Mozee Montana: женский рэп на волне
Впервые о Mozee Montana многие услышали в прошлом году, когда её фастфлоу неожиданно выделил Oxxxymiron. С тех пор девушка отметилась участием в паре заметных баттлов: на 140 BPM Cup выступила против Walkie и подарила всем мем про "вещи-вещи-вещи", а чуть позже вместе с Машей Hima сразилась с Ирой PSP и Лены Rush на площадке "Рвать на битах". Сейчас Mozee полностью переключилась на творчество, уже выпустив, как сейчас полагается, первую часть EP "Hayastan Boomin". На осень запланирован выход его продолжения и первые концерты в Москве и Петербурге.
Mozee Montana — первая за долгое время девушка-MC, чьё творчество стоит воспринимать всерьёз. И одна из тех, кому в этом году нужно сказать "спасибо" (или наоборот, если вы идейный противник девушек-MC) за толчок женского рэпа в России.
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД
Звездой себя не ощущаю, но изменилось многое. Я читаю рэп где-то 8 лет, но до этого года, до респекта от Мирона, на меня не обращали внимание и игнорировали что публика, что СМИ. А сейчас обо мне говорят со всех сторон. И это классно. Я чувствую больше ответственности перед теми, с кем я занимаюсь музыкой, и своими слушателями. Сейчас ряд людей зависит от меня. И если не пробьюсь я, то проблемы будут и у них.
О ТОМ, МОТИВИРУЕТ ЛИ ВНИМАНИЕ ПУБЛИКИ
Когда как. Иногда давление мотивирует, иногда загоняет в паническую атаку. Но чаще первое, к счастью. Но у меня такие моменты каждый месяц, когда хочется взять всё и бросить. Что ни день, то триггер. Последний раз такое было недели две назад. Мне показалось, что я никому не нужна, взбесилась и говорю: “Всё, я бросаю рэп”. Я просто импульсивный человек. Обычно сама успокаиваюсь и отхожу. Плюс меня поддерживают мои ребята.
О ПЕРВЫХ ШАГАХ
Я лет с 9 писала стихи. И в 12 я впервые поучаствовала в баттле, чисто на спор. Что-то типа “Битвы за респект. MC выходят, читают треки, их оценивают судьи. Меня круто приняла публика и я загорелась этим: поняла, что мне нравится.
В те годы во Владивостоке пошла волна хип-хопа. Стали появляться баттлы, какие-то ещё мероприятия. Куда не взглянешь — везде рэперы. Плюс выстрелили Вульгарный Тонн и V-Style. Я на всё на это смотрела, а мне друг предложил: “Давай попробуешь”. Я и стала писать текста в стол, выступать на каких-то фестах. Когда только начинала читать, ориентировалась на Nicki Minaj. Мой первый трек — это ремикс на её песню “Bottoms Up” с Trey Songz. Он был полностью на английском, но его знала вся моя школа.
Меня в принципе долго не могли воспринимать всерьёз. Мне было 12 лет, я мелкая ростом сама по себе, ещё и девочка. А на всех подобных ивентах участвовали только шкафы по 25 лет. И естественно первое время мне не воспринимали всерьёз. Но потом, когда я стала рвать их по фристайлу и заготовкам, всё поменялось. Но основная проблема в чём: даже если ты делаешь качественный продукт, все думают, у тебя есть гострайтер. Либо ты делаешь плохо, либо у тебя точно есть парень, который тебе пишет.
О МУЗЫКАЛЬНЫХ ОРИЕНТИРАХ
В основном слушала западный хип-хоп. 2Pac и Big Pun. А сейчас слушаю соул: Sade, Amy Winehouse. И всякую попсу, вроде Rihanna. Русскую музыку скорее анализирую: какие появляются тенденции и так далее. Из русских нравятся Тати, Эмели, Kristina Si и Олег ЛСП.
