Rickey F: из баттл-рэпа на профессиональную сцену
"Новый флоу" — это партнерский спецпроект нашего сайта и re:Store, где мы все лето будем рассказывать о молодых артистах, которые меняют отечественную музыку прямо сейчас.
Существует стереотип, согласно которому артисты с баттловой закалкой навсегда остаются "баттловиками", так и не раскрываясь сольно. С повышением популярности проекта Versus мы сами стали свидетелями многих подобных историй. Аналогичная ситуация наблюдается и на западе, где различные баттл-лиги культивируют вокруг себя комьюнити рэперов — но редко о ком из них расскажут и местные блоги. Не сомневайтесь: артист Rickey F, так и не дошедший до финала Versus Fresh Blood 2, но подаривший нам самые яркие выступления сезона, об этом факте знает и, если и можно сделать какой-то вывод из монологов ниже, сделает всё возможное, чтобы стать ещё одним исключением из правила.
О РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ И ПЕРВЫХ ХЕЙТЕРАХ
Первым случаем, когда моё творчество хоть какое-то расхождение получило, было участие в трио neuro664. Там были я, Оксид и участник первого сезона Fresh Blood Тот Самый Коля. Я писал сольные треки и прежде, но уделял им мало внимания в силу того, что во всех коллективах, в которых участвовал, я был, во-первых, самым хуевым эмси и, во-вторых, наименее интересным слушателю. Вся фанбаза neuro664 меня тогда дико хейтила за сам факт существования. Я во всех коллективах был тем типом, про которого в комментах пишут: "Чуваки, он же никакой. Давайте его из группы срезать". И в баттлах участвовал: подавал заявку на Девятый официальный баттл hip-hop.ru — и не прошел отбор. Ещё участвовал в Пятнадцатом Независимом, там в третьем или четвертом парном раунде слетел. Причём проиграл чуваку, у которого ник был почти такой же, как у меня. Nickey F, типа того. Когда он выиграл, я сразу: "Ты чё! Забрал мой ник, так ещё и вынес с баттла!"
ОБ UNDERWHAT
У кого вообще не ассоциируется детство и юность с треками Вити СД? По моему мнению, и СД, и UnderWHAT оказали большое влияние на русский рэп. Мы с neuro664 изначально и не должны были входить в UnderWHAT. Просто затусовали с Колей, Оксидом, СД и записали вместе несколько треков в стиле нейро-фанк. Нам казалось, что так больше никто не делает. В общем, мы пришли к выводу, что просто так эти треки сливать синглами — не вариант. Раз они еще и выдержаны в едином стиле, решили сделать EP. Витя говорит: "Давайте придумаем нашей группе какое-нибудь название". И мы типа: "Зачем? Уже ведь есть! Давайте выпустимся как UnderWHAT". Он такой: "Вы чё, обалдели, пиздюки?". В итоге он согласился, мы подтянули Дуню на пару треков и выпустили релиз.
К сожалению, Дуня упустил момент, он мог ярко вернуться после баттла с Oxxxymiron. У него всегда имеется проект, не связанный с музыкой — будь это кино, сериалы, театр или еще что-то — и мысль о возвращении откладывается. "Да-да, только вот с этим закончу и примусь", — говорит он. И ничего в итоге не происходит. Не так давно Дуня на полном серьёзе планировал выпустить в течение полугода два альбома — один сольный и один с фитами. Я до сих пор считаю, что Тот Самый Коля в том, что касается текстовой составляющей, — едва ли не лучшее, что происходило с русским рэпом за всю его историю. Возьми просто гениальные треки "emagDNA", "Ебанная вселенная", "Космос нас любит". Это поэзия, положенная на бит так, как никто не делал до него и не повторил после. Чем примечателен Коля как персонаж — у него лежит записанный невыпущенный альбом. Просто вот так вот он к этому относится. Реально похуй ему в самом чистом понимании этого слова. Он записал релиз и просто забил.
