Итоги 2020
23 декабря 2020
Авторы: Кирилл Бусаренко, Андрей Недашковский,
Николай Редькин, Лёша Горбаш
Николай Редькин, Лёша Горбаш
Топ-50 отечественных альбомов 2020. Часть третья
Итоги года мы подводим при поддержке МегаФона. И вот — топ-50 альбомов, за которые мы полюбили этот сложный год.
Мы точно надолго запомним 2020 год. В том числе и за хорошую музыку. Заканчиваем подведение итогов топом 50 главных альбомов нашей сцены, которые сделали последние 12 месяцев чуть веселее и приятнее.
Партнер итогов года на The Flow — МегаФон. Подключив МегаФон Музыку, любой читатель может воспользоваться скидками и специальными условиями на любимые музыкальные сервисы: Boom, Яндекс.Музыка, Сберзвук, Deezer и Mubert. Достаточно быть абонентом МегаФона и перейти по ссылке.
50-41 | 40-31 | 30-21 | 20-11 | 10-1
“Мои хохлы встретят тебя с ухмылкой и на калашах” — мотто этого по-звериному прокачивающего релиза. Звезда “Газгольдера” из Черновцов, рэпер T-Fest, записал его с корешами, переводя дух после богатого музыкальными поисками и авантюрами прошлогоднего альбома “Цвети, либо погибни”.
У каждого рэпера должен быть диск, записанный со своим крю или людьми, сопровождавшими его задолго до большого успеха. Свою команду Ти сколотил из старшего брата Makrae, еще одного рэпера из Черновцов Амд и битмейкера-вокалиста Barz. Получился энергичный, вдохновленный тинейджерскими движениями альбом молодой шпаны — людей, у которых ничего нет, но они хотят всего. Черновицкое нефильтрованное.
Первый за много лет альбом Kunteynir начинается с какофонии глитчевых звуков — подозреваем, что примерно так слушатели, не погруженные в рэп-андеграунд, воспринимают московскую группу. Вообще, симпатия к этой музыке — вещь нерациональная, сопоставимая с удовольствием от всратых мемов из глубин реддита. Вот и “Дорога в облака” кажется таким нефильтрованным потоком сознания, записанным ради угара и под чем-то угарным (напомним, что одна из лучших песен в истории Kunteynir — это в прямом смысле цитирование гайда по куннилингусу). МС Кальмар в лучшие моменты напоминает Шило, GONE.Fludd выдает свой куплет года, Гуф под автотюном диссит коронавирус, а когда Паша Техник затягивает в припеве “это поющие гитары” — ну тут просто держись.
В случае Kizaru не покидает ощущение, что музыка значит сильно меньше, чем общественный образ героя. Ну, того, кто рассказывает про шестиэтажные рифмы, критикует русдрилл и обещает открыть свою школу рэпа. А потом выходит "Born to Trap" — и взрывает стриминги, параллельно залетая в мировой топ Spotify. Kizaru любят не только за инстаграм-стримы, но и музыку — кажется, в 2020 году это невозможно отрицать, да и зачем?
18 треков Kizaru складно читает о том, что он — крутой, все вокруг — не очень, верная идеология есть только у него, а культуру давно пора спасти и очистить. И делает это с уверенностью человека, впитавшего в себя всё лучшее от героев новой школы американского рэпа — от 21 Savage до Playboi Carti.
Айсик, что ты сделал? "Angelwave" — это очередной разноцветный трип в выдуманный мир лидера Dopeclvbworld, который практически невозможно понять с первого раза и где хочется зарыться в Genius, чтобы разобраться, что тут к чему. Но даже без полного погружения от этой музыки легко кайфануть: i61 делает залихвастский безумный рэп, где как футуристичный Багз Банни скачет с флоу на флоу, а в гости зовёт хоть ещё одних поклонников далёкого космоса Cream Soda, хоть адептов музыкально хаоса Bad Zu, хоть группу Pussy Riot.
"Негласный посыл этого героя — показать, что любое творчество всегда имеет шанс на постоянное развитие и какие бы не были психологические проблемы и давление внешнего мира — всё неважно перед чистым стилем", — говорится в арт-стейтменте альбома "Angelwave". Всё так, потому что у i61 по-прежнему самый чистый стиль.
"San Junipero" — это название города из серии "Чёрного зеркала". Место, где "каждый день как выходной, жизнь идет несуетливо". Вот и музыка артиста лейбла Musica36 — это неторопливый праздник воскресного утра, во многом противоположный привычным настроениям молодых артистов из Казахстана.
"San Junipero" это прямо развитие идей альбомов "Алматинский джаз", где за вдохновением Мади (это настоящее имя M'Dee) шёл куда-то в сторону доброго фанка из восьмидесятых, чтобы в итоге превратить его в самый беззаботный и светлый саундтрек этого сложного года.
