Рецензии

Рецензия: L'One "Одинокая Вселенная"

Когда мы сядем за подведение итогов 2014, у нас будет с десяток альбомов "для рэперов" и лишь один — "для всех"

Андрей Никитин

В новом альбоме L’One мне нравится баланс. Между чем и чем? Вот смотрите. Когда мы говорим о популярной музыке, то непеременно смотрим на актуальность звука и посыла, на созвучность нашему времени. Не секрет, что наш рэп так и идет в фарватере американского. И что самый модный русский рэп всегда звучит как американский рэп стольки-то лет давности.

Грубо говоря, если сегодня подчистую скопировать Young Thug, то это не будет востребовано, потому что слишком радикально и непривычно для широкой публики. Но пройдет время и к этому тоже привыкнут, как привыкли к «южным» битам, которые сегодня — что-то типа аксиомы в рэпе. В итоге сливки снимает тот, кто четко чувствует баланс — и сегодня это L’One.

Баланс тут ключевое слово. Баланс настроений в песнях, баланс адреналиновых боевиков и разговоров по душам, баланс между дворами и частными самолетами. К слову, строчка «частный самолет унесет меня вдаль, но я помню откуда взлетал» кажется мне парафразом классической "не забывай свои корни…" только в условиях другой эпохи — и иллюстрацией того, какой продолжительный и удивительный путь прошел русский рэп за это время.

Если память не изменяет, предыдущий сольный альбом получил от нас довольно сдержанную оценку, мол, "ждали большего, могло быть получше" — а в итоге с этим материалом L’One ездил с гастролями по стране в сумасшедшем темпе. К новому альбому тоже претензии найдутся — интеллигенты сочтут альбом патетичным, зануды подсчитают ошибки как в школьном диктанте. Сколько людей, столько и мнений, мое звучит так — один из лучших альбомов на русском языке, что я слышал в этом году.


Андрей Недашковский

Начну с куплета Тимати. В одной из песен “Вселенной” он читает о санкциях как стимуле для рынка создавать конкурентный продукт. Шутка ли, но “Одинокая Вселенная” — это и есть этот продукт, идеальный такой альбом российского рэпа на экспорт. Экстренно и экспромтом. Я его даже слушаю будто это диск какого-нибудь A$AP Rocky — не особо парясь насчет слов и содержания.

Эти песни держатся вместе благодаря артистизму L’One. Он знает, что делать с отведенными ему четырьмя тактами, умеет зажечь и заинтересовать слушателя. Звучит как невесть какая победа, но постарайтесь припомнить, когда в последний раз рэперы сравнимо энергично, будто прыгая вокруг микрофона, прочитывали свои строчки? Мне вот не удалось. Кажется, раньше людей, обладающих такой способностью, называли “эмси”. Если бы друзья, не интересующиеся рэпом, попросили дать им послушать какой-то новый классный релиз — не задумываясь, порекомендую “Одинокую Вселенную”. Она легко слушается и дарит все те эмоции, которые должен дарить рэп-альбом. Обходясь при этом без основных недугов — скуки и монотонности.

L’One говорил, что “Одинокая Вселенная” станет его “альбомом о личном”. Я этого “личного” здесь, впрочем, не нашел. Есть песня о том, как по приезду в Белокаменную ему приходилось торговать чем-рэперы-обычно-торгуют. Альбом даже начинается грузинскими народными напевами, акцентируя внимание на происхождении артиста Левана Горозии. Это располагает слушателя. Но больших откровений не ждите: L’One сыплет банальностями, написанными будто для того, чтобы в них каждый смог углядеть себя. На деле же — в них не получается разглядеть и самого L’One. Но вы же не ждете, скажем, от Wale или Drake сложнозарифмованных дум? L’One ориентируется именно на такой тип универсального рэп-артиста. И в этом нет ничего плохого. Кстати, про Дрейка: здешняя “Все или ничего”, как по мне, достойный ответ “Started From The Bottom”.

