Kanye West записал “быстрый” альбом "ye" — мы публикуем на него “быструю” рецензию. Все честно!
Николай Редькин
Последние альбомы Kanye — про здесь и сейчас, про фиксацию текущего момента, про музыку как живую единицу. Отсюда и все шутки про то, что он пишет их как студент диплом, а обложку дорисовывает в последний момент (это не шутка). “ye” – апогей такого подхода, кэмповый альбом, где артисты используются как музыкальные инструменты. Помните, как раньше Kanye брал и запросто вставлял в песню куплет ну, например, Desiigner? Сейчас он так же зовет самых разных людей, от давнего протеже Kid Cudi до совсем новой звездочки своего лейбла, 070 Shake — и, вооружившись редакторскими ножницами, режет их и шинкует, переставляет местами, разделяет и властвует. От Nicki Minaj тут, допустим, только войс (привет, Паша Техник!), но он так идеально подытоживает альбом, как когда-то идеально открывал ее голос другую великую работу.
Меня удивляет в “ye” несколько вещей.
— Почему человек, своим публичным имиджем напоминающий самых упоротых российских политиков, все еще может писать такие невероятные, душераздирающие песни, как стартовая “I Thought About KIlling You” (фактически сигнал SOS, флажок утопающего в депрессии человека) или трогательной финальной “Violent Crimes” про то, как меняется отношение рэпера к женщинам, когда у него появляются дочки.
— Станет ли 20-минутный хронометраж нормальным форматом релиза? Это уже второй альбом уэстовского полиптиха-2018, который слушается не то что за утреннюю пробежку, а пока идешь до метро — и это прямо то, что надо. 20-трековые альбомы, когда-то бывшие нормой, кажутся сейчас кошмаром: филлеры, необязательные фиты, ремиксы и бонус-треки, чтобы добить тайминг — как вспомню, так вздрогну.
И самый-то главный вопрос — что будет дальше? Есть фанатская теория, что все пять альбомов, к которым Kanye приложил руку в этом году, выстроятся в цельное произведение. Короче, тут неограниченное пространство для декодингов и домыслов — намечается по-настоящему жесткое лето, cruel summer. В интересное время живем, короче!
Кирилл Бусаренко
Альбомы Kanye уже давно не воспринимаются в привычном формате сборника песен с критериями “музыка, тексты, хитовость” — они уже больше о моменте, о сумасшедшем порыве вытворить что-нибудь эдакое, заставить обсуждать себя. Отсюда и всяческие безумства вроде обложки, сделанной на телефон по дороге на предпрослушивание альбома (которое чуть ли не цирк с конями), или эпичного твиттер-рэнта в качестве промо-кампании.
“ye” — это Kanye West здесь и сейчас:
1) Борется с депрессией в колючих лабиринтах сознания на “I Thought About Killing You”
2) Жонглирует пузырьками с обезболивающими на “Yikes”.
3) Развязно заигрывает с миром на “All Mine” панчлайнами вроде “давай займемся сексом втроем — я, ты и блант” и “позволь мне быть без гондона, плевать, что произойдет/ мы все появились благодаря сперме”.
4) Пытается понять на “Wouldn’t Leave”, почему его до сих пор не бросила Ким, сильно переживающая из-за высказываний вроде “рабство — это осознанный выбор”.
5) Все еще стоит на ногах, несмотря ни на что в “No Mistakes”. В сети уже ходят слухи, что в песне есть строчки, адресованные Drake.
6) Мечется между состоянием обычного (Kanye), подавленного (Kid Cudi) и поехавшего (070 Rose) на “Ghost Town”.
7) Очень трогательно волнуется о дочерях на “Violent Crimes”. Даже за всеми выходками Kanye остается отцом, переживающим, что дети повзрослеют слишком быстро, и что-то пойдет не так. “Нигеры — дикари, нигеры — сутенеры, нигеры — игроки, до той поры, пока у них не появятся дочери” — сходу не получается вспомнить более эмоциональные строчки в творчестве рэпера за последние пять лет.
Если “Daytona” от Pusha T оказался короткой, но насыщенной экскурсией по недружелюбным районам в компании местного дона, то “YE” — это гимн страху, упорозу, любви и творчеству. Ответ на вопрос: “Каким был Kanye West в 2018 году?”.
Андрей Недашковский
Худший альбом Kanye West. Самый необязательный и лаконичный. Но. Тот, что для автора вот уже восьми пластинок и человека, почти столько же раз реформировавшего рэп-мейнстрим, худший, украсил бы дискографию любого другого.
