Луна: красивый ностальгический поп из Киева
Сколько должно пройти времени между дебютным клипом и первым аншлаговым концертом в клубе-тысячнике? Кристине Бардаш, новой украинской поп-героине, хватило года.
Её лоуфайные, снятые на VHS-камеру, клипы схватывают дух юности и ностальгии, а музыка вызывает ассоциации с Линдой, Ликой Star и Гостями из будущего. Но её оглядывающийся на девяностые поп — это не ксерокопирование, а реактуализированная интерпретация музыкальных идей, въевшихся в ДНК поколения. Скажем так, Луна — пример того, как преобразуется тренд на ретро, главным проводником которого в мире является Lana Del Rey, если его перенести на плодородный украинский чернозем. Именно так звучит ее только что вышедший альбом "Магниты".
О ПОЛНОЛУНИИ
Первая песня, “Луна”, была придумана в полнолуние, мы с Лизой Готфрик ее сочиняли. Я сидела дома, вся такая неугомонная. Говорю: “Нет у меня способа самовыразиться, никто меня не понимает! Давай, может, про луну напишем какую-то песню?” Я тут же предложила и первую строчку: “Моё молчание будет гордое, не подобрать слова”, а Лиза продолжила: “И в эту ночь бессонную просто схожу с ума”. Мы так прямо на ходу начали с ней баттлом писать этот текст.
Это счастливая случайность, но даже дата недавнего большого концерта в Киеве совпала с днём полной луны. Мы дату не выбирали, нам её предложили. Я была так погружена в свои дела, что даже не сразу сообразила. Заглянула в календарь, увидела, что в ночь после концерта ожидается полная луна — но значения не придала. Потом уже ближе к концерту начала понимать, что луна давит на всех, перед полнолунием люди обычно странные становятся. Очень благодарна силе луны за то, что она всех людей примагнитила к нам.
О КРЕАТИВНОМ КОНТРОЛЕ И ДУХЕ МОЛОДОСТИ
У Луны не было ни единого клипа, где была бы проделана серьезная адекватная работа, в ходе которой мы бы понимали, к чему идём. Все клипы созданы с легкой руки. В клипе “Луна” у нас даже света выставленного не было, фонарем освещали. На серьезные съемки я пока не решалась, потому что это другой подход и новая команда. Ведь если ты отдаешься в руки профессионала, это уже получается работа через чужую руку. А сейчас весь видеоматериал проходит через меня, я лично сажусь монтирую, выбираю кадры, где себе больше нравлюсь. Там даже не столько профессионального продакшна больше вложено, а энергетического сознания, какой-то ненадуманной силы. Как и в моих песнях.
Постоянно пишут, что я использую в своих клипах VHS-эффекты. Так вот — они без VHS-эффектов, просто сняты на VHS-камеры. Новый клип снят на Panasonic mini-DV, я вот позавчера забрала оцифровку. У меня сейчас тот момент, когда нужно делать коммерческую работу, такой стратегический шаг. И я очень переживаю, чтобы причесав качество, не стать как все. Никто про него не знает, но мы уже монтируем. Может, сейчас кому-то кажется, что моих нарочито простых видео недостаточно для того, чтобы воспринимать меня серьезнее, но через лет 50 про них будут говорить, как про лучшие видео, где схвачен дух и настроение молодости.
ОБ АНШЛАГОВОМ СОЛЬНОМ КОНЦЕРТЕ
Видеть полный зал — это привилегия для артиста. Первое выступление у меня было год назад на открытии Киевской недели моды. Тоже много людей, но не моя прямая аудитория. Помню, что ощущала в тот день, уйдя по сцены: “Зря я так переживала, выступать это так круто”. Но неделю назад перед первым сольным концертом я волновалась не меньше. Меня колбасило, за пару часов до концерта я начала ходить-извиваться. Причем, не париться, как я спою или что буду говорить со сцены, а просто нерациональное волнение. Но стоит выйти на сцену — оно действует как лучшее в мире успокоение. Как только первую песню споешь — всё, уже как рыба в воде. Это даже спокойнее, чем репетировать. Легче, чем записывать на студии треки. Там стоишь в темноте — и поешь в микрофон, в никуда. А когда видишь людей, для которых поешь, — это клёво.
