Рецензии

"Пришли и сделали немодное — модным". Рецензия на альбом Грибов

Редакторы The Flow по очереди высказываются о группе-феномене-2016.




Николай Редькин

Ну, вы помните. Группа “Грибы”, которую собрал бывший танцор брейкданса, продюсер Quest Pistols Show и муж певицы Луны Юрий Бардаш, в ночь с 11 на 12 ноября ставила на уши русский рэп-интернет. Примерно так же эффектно, как Оксимирон чуть ли не ровно год назад. На этот момент в ее активе было 2 песни и 0 интервью.

В случае с коллективами, так мгновенно выстреливающими, всегда есть опасение, что они так же быстро схлопнутся. Но нет, перед нами альбом из девяти танцпол-киллеров. Ставь на вечеринке — не ошибешься; включай на пробежке — не заметишь, как пройдешь дистанцию; зацитируй девушке в личке — получишь в ответ улыбчивый, приглашающий к диалогу смайлик.

Если, опять же, вернуться на год назад, можно увидеть, что переворот игры подарил нам и высоколобые рэп-оперы, и алкогольные околоблюзы, и зарифмованные подростковые дневники, и поэтичный sci-fi. Забыл подарить только дискотеку. Этот пробел Грибы с радостью заполняют — обращая в дело буравящий электрохаус, дедовское электро и гоповатый бэйслайн. Они, впрочем, берут не только тем, как технически крепко все сделано (в Украине это теперь обычное дело), а тем насколько здорово сочетается в их песнях брутальность с неподдельной, трушной жизнерадостностью. “Дом на колесах” — это как дискотека в деревенском ДК: шумно и весело, но наступишь кому-нибудь на ногу — пропал.

Очень редко доводится видеть, как на твоих глазах, за считанные месяцы появляются большие народные хитмейкеры, хип-хоп маньяки на острие атаки. Хочется, чтобы у Грибов случилась большая история, а мифическая вторая часть альбома материализовалась. В конце концов, один бибой с Донбасса, который потом стал продюсером и наворотил больших дел, в русском рэпе уже был.









Андрей Никитин

Мне приснилось, что я оказался в Киеве — почему-то нелегально. Иду по улице, темно, пусто. Смотрю — прямо передо мной стоит Юра Бардаш (деталь: я его ни разу не встречал и даже не очень представляю, как он вообще выглядит). "Юра, — говорю, — я Андрей, привет". А он меня обнял как рОдного. Просыпаюсь — а у группы "Грибы" альбом вышел.

Альбом — полная победа, если кто-то и переворачивал игру в 2016-м, то это как раз киевский коллектив, объединивший клубняк и рэпак, и качнувший всех. Упрекнуть в намеренном следовании трендам "Грибы" вряд ли возможно, но и отрицать, что все, что модно здесь и сейчас, присутствует в их музыке, не получится. Рэп, басовитая клубная музыка, постсоветская эстетика, районный гоп-фэшн, бруталистская архитектура Северного Чертанова или Троещины, мрачняк, наркотики, свобода и молодая энергия пульсируют в этих венах. И это чудовищно круто. Раунд!










Лёша Горбаш

Грибы ЕБАШАТ. По-другому “Дом на колёсах” не описать. Именно этим словом, именно большими буквами. Здесь нет проходных песен, а каждый клип — как победный гол Португалии на Евро. Да и сама история, когда весной из ниоткуда появляется группа, а к осени она уже выпускает самый ожидаемый, обсуждаемый и заметный релиз года — это круто.

А у Грибов получилось найти равновесие. Рэп, клубняк, олдскул — в этом “Доме” есть вообще всё. Это песни, которые одинаковы близки пацанам “с района” и аспиранту хорошего вуза — и вот этот баланс стоит дороже всего. Мне кажется, люди, рассказывающие, что Грибы им неинтересны или откровенно не нравятся как минимум кривят душой, как максимум — снобствуют.

И небольшая, но всё-таки ложка дёгтя. За костяком главных песен — а ими кажутся “Пудинг”, “Любовь” и “Интро” — скрываются отличные, но утомляюще похожие одна на другую. “Бери грибы”, “Базару нет” и даже “Велик” звучат мощно, но их сложновато отличить друг от друга. И это несколько смазывает впечатление от релиза. При этом хочется выделить “Панаму”, которая в треклисте спряталась между теми самыми готовыми хитами.

Но даже со всеми оговорками, “Дом на колёсах” похож на бумбокс, от звуков которого мозг даёт только одну команду: мы все рождены гореть и танцевать. “Каждый день — праздник. Я тусуюсь, мне платят”, — цитата из песни совсем другого артиста, но она, похоже, лучше всего опишет грядущий тур Грибов.

Только с титулом альбома года я бы не торопился. Во вторую ноябрьскую пятницу прошлого года тоже вышел альбом, который все поторопились назвать лучшим в 2015. Но с тем, что 2016 — год Грибов, ни у кого поспорить не получится.










