Рецензии
Текст: Николай Редькин

Почему GONE.Fludd — 100% герой этого года

Мы не столько разбираем альбом "Суперчуитс", сколько размышляем, почему его автор взорвал 2018-й.

Новый альбом GONE.Fudd начинается так: шуршит виниловая пластинка, запускается фанковый луп, под него задорный голос выкрикивает: “Суперчуитс! Суперчуитс!”. Если не знать, что он выпущен в октябре 2018 года, то и не догадаешься: полное ощущение, что слушаешь потерянный трек Децла из начала нулевых. Для полноты картины не хватает клипа с брейкдансом на фоне кирпичной стены.

Для сравнения: предыдущий альбом “Boys Don’t Cry”, вышедший весной этого года, начинался с негромкой румбы, гитарного перебора и скэт-вокала: “Пам-пап-параа-па-па”. Это тоже не очень похоже на то, как звучат молодые и хайповые рэперы в 2018 году.




По меркам сегодняшних фрешменов Саша Бузе — взрослый человек, ему 24 года. Первой рэп-группой, повлиявшей на него, он называет Касту, жалуется, что из хип-хопа пропали скретчи, любит J Dilla, читает Кафку, слушает Portishead, не уважает жанровые ярлыки.

Есть ощущение, что я рисую вам портрет умника — из тех, про кого любят писать музыкальные журналисты, а слушательская любовь проявляется скромнее. Окей, вот цифры. Альбом “Суперчуитс” почти дотянул до зимнего рекорда Lizer, собрав 21 тысячу репостов. Меньше, чем за неделю, у него три миллиона прослушиваний, на момент написания текста он все еще лидирует в чарте Apple Music (позади Pharaoh, Kizaru и Мальбэк). Предыдущая пластинка получила платиновый сертификат (это 50 тысяч проданных копий).

Клип “Мамбл” посмотрели 13 миллионов раз. Долгое время текст этого трека висел в числе самых просматриваемых на сайте Genius (не в "русском разделе", а вообще!) — видимо, потому что читают в нем быстро, а разобрать слова хочется. Тур на 50 городов. 400 тысяч человек в паблике. Эфир в “Вечернем Урганте”. Все перечисленное говорит: перед нами очень успешный молодой артист.





Так было не всегда. Несколько лет Саша состоял в группе Sabbat Cult, с ней ездил в тур с Yungrussia, где ни он, ни группа не были на первых ролях. Вместе с этим он экспериментировал на сольных релизах: весной 2017 вышел синтвейвовый EP “High Lust”, летом 2017 — альбом “Прилунение”, крайне минорный, но по структуре песен уже похожий на то, что мы слышим сейчас.

Все обложки альбомов GONE.Fludd нарисованы в мультипликационной стилистике. Последние две так и вовсе похожи на постеры к новинкам студии Pixar: с кавера “Boys Don’t Cry” на тебя, улыбаясь, смотрит красноволосый парень с рассеченной губой и пластырем на носу. Это чудаковатая музыка, с сильными переменами настроения: меланхолия тут сменяется прыгучестью, а песни-боевики (“На*** то дерьмо”) — песнями-колыбельными (“Fugly”). Очень современный рэп-альбом, с трэп-битами и песнями для мошпитов, но когда я его слушал, меня не покидало ощущение, что здесь есть какой-то секретный ингредиент, который делает ее больше, чем просто современный фрешменский рэп. Трек, в котором читают от лица кубика льда — что это такое? Потом я понял, в чем дело: главный герой этих песен — мультяшка. Так могли бы читать рэп скелеты из рекламы “Скелетонов”, Спанч Боб или Диппер из “Грэвити Фоллз”.

К тому времени сам GONE.Fludd выглядел как персонаж любимого им файтинга Tekken; заплел красные косички, появлялся на фотографиях исключительно с чупа-чупсами и придумал свой “флексикон”, набор веселых жаргонизмов: швепсово — значит классно, чизарп — это тусовка, чуитс — безостановочный угар.

На фоне остальной новой школы он выглядел инопланетянином. Хотя удивительные прически в 2018-м носил каждый второй молодой артист, топливом для их музыки все же служили агрессия и скорбь: Pharaoh проповедовал вечный декаданс, Face прямым текстом говорил про свое АУЕ-прошлое, Lizer пел о подростковых страданиях. Для GONE.Fludd эта агрессия была лишь элементом игры: в главном его хите “Мамбл” есть и “тупая сука”, и “члены во рту”, и угроза “дать по е***у” и даже короткое описание групповухи (“Барби как бэндо: в ней вся моя банда”), но все это обнуляет форма трека, построенного, как детская дразнилка. После клипа, где Саша скачет в смешном комбинезоне с пластмассовым бластером, все стало совсем очевидно.

Еще одна важная вещь в его мифологии — аскетизм и намеренное игнорирование культа роскоши. В песне “Зашей”, ставшей для него прорывной, он читает: “Я пустой, как мой кошель”, в комментариях на YouTube можно прочитать: “Это единственный рэпер, который читает, что у него нет денег”. Так же и в отношении к вещам: дорогим брендам Саша предпочитает никакие бренды; в интервью он говорит, что покупает одежду в секонд-хендах и доводит вещи до ума вручную — украшает нашивками или раскрашивает.





Что еще так ярко выделяет его среди прочих? Пока остальные приглашают свою юную аудиторию купить новые кроссовки Balenciaga или заесть первую любовную неудачу успокоительной таблеткой, Fludd зовет ее просто поиграть. В том числе и на концертах. На Rhymes Fest 2018 он единственный устроил шоу: выкидывал в толпу надувные мячи, а во время исполнения “Кубика льда” залезал на сценические леса — реакцию толпы надо было видеть!

На релизе “Суперчуитс” этот праздник непослушания продолжается в еще больших объемах. Это пестрая веселая мешанина из стилей, где Саша достигает большого искусства в неймдроппинге, мешая героев любимого аниме, со словечками из флексикона, видеоиграми и отсылками к артистам прошлого, создавая собственный грув и демонстрируя нешуточную эрудицию (когда в песне "Банановый сок" он упомянул Джеки Уилсона, R&B-певца 60-х, я нисколько не удивился). Это музыка, под которую могут слэмиться подростки на концертах и танцевать бибои. Последнее особенно важно. Долгое время “музыка для бибоев” звучало как что-то по-дедовски нафталиновое, кейс GONE.Fludd (или, например, группы Грибы) показал, что если реанимировать ее, то только так — ярко, весело, с фейерверком красок, идей и фантазии.

Да, эта музыка в большей степени детская, но известно же, что писать для детей намного сложнее, чем для взрослых: они куда острее чувствуют фальшь.

В интервью “Новому Флоу” Саша развивал мысль, что рэп сейчас — облако мыслей и идей, на своих альбомах он последовательно воплощает ее в реальность. Его песни — новый поп, мелодичный и изобретательный, собравший в себе все лучшее от самых необычных наших артистов — гуттаперчевый грув Антохи МС, ничем не ограниченную фантазию Boulevard Depo, хулиганский свэг группы Canicool (чьим фанатом Fludd себя называл).

Даже в самой трагичной вещи на новом альбоме, песне “Сахарный человек”, все говорится очень иносказательно: “Сладости могут забрать твои зубы, но всерьез хотят забрать лишь душу” (молчу о том, что там поочередно цитируются старые треки Касты и Смоки Мо). Настолько красивой и волнующей песни о наркотиках вы за эти годы точно не слышали.





Однажды я в живом режиме наблюдал, как музыка GONE.Fludd превращает скептиков если не в поклонников, то хотя бы в доброжелателей. Когда мы снимали “Вписку” с Сашей, одним из пунктов программы был его скайп-разговор с Димой Schokk, в ходе которого тот высказал ему претензии, что все фрешмены похожи друг на друга и относятся к своей музыке несерьезно (Fludd ответил достойно: “В чем разница между мной и Face? В том, что я могу сделать колесо на руке, а он нет”). Через пару месяцев я брал интервью у Дмитрия и попросил его рассказать о молодых артистах, которых ему интересно слушать. Он назвал Pharaoh, Obladaet, а в конце добавил: “Ну еще тот парень, с которым мы скайпили. Не моя музыка, конечно, но это круто”.

Если совсем просто объяснить, чем же GONE.Fludd так хорош, вспомните фильм “Кто подставил кролика Роджера” (это чтобы закрыть тему взаимопроникновения мультиков и реальности). Детектив Валиант и супруга Роджера, секс-бомба Долорес, едут на мультяшной машине выручать кролика из очередной передряги. “Нет, серьезно, — ворчит детектив. — Что вы только в нем нашли?”.

”С ним весело”, — отвечает красотка.

Обсуждаем крупнейший биф за последнее время, конфликт Платины с “ВКонтакте” и новый релиз Toxi$
Конфликты, неожиданные встречи и Vacio против рэпа
Нацитировали новую Вписку