О ПЕРЕЕЗДЕ В МОСКВУ
Я лет в 15 загорелась мыслью: нужно ехать Москву. Мой город на меня давил, я не видела никаких перспектив. Начали вырубать деньги всеми возможными способами. Открыли с другом ларёчек, оформленный через третьих лиц. Подняли небольшие деньги, ларёк продали. И друг в последний момент перед отъездом в Москву слился. У меня было тысяч 50, я одна переехала в Москву без особых знакомых. Сняла на самой окраине непонятную хату, стала крутиться. А сейчас уже более-менее. Есть и свои точки на рынках, и музыка.
У меня был период, когда я продавала наркотики. Вернее как: дома всё хранилось, приходили люди, забирали и закидывали обратно. А мне платили небольшой процент. Был период в жизни, когда нужно было платить за квартиру, а других путей не было. У меня нет и 10 классов образования, бросила школу и переехала в Москву, и никакую хорошую работу я бы не нашла.
О ВЫБОРЕ МЕЖДУ МУЗЫКОЙ И РАБОТОЙ
Такой выбор передо мной никогда не стоял. Я целенаправленно переехала в Москву ради музыки. Если бы мне было интересно работать, я бы осталась во Владике, где есть своя квартира, и открыла бы небольшое дело. Сидела бы, не думала ни о чём.
О ШАТАУТЕ OXXXYMIRON
Мы никогда не общались с ним. Была такая ситуация: он рассуждал в твиттере о женском рэпе. Мол, женского рэпа нет, всё плохо. И я ему написала: “Чувак, а ты не думаешь, что проблема в публике, которая отказывается принимать женский рэп?” И скинула ссылку на свой Soundcloud. Не ожидала, что это во что-то превратится. Я тогда выступала в московском клубе “Brooklyn”, а там очень хреново с интернетом. И пока всё это происходило, я была в оффлайне. Выхожу из клуба, смотрю: миллиарды уведомлений в твиттере. Мирон пишет и хвалит меня. Была в шоке.
О ВОЛНЕ ЖЕНСКОГО РЭПА
Она будет развиваться и дальше. Мы дали этому толчок. Я, Эмели, Маша Hima. На том же баттле “Рвать на битах” мы показали, что есть плохой рэп от женщин, а есть — хороший. Умейте отличать. По факту всё по-прежнему воспринимается в негативном ключе. Но по крайнем мере женский рэп начали обсуждать. А раньше это просто было что-то далёкое и непонятное.
Всё ещё есть очень много хейта по гендерному признаку. Говорят: “Продукт качественный, но было бы классно, исполняй это мужик. А так херня”. Много давления в этом плане. Бороться с этим можно одним способом — просто писать качественный материал. Рано или поздно публика привыкнет. Сейчас есть ощущение, что всё меняется в лучшую сторону.
Первая проблема женского рэпа — его представительницы. Многие думают: “Вот, я классно выгляжу, мне сделают скидочку, а я буду читать что угодно и мне это простят”. На самом деле, это не так. Они позорятся, а люди думают, будто женского рэпа нет. Как женский рэп выглядел ещё пару лет назад? Был рэпер, была его тёлка, которой он пишет текста. А она это полушёпотом проговаривает.
О ФЕМИНИЗМЕ
Я негативно отношусь к радикальному феминизму. Когда женщина думает: “Вот, не буду брить подмышки и это классно”. Такое себе. После трека “Неплохо для бабы” мне начали написывать феминистки и благодарить за то, что я сделала этим треком. Господи, а я тут причём? Когда бабы начинают тыкать своими гендерными принадлежностями и заставляют других уважать их — на самом деле это точно не поможет и будет только отторгать. Я не ассоциирую себя с феминизмом, просто делаю музыку.