(в разговор включается Александр Волощук, саундпродюсер Луны): Только непонятно ничего было. Играешь-играешь — все стоят. Вроде закончили — нормально. Потом дальше играешь-играешь — опять все стоят, опять смотрят. Типа “покупать-не покупать эти кроссовки” (смеется). Но потом я забил. А вот на первом концерте, о котором Кристина рассказывала, на Неделе мод, я сразу за колонну спрятался, думаю: “Посмотрим, как пойдет. Если что, пусть проигрывают они”. Ещё Жорик, сын Кристины, плачет. Я говорю: “Жорик, успокойся!” А он в драме. На сольный концерт Кристина решила Жорика отвезти бабушке, а то там бы и пришлось снимать новый клип.
О СКЕПСИСЕ КОЛЛЕГ
Мне написал Cepasa, что ему очень понравилась песня “Расстояние”. Также писал Юрий Каплан из Стрыкало. Кажется, кто-то из наших соратников даже хейтит Луну. Как так, не пела всю жизнь, а тут — на тебе, залы собирает, альбомы выпускает. Уверена, что присутствует скепсис, мол, супруга продюсера Юрия Бардаша захотела петь, ничего серьезного. Мне это даже приятно. Потому что с каждой моей удачей эта их теория будет терпеть крах. Я же осознаю свои ощущения и намерения — и они добрые, наполнены светом. Поэтому, скорее всего, мое добро победит их неверие.
О РОДИТЕЛЬСКИХ ЗАБОТАХ
За последний месяц я дважды уходила с репетиций, чтобы забрать Жорика из садика и дать ему лекарства. Он два раза подряд заболел. Это же биологическое. Мы все люди, можем и должны иметь детей и за ними ухаживать. Самый сложный период позади. Он меня вдохновил на творчество, потому что сидение год дома с ребенком и ничегонеделание помогло накопить нужные эмоции. А сейчас мне помогают бабушки и дедушки, сестры и братья. Их очень много, Жорик прыгает с рук на руки, и много времени находится со мной. Но в то же время, он не купается в изобилии материнской заботы, которая ему не нужна, ведь он мальчик и это лишнее для него. Он уже всем говорит, что он — артист. Но он больше не хочет сниматься у Луны, он хочет только у Грибов.
О ФАНАТАХ
Мне постоянно пишут, но сильнее всего удивляют рисунки. Там по луне такие девочки ходят. Я поднакоплю еще и выложу целую подборку фанарта. Мне нравится, что разные люди из разных уголков Украины и России пишут мне почти одно и то же: “Спасибо, что погрузила меня в мои 13 лет. Я ощутил себя в лагере, будто только что прозвучала песня Mr. Credo “Медляк”, а сразу после нее вступила песня Луны “Алиса”. И они действительно уловили суть. Я ведь сама нигде не писала, что делаю музыку из девяностых. Это честная и правдивая история: я — представитель поколения девяностых. Я выросла. Видимо, и мой слушатель пережил то же самое. Это и есть моя основная аудитория — те, кто помнит вот те ощущения, и как звучал Mr. Credo на дискотеках. Ностальгия — это бонус моей музыки.
О БАЛЕТЕ И БЛАТНЫХ АККОРДАХ
В детстве я занималась балетом шесть с половиной лет. Успела выступить в Киевской консерватории в балете “Щелкунчик”. Там по сюжету пьесы на балу есть выход гостей, которые выбегали на сцену для коротких номеров. Я была среди них, в пачке выступала, всё как надо, выход на пуантах. После этого выступления пуанты стали обязательным элементом наших занятий. Когда из пальцев кровь начала идти, это стало переломным моментом. Я уговорила маму отдать меня на гитару. Мне попалась душевная учительница, которой я сказала: “Не хочу учиться по нотам. Давайте, вы меня научите играть блатные аккорды, мне мама показывала”. И я спустя немного времени уже исполняла “На Тихорецкую состав отправится”. У меня было пять козырных песен. “Этот мир придуман не нами”, “Вот — новый поворот” и ещё что-то.
