Рецензии
Авторы: Андрей Недашковский, Владимир Завьялов

"В контексте русского рэпа — это большой манифест творческой свободы". Разбираем дебютный EP Gruppa Skryptonite

И объясняем, почему о творческих переменах Адиля нельзя просто сказать "Скриптонит завязал с рэпом".

Каждый человек, достигнув успеха, однажды приходит к вопросу "А что дальше?"

Можно просто не трогать то, что и так хорошо работает. Это разумно.

А можно пойти дальше. Зачем? Затем, что к успеху тебя привел поиск, а затормозив, ты на самом деле и изменяешь себе.

Вспомнить примеры из музыки не сложно: от Radiohead, перенаправивших тоску скулящих гитар в мудреную электронику, до Ивана Дорна, который, демонтировав кондовые устои местной поп-музыки, занялся музыкой исследовательской.

Именно это сейчас и происходит с Адилем Жалеловым.

Вообще, "Скриптонит завязал с рэпом" — слишком упрощенное описание творческих перемен человека, пять лет назад о своей музыке читавшего “Ты хотел настоящий трэп? Вот это трэп!”. Как минимум потому, что еще до Gruppa Skryptonite он постоянно покидал пределы того, что обычно инструментально сопровождает рэп, а его музыку не получалось называть просто битами.

"Solitude", первый релиз под вывеской Gruppa Skryptonite, — не резкий отход от прежних принципов и идей старого творчества, а их логическое продолжение, усиление и углубление.

Это наблюдается с саундом, впитавшим кучу музыкальных идей и эпох, — от психоделического ретро и трип-хопа до джаза и блюза. Неожиданными стали эксперименты с фолком, из-за которых вокальная партия в “Добре” зазвучала как хор ансамбля народной песни.

Люди, переслушавшие всю музыку мира, возможно, и отыщут на релизе места, где Адиль и его музыканты что-то там у кого-то подсмотрели. Но по состоянию на 2019 год “Solitude” звучит как пластинка, которую люди придумали, ориентируясь на раздражители внутренние, а не внешние. Не на то, что сегодня звучит из каждого утюга, а то, что звучит у них самих внутри.

Не поменялись, но усложнились герои Жалелова, которые, если вкратце описать происходящее с ними, из песни в песню просто ищут своего человека. Здесь есть сцена встречи Адиля с бывшей, которая когда-то не ответила ему взаимностью, а теперь вешается на шею, и эта сцена заканчивается цитатой: “Никаких тут побед, только глупые и ненужные”. Опустошенность и неустроенность жизней, о которых Скриптонит говорит в этих шести песнях, оправдывают название “Solitude” (англ. одиночество) сполна.

Можно долго копаться в том, насколько более лаконичным и элегантным стал стиль работы артиста с текстом (“Берега холодные, потому что попутаны / Заснеженные паруса в океане любви”), хотя похоже, что "Solitude" — это больше про настроение, атмосферу и все, что им сопутствует.

Вырви "Solitude" из контекста — получим “просто” интересную и изобретательную мультижанровую запись. Но в контексте русского рэпа — это большой манифест творческой свободы.

Да, так можно было.






Квадроберы, роботы и красивые люди
Два дисса, два трека-танго и два Арсения
Пишет про проблемы со здоровьем. Видимо, что-то серьезное
Интервью с главным толкателем джерка в России