Я так и не понял: 20 минут хронометража — слишком мало для него или для меня? С одной стороны, он никогда не мыслил коротким метром, для эго его размеров даже террабайтный носитель тесноват. С другой, я все-таки изголодался по музыке маэстро. Да и не все из семи песен безукоризненны. Не как было у Pusha T неделю назад: что ни трек — то плотно спрессованный кирпич.
“ye” не переворачивает игру, это скорее про переворот внутри. После штормового года (рэпер в одной из песен характеризует его как “shaky-ass year”), когда на супругу совершили вооруженное нападение, его самого увезли в рехаб, а потом чуть ли не превратили в нерукопожатного врага общества номер один, Kanye West по кирпичикам выстраивает свою жизнь обратно.
Как? Благодаря поддержке семьи. Посвященные Ким и дочерям песни “Wouldn’t Leave” и “Violent Crimes” — жемчужины, встающие в один ряд с “Hey Mama”.
Когда Kanye срывает покровы и признается, что после жоповзрывных комментов о рабстве предлагал Ким уйти от него — это драма глобальных пропорций. Его суицидальные строки, как и структура финальной песни, в которой он говорит о взрослении дочки так, будто сам никогда не сможет его наблюдать, неслабо тревожат, но вот эта мысль, что крепкая семья победит все — это сила, это месседж, который отсылает к его же “Family Business” 14-летней давности. Cлучайно или нет, он еще и рифмуется с прошлогодним высказыванием его фрэнэми “4:44”.
Что еще заметил: на снимке рабочей версии треклиста, опубликованном в твиттере артиста сразу после премьеры, у альбома есть почему-то не доживший до официального релиза подзаголовок: “Духовное пробуждение”. Кажется, для Kanye оно еще не закончено, но он точно не одинок на своем пути.
Лёша Горбаш
Сперва он ломал музыкальные нормы. Потом сам стал задавать тренды. А затем начал и вовсе предопределять, как будут звучать и выглядеть рэперы следующего поколения.
Kanye бывал разным: бунтарём-революционером, лидером-трендсеттером, визионером. Всё это — чтобы в итоге стать большим ребёнком. Задумайтесь: никто не думает про Kanye как про рэп-ветерана, хотя ему вот-вот исполнится 41 год, а дебютный альбом он выпустил 15 лет назад. Мы в принципе не можем вписать Kanye в привычные рэп-рамки, потому что он давно их перерос.
В одном из бесконечных весенних твиттер-выступлений Kanye можно было не заметить важный твит: "Я только сейчас становлюсь сыном своих родителей". Тут речь, само собой, и про важность родителей в жизни артиста. Но мне видится и другой подтекст — Kanye ощущает себя ребёнком. В его высказываниях уже много лет звучит мысль: "Нет никого креативнее и искреннее детей". И если креативность Kanye осталась на его лучших альбомах (о каких именно речь — каждый пусть решает для себя сам), то искренность — всё ещё при нём.
Жуткий, но красивый вступительный spoken word в "I Thought About Killing You". Трогательное посвящение Kim в "Wouldn't Leave" и дочкам в “Violent Crimes”. Обезоруживающая ответка Drake в "No Mistakes": сперва Kanye напоминает, что "не советуется с менее успешными людьми", а под конец куплета замечает: "Если честно, ты мне нравишься", — и как на такое отвечать?
Да, Kanye больше не новатор. Да, "ye" и близко не может соревноваться с его предыдущими альбомами. Лучший пример тому — песня "All Mine". Kanye не делает вообще ничего нового: бас-линия, прилипчивый припев — "Fade" мы все слышали. Куплет, построенный вокруг неймдроппинга красивых и успешных людей, у Kanye уже был: послушайте "Christian DIor Denim Flow". Даже термин "medulla oblongata" звучал в песнях Kanye West раньше.
Конечно, это его худший альбом.
Kanye всегда чётко осознавал собственное положение в музыкальном мире — и сейчас он не пытается обманывать ни себя, ни нас. Сегодняшний Kanye — это счастливый человек, делающий музыку про себя и свою семью. У него больше нет цели стать лучшим артистом мира. Во-первых, он им уже был. Во-вторых, невозможно менять направление жанра 15 лет подряд.
Самый популярный вопрос после прослушивания "ye": "Что он будет делать дальше?" Ответ кроется в самом альбоме. В "Wouldn't Leave" Kanye читает: "Я живу ради сейчас и не знаю, что будет после". И это отличная инструкция для прослушивания альбома. Не ориентируйтесь на его прошлые альбомы. Не думайте о следующих.
Просто слушайте "ye" в моменте — и он вам понравится.