Рецензии
Текст: Николай Редькин

"Это крафтовый рэп". Пять причин полюбить альбом Касты "Четырехглавый орет"

Делимся мыслями об альбоме, который вызревал девять лет, но ожидание того стоило.

Недавно решил переслушать альбом “Быль в глаза”. Для полноты эффекта нагуглил буклет альбома — и увидел следующее: в нем группа Каста в одном абзаце текста рассказывает о переменах, которые с ней происходят.

“Это может обернуться для нас потерей некоторой части фанатов, которые остались бы с нами, продолжи мы говорить с ними на том же языке. Однако, взамен мы выбрали большое дело — художественный рэп, сочетание литературы и музыки”.

Ни добавить, ни убавить.

По поводу нынешней Касты есть два разных мнения. Первое — это группа, первой в русском рэпе показавшая, что с годами рэпер может не только впадать в маразм, но и органично взрослеть. Группа, каждая пластинка которой законченное и завершенное произведение — начиная от содержания и заканчивая обложкой. Наконец, группа, пережившая несколько спадов, подъемов и волн слушателей.

И второе — это назидательный отцовский рэп, граничащий с КВН-ом. Настолько правильный, что его можно ставить в начальных классах школы (не случайно в iTunes есть “грязная” и “чистая” версии альбома). Для жанра, где каждый хоть немножко бадман, это прямо-таки вызов.

Почему мне ближе первое из мнений, я объясню тезисно — в пяти пунктах.

Каста многомерна. У многих артистов работает правило “Слышал одну песню — слышал весь альбом”. На альбоме “Четырехглавый орёт” спектр тем — от “жду пять минут, ну где же мой Uber” до политической сатиры про депутатов и скрепы. Тут можно вспомнить метод другого ростовчанина, Василия Вакуленко, который не раз говорил, что цельность альбома переоценена, а свои пластинки сравнивал со сборниками “Союз”: должно быть много самых разных песен, на любой вкус.

Каста литературна. На альбоме хватает песен, каждая из которых — зарифмованный рассказ. Можно вспомнить прошлогоднюю “Они”, которая вместе с клипом кажется экранизацией Стругацких. Мой персональный фаворит — булгаковский по духу “Серега-водолаз”, где прекрасны и идея, и воплощение.





Каста современна. Это не значит “пытается молодиться” (обычно, когда рэперы решают за короткий срок подстроиться под требования времени, получается очень комично, да и попросту плохо; см. также глагол “переобуться”). “Орёт” звучит современно, но без навязчивости. Узнаваемо, но без самоповторов. Не так давно в паблике Касты был опубликован список всех битмейкеров альбома — и там новая школа (Capella, Eldar-Q — битмейкер Жака-Энтони, Zest — автор “С4” ATL) представлена рядом со старой (Влади, Soundbro, Прометей) где-то в пропорции 50/50.

Каста — это организм. Недавно знакомая в твиттере посмеялась над формулировкой “главная рэп-группа страны”, применяемой к Касте. Я сначала прошел мимо, а потом подумал — но ведь это и правда так. Коллективное творчество — особенная проверка артиста на прочность, которую не все проходят. А в 2017-м само понятие “рэп-группа” вообще кажется анахронизмом: одна распалась, причем дважды; вторая едет в прощальный тур; третью заел уютный челябинский быт. Каста — последние из могикан, на новом альбоме раскрывшие все таланты каждого из участников, но в симбиозе с остальными.

Каста живет здесь и сейчас. Легко поддаться искушению и похвалить их за внимание к новостной повестке. Но “рэпер должен писать песни на злобу дня” — это такой же архаизм, как про широкие штаны и “йоу”. В конце концов, можно говорить об этом завуалированно — как на альбоме “Горгород”, а можно в лоб — как в клипе Птахи про мажоров на столбах. Блок “актуальных” песен на “ЧО” (“Они”, “Скрепы”, “Впередиидущий”, “Новый путь”) — это прежде всего песни, а потом уже социальные/политические месседжи. Не случайно имя Путина тут упоминается всего однажды, и то в комической песне “Макарэна”.





Чтобы охладить градус восторга. Слегка неловко было слушать открывающую песню “Сказочная”; заметно, что куплеты Хамиля провисают на фоне остальных; некоторые песни слишком уж натужно позитивны (“Алёнаташа”). Но хорошего больше: “Четырехглавый орет” — это продукт штучной выделки, предельно неконвейерный; крафтовый, если хотите, рэп. Как-то совсем не удивительно, что вызревал он почти десятилетие.


Джиган дарит жене козу, Toxi$ отмечает день учителя, а все вокруг — не перестают говорить о Diddy
Про ковбоев, храбрые сердца, отцов и детей — и другие важные вещи
Гости: Рузиль Минекаев, Алексей Чумаков и Саша Петросян
Как русские рэперы подсели на китайский чай и стали писать про это песни. Рассказываем в новом видео