О ДРУЖБЕ НА БАТТЛАХ
Есть в Петербурге баттл-проект Slovospb. Так там вообще все участники — лучшие друзья. Они каждый день тусуются вместе. Это комьюнити, которое держится не только на баттлах, а на реальной дружбе. Все друг друга поддерживают — и мне кажется, в этом главная сила проекта. Я был почти на всех баттлах первого сезона Fresh Blood. Сначала гонял вместе с Колей за него болеть, а потом с Alphavite — по ходу сезона мы с ним хорошо сдружились. Там тоже все в очень хороших отношениях. Люди, которые вот-вот должны баттлить друг с другом, нормально общались перед выступлениями, тусовались на одной хате.
А вот у нас на втором Fresh Blood, несмотря на то, что и ребята все нормальные, и тяга к дружбе у всех имеется, ничего этого не получилось. И виню я в этом по большей части себя. Мне показалось, что это началось — как и очень многое в моей жизни — после баттла с Сином. Потому что в этом баттле была преобразована жизненная ситуация, я про чек из Burger King. Это же реально было, и мы с Сином реально там сидели. В этот момент каждый на Versus, видимо, пришёл к выводу, что дружба с коллегой-конкурентом может хуёво закончиться. Отчетливо эту мысль, возможно, никто и не формулировал в своей голове, но я чувствовал возникшее недоверие и напряжение в общении с чуваками. По сей причине, когда мы договаривались с Букером баттлить по 6 раундов, я прямо чувствовал, как он сидит передо мной и думает: "Rickey меня где-то наебывает". Он мне так и сказал: "Блин, ты, наверное, сделаешь последний раунд, где будешь читать не 16 строк, а миллиард. Будешь хейтить меня лишь за то, что я согласился баттлить в таком формате". Я, мол, чувак, просто хочется попробовать прикольный формат. Вишенкой на торте хейта друг друга стал наш с Млечным клип "Финал", вышедший одновременно с финалом второго сезона Fresh Blood. С Млечным я продолжаю хорошо общаться. С Букером мы пересеклись в Питере, решили все разногласия. С Лёхой Медь и с Нареком нормально продолжаем общаться.
О ШУТКАХ ПРО РАК
Когда я писал текст на баттл против Сина, я к тако-о-ому готовился! Думал, начнутся гонения со стороны сообществ. Осознавал большую вероятность того, что всё может превратиться в ахтунг какой-то. Но это и привлекало! Я такой: "Йоу, да! Вот это клёво! Вот это нормальная херня!" Конечно, среди десятков тысяч комментариев, какие-то единичные проценты написаны моралфагами, протестующими против шуток на тему такой болезни как рак. Но это в десятки раз меньше, чем я того ожидал. Серьезных ситуаций этот баттл не спровоцировал. До сих пор поражаюсь, как так произошло. Видимо, потому что я смог достаточно четко саргументировать в ходе выступления, почему я себе такое позволяю.
О РЕАКЦИИ РОДИТЕЛЕЙ
Папа и мама смотрели все мои баттлы. Versus с Сином им ну очень понравился. Это, кстати, один из первых вопросов, которые задают: "Йоу, а что твоя мама скажет?" Да мама вообще первая респектанула. Отец был на моем концерте в Москве, после чего сказал, что все его претензии к моей жизни в прошлом. Очень впечатлился, притом, что он один из главных противников матерной речи, которых я встречал.
КАК НУЖНО ГОТОВИТЬСЯ НА БАТТЛ
Для каждого из своих баттлов я заканчивал писать текст в ночь с пятницы на субботу. Сами баттлы проходили в воскресенье. За исключением первого баттла, который у меня был с Грехом — для него текст был готов еще за неделю. Всё дописывал непосредственно в последние дни. В обычном же режиме готовиться я начинаю за месяц-полтора до выступления, как в случае с баттлами против Сина или Старухи, но время рассчитываю прямо впритык, чтобы больше над строчками поработать. Мне кажется, так всем надо делать. Текст запоминается тогда, когда его пишешь, ведь для каждой строчки перебирается масса вариантов.
В последний день приходилось лишь запоминать порядок всех схем, которые есть в голове. Это тоже несложно, потому что в конце каждого такого отрезка есть связующие строки. А в баттле с Лёхой я вообще порядок не запоминал. Так просто набаттлил. Мне стало интересно попробовать. Мой кумир в этом плане Dizaster. Он же вообще финалку текста не пишет никогда. У него есть просто куча тем, которые он считает нужным затронуть, по каждой есть куча bars, а схемы между собой он уже сплетает ответками на ходу, меняя их местами так, чтобы заходило на баттле круче. В этом он король и бог.
КАК ПОРОЙ ПРИХОДИТСЯ ГОТОВИТЬСЯ НА БАТТЛ
Я принимал участие еще и в первом сезоне Fresh Blood, когда в маске выходил баттлиться за Того Самого Колю. Еду в поезде в Питер вместе с Alphavite болеть за Колю, и тут выясняется, что он на самом деле не приедет, и что мне на самом деле нужно будет выходить вместо него — а он уже уснул и, соответственно, свой текст переслать не может. Пришлось реально всё за одну ночь подготовить. Я лежал писал на верхней полке текст. На соседней пытался спать Alphavite. Я его каждые 10 минут расталкивал: "Йоу, зацени!". Читал ему 8 строк и он сквозь сон такой: "Да-да, охуенно". И в такой обстановке я написал текст и смог даже выучить адекватно. Естественно, напихал туда еще кучу своих старых строк. Дикий всплеск адреналина!
ЗАСЛУЖИВАЛ ЛИ ХИП-ХОП ОДИНОКОЙ СТАРУХИ ЧЕМПИОНСТВА НА FRESH BLOOD 2
В каждом из баттлов, в которых Старуха победил, — он победил заслуженно. Млечного он выиграл заслуженно. Мунстара заслуженно. Меня. Букера. И тем не менее, жопа разбомбилась у меня знатно из-за этого финала. Ведь все столько сил в это вложили! И апогеем всего пути стало вот это действо, с которого люди просто толпами уходили посреди выступления. Это прискорбно.
Песня “Финал” вовсе не испортила мои отношения с проектом. Ресторатор больше меня был такой хуйней недоволен. Я выражал своё неудовольствие тем, что произошло в финале, не только как артист Rickey F, но и как часть проекта Versus. Глупо полагать, что Ресторатор с такой позицией не согласен. Он был первым, кто ретвитнул этот клип. Ведь в песне "Финал" я топил за Versus, а не против него.
О ТОМ, ЧТО ЗРИТЕЛЬ ХОТЕЛ УВИДЕТЬ ЕГО ПРОИГРАВШИМ — И УВИДЕЛ
Когда я по собственной глупости вывалил все свои козыри в первых же баттлах, все восторгались и говорили, мол, этот чувак обязан выиграть. Но как это происходит и во всех фильмах с тривиальным сюжетом, сначала есть злодей, который очевидно сильнее героя. На этом и строится конфликт. И на желании зрителя, чтобы герой в финале этого злодея пересилил. Так получилось, что я ненароком поставил самого себя на место злодея. Ведь после того, как я дважды сильно разъебал противников, уже не интересно, когда я побеждаю. А вот посмотреть, как я проиграю, — это уже клёво. Просто человеческое сознание так устроено. Это подтверждают и статистика просмотров нашего со Старухой баттла, и "хиты" моих страниц в соцсетях. Даже несмотря на то, что баттл получился в разы более тусклым, чем тот же баттл с Сином, и с учетом моего проигрыша, заходов на все мои ресурсы после этого баттла было в 2-2,5 раз больше, чем обычно после Versus. Как событие это интересней.
О ТОМ, ЧТО ЗРИТЕЛЬ VERSUS НЕ ТРАНСФОРМИРУЕТСЯ В СЛУШАТЕЛЯ
Я пристально наблюдал за тем, как идет первый Fresh Blood. Понимал, что все ребята получают выход на широкую аудиторию, но никто не трансформирует эти массы в своих слушателей, которые придут на концерт и купят мерч. Существование первого сезона дало мне много мыслей для анализа, благодаря чему я понял: если буду выступать во втором сезоне, то сделаю всё, чтобы эти люди, узнавшие обо мне за счет баттлов, стали слушать мою музыку. По этой причине за некоторое время до начала второго Fresh Blood я начал налегать на сольное творчество, чтобы, во-первых, вывести его на должный уровень, а во-вторых, заранее готовил контент прямо к выходам баттлов, чтобы побудить весь трафик, который переходил ко мне на ресурсы, ознакомиться с моим творчеством. Понимаю, как это может прозвучать, но со второго Fresh Blood больше ничье творчество я не вижу на аналогичной ступени развития. Значит, я что-то делаю правильно. Но, наверное, можно было и лучше всё сделать. Выиграть сезон, например!
О ЗНАКОМСТВЕ С ALPHAVITE И ГРЯДУЩЕМ ТУРЕ НА 25 ГОРОДОВ
С Алфом мы познакомились в гримерке на московском "мэйн-ивенте" Versus. В тот день, когда баттлились ST и D.Masta. А все же тогда стебались с произношения Алфа. И первое, что я ему сказал: "Слушай, мы можем пародировать то, как говоришь ты. А ты можешь приложить усилия, чтобы, как бы кривляясь, говорить, как мы?" Он сказал несколько фраз с суперчистой дикцией, но было заметно, что он кого-то изображает. Это было дико смешно. И мы просто стали тусить вместе: зависали дома, потом он позвал к себе на студию, чтобы свести мой трек, — и нашёл в моём голосе, как мне тогда казалось, невообразимые частоты, которые никто из прежде меня сводивших не замечал. Объединились мы еще до того, как каждый из нас стал выходцем с Versus. Тогда это было еще начало первого Fresh Blood. Ни у него тогда хайпа особого не было, ни у меня, конечно же. Наш коннект уплотнился по другой причине: потому что наши взгляды на музыку и подход к творчеству во многом схожи.
У нас с Алфом было пока что только два концерта. Впереди — большой тур (на момент публикации озвучены даты выступлений в двух столицах — Петербург и Москва — прим. The Flow) с выстраданным названием "Conquista". Мы только из-за споров вокруг названия несколько раз переносили анонс. Там всё очень амбициозно: едем по всем городам, которые я вообще знаю. 25 дат.
О ДЕБЮТНОМ EP
Мой EP "Five" выйдет перед октябрьским туром. Он на порядок сильнее материала, который я до этого выпускал. Долго пишу, потому что надо выдержать баланс между концепцией и крутостью треков по отдельности. Концепт не должен идти в ущерб. Я вроде как нашёл золотую середину, но её поиск потребовал немалого времени. До самого релиза ни одного трека с него не будет засвечено, в этом вся фишка. Там концепция не очень хитрая, но я поставил цель раскрыть её так, чтобы она не превратилась в банальщину, и человек по мере прослушивания постепенно приходил к пониманию, что к чему. У Alphavite же будет рэп-микстейп в каноническом понимании этого слова. Крутой рэп.
ОБ "АРКХЕМСКОЙ" СЕРИИ
Вопреки мнению нелюбящих литературу людей, она никак не связана с лечебницей Аркхем и вселенной комиксов DC. Я большой фанат творчества Говарда Лавкрафта, который описывал город Аркхем как место скопления всех ужасов, где оживают герои баек и мифов. Он создал город в своем творчестве, и в отдельных книгах, ничем между собой не связанных, ссылается на него. Мне всегда это казалось уникальной и неповторимой фишкой. Первый трек я писал, не планируя, что это выльется в отдельную серию. Просто упаковал все мысли о том, на какой стадии моё творчество находилось на тот момент. Я подумал, что было бы прикольно спустя год выпустить вторую часть трека, вновь прибегнув к проекции на город Аркхем. Когда я писал её, я уже понял прикол такой концепции — каждый год рассказывать, обыгрывая Аркхем, то, что с моим творчеством произошло с момента выхода предыдущей серии. Они ежегодно выходят в начале февраля, уже выпущено три.
ПОЧЕМУ ЕГО БАТТЛЫ — О ШУТКАХ, А ПЕСНИ — О СЕРЬЕЗНОМ
Я бы с радостью в баттлах не делал упор на шутки, если бы так можно было. Я писал большинство баттлов, анализируя толпу и понимая, какой материал ей нужно подать, чтобы в глазах зрителей выглядеть сильным эмси. Когда я вышел в полуфинал, у меня происходил самоаналитический период жизни, и я понял, что в этот раз хочу написать так, как я вижу. Потому что я дикий фанат зарубежных лиг KOTD, URL, того же Don’t Flop. И я понял: то, что я пишу, — это не совсем тот формат баттлов, которые я хотел бы видеть в России. Как раз поэтому в моём тексте против Старухи гораздо меньше шуток, больше bars — и именно поэтому я проебал. Ну еще потому что я паршиво выступил. Взыграли эмоции, когда я понял, что ничего не заходит. С одной стороны, это моя ошибка, потому что задача эмси — проанализировать толпу. А с другой — и это было не единожды уже озвучено — толпа на Versus не всегда объективна. Она зачастую ценит только юмористические строки.
В своих песнях же я доношу ровно то, что хочу донести. Если бы я придерживался такой же тактики в написании музыки — подстраиваться под публику, чего категорически нельзя делать — я бы, наверное, имел чуть больший хайп. Как мне кажется, не так сложно проанализировать потребности масс в конкретный промежуток времени. Сложнее сделать интересный для масс продукт, который изначально интересен тебе. По-моему, это и есть настоящая задача артиста.
МЕШАЕТ ЛИ СОЛО-АРТИСТУ ПЕРВЫЙ УСПЕХ, ПРИШЕДШИЙ БЛАГОДАРЯ БАТТЛАМ
Объективно тот восторг, который я первыми своими появлениями вызываю у человека как баттл-эмси, несравним, к сожалению, с реакцией, которую я вызываю, ворвавшись впервые в его плейлист с сольной песней. Тут еще такой момент: первая эмоция, вызванная артистом, оставляет отпечаток в сознании слушателя. Потому многие артисты становятся заложниками своего образа. Для меня же в большинстве случаев первым впечатлением, произведенным на человека, был мой баттл. И, как ты уже верно заметил, мои баттлы и мои песни — это совершенно разное. Соответственно, когда человек включает мои песни, у него уже имеется обо мне представление как об аморальном чуваке, который шутит про рак. А в песнях такое встречается редко. Поэтому слушатель сталкивается с диссонансом и ему может быть некомфортно слушать мои песни.
ОБ УЗНАВАНИИ
После баттлов меня стали узнавать на улицах. Как мне кажется, даже очень часто. Вот перед интервью выходил в соседний дом позавтракать, меня дважды узнали. И это был не дворник с моего двора, а какие-то чуваки, которых я впервые вижу. Это, конечно, очень льстит, ведь об этом я мечтал. Говорят при встрече разное. Одни, понимая, что о баттлах со мной охота поговорить каждому, кто меня встречает, и меня это достало, начинают спрашивать о музле и клипах. Другие, кто попроще и о таком не задумываются, такие: "Йоу, про рак очень клёво! Можешь ответить на один вопрос? Почему ты Старухе проиграл?" Вот эта самая тупая формулировка, которую только можно произнести. Как будто, у меня есть набор мыслей логических, которые идут друг за другом и выводят меня к решению: "Хм, проиграю-ка я Старухе!" Чё, типа? Вот такие вопросы бесят. Если еще и вкупе с хреновым настроением, то такой вопрос действительно может вывести из себя.
О ПЕРВОЙ ВСТРЕЧЕ СО СЛУШАТЕЛЯМИ И ИХ ПОДДЕРЖКЕ
Перед первым концертом у меня был распродан весь тираж мерча. А это 300 футболок. Сейчас — уже 500, мы допечатывали. Я охуел с таких цифр, серьезно! У нас с Alphavite ведь почему идеальный тандем? Потому что он всегда первым что-то пробует — а я уже смотрю и анализирую, что к чему. Мерч же я сделал первым — и это происходило под эгидой того, что Alphavite сказал: "Давай-ка и ты уже попробуешь что-то в этой жизни!" В качестве первой партии мерча я отпечатал только футболки, потому что делать что-то более оригинальное хоть и хочется, но стрёмно. Я сделал 300 футболок — и понимал, что это гиперамбициозно для моего уровня. Я у кого из товарищей, пребывающих вроде бы в аналогичном пласте хайпа, не спрашивал, те говорят, что делали максимум 60-70. Рассудил так: футболки — не хлеб, полежат — не пропадут. А чтобы окупить затраты на тираж мне надо было продать, кажется, штук 110 — и такое количество мы продали в первый же день.