Сомневаюсь, однако, что такой альбом приведет L’One к заполненному залу Олимпийского — а именно это, судя по первой песне диска, и является его целью. Хоть материал тут и очень концертный, музыка для больших площадок, но хита сравнимого с заслушанным ранее “Океаном”, больше не наблюдается. Потому и общее впечатление от релиза можно охарактеризовать фразой “хорошо, но могло быть лучше”. Наш главный редактор, меж тем, напомнил, что такой же формулировкой мы год назад наградили предыдущий альбом L’One. Альбом, ставший здоровенным хитом, с которым L’One изъездил всю страну. Подобная преемственность, в данном случае, — хороший знак.

Вчера в твиттер-ленте наблюдал спор о том, какую рэп-песню на данный момент можно назвать песней года. Мне в голову пришло только два варианта: “Океан” и “Через тернии к звездам”. То есть, песни L’One и Nel, бывших коллег по группе Marselle. Об их реюнионе на этом альбоме вам обязательно еще напишет кто-то из коллег-редакторов, а я лишь процитирую строчку Нэла из их совместной песни: “Mars актуален спустя семь лет — без сомнений”. Без сомнений.

Николай Редькин

В предыдущем альбоме L’One “Спутник” меня больше всего удивило, как он без объявления войны перечеркнул какие-то догмы русского рэпа. Рэпер в нашей стране должен быть скромнее? Получите трек про желтый “шэви” на день рождения. Песни про успех и мотивацию никогда не понравятся массам? Ок, сотня концертов за год — нормальный такой контраргумент. Рэп-концерт — это когда стоят и в такт машут рукой? Вспомните, как под “Локти” люди кузнечиками скакали по танцполу.

На “Одинокой Вселенной” L’One гнет ту же линию. Это альбом, заточенный под большие гастрольные туры. Припевы-бриджи-хуки; инструменталы, от которых запрыгают даже самые неповоротливые; строчки, которые зал будет кричать хором — все это в наличии.

Среди строчек иногда встречаются совсем смешные, например, “Меня пытались топить, но сработал мой план Барбаросса” (да, я зануда). С другой стороны, все честно: в первом же треке сказано: “Интеллигенция будет кривить носом”. Все, кто себя к таковой относит, держите в уме.

Давайте лучше о хорошем. Мне нравится широта кругозора Левы. В Америке какой-нибудь A$AP Ferg запросто дописывает свои куплеты к песням группы HAIM — здесь он похожим образом обработал песню певицы Наади, получилось круто. Тут есть хорошие песни “Океан” и “Адреналин” — безо всяких скидок на “классно звучат вживую”, просто хорошие, по гамбургскому счету. Довольно эффектно вышло напомнить о группе Marselle, и по реакции на совместный трек L’One и Нэла видно, что многие соскучились по их тандему.

Если резюмировать: “Одинокая Вселенная” — альбом очень нерусский, во всех смыслах. Выше уже говорилось о том, что когда его слушаешь, можно абстрагироваться от языка. И что выскочившая на шаффле между A$AP Rocky и Wiz Khalifa песня “Все или ничего” никому по уху не царапнет. Так вот, меня в альбоме радует как раз-таки эта его универсальность. И отталкивает она же.


Руслан Муннибаев

Есть в английском языке слово “entertainer”, которое куце переводится как “конфернасье, эстрадный артист”, а я понимаю его просто как “артиста”, в полном комплексе, хотя и этот перевод замаран российскими коннотациями со знаком минус. L’One является лучшим на данный момент “артистом” из рэп-среды. Он продуктивен — второй альбом выходит через полтора года после дебюта, а между ними было немало фитов и синглов. Хорошо выглядит, неутомим в концертной деятельности и умеет выступать, держит нос по ветру, и я могу перечислить еще с десяток аргументов.

