Итоги 2020
24 декабря 2020
Авторы: Кирилл Бусаренко, Дарья Бычковская, Максим Саблин,
Андрей Недашковский, Николай Редькин, Лёша Горбаш
Андрей Недашковский, Николай Редькин, Лёша Горбаш
Топ-50 отечественных альбомов 2020. Часть четвёртая
Итоги года мы подводим при поддержке МегаФона. И вот — топ-50 альбомов, за которые мы полюбили этот сложный год.
Мы точно надолго запомним 2020 год. В том числе и за хорошую музыку. Заканчиваем подведение итогов топом 50 главных альбомов нашей сцены, которые сделали последние 12 месяцев чуть веселее и приятнее.
Партнер итогов года на The Flow — МегаФон. Подключив МегаФон Музыку, любой читатель может воспользоваться скидками и специальными условиями на любимые музыкальные сервисы: Boom, Яндекс.Музыка, Сберзвук, Deezer и Mubert. Достаточно быть абонентом МегаФона и перейти по ссылке.
50-41 | 40-31 | 30-21 | 20-11 | 10-1
Новый альбом Ic3peak стал и шагом в сторону от привычной электронной музыки. Николай Костылев добавляет в звучание группы больше живых инструментов, самые эмоциональные песни сопровождают рояль и труба, гитара и аккордеон. Тяжелый прыгающий бас по-прежнему выбивает весь дух, но хотя бы перед этим дает набрать воздуха в грудь.
В "До свидания" Настя Креслина шепчет, поет и кричит о том, как на ней отразились произошедшие перемены. В песне "TRRST" задается вопросом, когда и почему музыку приравняли к терактам; идет "Маршем" против домашнего насилия, а в "Весело и грустно" вместе с Хаски готовится к расстрелу за искусство и убеждения. Система для нее лишь один из врагов — в песнях Креслина не меньше страдает от любовного предательства и безразличия общества. В "Все равно" ее личность растворяется и умирает, и из "мкАДа" восстает лютующий жестокий демон с дробовиком. Вернув контроль над своей жизнью, девушка готовит обреченную на провал революцию. Но даже проиграв, уходит с высоко поднятой головой и без сожалений.
“Никто не знает, куда приведет игра / однажды утром я проснулся мемом Азино три топора”. Окончательно реактуализировавшийся в 2020 Витя АК (все-таки соавтор одного из хитов этого года) выпустил такой альбом, какой и должен был выпустить народный герой и отец стиля.
“Старая школа” в основном записана с проверенными людьми (Ямыч, Сява, Вибе, Макси АК), фит с Моргештерном тут скорее ради сцепки поколений. На ней Витя реально звучит как батя: в некоторых местах неловкий, но по-особенному задушевный, и если ловкость можно в себе натренировать, то душевность — никогда. Социальная сатира на дворовых алкашей и содержанок, песня о киберслежке, неудачном расставании и заевшем быте — обо всем этом Витя читает с таким дзенским житейским пробросом: пережили всякое, переживем и это. Особенная рекомендация песне “Кайфовать”: это то, что нам всем прописал доктор после сложного 2020-го.
“Красность” оказалась самым коротким и одновременно разнообразным альбомом Куока. Всего 10 песен разбиты на две части — мелодичную и речитативную — и дают артисту реализовать себя как в джангле и драм-н-бейсе, так и вписаться в рэп-тренды.
В альбоме пражский рэпер убавляет градус бравады и старается найти опору среди постоянных рабочей будней музыканта и суицидальных мыслей. Ему очень нужен человек рядом, именно об этом песня "Соучастница", лучший трек его релиза. Но как только он ее обретает, земля уходит из-под ног с гибелью близкого друга ("Птица"), артиста преследует паранойя, а смерть возвращается в виде такси-катафалка.
Десять треков этого альбома проносятся быстрее экшн-сцен “Рейда”. Современному рэпу из Казахстана можно придумать десяток эпитетов, но до недавней поры определения “жизнелюбивый” среди них не было. Дуэт Кисло-Сладкого и Bonah это исправляет. За обложкой-оммажем “Ералашу” скрываются не менее яркие песни-гимны празднику, исполненные на двух языках, а иногда и эффектно ломающие их (“Я тут весь нагучченный”, поджигаю свой скрученный”). И вполне вероятно, что пока в России на вопрос “Как дела?” отвечали строчкой из “Cadillac”, в Казахстане так же часто цитировали “Кадилакта”.
“Мне наручники когда надели, думал, это пранк”, — читает Metox в открывающем треке. Тот случай, когда на обложке могла бы красоваться надпись “основано на реальных событиях”, — нижегородский рэпер действительно отсидел несколько лет, вышел и записал свои рингтоны про зону, вложив в них литературность, уходящую корнями к тюремной прозе Довлатова, и лишив хотя бы намека на романтику. Его герой не прокопает в финале туннель на свободу — его герой произнесет: “Я освободился, но только от срока”.