Я организовал очную встречу с фанатами в Москве. Я её всегда хотел провести, но делать таковую без повода — слишком уж нарциссическая фигня. А так я и про концерт хотел всем рассказать, и мерч лично представить. И то, как прошла эта встреча, — одни из самых сильных эмоций, которые я когда-либо испытывал. Встреча проходила на набережной в парке Горького. Я прихожу туда, вижу много людей — обычное для ПГ количество. Прохожу мимо них, на меня начинают оборачиваться, и все — просто все люди с набережной — идут ко мне. Мы пытались сосчитать, там было человек 230. Вот честно, я думал придет от силы 40 человек — и я с ними как с друзьями поговорю. А толпа была такая, что я стоял в ее центре — и не видел края. Мы распродали все футболки, что взяли с собой. Это был нереальный фидбэк. Я тогда понял, что мои отношения со слушателем вправду настолько хороши, насколько мне кажется. Это было недели за 3 до концерта — и к моменту его проведения вся начальная партия разошлась. Печатал её на концерт, а раскупили ещё до. Так бывает. Сейчас у меня в процессе создания сайт, чтобы это все автоматизировать. Я не скажу, что это начинающему артисту может принести серьезные деньги, но в сравнении с тем, сколько я зарабатывал своим творчеством раньше — а это что-то около нуля — то это просто взрыв мозга.
О ГОСТРАЙТИНГЕ
Гострайтинг — это мой основной заработок. Еще с начала 2015 года я активно пишу другим артистам. Бывает, даже на баттлы. С течением времени, с нарастанием популярности от Fresh Blood и появлением каких-то связей, это всё выросло на порядок что в ценнике, что в масштабности заказов. Гострайтинг — механическая херня, для него не нужно вдохновения. Если мне дают тему и референс, достаточно дня, чтобы написать текст любой сложности не себе. Благодаря гострайтингу я могу жить, не работать нигде и заниматься творчеством. Я в "перископе" уже рассказывал об этом, и мне начали писать люди из рэп-сфер. Вижу: какой-то начинающий рэпер. Пишет: "Знаю, что ты гострайтишь. Я хотел бы ответственно отнестись к своему творчеству и сразу начать с хороших текстов". Я ему сразу говорю, мол, чувак, это дорого и в целом неоправданно на текущем этапе твоего творчества. А он такой: "Слушай, чувак, я понимаю. Но если текст крутой, за него не жалко и трёх штук". Ну, думаю, понятно, чувак. В рэпе это не работает, потому что там, во-первых, не вертятся такие суммы, а во-вторых, это ведь нелогично — платить большие суммы за текст, с которого не заработаешь большие деньги сам.
О ГОСТРАЙТИНГЕ НА БАТТЛАХ
На баттлах это тоже имеет место быть, но не в том виде, что рэпер садится — и пишет весь текст другому. Если, допустим, я должен баттлится с кем-то, а тут мне звонит Alphavite и говорит: "Йоу, я придумал крутейшую строчку на твоего чувака", или просто игру слов какую-то предлагает, что я ему должен сказать? "Иди нахуй, Никита"? "Ты забрал у меня возможность придумать это самому"? Конечно же, если идею подкидывают крутую, никто ею пренебрегать не будет. Все понимают, что такие "вброшенные" строчки не должны превышать какие-то пропорции. Если уж я придумал крутую фигню против не своего оппонента, но оппонента своего товарища, я не буду это от него скрывать просто для сохранения пиетета.
О ФИРМЕННОМ СЛОГАНЕ
Фраза про “Дал себе пять” пошла из моего баттла с Lodoss. В то время я занимался написанием новых треков UnderWHAT. Среди них была наша совместка с Дюхой и СД "Соколиная гора". Она написалась — и через два дня, когда произошла ситуация с моим экстренным участием в баттле вместо Коли, я добавил весь этот куплет в своё выступление типа даблтайм-вставку. А во время подготовки к своим баттлам на втором Fresh Blood я как большой фанат всего, что происходит на западе в баттловой сфере, понимал, что у нас вообще не делают такого и сознательно придумывал себе фирменную фразу. Ясно, что самым красивым вариантом будет использовать фразу из моего уже существующего баттла. Чтобы она была сквозной во всех выступлениях. Я проанализировал свой первый текст и понял, что ничего, кроме фразы "Я не хлопал тебе, пидор, я дал себе пять" на эту роль не подходит. Она реально звучит как слоган и кричалка.