Андрей Недашковский

Прошу прощения у коллег, но то, что я напишу дальше, предназначается в первую очередь для 20 или сколько там процентов посетителей сайта The Flow, которые читают нас в Украине.

Для тех, кто много лет ворчит, что в стране не появляется конкурентноспособных больших звезд жанра. Я испытываю нечто сродни разрывающей душонку радости футбольного болельщика, чья команда урвала чемпионство. Да, стоит, пожалуй, себя одергивать из профессиональных причин и сбавлять градус восторга. Но упс, пацаны, такой уж случай.

Это застрявшим в андеграунде рэперам, для которых случай с Грибами — повод многое осмыслить. Например, творческий курс 4atty aka Tilla и Симптома НЖН, двух верзил, которые поназаписывали сотни песен, осевших в аудиозаписях Вконтакте, выстрелили из которых почему-то именно те 9, что спрятались под обложкой “Дома на колесах”. Потому что Грибы — это мастер-класс по преподнесению артиста публике. Это выдумывание особого троещинского водевиля, который говорит на одном языке хоть с пацыками на кортах, хоть с модненькими резидентами хаус-вечеринок. Это, в конце концов, доказательство доминирования эстетики над личностью артиста. Грибы построены так, чтобы слушателю не очень и хотелось разбираться, кто там прячет лица под панамой или балаклавой — и нам еще предстоит увидеть, создаст ли бум группы запрос на сольные проекты ее участников.

Это для тех, кто искал способы вывести свою музыку на новые промо-площадки. Грибы связали группу с растущим как после дождя сегментом Instagram- и YouTube-блоггинга. Скетчер и комедиант Kyivstoner для запуска в народ Грибов сделал не меньше рэпующих коллег. Просто одни цепляющуюся на уши смешную ерунду говорят под бит, а он прозой и в разных ролях.

Это для всех, кого "давно ничего не качало". Участник группы, а по совместительству идеолог поп-кузницы KRUZHEVA Music Юрий Бардаш, начинал как бибой, и судя по Грибам свою любовь к музыке больших бумбоксов и широких штанов с годами не растерял. Желание развивать эту породу в стране у него было давно, вот только этот самый хип-хоп в подавляющем большинстве стал музыкой грузной и совсем не танцевальной. Грибы напоминают о самом элементарном и позабытом: хип-хоп, дядя, должен качать.

Для тех, кто читает украинские музыкальные сайты, проворонившие разросшийся у них под боком феномен. Чтобы и остальным было понятно: тон рецензий на альбом Грибов в их родной стране варьируется от сдержанного до остро нетерпимого, а в вину группе ставят эскапизм от не очень способствующей веселым танцам новостной повестки до строчек об употреблении не очень законных препаратов. Почему местная пресса не очень-то жалует лейбл KRUZHEVA — вопрос отдельный. Так уж повелось: самые большие презентации его артистов проходят в Москве, а аполитичность лейбла не мешает гастролям по ближайшему зарубежью, что уже для ряда моих коллег-соотечественников как красная тряпка для быка. Ну да намечающийся, по слухам, солдаут на киевском концерте их заставит несколько пересмотреть свои взгляды.

Это для тех, кто привык, что брэйкданс и рэп на русском тысячу лет как не пересекаются. Факт, что в 2016 году русский рэп взрывают именно выходцы из брейкданса, требует отдельного осмысления. Да и мем про "перевернуть игру" в этом году уже не работает — она уже не переворачивается, она выходит в центр круга и делает технично черепаху на руке.

Это для начинающих артистов, жертвующих индивидуальностью ради трендов. Автотюн? Модные худи Anti Social Social Club? Трилл-биты из вяжущего киселя? Нифига ни разу. Грибы пришли и сделали немодное — модным. “Парень, шо ты одел колготы? Это ж немодно. Держи — широкие штаны” — еще месяц назад я бы не поверил, что группа, читающая такое, может внезапно стать всем нужной. Это ушитый в хип-гоп-форму Гоша Рубчинский с реактуализацией того, что было давно, и чего совсем не надо стесняться.

Я бы не стал разбрасываться тегом "Альбом года". Грибы дороги совсем другим: они разожгли огонь на промокших отсыревших бревнах. Обратили внимание на рэп-сцену, которая в стране почти не собирает людей на концертах.

И ещё: я понимаю, что завтра этого опять может не стать. Поэтому так радуюсь всему, что наблюдаю здесь и сейчас. Отличное время, чтобы быть рэп-фанатиком в Киеве.

Сейчас тут праздник. Я вижу его из окна.





Новый выпуск с Mia Boyka и Кареном Акопяном вышел сегодня только в ютубе. А предыдущий даже был удален с VK "по инициативе платформы"
А как так?
А еще возвращение Ассаи и хайп мемного рэпера YA3
Кид Кади абсолютно точно не придумал эмо-рэп. Но именно он сделал его стильным. И заложил фундамент — для себя и для огромного количества других людей.