Рецензии

Рецензия: Guf & Rigos "420"

То, что альбом станет сюрпризом, было понятно после первых песен. Оказалось — сюрпризом приятным

Николай Редькин

Гуфа всегда считали консерватором в русском рэпе, и считали, в общем, правильно. Тем удивительнее слышать на его новой пластинке синтезаторные сэмплы, порезанные у групп типа Daft Punk, а не предсказуемую пианинку. Тем удивительнее, что рядом с ним находится человек, который в стилистике рэпера Future, неидеально, но с большим чувством, пропевает строчки типа “Крутится литье, мы круузим” или “Далеко ты или близко — я хочу тебя потискать”. Еще более удивительно, что так продолжается все 12 песен и все 12 песен не надоедает.

“420” вообще — удивительный альбом, во всех смыслах. Когда я его включаю (а включаю, естественно, вечером, перед сном) в голове рисуется такое роуд-муви по-русски. Ночь, Тверская, двое людей в большой машине разъезжают по Москве в поисках чего-то. И непременно молчат. И у каждого из этих людей на душе висит какой-то груз.

У одного русского рэпера была немного пугающая строчка “едем, качаем, ничто нас напрягает”. Вот про это альбом и есть — про ощущение того, что за мерными буднями маячит что-то совсем не будничное, что-то страшное. А совсем не про траву.


Леша Горбаш

Перед выходом альбома многие шутили, что сразу после релиза фанаты сделают версию без Ригоса. Послушал "420" несколько раз — и даже мысли такой не возникло. Во-первых, петербуржец тут буквально придумал автотюн на русском. Во-вторых, Гуф и Ригос весь альбом отлично дополняют друг друга. Про такое обычно пишут "отличная химия", но здесь коннект немного на другой теме.

"Раз вы продолжаете слушать, вы подсели на зарифмованные фрагменты жизни Алексея", — так Гуф зазывал на большой летний концерт “Газгольдера” в Зелёном театре. На "420" эта формула продолжает работать, Гуф уже который год остаётся главным автобиографом русского рэпа. Да и вообще, главным в этом рэпе человеком. Куплет про выродка, который и спустя год сбивает с ног, песни "Паразит" и "Ренегат" — уже из названий понятно, что жизнь у Гуфа по-прежнему мрачная. При этом, один из главных номеров здесь — "Индустрия", резкая отповедь “Версуса” и его участников, на который и ответить, по большому счету, нечего, — всё в точку. Коллега Редькин резонно заметил, что это "больше аудиоинтервью, чем песня", но какой альбом Гуфа без таких интервью?

Важно: "420" — альбом “на троих”, Bluntcath здесь — полноценный участник коллектива. По умолчанию “420” называли "самым экспериментальным" альбомом Гуфа, а получился ещё и самый динамичный его релиз. "Путь далёк", "Безвылазно" — Гуф уже очень давно не звучал так бодро. Bluntcath вытянул его из зоны комфорта, из которой рэпер не выходил уже много лет. И получился лучший альбом со времён "Города дорог".


Андрей Никитин

Сейчас ситуация выглядит так, что уже не каждый новый альбом Гуфа похож на предыдущие, а каждая новая рецензия на альбом Гуфа похожа на предыдущую. Смотрите, принято писать, что Гуф опять рассказал много историй о себе и окружающих, и пусть не сделал при этом ничего революционного, но — вот парадокс! — такой уж он человек, что миллионам людей все равно адски интересно узнать, что там у Гуфа случилось вчера и какая повестка на завтра. Обновить, короче, прошивку.

В целом все это начинает походить на какой-нибудь шестой или седьмой сезон ситкома “Как я встретил вашу маму”. Когда уже не смешно, как во втором или третьем, но героев очень любишь, поэтому по инерции продолжаешь смотреть.


Руслан Муннибаев

Я слушаю Гуфа, потому что мне интересно знать, как и чем живет этот странный человек. Уже немало лет он ходит соседними улицами и рассказывает о них просто, понятно, не очень-то ярко, кстати — я слежу за ним и буду следить, видимо, еще долго, дай бог Алексею здоровья. Это настолько непохоже на мою жизнь, что даже интересно — что будет дальше, интересно.

Удивительным образом вторжение экзотического персонажа Ригоса не разрушает хрупкую материю мира Гуфа, хотя и влияет на нее значительно. Одеяло на себя он не перетягивает (хотя бы потому что нормальные ребята вообще под одним одеялом не спят), а встает рядом практически равноценным героем. Там, где москвич как всегда прямолинеен, питерский кружит (крузит?), выдумывает и украшает виньетками. Украшен также и звук. Понятно, что это может обломать, особенно консервативного фаната Гуфа, особенно того, что ходит на его концерты, но как говорит автор, “икскьюз ми”. Такой альбом заслуживает лучшего слушателя.


Андрей Недашковский

Мне нравятся смелые альбомы — такие, знаете, проекты, составные элементы которых даже в теории не должны бы срабатывать. Вот этот, например — чистейшая авантюра. Авантюра, полностью себя оправдавшая.

Зацикливаясь на смоукерской теме, можно упустить из виду тот факт, что альбом в равной степени посвящен и другой страсти рэперов — автомобилям и ночной езде. Они постоянно травят байки о дорожных приключениях (Гуф — о чуть не попавших под колеса хипстерах, Ригос — о развозке "посылок" клиентам), создавая в голове картинки будто из джармушевской “Ночи на земле”.

У Гуфа на диске обнаруживается неожиданно много хитрых, двусмысленных строчек, которые тяжело подметить с первого раза. “Выбирал дорогу, чтобы максимально себе навредить”. “Квадрат белый доставил тело до квартала” — тут речь идет, кажется, не только об иномарке, но и о марке. Ну, вы поняли.

Обратите внимание, насколько характерным настроением обладает "420": мягкие ударные, мелодичные восточные сэмплы флейт и клавишных, все очень тихо и даже как-то интеллигентно. Почему-то никто из коллег не выделил трек "Пали ЖК" — кто бы мог подумать, что Гуф так круто зазвучит поверх калифорнийского джи-фанка?

Претензий у меня к альбому ровно две. Первая: дуэту не удалось на полную воспользоваться всеми возможностями совместного альбома. В моем понимании это должно быть чем-то вроде “Х.З.”, где Хамиль и Змей заканчивали строчки друг за другом, натурально толкались локтями и вели диалог. Ригос и Гуф же по очереди от куплета к куплету просто сменяют друг друга у микрофона. Это немножко надоедает.

Вторая претензия — абсолютно выбешивающая цензура, которая еще и не пойми как работает. Не вкурил я, почему заглушаются слова типа "штакет" и "косяк", зато "бонг" и "драп" остаются нетронутыми. На такие глупости быстро перестаешь обращать внимание, но лучше бы, конечно, без них.






КУПИТЬ В iTUNES / СЛУШАТЬ НА ЯНДЕКС-МУЗЫКЕ




Возвращение Пошлой Молли, альбомы Славы КПСС, Voskresenskii — главный фрешмен
Тут подводят итоги года и составляют планы на следующий
Выбрать самых стильных в русском рэпе непросто, но мы это сделали. В нашем топе — те, кто диктует моду прямо сейчас, и те, кто определял ее чуть раньше
Десятка артистов, которым 2024 год существенно пошел на пользу