О РЕШЕНИИ ПЕТЬ
После музыкалки я нигде не показывала свои данные. Открывалась на уроках по вокалу, а больше нигде и не пела. Есть разные истории о том, как я решила петь и что меня на это сподвигло, но я помню конкретный момент — мы тусили с друзьями-рок-н-ролльщиками на Новый год. Гитарист что-то играл, а я расслабилась и начала на лету сочинять несерьезные строчки. И они такие все сидят: “Слушай, так тебе надо песни писать”. Я в том состоянии так близко к сердцу это приняла, что на следующее же утро начала делать первые шажочки в этом направлении.
О РЕЖИССИРОВАНИИ РЭП-КЛИПОВ
Я была режиссером видео Ноггано “Полина”. Это реально бандитская история. Пофоткала Василия в Симферополе на концерте, ему очень понравилось. Эти кадры были использованы для альбома и афиш. Я фотографом была и общалась с Жорой, на тот момент концертным директором Басты. Рассказала, что у меня есть идея, быстро подсуетила режиссершу молодую, так как не умела расписывать сценарий. Предложила ей поехать с нами, а за это дала ей главную роль в клипе. Взяла еще одну подругу, говорю ей: "Нужны вспомогательные операторы, потому что мне доверили дело, бюджет выделили, поселили всю группу в гостиницу”. Приехали ребята из Одессы, помогли всё отснять и забрали материал на монтаж. Когда они прощались, говорили: “Нам ничего не надо, просто денег на поезд. Мы уже благодарны, что поучаствовали в таком проекте с Бастой”. И вот сижу я уже в Киеве, звонит мне Баста: “Ты чё, малая, обалдела?” А я не понимаю, что происходит. Оказывается, эти мудаки позвонили Басте и потребовали у него $5000, а не то сольют сами клип в сеть. Получается, они украли у меня весь материал, сами смонтировали клип, вшили в видео свой логотип на весь экран полупрозрачный и, не получив денег от Басты, слили клип без его ведома на своем канале. Потом, конечно, я Жоре все это объяснила. Баста передо мной извинился, ситуацию закрыли. У меня постоянно такие истории с видео — нелепые какие-то.
О РЕАКЦИИ СУПРУГА НА ЛУНУ
Отреагировал как любой нормальный супруг: “Ты чо? Иди домой, котлеты жарь”. Он аргументировал тем, что мои интересы меняются очень быстро. Тут я фотограф, там я режиссер, тут я петь хочу, и что с музыкой, скорее всего, будет точно так же. Но недавно он взял свои слова обратно. Глядя на меня, Юра и сам вдохновляется на создание чего-то нового. Вот недавно всех порвал проект Грибы, в котором он участвует. Теперь он чувствует себя спокойно рядом со мной. Мы идем наравне, и это круто. Мы рады друг за друга, и даже если есть какое-то соревнование, то такое душевное, доброе. У нас баланс, мы подбадриваем друг друга на новые действия. Когда Юра выпустил клип Грибов, я очень ждала выпуска своего альбома, чтобы как-то выделиться. Сейчас мы понимаем, что оба создаем нечто новое и действительно этим живем. Нас спрашивают: “А как же гастроли? Как же семья?”. Гастроли не дадут семейным отношениям превратиться в обузу, не дадут чайнику остыть.
Помню, он растрогался, когда услышал “Алису”. Я тогда провинилась сильно, уехала пожить к маме на несколько дней. Помню, как писала ее: спала в кровати с мамой. Лежу в 5 утра с открытыми глазами, она спрашивает, мол, что с тобой происходит? А я ей: “Ничего, второй куплет “Алисы” только что придумала, утром допишу”. Юру тронуло мое признание, именно тогда он поверил в Луну.
О ПЕРВОЙ КУПЛЕННОЙ КАССЕТЕ
Белая с эмблемой “Европы +”. Это был альбом Гостей из Будущего “Ты где-то”.
Бывает, слушаю какие-то песни Гостей и думаю: “Ох, молодец, как похоже на меня поет!”. У нас есть общее настроение. Видимо, Ева Польна переживала похожие женские ощущения. Если сейчас переслушать ее песни, это слышно. Я альбом послушала миллион раз в детстве, и, видимо, это отложилось. Единственное, что я пыталась уйти от “пианинных” напевов. Моя первая преподавательница по вокалу — если б вы слышали первую версию “Бэмби”! Это было в стиле Аллы Пугачевой!
О ЖУРНАЛЕ COOL — НЕОТЪЕМЛЕМОМ ЭЛЕМЕНТЕ ДЕВЯНОСТЫХ
На концерте продавались мои плакаты с логотипом Cool. Этот журнал — неотъемлемая часть той эпохи. Мои любимые странички — это комиксы в самом конце. Мне нравился Cool тем, что там было что-то для молодежи старшей, чем я. И вот я ещё малой имела доступ к этому знанию. В метро садилась, читала — и прямо растворялась в комиксах про отношения.
О КЛИПЕ НА ПЕСНЮ “ОН С ТОБОЮ НЕ”
Там удивительная история получилась. Этот клип будет коллаборацией с Викторией Коха. У нее есть инстаграм, где она делает кривляки-видео, странный мейкап себе рисует и гадает пользователям за деньги. Она написала мне: “Я хочу снять тебе клип”, прямо поставила перед фактом. Я удивилась очень, рассказала, что фолловлю ее в инстаграме. Она написала мне в начале мая — а уже 30 числа собиралась улетать в Америку. Я ей сказала, что у меня концерт в Киеве, она прилетела сюда, сама взяла себе билет. Она в этом напомнила мне меня — девчонку, у которой есть цель, и которая способна за год-два горы свернуть. Вика очень сильно меня поддержала в день концерта: сделала мне прическу, макияж, наделала бэкстейдж-видео, сняла мне клип.
ОБ АВТОНОМНОСТИ ОТ ЛЕЙБЛА KRUZHEVA
Есть ресурс лейбла, а есть вмешательство. Для меня было важно, чтобы люди не подумали, что кто-то взял и вложил в Луну кучу денег, потому что деньги на самом деле не вкладывались. Показателем, что всё идет как надо стало то, что концерт окупил все затраты. Поэтому и коммерческие клипы буду снимать только тогда, когда проект будет приносить доход. У меня никакого диссонанса с Kruzheva нет, раньше я тут занималась офисной работой, креативила. Но Луна — это моё личное, моё дитя из 90-х. Такая же история с проектом Грибы: они решили, что будут отдельно от лейбла, потому что хотят быть чем-то своим. Вообще, Kruzheva — не тот лейбл, который нуждается в том, чтобы навязывать своё название и причастность к артистам. Kruzheva — как мать Тереза, которая отдаёт, но ей за это воздастся. Важнее, чтобы продвигались творческие имена, а не лейбл. Ведь имя Kruzheva за время работы лейбла ассоциировалось много с чем, а энергетика и аура от этого всего остается. Это ощутимо. Kruzheva — это уникальное место, в котором находятся новые люди и связи.
О ФРАЗЕ “ГОРОД — МОМЕНТ, А НЕ ВЕЧНОСТЬ”
Город — это не дом, а его противоположность. Место, где много людей. Ассоциация была с фильмами Гаспара Ноэ, в которых герои постоянно теряют себя среди людей в толпе. Они напиваются или что-то употребляют и оказываются одни среди незнакомцев. Огни города манят, но они не согреют тебя так, как дом. Как близкий человек.
О ФРАЗЕ “ТЫ МНЕ БОЛЬШЕ НЕ НУЖЕН” — ФИНАЛЬНОЙ НА АЛЬБОМЕ
Это я специально, чтоб всех на удочку взять. Ну и чтобы тот, кому эти строчки предназначались, постарался, потому что нас ждет еще много историй впереди. Это такой манифест о самодостаточности. Когда я ставила в треклисте последней песню “Мальчик, ты снег”, я не задумывалась, что альбом будет заканчиваться строчкой припева “Меня ждут другие принцы”. Я знаю, что так никогда не будет, муж так меня любит, что никогда никому другому не отдаст. Наша история не окончена. Продолжение будет во втором альбоме. Кто знает, что там за поворотом?
О ТОМ, ЧТО АЛЬБОМ “МАГНИТЫ” ВДОХНОВЛЕН ПОСЛЕРОДОВОЙ ДЕПРЕССИЕЙ
Мне не хочется спекулировать этой темой, потому что этот период уже давно пережит. Сейчас уже новая волна. Память о прошлом помогает мне разложить рифмы. Песни Луны ведь как пишутся? Это чувства и послания, которые хотелось бы кому-то конкретному донести, но не пишешь, поскольку не стоит, чтобы человек знал об этом. И всё это идет в наброски и тезисы, из которых потом собираются песни.