Вчерашнее выступление группы “Centr” на Первом канале навело на еще одну мысль: оно (выступление) может оттолкнуть от рэпа обывателей (хоть и было сильным). Артист L’One в принципе не может никого оттолкнуть или напрячь, кроме подземных кротов хип-хопа. Минимум, что он получит — уважительный кивок.

Плюсы артиста странным образом превращаются в минусы альбома. “Одинокая вселенная” недостаточно одинокая (читай личная, как обещал нам автор), и не вполне вселенная, чтобы задеть всех и каждого. Истории успеха автора (а это феноменальный, головокружительный успех) подаются общо, без изюма. Истории трудного прошлого, хоть и очевидно честны, так же и очевидно просты. Торговля наркотиками — это тема, на которой люди строят трилогии, но у Левана подана впроброс, вскользь. Чуть-чуть зная его лично, я скажу, что вопреки традиции, L’One интереснее, чем тот человек, что предстает на новом альбоме.

Но что в альбоме действительно хорошо, так это здоровое нахальство. Любимица высоколобых москвичей Наадя соседствует с финалисткой “Фабрики звезд” Дакотой, новый звук Kanye — со старым звуком Kanye, Тимати говорит “пацантрэ”, а не “Сан-Тропе”, сам L’One хвалится-хвалится, но даже в крайние моменты его хвастуном его не назовешь.

Ситуация странная: рэп чертовски популярен. Рэперы популярны. Девочкам нравятся рэперы. Рекламодателям нравятся рэперы. Телевизору тоже нравятся рэперы. По всей логике, таких, как L’One, должна быть уже охапка, но прошло полтора года со “Спутника", а он по-прежнему one. И когда через пару месяцев мы сядем за подведение итогов 2014, у нас будет на руках с десяток альбомов "для рэперов" и лишь один "для всех". Уже понятно, какой.


Леша Горбаш

Карьера L’One должна быть ориентиром для любого русского рэпера. Начинать в любимой всеми группе, которой сходу респектуют Гуф и Баста, и которая почти сразу записывает хит, до сих пор звучащий на концертах. Спустя несколько лет удачно запустить сольную карьеру суперхитом и стать одним из самых гастролирующих артистов жанра. Его история — пример для подражания, мечта. Этого до сих пор до конца не понимают многие слушатели и, есть чувство, даже сам L'One.

Отсюда и неожиданные попытки откреститься: "Я не такой, я чихал на ваши форматы", попытки сыграть в плохого парня на "Адреналине" — в эти образах чувствуется фальшь, им не получается верить и они портят всё впечатление от альбома. Там, где по идее должен быть "более личный альбом", L’One вполне осознанно выкручивает на максимум все раздражители "Спутника": ещё больше клише и пустоватых фраз для пабликов Вконтакте: "Нужно оставаться честным", "Счастье, когда счастьем делиться есть с кем" — морализм не задевает, а только вызывает лёгкую улыбку.

Здорово, что L’One пытается наполнить альбом какими-то мелкими фишками. Классная отсылка к сериалу "Прослушка", переговоры с Землёй и "11 новых сообщений" как 11 песен на альбоме. Нездорово, что концепция альбома выражена только этими связками, а не самими песнями.

Там, где L’One всё-таки говорит о личном, и спрятаны лучшие моменты альбома. Это песня про "частный самолёт", неожиданная "Простая русская история", куплет о жизни до и после "Локтей" в "МСЛ" — таким хотелось видеть весь альбом. Хотя, как завещал один важный русский человек, мои ожидания — мои проблемы. У L’One же всё будет хорошо: и со слушателями, и с концертами.

Проблема если и видится, то только одна, править балом на концертах продолжат "Локти": "Одинокая вселенная" не предлагает им никакой альтернативы. А главный признак топового артиста — постоянство в появлении песен-флагманов. Записывать хит каждый год — вот это хардкор, которым должен наполнять своё творчество L’One, пока адреналин на концертах не начал сходить на нет. 


Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"
Предыдущий рекорд принадлежал стримеру Некоглаю