Рецензии
Текст: Николай Редькин

“Вторая собака” Димы Бамберга — это инструкция, как быть вечно молодым

На нем рэпер, ранее известный под именем Schokk, баттлится с прежним собой.

У рэперов так бывает — однажды в интервью они начинают говорить о желании поэкспериментировать. В какой-то момент возникает слово-триггер “инди-рок”. Потом ты включаешь новый альбом, слышишь там более-менее то же, что и раньше — и понимаешь: тебя наебали.

Когда в прошлом году я брал интервью у Димы — уже находящемся на стадии перехода от старого псевдонима Sсhokk к новому, Бамберг — он говорил о том, что готовящийся альбом будет рок-н-ролльным. И мысли у меня тогда проскользнули точно такие же: ну нет, не верю.

Потом, ближе к осени, стали выходить новые синглы, которые звучали, как если бы рэпер устроился на стажировку в группу Буерак — и вот это уже стало интереснее.

“Вторая собака” — продолжение альбома “XYND” 2015 года. Тогда в сопутствующем интервью на The Flow Дмитрий, еще бывший Schokk’ом, признавался, что для него это творческий вызов: не материться, не читать про мамок, да еще все это с живым составом музыкантов. Перед новым вызовы были еще агрессивнее: каждодневные посты в инстаграме о смене курса и потом — чтобы затроллить старую аудиторию — фото в платье. Песни на “Второй собаке” при этом вообще лишены злобы, агрессии, они никого не троллят и ничего не манифестируют. Разве что бесконечное обновление.







“Второй собакой” рэпер пытается отказаться от прежнего себя, И это получается: оказывается, что стихи вечного аутсайдера хорошо подходят к постпанковым барабанам, прыгучей бас-линии и риффам, как у группы Bloc Party. Когда тут появляется ремейк песни “Дегенеративное искусство” (оригинал был записан вместе с Oxxxymiron в 2010 году), полное ощущение, что круг замкнулся и история вечного непонятого изгоя (вспомните, как называется лейбл Дмитрия) повторилась спустя почти десятилетие.

И весь альбом — про молодость. Он даже открывается сразу тремя песнями на эту тему. Что в них удивительного — ноль ностальгии, максимум восхищения тем, что происходит здесь и сейчас.

У рэперов под 40 (а Дмитрию 38) вообще сложные отношения с молодежью: в худшем случае это радикальное неприятие, в лучшем — то, что описывается мемом со Стивом Бушеми и скейтбордом; и то, и другое выглядит неловко. Бамберг смотрит на двадцатилетних с дистанции, но любопытствуя. Строчка “Это у нас погиб Кобейн, а у них Lil Peep” подана тут без упрека, а просто как факт — ну да, герои уходят, времена меняются.

Лучшая песня на альбоме называется “Ссора”. Это когда человек, привыкший батлить все, что видит, пишет песню о любви, но получается не нагромождение рифм, а что-то смешное и живое. О ней автор говорил, что хотел “соединить баттл-рэп с позитивом” — так и вышло.







История Дмитрия совершает странную загогулину. Человек, заходивший в жанр через немецкий баттл-рэп, вдруг начал баттлить не мир вокруг, а себя прежнего. Артист, долго проходивший в статусе хулигана Нельсона русского рэпа, устал кому-то что-то доказывать — развернулся и встал на другую тропу. И начал писать песни, пробирающие даже тех, кто раньше его не замечал или замечать не хотел (например, автора этого текста).

Долго разменивавшийся на бессмысленные баттлы, диссы, твиты и прочие сетевые дрязги, видевший спады и подъемы, кризисы и ямы, переживший в творческом плане много своих ровесников человек вдруг открыл в себе способность просто и красиво говорить о важных поколенческих вещах.

Например, о том, что у 20-летних и 40-летних немало общего. Просто не все это могут увидеть.


Friendly Thug 52 NGG живет на студии. Канье ненавидит всех (даже собственные альбомы). Как Замаю перестать быть злым
Обсуждаем группу Kunteynir, личность Паши, а также наши пересечения с ним в жизни
Воссоздают события последних недель жизни Паши Техника и всей его творческой биографии