О ТОМ, ЧТО ЛЮДИ СОЗДАНЫ ДЛЯ СТРАДАНИЙ
Безысходность привела к желанию создать свой собственный мир, в котором даже с грустью и печалью можно найти комфортное для себя место. У меня сейчас все вроде бы хорошо. Постоянно возникают проблемы, но проблемы — это же классно. Слезы, негодование — тоже отлично. Это все импульсы, эмоции. Мы созданы для страдания, и только через него приходим к счастью. Подумай, что Иисусу пришлось пережить, чтобы стать Иисусом. Любые религиозные истории, философские мудрости, романы — всё о том, что через боль дается истина и успех. Кровь из пальцев, чтобы на пуантах ходить. Тяжелые тренировки, чтобы тело было подтянутым.
ОБ ИЗМЕНЧИВОСТИ И ЭГОИЗМЕ
Идея зачать ребенка родилась в момент полной влюбленности. Я, бывает, слышу от девушек фразы типа: “Он мне сказал, что я не такая, как в первые месяцы наших отношений. Что я надуманная”. Обычно девушки в момент влюбленности совсем другие, это со многими так. Я же думала, что такое только со мной одной происходило. Женщина — еще больший эгоист, чем мужчина, на самом деле. Когда у нее рождается ребенок, ей приходится смириться, что эта жизнь принадлежит теперь не только ей, и когда она это осознает, она становится свободной. У меня это произошло, и сейчас я чувствую себя отлично, кажется, что я все смогу. А раньше я ныла постоянно о том, что у меня маленький ребенок, что я не смогу работать, что обречена. Это было не от тяжести, а от неприятия того, что мое девичье время — гуляния под ночным небом, встреч с подружками — принадлежит уже не только мне. Плюс мы на тот момент были в Штатах, где у меня не было ни подруг, никого.
О ДИССОНАНСЕ В ОТНОШЕНИЯХ
Песня “Затмение” родилась как монолог, признание тех вещей, которые происходят в отношениях. Мужчина и женщина — это плюс и минус. Если бы этого не было, они бы быстро друг другу надоели. В первом куплете говорится о том, что мы друг друга не понимаем, нас разъединяет, а потом, несмотря на это, любовь нас все же связывает. Для меня это путь осознания отношений, наша связь сильнее личного диссонанса. Не обязательно мужчине и женщине делить абсолютно всё, важно делить настоящее. Рожать детей. Раньше нам с Юрой казалось, что мы и на теннис должны вместе ходить и что только не, а если так не будет — то это неправильно. Видно, насмотрелись на какой-то пример со стороны. Бывают же пары, у которых абсолютное слияние. А у нас — полный диссонанс, но любовь нас объединяет. Мы просто смирились с этим.
О ВТОРОМ АЛЬБОМЕ
Хочу, чтобы он был таким же искренним, как и первый. Чтобы песни писались от души. Хотелось бы создать новую вокальную линию и больше поработать над записью. Мне очень интересно самой, о чём он будет. Я писала “Магниты”, когда мне было очень тяжело, очень плохо. Сейчас же мне очень комфортно и классно. Творческий поток новый еще не открыт, я пока закрыта в себе. Сейчас специально поеду в Карпаты, чтобы освободится от старых мыслей.
Пытаюсь определить вес ответственности, лежащей теперь на мне, но с другой стороны стараюсь распылить все эти мысли и относиться к процессам так же, как и прежде. Не зацикливаться на том, что теперь всё более серьезно.
О КАВЕР-АЛЬБОМЕ НА ХИТЫ ДЕВЯНОСТЫХ
Чтобы это сделать, нужно самой успокоиться писать песни. Но идея мне очень нравится! Мы, кстати, “Фиолетовую пудру” недавно перепевали. Выступали на благотворительном дне в детском доме. Пришли, а нам говорят: “Ну давайте что-то такое, детское”. А мы не подготовили ну совсем ни одной детской песенки. Нужно было что-то вроде “В траве сидел кузнечик”. А у нас есть трек “Бежать”, его еще никто не слышал, и гармония его схожа с гармонией “Фиолетовой пудры”, мы на репетициях даже специально, бывало, переходили с одной песни в другую. Спели “Пудру” и "Бэмби", классно получилось.