Рецензия: Game "Documentary 2"
Последние альбомы Гейма кричали слушателям о том, что он не знает, какое место занять на меняющемся музыкальном ландшафте. Но с появлением этого двойного опуса пришлось признать, что везет тому, кто везет.
Пока Game искал себя, мейнстрим изменился диаметрально. Условный
популярный рэппер схуднул, измельчал, запел и оседлал кристальные,
летящие мимо головы за горизонт биты, которые ушли от комфортной зоны
Гейма слишком далеко. Туда же уплыли и ходовые темы текстов. И
удивительное дело, артист, создававший свои куплеты из простейших баек о
бандитских буднях, отличавшийся от всех только тем, что держался за
неймдроппинг как за трос, вдруг стал выглядеть мило и занятно. Ведь
оказалось, что никто из его соседей по чартам так уже не делает. А Game
умеет это делать хорошо.
Джейсион Тейлор поступил очень проницательно. Он ловко ухватил момент: надвигавшийся юбилей своего главного альбома и возросший интерес ко всему комптонскому. Оставалось только дать людям то, что они любят уже минимум 10 лет. Гейм впрягся, как вол, и показал свое лучшее, да еще умножил все на два. "Documentary 2" и "2.5" — это вдвое больше мужланских куплетов Гейма, вдвое больше традиционной хип-хоп-музыки 2000-х и, пожалуй, вчетверо больше отлично поработавших гостей. Одним словом, подарочная упаковка.
Диапазон приглашенных рэперов (от Дрейка и Кендрика до Dr.Dre и Kanye) охватывает всю звездную палитру за последние 20 лет. Продюсерская команда — умопомрачительный список важнейших музыкантов от Will.I.Am и DJ Premier до Mike Will Made It и Cardo. При этом у альбома есть еще и основной битмейкер по имени Bongo the Drum Gahd, который отгрузил почти четверть всех битов, и они такого же достойного уровня, как на соседних треках "звездного" производства. Гейм аккуратно пытается зайти на поле остромодного звучания (как на сингле "100"), и пусть он оказывается в таких песнях сам в роли гостя, лица при этом не теряет и оставляет себе путь для роста.
Альбом отлично выстроен — вслед за энергичным треком следует сентиментальный, вслед за обилием клавишных идет весткост для мощных саундсистем или сладкий джифанк для отдыха под солнцем. Заскучать слушателю некогда (разве только на втором диске, и то не смертельно), и для двойного альбома это очень важное завоевание. Дежурный вопрос — можно ли было на одном альбоме уместить все мощные треки с двух — имеет в данном случае простой ответ: нет. С первого диска можно выкинуть всего два-три трека, а на втором качественных вещей куда больше трех.
Все привычные шаблоны и простота Гейма вдруг стали выглядеть совсем по-другому. Неймдроппинг оказался отнюдь не спасательным кругом для слабоватого МС. Количество работ Гейма перешло в качество, и он как МС давно уже не слаб. Россыпь звездных имен — лишь следствие осведомленности Гейма как рэпслушателя ("я потому и работаю с таким количеством звезд хип-хопа, я же прежде всего их фанат!"). А непрерывные зарисовки быта и психологии вооруженных парней с синими и красными банданами — от сильнейшей любви к своему детству и гангстерской культуре, внутри которой вырос. В концовке альбома проникаешься уважением к Джейсону как к простому мужику, который рвет судьбу зубами, чтобы добиться успеха и защитить близких. Он любит прошлое, любит своих детей, и разбивается в доску, чтобы его давнишние слушатели наконец-то получили от него максимум.
Гейм остался такой один — мощный голос и мощный торс, нахмуренные брови и бандитская мораль, и при этом он знает, как заставить свое немудреное творчество быть популярным. Можно, конечно, держать в уме незамысловатость его текстов, но против качества на этот раз не попрешь.