Рецензии

Редакция The Flow об альбоме группы Centr "Система"

Альбом-камбэк важнейшей группы русского рэпа — само по себе событие. Выясняем, удался ли он.




Николай Редькин

Сравнение, которое напрашивается само собой: альбом "Быль в глаза". Тоже важнейшая для русского рэпа группа. Тоже долго молчала. Тоже вернулась после перерыва. Но вернулась совсем другой — и захватила качественно новую аудиторию (при этом растеряв часть старой, но так всегда бывает).

Альбом “Система” — контрпример; ожидания поклонников здесь максимально учтены, разве что немного подстроен под нужды 2016 года звук. На "Системе" любовно сохранена вся мифология "Качелей", вплоть до уменьшительно-ласкательных — "рэпчик", "кепчик", "биточек" — которые когда-то придали немало обаяния их дебютнику. Это по-прежнему песни о всех ловушках, которые расставляют тебе московские улицы (и о самом простом пути их обойти — не ходить, куда не надо).

Бодрее всех держится Слим — злой и трезвый, он сыплет строчками-афоризмами, вспоминает про президента, который "плясал в говно похлеще Гуччи Мейна" и одним куплетом в "Не на рингтонах" накидывает сюжет для гангстерского сериала про 90-е. Местами интересно сравнить его куплеты с куплетами Птахи. Если у одного через строчку обличительные пассажи вроде "твою страну взъебали на бабки", то другой, никогда не скрывавший своей политической позиции, изъясняется очень по-депутатски: "В стране перемены, но мы их осилим".

И если вернуться к тому, с чего я начал. "Повзрослевшую" Касту обвиняли в буржуазности и мелкотемье, "вернувшимся" Centr хочется выговорить за то, что они чересчур сильно ностальгируют по лихой романтике прошлого; об этом тут каждая вторая песня. При этом заметно, что сильнее всего смогла растормошить всю группу недавняя история с “Антидилером” Дмитрием Носовым: песня "Красный" — злющая, едкая, желчная — определенно самый эмоциональный момент альбома, где каждый выкладывается на сто процентов.

“Раньше не было лучше, просто было не так”.

оценка: 6






Андрей Недашковский

О возвращении Centr говорили разное — и преимущественно, не самое доброжелательное. В первую очередь звучали теории о сфабрикованности реюниона, случившегося в тот момент, когда плотные ряды на концертах Гуфа поредели, как упали и сборы на выступлениях экс-коллег. Когда в интервью The Flow на вопрос о том, насколько выгоднее выступать втроём нежели сольно, последовал ответ: “Втрое”, — это казалось то ли тревожным звоночком, то ли удачной шуткой. Словом, от нового альбома группы я ожидал даже не столько хороших песен, сколько убедительности в том, что они собрались вновь не просто так — это и получил.

Сразу бросается в глаза, насколько “Система” — злой альбом, пропитанный пряным “антисистемным” соревновательным духом по отношению к тому, во что превратился русский рэп за годы отсутствия Centr. Трио не согласно с магистральной линией жанра, о чем не раз и не два посчитает нужным высказаться, по ходу плюясь ядом в сторону незаслуженно, по их мнению, популярных коллег. Группа тут играет на поле Jay Z, заряжая куплеты колкостями, но избегая упоминания тех, кому строчки адресованы. Впрочем, догадаться, о ком в большинстве случаев идёт речь, труда не составит.

“Ты говоришь, ты — бог? Считай, что мы не верим. Спустись с Олимпа, друг, давай, кто бог, проверим” — если вспомните, как называется готовящийся альбом Тимати, всё станет интереснее. Ему же адресованы панчлайны вроде “Лада Седан не катит, катит черный “гелик”.

“Я не езжу на “бентли”, не собираю “Олимпийский”. Но я не полезу поэтому в петлю, и не буду уходить по-английски” — тут сами разберётесь, благо рэп-артистов, собирающих эту площадку, у нас аж один.

Centr пришёл с намерением отвоевать законное место — и такой запал существенно взвинчивает интерес к прослушиванию, создаёт внутренний нерв альбома. Другое дело, что перейдя в оппозицию, они, как это часто происходит и в политике, не смогли предложить нечто лучшее взамен существующему.

Guf, Slim и Птаха не выпускали альбомов 7 лет — и уж за такое-то время можно было накопить ярких сюжетов. На деле же складывается ощущение, что история с задержанием сотрудниками красноярского ФСКН да пара куплетов о брейкапах — всё, чем были наполнены их будни все эти годы. Slim звучит мотивированнее остальных, стабильно выдавая яркие строчки. Птаха же лучше коллег отрабатывает на припевах, но не смущаясь, произносит перлы вроде “Молча пью чай, хаваю бублик”, “Любовь — это няшная гадость” или “Парики непарные, парики забавные, у падика парни стоят очень отважные”. Я согласен, что одним из стилеобразующих столпов популярности Centr была чернозёмная искренность, где всё говорится по-простецки без зауми и прикрас, но тут скорее идёт речь о хорошем вкусе или его отсутствии.

Высказавшемуся выше коллеге не понравилось, что спустя столько лет эти трое не смогли открыть для себя принципиально новых тем, но чего вы хотели от группы, читавшей о собственном страхе проснуться взрослыми однажды?

Фанатам придутся по душе песни вроде “Ностальгия”, “По жести” и “Бизнес”. Тревожные “Сирены беги” и “По плану” ждёт судьба главных концертных хитов — первую можно ставить хоть на вечеринках AVG, вторая вгрызается в подкорку сэмплом из “Феллини” Сплина и Би-2.

Отдельного упоминания достойна песня “Красный” — по сути, центральная на альбоме. Здесь Centr посвящает строки прошлогоднему задержанию наркополицией — и такой злой мы её ещё не слышали. От уместного сэмплирования N.W.A. до клеймления депутата Носова “любителем урины” эти трое напоминают, что с Москвой шутки плохи.

Маловероятно, что этими песнями молодежь будет дышать так же, как это было с "Качелями". Быт спальных районов, который романтизирует группа, может, и не изменился за последние 10 лет, но Centr образца 2016-го проигрывает в страстности и свободомыслии новым героям жанра. С другой стороны, те, кто не согласен с траекторией развития русского рэпа и декларируемыми им ценностями, только что получили главный альбом года. Только вот не уверен, соразмерны ли эти две группы слушателей.

Хотя за то, что свой альбом Centr выпустил 11 марта, аккурат на День сотрудника органов наркоконтроля, я готов забыть о каких-либо претензиях.

оценка: 7






Андрей Никитин

Первая запись за 7 лет — это несколько освежившиеся инструменталы, но все тот же принципиально хмурый взгляд на мир. Слим очень хорош, когда переходит в агрессивный режим, как в "Порося" или в "По плану"; Гуф стабильно нестабилен и рифмует то лениво, то блестяще, а Птаха показывает себя то приземленным примитивистом (капюшончик на кепчик, казя-базя), а то абстракционистом самого высокого полета — это когда по отдельности слова и фразы понятны, но общий смысл куплета затянут непроглядной пеленой.

За что можно любить группу Centr, все и так себе представляют. Интереснее перечислить претензии к "Системе". Я отметил для себя, что перепрыгнув на биты новой школы, они на всякий случай над ней посмеиваются (см. "Модный скит"). Хотя, если говоришь “А”, то говори и “Б”, а если трэпуешь, то трэпуй до упора.

Темы песен — ”до жути изученные”, как маршруты в старой песне Гуфа. И если бы не неприятности в Красноярске, ставшие самым ярким за долгое время событием в истории группы, то можно было бы совсем заскучать. К тому же остается ощущение разобщенности — все трое читают о разном и по-разному, словно не группа, а три человека, занимающихся этим по привычке. То, что самый хлесткий куплет альбома сделан участником группы “Каспийский груз”, тоже довольно иллюстративно.

Если резюмировать, то "Система" — это старомодный и консервативный альбом, авторы которого не столько ищут новую аудиторию, сколько стремятся не растерять старую. Это разумно, но неинтересно.

оценка: 6,1





Лёша Горбаш

У Jay Z была строчка: “Нравится старая музыка — покупай мои старые альбомы”. Контекст, правда, немного другой: “Blueprint 3” сильно отличался от предыдущего творчества Шона Картера и заставил некоторых фанатов удивлённо поднять брови.

Группа Centr брови поднимать не заставляет: участники как будто не менялись все эти годы. И в случае “Системы” это ни в коем случае не претензия. Каждый из них отрабатывает свою роль на все сто. Гуф — рассказывает о себе, Слим — закручивает гайки и рубит с плеча, Птаха — обескураживает честностью и приземлённостью.

А новый звук — разве могло быть по-другому? Звучи “Система” как “Качели”, все оценки этого альбома мы делили бы на два, если не три. “Всё та же морда, но битос модный”, — Гуф очень чётко описывает весь новый альбом. Участники Centr ведут себя аккуратно: с новым звуком никто не перебарщивает, а новую школу осторожно подъёбывают. Потому что чётко понимают, для кого этот альбом писался.

Так вот, о позиции Jay Z в отношениях с фанатами: “Я меняюсь, вы можете меняться со мной или оставаться в прошлом”. У группы Centr история другая: “Система” звучит как максимально осторожный апдейт предыдущих работ. Механика та же, интерфейс интуитивно понятен, но выглядит всё красивее и опрятнее. Апдейта, правда, хватило только на визуальную оболочку. Внутри — всё то же “железо”.

Группа Centr решила не рисковать и сыграла от обороны, настолько надёжной казалось тактика старого совместного творчества. Поклонники наверняка останутся довольны: “Не продались, не прогнулись под временем, остались собой”. И ведь не соврут, так и есть. А новых слушателей сюда никто и не звал. Им лучше обратить внимание на сольные работы участников — там всё гораздо резче, живей и разнообразнее.

“Система” лишний раз доказывает: реюнионы не открывают новые главы в историях великих коллективов. Реюнионы только собирают полные залы и выжимают ностальгическую слезу у фанатов. Такая вот “Система”. И она работает.

оценка: 6



ПОСЛУШАТЬ АЛЬБОМ НА ЯНДЕКC МУЗЫКЕ / КУПИТЬ В iTUNES

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"