Самый африканский альбом российских добряков-улыбак. В этот раз отряд во главе с лидером СБПЧ Кириллом Ивановым отправился в Кейптаун (ЮАР), где три недели работал над новым материалом с местными музыкантами. Среди них оказался и Sandy B, африканский продюсер и певец, записавший в 90-х альбом "Amajovi Jovi", яркий образец жанра kwaito (что-то вроде специфического местного хип-хауса), который через 30 лет откопали местные диггеры, переиздали и сделали имя его автора узнаваемым по всему миру. О своем путешествии музыканты сняли мокьюментари. Африканские инструменты и особые экзотические ходы здесь используются так, будто склад с ними раскопала ватага малышей и тут же стала со всем этим добром играть, познавать и радоваться открытиям.
Даже удивительно, сколько в этих песнях воздуха, наивности и свободомыслия — впрочем, уже этим-то СБПЧ славились всегда. Но чтобы сохранить в себе эти свойства и на десятом по счету альбоме — это нечто настолько же редкое, как встретить белого медведя в глуши африканской саванны.
Если верить каналу Discovery, осьминог выпускает чернила в моменты опасности. Что ж, причин не верить Discovery у нас нет, чего не скажешь о других каналах. Касте никаких причин, чтобы заполнять чернилами новые листы не нужно, — ведь вокруг несется жизнь со своими проблемами, новыми внутренними установками. Рэп Касты как никогда точен, а их тексты — способ узнать и понять людей категории "30+" (ну или увидеть в них себя — скажет слушатель постарше). “Чернила” от прошлого лонгплея “Об изъяне понятно” (третье место в нашем топе альбомов-2019), отделяет всего год. Никогда еще Каста не работала над материалом с такой скоростью. Сказался, видимо, локдаун, переживание которого можно разглядеть в первой песне “Пароль от почты”. С одной стороны, это снятая в слоумо сцена аварии, пересказанная непосредственно участниками ДТП. С другой — момент осознания собственной хрупкости, воспоминание о том, что так и не было сделано. Такие эмоции в 2020 году многим покажутся знакомыми.
Но не всегда над этими песнями нависает темная клякса грозовых ощущений. Обратите внимание на “Под солнцем затусим” — набор пляжных типажей и курортная вещь со смешным припевом, напоминающая, что жизнь продолжается.
Центральным же моментом “Чернил” хочется назвать дилогию “Кратчайшая история мысли” и “Закипает чайник”, в которой Влади и Шым за пару минут систематизируют и пересказывают историю философских и религиозных течений. В эти-то моменты и понимаешь, что альбом сильнее всего напоминает аудиокнигу, которая взахлеб слушается от начала до конца.
"Кино без сигарет" — дебютный сольный альбом артиста 104, и в это верится с трудом: настолько давно Юрий Дробитько активен на нашей рэп-сцене. Он появлялся еще на первом альбоме Скриптонита под псевдонимом Юрик Четверг, выпускал совместные релизы с ним и с Truwer и был частью объединения Musica36.
Дебют 104 — цельная работа с осознанными экспериментами со звучанием, где нашлось место и трибьюту Бигги ("Who Shot Ya"), и музыкальному разнообразию, когда артисту одновременно комфортно на тяжелых хип-хоп-битах и экспериментах с трип-хопом. А еще "Кино без сигарет" — это про искренность, потому что 104 точно ничего не нужно придумывать.
В прошлом году Иван "Недры" Ворошилов ворвался в наши плейлисты со своим психоделичным рэпом — шумным, весёлым и по-хорошему безумным. А 2020-м выпустил сразу три релиза — "Нейро", "Выход силой" и "Ситуация". Прорыв случился как раз на последнем. Иван и до этого любил пропеть то тут, то там, но здесь ситуация сложилась так, что вокал практически полностью вытеснил рэп. И это — попадание в десяточку от бывшего снайпера. Весь альбом он осваивает блюз с соулом и доказывает: от мелодичности он кайфует не меньше, чем от зубодробительного флоу. А вместе с ним — и слушатель.
Несерьезная музыка с очень серьезным подходом — такими словами Sqwoz Bab сопроводил выход нового альбома “Body Language”. Рэп последних лет в большинстве своем не был о словах — он вертелся вокруг эмоций, ощущений, вайба. Sqwoz Bab вернул в него текстоцентричность и уанлайн-панчи, которые кого-то заставят вспомнить Lil Wayne. “Я твой Таркан, это дифирамбы буферам // Выгляжу на миллион дирхам, будто я Шукенов Батырхан”. Местами это комедия на грани фола, но эти куплеты сложены с удивительным вниманием к языку, заметно выделяющим татарского богатыря на фоне других рэперов. И не только тех, кто с припиской “камеди”.
Самое популярное за неделю
Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз