", — так историю попадания на лейбл описывает продюсер Павел Петренко, вместе с которым в группе состоят настоящие сёстры Настя и Маруся Муравьёвы.
Релиз "Когда были волны" хорошо объясняет, за что их звучание оценил Скриптонит. Это вдумчивая негромкая поп-музыка с огромным вниманием к деталям. "Альбом про вечеринки и о том, как хочется от них куда-то сбежать", — так "Когда были волны" описывают сами участники. Хочется добавить, что вечеринки тут именно что не про вечный угар, а момент, когда он остаётся где-то позади, а тебе ещё нужно добраться домой.
"Сказки лесной нимфы" во многом заставляют вспомнить прошлогодний альбом Билли Айлиш. С американкой Polnalyubvi разделяет творческий интерес к бесконечному пространству сна, инструменталам с тяжелым басом и готическим образам. В "Шапито" она даже использует похожий тревожный шепот под основным вокалом и напоминающий "You Should See Me in a Crown" бас-дроп.
Но во снах Polnalyubvi проявляются отчетливые приметы российского детства: вот "Больше ничего" начинается с цитаты из Олега Газманова, вот в "Девочке и море" певица превращает считалочку в очаровательный припев, а в "Источнике" она стремится в прекрасное далеко. Кроме этого в "Источнике" одна Polnalyubvi становится целым русским хором, соединяя крестьянское прошлое с советским Электроником.
Форма сказок дает Polnalyubvi ширину и возможность строить собственный мир, в котором бушуют стихии и оживают мифы. Ярким вокалом певица ведет слушателя в свой темный лес, а спустя 6 коротких песен обнажает клетку и громко хлопает дверью.
46. Анна Зосимова и Петар Мартич "Песня — это праздник"
Apple Music | Яндекс.Музыка | Spotify | Вконтакте
Петар Мартич из Пасош и его тогдашняя девушка Анна Зосимова начали записывать свой шансон-альбом еще в 2019. Планы были серьезными: разобраться, как устроен этот жанр + создать универсальную музыку, понятную всем возрастам. Неизвестно, удалось ли выполнить первый пункт, но второй точно: "Песня — это праздник" не пародия и не постирония. Это грустные песни о социальном, простите, дистанцировании. О том, как любящие люди не могут быть вместе, и о чувстве неловкости, вызванном этим фактом. Хороша здесь и музыка саундпродюсера проекта Евгения Горбунова (ГШ, Интурист), который не позволяет себе кабака (хотя в некоторых местах душа прямо требует), а создает собственную версию интеллигентной эстрады для людей постарше. 2020 год разрушил много пар, в том числе и Петара с Анной — от этого песни о расставании, разлуке и выстроенных между людьми стенах звучат еще печальнее.
Тандем Lovanda — это уральский дуэт молодожёнов Паши Wonder K (много лет писал музыку для рэперов в диапазоне от ОУ74 до Kizaru и двигал битс-сцену в Екатеринбурге) и Лалы (пела в группе Groovbag, тоже писала биты). Вместе они начинали с экспериментов с джаз-хопом, а в итоге нашли себя в интеллигентном диско-фанке. Их альбом "Turbo" — один из самых уютных релизов года, где на русском языке уместно звучат хоть гэридж, хоть олдскульный хип-хоп.
"Музыка — это духовная пища, которая также важна человеку. И мы хотим создавать то, что будет десятки лет актуально, и то, что будет давать людям эмоциональную поддержку", — так Паша описывал свои ориентиры в нашем профайле. И альбом "Turbo" — их лучшее отражение.
Партнерство Слима и ВесЪа Каспийского казалось многообещающим: рэперов объединяла эстетика бедных кварталов и желание забрать банк любыми средствами, перечисление которых составляло важную часть их песен.
Вдвоем Слим и ВесЪ снимают кино с собой в главной роли в духе фильмов Мартина Скорсезе. Причем среди запутанных схем и бандитской роскоши они находят себя по-нагиевски невозмутимыми героями боевика.
ВесЪ отлично вписывается в циничный мир вечных девяностых и дарит ему несколько симпатичных автотюновых припевов. Слим же не только привычно рифмует афоризмы, но и вносит долю безумия в эту картину, представляя президентом России Пашу Техника (чье обращение в роли лидера один из лучших новогодних моментов в русском рэпе).
Уже не первый совместный релиз мастеров по переплавке русской тоски в рэп-бэнгеры. Кто-то по инерции, взглянув на имена авторов, подумает: Horus опять наваливает закрученные тексты, а Зараза дополняет его автотюновой мелодикой — и будет неправ. Здесь искры в текстовом плане высекают оба, освещая унылый пейзаж чебоксарского Мордора, где “в любое время года — п****ц погода”, где круглосуточные ларьки осаждают гоблины да огры, а школьники “видят космос в подъезде”.
Horus и Зараза находят десятки способов для раскрытия довольно мрачных тем (от суицида и тоски по такой скоротечной весне и до темы отношений с публикой, которая обращает внимание на артиста только после его смерти), и то, как они это делают, если и не вызовет у слушателя улыбку, то по крайней мере, вооружит новой оптикой для сопротивления знакомым проблемам. “Вопрос времени” — альбом, авторы которого подходят к теме русского тлена как к неисчерпаемому колодцу смыслов и наблюдений лазерной точности. И ныряют в него с головой.
Знакомая история с твистом — битмейкер, стоявший за песнями популярных артистов, решает лично выйти к микрофону, чтобы показать, как делать… нет, не рэп или передовой R&B, а урбан-поп с отсылкой к музыке 2000-х с гитарами, прилипчивыми мелодиями и прочими звучками, которые узнают поклонники раннего Джастина Тимберлейка. Так поступил Айдос Джумалинов, работавший еще с объединением Jillzay, а сейчас выступающий под именем Dose. Его первый сольный мини-альбом называется “Лото” — и после такого дебюта хочется, чтобы его автор как можно быстрее закричал: “Бинго!”
Ностальгический альбом Хадн Дадн начинается со звука кинопроектора и проката маршрутки по улицам Москвы, оживающим вместе с воспоминаниями фронтвумен Варвары Краминовой.
"Ностальгия" — это мир маленьких драм и радостей незначительных людей. От одинокой проститутки и потерянного скейтера до бесконечно приятной поездки вдвоем в метро и параноидальной прогулки с закладкой.
Мотив бесконечной тоски то ли по прошлому, то ли по несбывшемуся будущему врезается в память и напоминает о собственных травмах и потерянных мечтах, Благодаря топонимам и родным узнаваемым объектам в мире "Ностальгии" легко освоиться и признать своим, будто никогда его и не покидал.
Самое популярное за неделю
Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз