Новый Флоу
Интервью: Лёша Горбаш
Фото: Таня Капитонова, 34mag.net

Бакей: колоритный электро-хоп из Беларуси

НОВЫЙ ФЛОУ — это партнерский спецпроект нашего сайта и re:Store. В течение всего лета он будет рассказывать о молодых артистах, которые меняют отечественную музыку прямо сейчас.




Романтичная психоделика в текстах, наложенная на эксперименты с хип-хопом и танцевальной электроникой — так звучит музыка 22-летнего минчанина Бакея, который своё творчество описывает фразой “нарко-суицидально-танцевальный-микс”.

О нём впервые заговорили летом прошлого года, когда вышел клип “vi+ik” (читается как “ви-плюсик”). Песня про “пепсикольную бейби” быстро стала локальным хитом, а клип собрал больше 100 тысяч просмотров на YouTube — число, возможно, не самое внушительное, но давшее мощный толчок относительно неизвестному артисту.

Весной Бакей выпустил альбом “Нанонить”, а в начале июня дал первый сольный концерт в Минске, на который пришло больше 800 человек — и вот это уже внушительно. Последний раз в такие сроки с 0 to 100 пять лет назад разгонялся Макс Корж.


О ТОМ, КАК ПРИШЁЛ В РЭП

Типичная рэперская история. Я на тот момент слушал The Chemodan, Рем Диггу и так далее. Мне было лет 15, всё это сильно впивалось в голову. И на выхлопе получалась похожая музыка, такой жёсткий андеграунд. Писал его в стол для себя и пары друзей. Даже выступал с этими треками, но в какой-то момент понял: если хочу чего-то добиться, надо поменять формат и делать не так, как все.


О СВОЁМ СТИЛЕ

Всем нравится ATL, всем нравится Скриптонит. Я не могу сказать, что я фанат их музыки, но она вдохновляет. Я вижу в ATL персонажа, делающего что-то своё, и это нравится людям. Почему мне тогда не вложить частичку себя в музыку? Так всё и вышло.

Есть трек “Дэнсдушенька”. И он очень сумасшедший. Такой, немного детский, юношеский. Я тогда писал микстейпы в основном, ещё не знал битмарей, а платить за авторскую музыку не мог, потому что не было денег. Мне хватало на домашнюю студию, на биты — нет. И я наткнулся на этот инструментал. Подумал: “А почему не попробовать?” Меня же никто не побьёт за это, просто эксперимент. В итоге релиз, на который вошла песня, прошёл мимо, но вот этот трек зацепил людей. Можно сказать, с него я и начал двигаться в этом направлении.


О СРАВНЕНИЯХ

Я слышал много сравнений. И ЛСП, и Грибы, и Пика, кто-то ещё. Ладно, Грибы я хотя бы слушал. Очень люблю старого Пику, но я никогда не слушал ЛСП и сравнения с ними для меня выглядят очень странно. Я слушал отдельные треки, “Монетку” вот слышал. Я раньше не интересовался белорусской “игрой”. Просто знал: есть ЛСП, класс. Он читал в переходе на “Спортивной” вместе с Максом Коржом, окей. А как это звучит — понятия не имел. Поэтому эти сравнения вызывают смех: я не мог косить под ЛСП даже на подсознательном уровне, потому что не слышал треки.


О ПЕСНЕ “VI+IK”

Когда я записывал этот трек, вообще не ставил на него. Обычная песня: услышал бит, за полчаса набросал текст, записал. Решили сделать клип. Мы с девушкой как раз собирались на отдых и хотели выпустить видео перед отъездом. Ну и потом пошло. Каждый день по несколько тысяч просмотров, когда раньше я в целом собирал всего по тысяче-две. А потом и сам трек стал расходиться.

На весь клип мы потратили долларов 100. Аренда оборудования, ещё какие-то мелочи. Там видно, что и в картинке ничего особого. Но клип-то цепанул! 150 000 просмотров — это хорошие цифры для Беларуси.





