Рецензии

Рецензия: Влади "Несусветное"

Коллективно разбираем третий альбом самого активного участника Касты

текст: Андрей Никитин / заглавное фото: Scut36
Когда Влади обнародовал первый сингл «Люблю это место», мне кажется, у нас же на сайте и появилось сравнение с «Что нам делать в Греции». В комментах кто-то оживился на тему старой Касты и предположил, что, может, и весь альбом будет таким. Я в подобное развитие событий ни секунду не верил. Оно значило бы только одно: группа кончилась и идеи кончились, пропала вера в себя, взамен оставив пугливое желание докатать пару-тройку лет концерты с песнями про тот образ жизни, который больше не ведешь.

«Несусветное» выходит из кастовской зоны комфорта еще дальше, чем «Ясно». Это слышно по звучанию инструменталов, для работы над которым был приглашен музыкант другого поколения и с другими идеями — Sasha JF. Помимо инструменталов Влади пробует себя в иной ритмике, читает с совсем другим флоу и в новой обертке все равно выглядит очень органично. Что до тематики, то она наследует альбому «Ясно». Если и не во всем, то как минимум в фокусе на оптимизм и веру в светлое.

Удивительно, но при первых прослушиваниях мне сначала бросились в глаза те вещи, которые в этом альбоме могут раздражать. Люди не любят, когда их поучают. Люди не любят, когда кто-то рассказывает, какой он хороший. Наверное, на этом не нужно останавливаться подробно — вы либо читали комментарии, про то каким теперь Влади стал неприятно правильным. Либо даже оставляли их.

Интересно, что не только в рэпе, но и вообще в, назовем так, альтернативной и субкультурной музыке о хорошем говорить не принято. Традиционно темы оптимистичные отданы на откуп попсе. И раскрываются там по принципу наименьшего общего знаменателя. То есть, с тобой заведомо говорят как с немного дебилом: примитивно, клишировано, неискренне. А рэп с его негативом был альтернативной опцией. Грязненько, чернушно, агрессивно, с матерком — зато правда жизни, а не сопли розовые.

Поэтому слушая «Несусветное», сталкиваешься с разрывом шаблончика: рэп же должен плохому учить? Влади, разогревшись треком про святые места его юности — ростовские районы с их вольными нравами, — двигается дальше. И предлагает разговор о том, что его волнует сегодня. Ставит под сомнение свои прежние принципы в треке «Перемены». Объясняет, что все проблемы в голове в «Чемпионе мира». Продолжает тройкой семейных песен — о рождении ребенка, о любви от имени жены, о любви и творчестве от своего имени. Все по-своему охренительны, но «Скоро буду» я послушал раз двадцать и не собираюсь останавливаться.

Дальше не хуже: бытовая притча «Карго культ», зарисовка из прошлого «Это был прогон» (те, кто ценят старые записи, оживятся еще раз). «Сбежать, умереть и воскреснуть» — увлечение бегом, оказывается, способно вдохновлять. «По-хорошему», где Влади, если я все верно понял, объясняет, что раньше был слишком строг и требователен к коллегам по группе и рассказывает, как он свое отношение пересмотрел; получилась песня-извинение. «Зеркало» рассуждает про то, что мы сами формируем повестку дня, окружая себя злобой и ненавистью — либо наоборот. Заканчивает все «Механизм иллюзии», смысл которого я, как ни бился, осилить не смог. Что ж, я давно подозревал, что слегка туповат. Если вы этот ребус разгадали, подскажите ответ.



текст: Николай Редькин
Мы уже как-то привыкли, что рэп стал жанром про саморазрушение — и духовное, и физическое. Герой хоть лишней банкой пива да подорвет свое здоровье, хоть одним дурным словом да вспомнит бывшую. На предыдущем альбоме “Ясно” Влади попробовал доказать обратное — вспомните созидательный позыв песни “Сочиняй мечты” и клип, в котором улыбчивых лиц было столько, сколько не было во всех русских рэп-видео вместе взятых.

В общем, получился будда-рэп, светлый, как небо на обложке.

То же самое продолжается на “Несусветном” — пряничные, по выражению коллег, песни, философствования, размышления, иногда — какой-то трансерфинг реальности (песня “Зеркало”).

Что меня смущает — песни Влади сейчас направлены внутрь, почти все они — про самопознание. И, грубо говоря: если “Что нам делать в Греции” или “Быль в глаза” — работы, где какое-то количество мелких деталек выдавали свое время, эпоху, то по “Несусветному” не скажешь, что он вышел в 2015 году. Такие песни могли появиться и год назад, и два, и пять.

Что мне нравится — это по-прежнему песни, которые песни. Возьмите “Вот бы повезло” и “Это был прогон” —насколько же все талантливо сделано: это и поется, и ложится на слух, и запоминается. Есть и вообще отличные вещи вроде “Перемен” или “Чемпиона мира” — и это большая заслуга Сашу JF: он сделал инструменталы, которые подошли бы весенне-летним радиохитам какого-нибудь Wiz Khalifa.

На этом месте у нас с коллегами возник спор. Меня обрадовала строчка “Во мне перемены, и я им рад”, показалось, что в русском рэпе такого никто никогда раньше не говорил. Его принято считать очень инертным жанром, где высшая степень добродетели — это не меняться. Но мне привели такие факты: Гуф вовсю экспериментирует с питерским дэнсхоллом, Баста и Смоки Мо в треке “Лед” звучат как люди из Атланты, у Noize MC происходит его персональный “хард ребут”. Короче, все главные действующие лица жанра за последний год обновили прошивку. Так, что перемены Влади — это, судя по всему, не отдельный случай, а часть какого-то процесса, происходящего в рурэпе здесь и сейчас. Мне это нравится, а вам?



текст: Андрей Недашковский
Новый альбом Влади у меня получается воспринимать, в первую очередь, как литературу. Есть герой-рассказчик. И есть 12 монологов, к которым я возвращаюсь снова и снова не потому что песня прилипчивая (хотя с этим все как раз в порядке), а поскольку уж больно темы этих монологов полемичны и не обыденны. Не каждый день, видите ли, приходится выслушивать о микроскопичности собственных проблем в масштабе необъятной Вселенной или уровнях мироздания. Мужики о таком обычно не говорят, да?

Только не пугайтесь приведенных примеров. Влади совсем не производит впечатление потерявшего связь с реальностью фанатика. Судя по этим песням, его всерьез интересует духовная сторона, он верит в созидательные процессы и материализацию мысли. Мне нравится сила и стоическое спокойствие, которыми он заряжает через простые постулаты вроде “что отражаешь — то и порождаешь”. Не верится, чтобы такой, казалось бы, простой план можно было применить к целому народу\стране, но мне очень бы того хотелось. Иногда хочется вступить с Влади в спор, иногда — порываешься задать вопрос. Тут все вызывает реакцию, равнодушия не бывает.

Наиболее впечатлившая меня песня называется "Карго-культ". Не столько из-за описанного там феномена поклонения аборигенов падающим с неба ящикам (тут вообще многие темы настолько же “очевидны” по меркам рэпа), а благодаря тому, как фирменно артист пользуется этой историей, чтобы в итоге подвести к собственному вопросу. Влади вообще любит вопросы. И за руку подводит к ним своего слушателя. На самом ли деле мы управляем своей жизнью ("Вот бы повезло")? Любовь — это вправду навсегда (“Потому что”)? Что было бы, если бы получилось с барышнями, с которыми не получилось ("Это был прогон")? Есть такое мнение, что хорошая песня — это как загадка, к решению которой ты приближаешься с каждым новым репитом. Через рифму и строфу — ближе к сути. Вам такое по нраву? Тогда вы знаете, что делать.

О чем стоит предупредить тех, кто альбом еще не слушал?

Артист пошел на риск, полностью обойдясь без гостей. И кое-где на пользу это не идет. В первую очередь, припевам, которые Влади не вытягивает вокально. Да и исполняет их почти в одной манере — но это уж если придираться.

“Несусветное” не годится для роли легкой фоновой музыки, хотя битмейкер Sasha Jf прокачал биты так, что под них и зарядкой заниматься можно.

Кстати, про зарядку. Есть тут полностью посвященная бегу "Сбежать, умереть и воскреснуть". Раннеры со стажем не раз и не два улыбнутся точности деталей, кто-то себя узнает в строчках про полуобморок на последнем километре или хихикающих прохожих. Даже больше скажу: эта песня — и такое бывает! — подтолкнула меня вернуться к регулярным утренним кроссам. Наверное, это что-то говорит о силе Влади как рассказчика и о самом альбоме.

Вот бы еще научиться такому же мироощущению! Создает человек свой микрокосм — и реальность меняется под него. Что отражаешь — то и порождаешь. С этим пока ни черта не выходит, с бегом было проще. Наверное, это что-то говорит и обо мне самом.



текст: Лёша Горбаш
Предыдущий альбом Влади вызывал спорные эмоции. С одной стороны, "Ясно" только укрепил своего автора в статусе одного из самых уважаемых людей нашего рэпа. С другой, прослушивание альбома давалось тяжело — своим умиротворением "Ясно" как будто вытягивал из комнаты весь воздух, хотелось поскорее переключиться на что-нибудь другое и продышаться.

"Несусветное" слушается очень легко, под него можно дышать полной грудью. Влади продолжает давить гуманистическую педальку — но делает это так ненавязчиво, так естественно, что и близко не возникает ощущения, будто тебя тут натужно чему-то поучают.

Возможно, дело в том, что Влади сделал правильные выводы из "Ясно". Альбома сильного, но записанного для слушателя постарше. "Несусветное" — альбом для всех, рассказанный на понятном каждому языке. Не нужно иметь за плечами три с лишним десятка лет жизненного опыта, чтобы им проникнуться. Важно: это вовсе не значит, что Влади решил притупить собственное творчество. Просто вновь поймал одну волну с собственным слушателем.

Влади решил обойтись без гостей и самостоятельно потянуть все припевы — трёхочкового не получилось, но бросок всё равно отменный и достойный уважения. Да, припевы Влади часто просто монотонно заполняют собой пустоту между куплетами. Но давайте начистоту: тембр голоса — далеко не главный козырь Влади. И то, что ему удаётся не утомить слушателя на протяжении целого альбома — уважаемая ситуация само по себе.

А скучать тут на самом деле негде. Коллеги выше не сговариваясь вспоминают об абсолютно разных песнях с альбома — и это тоже о чём-то говорит. Добавлю в их шортлист финальный номер "Механизм иллюзии" — казалось бы, такая простая история, а оторваться сложно.

“Несусветное” придётся по душе ценителям "Ясно". Он понравится поклонникам Касты — и раннего творчества, и того, чем группа занимается в последние годы. "Несусветное" делает слушателя добрее. Не знаю, как у вас, но у меня после каждого прослушивания на душе становится чуточку легче. Светлее. Будто Влади в самом деле несёт то самое светлое.



Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз
Из чего состоит вселенная ATL? Рассказываем в новом видео
Кто написал лучшие песни этого года по версии The Flow
Toxi$ и Gensyxa расстались, треки Платины попали под запрет, Дрейк судится с Кендриком