Скрытая от посторонних глаз и ушей музыка Тальника (она принципиально не выкладывается в стриминг) может подарить много удовольствия тому, кто ценит в поп-музыке ностальгию. Начинав в нише шумовой экспериментальной электроники, этот дуэт со временем отточил умение писать песни тихие, вкрадчивые и неуловимо напоминающие музыку прошлого. Вот только какую, понять не удастся. Как настоящие художники, Тальники не копируют кого-то одного, но рождают в тебе чувство, что когда-то давно ты уже слышал эти песни на зажёванных старых кассетах. Помимо них обратите внимание и на великолепные скиты — об этом важно предупредить, потому что некоторые сразу их выключали, приняв за аудиорекламу.
В 2020 году Miyagi & Andy Panda вернулись после двухлетнего перерыва. В 2019 оба выпустили по отличному сольнику, а сейчас выпустили совместный альбом, чтобы забрать своё как один из ключевых дуэтов последних пяти лет. И "Yamakasi", кажется, не разочаровал вообще никого. Тут осталось всё, за что полюбили раннее творчество тандема: запредельный реггийный мелодизм и кавказский оскал по-прежнему при них, только помноженные на творческий рост и мрачный жизненный опыт.
Хиты тоже никуда не делись: "Utopia", "Minor" и "Там ревели горы" мощно стрельнули в чартах, а в треклисте альбома не нашлось места для не менее цепкой песни "Brooklyn".
Есть артисты, которых общественное давление может немножко придавить. Но Miyagi и Andy Panda использовали его как платформу, от которой можно оттолкнуться и улететь на совсем недосягаемые высоты.
В прошлом году девушка со страниц манги пробила брешь в наших сердцах сплавом тяжелых гитар и милого девичьего вокала. В этом — взяла калибр поувесистей и выпустила “Боже, храни кьют-рок”. Над ним работал битмейкер XWinner, сотрудничавший с Rickey F, Jubilee и Славой КПСС — и если предыдущий альбом “Младшая сестра” немного страдал от однотипности, то новый пестрит разнообразием, как прически участников BTS.
Здесь есть привычная песня-крохотуля “Втюрилась”, а есть “Больше”, где певица под трэповый бит заходит на территорию Арианы Гранде. “Где ты сейчас” звучит так, будто могла появиться на сборнике лейбла PC Music, делающего передовую поп-музыку. “Если хочешь” — это будто Юля Савичева взяла наброски Земфиры (уфимской рок-звезде здесь как раз и передается привет). А заканчивается альбом медляком “Капли”, после которого Дору хочется обнять и сказать что-то ободряющее. Жаль только, что “Боже, храни кьют-рок” вышел уже после нашего топа песен года, и в него нельзя ничего добавить.
Если заглянуть в обсуждение под альбомом, можно обнаружить самый заплюсованный комментарий “Наконец будет что послушать 30-летним мужикам”. Чем же она цепляет аудиторию постарше? Наверное, тем же, чем и подростков — искренностью без скрещенных пальцев за спиной. А сохранить такое с годами непросто. Цените, пока есть.
Выждав год после прорывного "Boys Don’t Cry”, вышедшего в 2018 году (его прошлогодний альбом вполне осознанно ставил своей целью распугать слушателей, а не удержать), GONE.Fludd, как образцовый меломан эпохи быстрого интернета, записал альбом-конструктор. "Voodoo Child" сшит из лоскутков, как одеяло. Тут есть песни с очень-очень быстрой читкой (не зря же Александр в интервью говорит: "Хочу, чтобы меня запомнили техничным МС"), есть блок печальных и очень красивых околоарэнбишных медляков, песня на джук-бит и песня со скримером посередине. Он показывает, что GONE.Fludd по-прежнему ищущий себя и увлечённый музыкант, что у него в запасе ещё много приёмов и что к образу мультяшки-попрыгунчика он теперь уже вряд ли вернётся.
"Русский народный трэп" — это название песни с нового альбома Feduk, а заодно — идеальное описание творчества Mayot. Сперва он обратил на себя внимание фитами с лидерами новой школы, а в сентябре выпустил альбом "Ghetto Garden".
Там участник объединения Melon Music берёт звучание американского мелодик-трэпа и накладывает его на очень русскую эстетику. Да, в его текстах много "копперов", "сплиффа" и "мото", но это не мешает Mayot писать треки вроде "Море" и "Звезда упала" — красивые и трагичные песни о любви и одиночестве. А между ними выдать "Лилию", где на передовую выходит тяжёлый бас, шёпот-флоу и трэперская агрессия. И Mayot одинаково уверенно звучит в обеих этих крайностях.
Самое популярное за неделю