О БАЛАНСЕ МЕЖДУ ТЕКСТОМ ИЛИ ПОДАЧЕЙ

В моём творчестве важнее флоу. В треках есть “крючки”, когда человека цепанёт не строчка или панч, а просто звук из-за которого он будет слушать трек. У меня есть проблема: на текст уходит очень мало времени. Когда мне скидывают музыку, она может так вскрыть, что я сразу сяду и буду писать. И только потом вносить корректировки. Я вставляю в тексты свои словечки, оставляю “следы”.

Я не люблю сидеть и выдавливать из себя текст. Если прёт — ты пишешь. Если нет — это не то, что тебе нужно. Да, я могу рифмовать квадратами, мне не стыдно. Я не такой техничный артист. И делаю ставку на флоу и стиль. В 2017 надо выделяться. Лучше я дольше посижу над тем, как я прочитаю, чем что я прочитаю. Но понятно, что я стараюсь держать баланс и не рифмую “трава-дрова” и так далее.

Главное — эмоция, которую ты испытываешь при написании и записи трека. Поэтому я не пишу треки накуренным или пьяным. Сам текст может не совпадать с этой эмоцией, это не так важно. Допустим: у человека родился сын и он на фоне положительных эмоций записал песню, в которую вложил эту эмоцию счастья. У меня иногда мурашки бегут при записи песни. Тогда я понимаю, что это чувство может передаться и слушателю.


ОБ УХОДЕ С РАБОТЫ

Я три с половиной года работал продавцом в строительном магазине. И он меня сильно гнобил, не давал дышать: морально убивался на работе, это и на музыке сказывалось. В декабре я подумал: “Братан, тебе 21. Надо делать выбор: либо делать музыку и бомжевать, перебиваться минимальными гонорарами. Либо будешь дальше тут работать и гнить”. Я выбрал музыку и не проиграл.





О РОДИТЕЛЯХ

Я не показывал родителям свои песни, пока делал то, что мне самому не особо нравилось — весь этот андеграунд. Батя особо не лез в мои дела, но был серьёзный момент с мамой и старшей сестрой. Они уговаривали всё бросить, потому что воспринимали это как увлечение. У мамы два высших, сестра с дипломом. “Подумай, Влад, может надо чем-то посерьёзнее заниматься?”

Но когда они пришли на мой сольный концерт, они выпали в осадок. Мама увидела, как это происходит. Я знал, что позову родителей: хотел, чтобы они увидели, что сейчас происходит у меня в жизни. Я на деле всё им показал. Одно дело — послушать трек. Другое — увидеть, как твой сын исполняет его на сцене, а зал подпевает.


О ПЕРВОМ СОЛЬНОМ КОНЦЕРТЕ

Я не ожидал от концерта такого. В клубе, где я выступал, две гримёрки. Сперва сидел со всеми, потом понял, что надо побыть одному, и пошёл во вторую гримёрку. И тут приходит Егор Kipah, один из организаторов, и показывает мне видео с очередью в клуб. И я такой: “Да ладно!” Там толпа, которая уходит за угол, как на концерте условного ATL. Ну не может такого быть. Я думал, будет максимум человек 500. А после концерта мне сказали, что было под 900. И на автограф-сессию пришло человек 100. Я думал, будет 30-40, а там толпа и очередь. Концерт многое поменял для меня. Это этап, к которому я шёл много лет. И это шаг на ступеньку выше.

Мы запарились с визуалом. Весь зал заплели в красные нити, а на входе вместо печатей или браслетом вязали всем нитки на запястье. Человек приходит на концерт и чувствует себя частью общего процесса. Да, мелочь, но это тоже важно.



Как выглядел минский концерт Бакея


ОБ АЛЬБОМЕ “НАНОНИТЬ”

Я работал в очень сжатые сроки. Нам нужно было делать сольный концерт, а для этого был нужен новый материал. Я за месяц написал эти девять треков. И очень ими доволен. Потому что обычно, когда ты торопишься, может выйти комом. Тут в первую очередь надо поблагодарить битмейкеров за их активность. Вся музыка, кстати, белорусская. Многие даже не подозревают, что всё это делают у нас.