О БАТТЛ-РЭПЕ
Баттл-рэп с одной стороны мне помог. Я громко о себе заявила на 140 BPM. Но для меня это в первую очередь платформа для промо. И мне не нравится, что меня с ним ассоциируют. Я участвовала в баттлах только из интереса. А в первую очередь меня привлекают песни, творчество. Я не планирую участвовать в баттлах. Не зарекаюсь от этого навсегда: вдруг появится интересный оппонент или проект.
Так было и с “Рвать на битах”. Машу Hima вызвали эти непонятные женщины, бросили ей вызов и позвали баттлиться командно. Эмели вообще не хочет баттлить, а меня Маша уговорила: “Больше некому”. Я сначала отказалась, но потом мне скинули клип Иры PSP “Письмо Басте”. После этого я подумала, господи, да, мы будем баттлить. До этого я в жизни не видела этих дам. Они начинали читать, когда я ещё не родилась, наверное.
О МАМЕ
Мама до сих пор не знает про моё творчество. Скрываю как могу. Во Владивостоке нет такого шума, тенденции доходят достаточно проблемно. Тем более мама не сидят в интернете. Она армянка, камон .ей это не нужно. Были ситуации, когда при ней ко мне подходили на улицах. Приходилось отмазываться: перепутали с кем-то.
Я не хочу её лишний раз напрягать. Мама такой человек, что она будет сидеть и мониторить все комментарии и не дай бог про меня скажут что-то плохое. Думаю, когда я всего добьюсь и соберу крупную площадку, чтобы афиши были по всему городу, я ей всё покажу. И мама будет рада за меня. Когда она сейчас спрашивает, чем занимаюсь, я отшучиваюсь. Она переживает, конечно, но я собираюсь её перевозить в Москву потихоньку.
О ТОМ САМОМ МЕМЕ
Это мем, который скорее сделала публика, а не я. Просто топила за свою команду и сказала эту фразу, я же её и в треках своих не использую. Но все знают: Mozee Montana — “вещи-вещи-вещи”. И это надоедает. Я выхожу из дома, а какие-то школьники с детской площадки бегут и кричат “вещи-вещи-вещи”. Прикольно, что узнают, но надоедает быть героем одного мема.
Я удивилась, когда приехала в гости к Тати, а она знает об этом. Даня Поперечный шутит в твиттере. Я думала, это школьная тема, которая никогда не дойдёт до этих людей, а получилось вот так.
Как-то я стояла на улице, курила возле кафе. Ко мне подходит полицейский, думаю, сейчас штраф выпишет. А он просто попросил постоять с ним и на камеру сказать “вещи-вещи”. Там молодой парень был, стажёр, судя по всему.
О “HAYASTAN BOOMIN” И ДАЛЬНЕЙШИХ ПЛАНАХ
“Hayastan Boomin” для меня это история одного дня. В первую очередь о панических атаках и зависимости от таблеток. Одна из самых важных песен для меня — “Диски-марки”. Там я как раз рассказала о многих личных моментах. Там есть строчка про ванну со исписанными стенами, а это как раз ванная Эмели, потому что она сильно поддерживала меня в тот период. После выхода “Hayastan Boomin” было много отзывов, когда люди писали и говорили, что открыли меня по-новому и нашли в музыке отражение собственных проблем. Это, наверное, самое дорогое в творчестве.
Осенью выпущу вторую часть “Hayastan Boomin”. А на альбоме, который я планирую записать к весне, хочу затронуть более глобальные вещи. Ещё в планах потенциальный совместный релиз и тур с Тати.
В этот раз каждый выпуск "Нового Флоу" сопровождается премьерой нового трека исполнителя. У Mozee Montana это песня "No Pain"
Если вы хотите поддержать артиста, пожалуйста, пройдите вот по этой ссылке (она приведет вас в группу ВКонтакте) и поставьте треку лайк. Мы будем собирать их ровно неделю до выхода следующего выпуска. Автор трека, собравшего больше всего лайков за отведённые 7 дней, в конце проекта получит приз от re:Store.