Kanye уже не тот? А "Jesus Is King" говорит, что тот
Этот текст должен был выйти ещё неделю назад, когда весь интернет обсуждал новый альбом Канье. И переписывался столько раз, что неловко произносить вслух. Долго не мог понять, что именно не получается. А сейчас дошло: я не могу анализировать “Jesus Is King”, разбирать его на части и объяснять, почему “Канье уже не тот” или наоборот.
Ну, перестал человек материться и отказался от пошлых секс-панчлайнов. Ну, посвятил целый релиз вере. Как будто его прорывной хит назывался не “Jesus Walks”. Как будто он уже не отказывался от брани на “808s & Heartbreak”.
Это всё тот же Канье — с любовью к соулу (“Follow God”), минимализму 808 (“Selah”) и точечному использованию приглашённых гостей (Ty Dolla $ign и группа Clipse). Die-hard-фанаты не услышали на “Jesus is King” вообще ничего нового.
Вероятно, в моём рейтинге альбомов Канье “Jesus is King” попал бы как раз на последнее, 11 место. Его можно сравнить только с “The Life of Pablo”. Тот тоже никак не удивлял слушателя и запомнился в первую очередь тем, что окружало его релиз: переносы, изменения на ходу и выход в самый последний момент.
Можно сказать, что ничего удивительного не было и в “ye”. Но там Канье впервые открылся с неожиданной стороны и посвятил значительную часть этого альбома борьбе с внутренними демонами.
"Если честно, продавайся скиллы, я был бы Талибом Квели", — в 2003 году читал Jay-Z в песне "Moment of Clarity". Шон Картер в 2003 году — одна из главных рэп-звёзд и человек, собирающий "Мэдисон сквер гарден" на презентации "The Black Album" (где он не разрешил выступить Канье, чем сильно раззадорил молодого Уэста). Талиб Квели в 2003 году — золотой ребёнок андеграунда, честь и совесть сознательного хип-хопа. Именно Талиб первым дал шанс Канье — позвал его на разогрев в свой тур (сейчас звучит забавно, да) и пустил почитать рэп в ремиксе "Get By".
Какое отношение это имеет к "Jesus Is King" и сегодняшнему Канье? Он взял посыл Талиба Квели — и принёс его в массы. Он никогда не боялся быть проповедником. Песня "All Falls Down" была посвящена нашей зависимости от материальных богатств. Сильно ли это отличается от “Selah” с прямыми цитатами из Библии?
Сильно ли посыл этого альбома отличается от “Yeezus”? “Как только начнёшь им нравится — разонравься, ты же никогда не целовал никому жопу”, — говорил Канье на “I Am a God”. "Старайся жить правильно" — говорит он в первой же строчке песни "Follow God".
Просто предыдущие 16 лет Канье “проповедовал” принципиально другим языком. Зато музыкально он не изменился совсем — обращается к звучанию сразу всех своих альбомов, здесь легко найти точки пересечения хоть с “College Dropout”, хоть с “MBDTF”.
Канье напоминает позднего Жозе Моуриньо. Португальский футбольный тренер большую часть карьеры тоже был новатором и самолюбивым эгоманьяком. Первый большой трофей — Лигу чемпионов с "Порту" — он тоже взял в 2004 году, когда вышел “College Dropout”. Больше 10 лет Жозе запоминался провокационными заявлениями ("Я — особенный") и громкими победами (брал чемпионат каждой страны, в которой работал).
Последние пару лет Моуриньо уже не такой яркий, самовлюблённый и бескомпромиссный, но всё ещё уважаемый человек (пусть и с армией преданных хейтеров) и качественный специалист — не зря его сейчас активно сватают в “Баварию”.
Такой и Канье-2019. Сейчас не 2010 год. Канье Уэст не записывает прорывные альбомы. Жозе не выигрывает ЛЧ.
Чем скорее все перестанут проводить параллели с Канье и его “божественной сущностью”, тем проще станет воспринимать его музыку.
Потому что “Jesus Is King” — простой и классный альбом человека, который за последние 16 лет столько раз переворачивал эту рэп-игру, что хватит. Это не альбом года, не новое слово в христианском рэпе и не альбом, которым мы будем подводить итоги десятилетия.
“Jesus Is King” — это просто хорошая музыка. Вот так просто, без лишних слов и тысячи аргументов.
Let a man breathe. Канье и так давно в истории музыки. Как и Иисус в истории человечества. Как и Жозе Моуриньо в истории футбола. А корона Канье давно не нужна.