Предыдущие альбомы были такими — вышли и вышли, пролетали мимо. А тут началось движение, взгляды со стороны. И при создании альбома я понимал, что надо показать себя по-новому. Потому что все уже привыкли к такому Бакею: тыц-тыц, прямая бочка, вот это всё. И я реально вложил в этот альбом больше душевности. Я могу сделать спокойный трек, могу зачитать под 140, могу делать фастфлоу. Из трека в трек я меняюсь не потому что не знаю, чего хочу. Я просто показываю многогранность. На “Нанонити” есть песни, которые я буквально оторвал от себя. “Курс”, например. Это самый чистый и искренний трек, что я делал.


О ХАЙПЕ

Я слабо ощущаю на себе хайп. Просто перешёл на следующий этап творчества, а людей так повскрывало. И для меня это удивительно. Я искренне не понимаю, почему так происходит. Не считаю себя новым лицом белорусской музыки, это слишком громко звучит. Просто подрастающее поколение, новый виток в культуре белорусской музыки. Возможно, в будущем проявлю себя как-то ещё и выйду на более глобальный уровень.

Сейчас я в первую очередь начал ощущать ответственность за каждый шаг и каждое слово. И вот ко мне стали обращаться за советом, спрашивать мнение. Как будто оно что-то значит. Знаешь, вот эта тема: “Братан, зацени трек. Может, тебе понравится”. Я не оценивальщик треков. Ну, понравится мне, и что? Это немножко странно.





О МИНСКОЙ СЦЕНЕ

Знаю определённых ребят, знаю, что у них есть задатки. Меня в целом радует, что в стране стало больше движения. Мы как будто боялись раньше. Всё время смотрели на Россию. А Россия смотрит на Запад. И мы доедали за ними рэп-объедки. И никто не допускал, что мы можем тут и сейчас делать своё движение, которое потом само куда-то перенесется.

Мне нравится, что происходит в городе. Он живёт. Та же серия вечеринок Бассота, которые играют очень разнообразную музыку. Нравится, что у нас появилась своя баттловая площадка MIB. Они молодцы, двигаются в правильном направлении. И уровень участников наверняка подтянется. Чем больше людей приходит, тем ответственнее они будут. Обосраться перед соткой человек — это одно дело. А когда их 500, 1000? Участники будут больше сидеть над текстами, придумывать фишки, делать шоу. Себя я на баттлах не вижу, это не моя тема. Разве что мог бы попробовать поучаствовать в BPM-баттле, чтобы показать публике, как можно делать что-то на бите.


О КРИТИКЕ

У меня выработалась самокритика, пока я занимался тем говном на начальном этапе. Потому что тогда песни особо никто не слышал и меня не критиковали. Приходилось что-то подмечать самому. Я знаю, где плохо спел, где не дожал, где плохо выступил. Сам знаю о своих минусах. И когда мне о них говорят люди со стороны, начинаю ещё больше работать над собой: если и кто-то другой это заметил, значит, в самом деле что-то не так.


ОБ АМБИЦИЯХ

В прошлом году я говорил, что хочу выпустить альбом и дать сольный концерт. Следующая цель — тур по Беларуси и последующий выход на СНГ. Нормально, если меня не будут признавать. Любые отзывы — положительные, отрицательные — это реакция. И вся эта движуха двигает тебя вперёд. Я просто немного поверил в себя. Раньше была какая-то неуверенность: тот ли продукт я пихаю людям? Но после сольного концерта понял: да, тот. Главное верить и не терять голову. И всё будет хорошо.




Во втором сезоне проекта "Новый Флоу" каждый выпуск будет сопровождаться премьерой песни его героя.

Бакей представляет песню "Саранча" — нетипично агрессивный для артиста трек, который может вас удивить.



Если вам понравился трек или вы просто хотите поддержать артиста, пожалуйста, пройдите вот по этой ссылке (она приведет вас в группу ВКонтакте) и поставьте треку лайк. Мы будем собирать их ровно неделю до выхода следующего выпуска. Автор трека, собравшего больше всего лайков за отведённые 7 дней, в конце проекта получит приз от re:Store.

















Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз
Из чего состоит вселенная ATL? Рассказываем в новом видео
Кто написал лучшие песни этого года по версии The Flow
Toxi$ и Gensyxa расстались, треки Платины попали под запрет, Дрейк судится с Кендриком