Альбом Nas "King’s Disease": почему легенда отговаривает молодых артистов от рэп-карьеры
Трэп и афробит — это, может быть, хорошо и весело, но как же не хватает сегодня логоцентричного рэпа, доминировавшего в 90-е годы. Сейчас мало кто пытается не просто читать, но ещё и высказываться, как это делали KRS-One, Ice-T или Бигги. Оттого и столь ожидаемы релизы представителей того "золотого века" хип-хопа с вдумчивыми и провокационными текстами. И как прекрасно осознавать, что не все из икон рэпа переключились исключительно на продюсерскую работу и есть, например, Nas, который до сих пор полон идей и на постоянной основе готов делиться свежим материалом.
На альбоме "King’s Disease" Насир Джонс в привычной манере занимается философией и психоанализом, но теперь — под осовремененный звук, за который отвечал Hit-Boy, продюсер эталонных треков новой волны "Sicko Mode" Трэвиса Скотта, "Trophies" Дрейка и "Racks in the Middle" Родди Рича и Нипси Хассла. При этом рэпер не позволяет себе уходить в древнеримскую помпезность, как это было на лонгплее двухлетней давности "Nasir", который был спродюсирован Канье Уэстом. Теперь Nas звучит более аутентично, давая тем самым понять, что ему все же ближе слава уличного короля Нью-Йорка Фрэнка Уайта из культового (среди рэперов NYC) фильма Абеля Феррары, нежели нелепая имперская мегаломания, сквозившая усилиями Канье на предыдущем альбоме.
Новый релиз Наса вобрал в себя 13 композиций, объединённых общей темой — борьбой с "болезнью короля", то бишь с медными трубами и гнетом всеобщего признания, которое, согласно артисту, вынуждает талантливого человека мириться с малоприятной функцией ролевой модели. Лирический герой релиза буквально жалуется, что шёпот банкнот, сопровождаемый неминуемым гиеновым хохотом завистников, ни на секунду не прекращается, отравляя таким образом его существование. Он осознанно устраивает перекличку с "Макбетом" Шекспира – главным мировым произведением об упоении властью; и в данном разрезе неважно, что Нас говорит не столько о прямых рычагах управления сюзерена, сколько о метафизическом контроле за умами поклонников. Английскому драматургу принадлежит строчка "здесь скрыт кинжал за каждою улыбкой", а Насир развивает ее дальше, утверждая, что все вокруг только и видят, как король теряет корону, а вместе с ней — и голову: "Nostalgia, how I remember things, remember crowns, remember kings, they want your reign to cease".
Эти шекспировские мотивы красной нитью проходят через весь альбом (треки "27 Summers", "Blue Benz"), но этим дело не ограничивается. Nas изменил бы себе, если бы не поддержал BLM и не задиссил коллег по индустрии: на сей раз его жертвой стала Doja Cat. Имеющая ямайские корни певица ранее выпустила песню "Dindu Nuffin" (аналог фразы на русском "Рафик неуиновен"), за что была пристыжена Насиром в сингле "Ultra Black". Несмотря на отсутствие приверженности оголтелому афроцентризму, рэпер считает важным апеллировать к расовой самоидентификации, но не с целью доказательства превосходства, а с желанием добиться внутреннего примирения в душе каждого слушателя вне зависимости от цвета кожи. Вот такой вот пастор Насир.
Не обошлось на "King’s Disease" и без критики президента Трампа, которая сопровождает ныне почти всякий большой альбом и потому успевшая порядком поднадоесть: фраза "stupid words from president’s mouth" проговаривается рэпером будто для галочки, словно эдлибы у Future. Зато что действительно застало врасплох, так это созвучность Наса и Греты Тунберг — поводов ожидать такого идейного коллаба раньше точно не было. На "The Definition" Насир предупреждает о губительных последствиях глобального потепления, при чём во всем этом слышится такая отчаянность, какой не встретишь даже у шведской экоактивистки.
Политическая подоплёка гармонизирует содержание альбома, но общее здесь никак не вытесняет частное. "King’s Disease" направляет критические стрелы в первую очередь на самого артиста. Nas, добравшийся до трона, но не познавший семейного счастья, отчасти считает себя проигравшим в жизни — на треке "All Bad" он сожалеет о разрыве отношений с Nicki Minaj, а сильнейшая песня "Til The War Is Won" вообще посвящена всем горемыкам и в частности матерям-одиночкам (в ней, кстати, Насиру аккомпанирует Lil Durk).
В целом релиз оказался богат на фиты, и это тоже стоит отнести к преимуществам. Так, на "Full Circle" состоялось долгожданное воссоединение супер рэп-группы The Firm с участием AZ, Foxy Brown (в 90-е она была столь же популярна, как сейчас Cardi B), Cormega и даже Dr Dre, которые, на удивление, не так уж и растеряли былую форму. На слух наиболее выверенным получился трэк "Replace Me" с щекочущим вокалом одного из героев года Don Toliver и размеренным флоу-бравадой Big Sean. Отдельно здесь также стоит зафиксировать внимание на передачу эстафетной палочки нью-йоркского рэпа к Fivio Foreign, за прогрессом которого хочется наблюдать не переставая. Насу, в отличие от некоторых артистов своего возраста, чуждо беспричинное ворчание — он высоко отзывается о рэперах последующих поколений, подключая их к совместным записям. Участие же на "King’s Disease" Fivio Foreign многое говорит не только о Насе, но в первую очередь о самом 30-летнем фрешмене (понимаю, что звучит как 40-летний девственник, но таковы реалии) из Бруклина, ранее получившем благословение на рэп от Pop Smoke и Drake. Кажется, именно он является сейчас самым быстрорастущим нью-йоркским талантом.
"King’s Disease" не поражает воображение, однако, возможно, его главная заслуга состоит в том, что он выглядит как правильный альбом состоявшегося музыканта, который не стремится заигрывать с новой аудиторией, а предпочитает цементировать свое наследие. Это сборник мудрых треков, которые могут показаться нотацией, но в действительности же просто служат предупреждением для молодой поросли. От этого релиза не стоит ждать прорывной мощи образцовых альбомов "Illmatic" и "Stillmatic"; тем не менее, "King’s Disease" выглядит монументальнее и стройнее предыдущего "Nasir". И это ещё одно доказательство того, что Нас по-прежнему в игре. И, кажется, он даже не думает проигрывать.