Рецензии

Рецензия: Рем Дигга "Людоед"

Из “Людоеда” останутся песни, сильные-сильнейшие, но 2014-й запомнится не этим релизом

Андрей Недашковский:

"Людоед" пропитан копотью Гуково. Круто ведь, когда у артиста получаются не просто песни, а экскурсия, которой достаточно, чтобы раз и навсегда уяснить: ага, окажись я там, на районы Антрацит и Чернозем лучше не соваться. Бытописания беспросветной российской глубинки всегда были сильной стороной Дигги, но... Не знаю, спланированно ли это, но “Людоеда” и реальную провинцию роднит еще кое-что: здесь попросту нечем себя развлечь.

"Это что ж получается, — удивится читатель, — Дигга разучился писать рэп?" Совсем нет. Если ты рэп-задрот и ценишь странные слова "даблтайм", "даблрайм", "триплрайм" — тебе понравится. Роман — дикий технарь. А его импульсивный тембр, игру интонациями и кодировку куплетов всегда интересно считывать. Сделано все талантливо — не поспоришь. Только рифмы ради рифмы — это ведь не очень круто, да?

Есть и удачные моменты. "Желтые районы" — просто хайлайт с самым одиноким саксофонным соло на земле. Вместе с "1" эти треки будто закрывают тему альбома "Черника". Очень невесело закрывают. Посвященная Гуково "Город угля", самокопание "Вия", бойкая "На низах" — хорошие песни есть, но они упрятаны в море проходного и попросту скучного материала.


 

Николай Редькин:

Вот бывает такое: артист отклоняется от некогда выбранного курса, а потом слушает мнения недовольных — и возвращает все назад. “Людоед” — альбом для тех, кому “Черника” была не мила. Дигга насуплен и зол. Про “Чернику” я когда-то писал, что там он читает, словно мурлыкает свои строчки на ушко девушке. Тут он, нехотя и сквозь зубы, отплевывается от врагов.

В чем проблема: здесь напрочь отсутствуют песни. “Людоед” устроен так, что через него с каждой минутой все сложнее и сложнее продираться. Треки, то неоправданно затянутые на шесть минут, то вдруг обрывающиеся на припеве. Почти неотличимые друг от друга инструменталы. Жесть и чернуха, как в боевиках 90-х (тут и песни называются примерно так же — “Киборг”, “Людоед”, “Немезида”).

Есть подозрение, что музыка здесь — не в последнюю очередь борьбы Дигги со своими внутренними демонами: кому-то же адресованы все эти угрозы в песнях. Но после “Черники”, где все пелось и, в общем, лилось рекой, новый альбом и правда звучит как переход на темную сторону. В не самом хорошем смысле.  


  

Андрей Никитин

Есть альбомы, которые легко советовать людям. Диск какой-нибудь группы Jungle безошибочно попадает в каждого второго. “Людоеда” не всякому порекомендуешь — ведь он не спешит тебе понравится, к нему продираться надо. Из прочитанных на пулеметной скорости метафор и ассоциаций понятная история складывается не всегда. Поэтому и завораживающая красота фраз “нас с тобой поцеловала заря” настигает не каждого.

Я тут прочел, что “нет песен”. И это, конечно же, неправда. Большинство треков оснащены всякими там хуками и бриджами. Но в целом альбом довольно массивный и трудный. Дигга очень продуктивный, но ему стоило бы писать меньше. Или не все написанное выпускать. Сокращать вдвое. Отсекать лишнее. Но вряд ли это возможно. Он стихийный талант-сочинитель, а не расчетливый расфасовщик.

И все же, если давать советы: песни “Киборг”, “Город угля”, “Еду и дымлю”, “Вий”, “Желтые районы”. Я их слушаю и буду слушать еще. Что еще очень нравится: у певца периферии классный, минималистичный, совсем не периферийный звук.


 

Леша Горбаш

Альбом не вызвал вообще никакой реакции. Там, где у "Черники" был эмоциональный нерв, а у предыдущих релизов — мощная агрессия, здесь пусто. Рем Дигга весь альбом отлично читает рэп. Где-то даже техничнее, чем раньше. Но ощущения совсем не те.

"Людоед" — как демка следующей версии Рем Дигги. Вроде все качества прокачали по максимуму, но на это тут одни намёки. Они, конечно, убедительные ("Город угля", "Жёлтые районы"), но намёки на отличный релиз — явно не то, чего хочется от артиста уровня Рем Дигги.


 

Руслан Муннибаев

Помимо того, что работа у нас такая, человеку вообще свойственно пытаться что-то объяснять, выстраивать причинно-следственные связи, ставить книги на полках по высоте, а диски по алфавиту (але, какие диски, 2014-й заканчивается!) Так вот Рем Дигга — это такая круглая книга и диск на букву Θ. Исполняя самый необъяснимый рэп среди известных рэперов, он — самый известый из необъясняемых.

На новом альбоме продолжается мешанина из тем, звуковых подходов и возможностей голосового аппарата Дигги. Держа в голове то, что он фанатеет от Onyx, ты получаешь бит от 4eu3. Знаешь, что с ним запишется любая звезда жанра, и слушаешь куплеты Слеп Ро и Панды (и это даже не тот Панда, которого хоть кто-то знает!) — справедливости ради, это прекрасное решение. Строчки про “хуки и панчи”, как мне представляется, совсем непонятные соседям Рема по Гуково, а пару треков спустя такие строчки, которые у этих соседей в голове сидят, только высказать они их не могут. Спеть два припева мрачный Дигга приглашает неизвестного певца, который зовет себя Вконтакте Стасиком и делает селфи с голым торсом — а это лучшие припевы на альбоме.

Короче, если еще непонятно, я восхищен тем, как и из чего сложен альбом. Альбомом же целиком восхититься до конца трудно. В нем не хватает какой-то живой энергии, собственного “я”. Я не припомню песен из “Периметра”, гораздо более сдержанного в средствах, зато точно помню, что это отличный альбом. Из “Людоеда” останутся песни, сильные-сильнейшие, но 2014-й запомнится не этим релизом.


 

 

 

Выбрать самых стильных в русском рэпе непросто, но мы это сделали. В нашем топе — те, кто диктует моду прямо сейчас, и те, кто определял ее чуть раньше
Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз
Из чего состоит вселенная ATL? Рассказываем в новом видео
Кто написал лучшие песни этого года по версии The Flow