Новый Флоу
Интервью: Кирилл Бусаренко. Фото: Артем Лосев

Sqwoz Bab — нахальный остроумный рэп

Как поехать в Москву поступать на актера, в итоге почти стать учителем русского и литературы, сменить кучу работ, начать собственный бизнес и стать рэпером, чье творчество привлекло внимание Big Russian Boss, Kyivstoner и сайта The Flow.

Каждое лето в фокусе внимания The Flow оказываются новые лица, которые только собираются громко заявить о себе в музыкальной индустрии. Проект Новый Флоу призван обратить внимание на тех новичков, кого мы любим и ценим сами, в ком видим талант, самобытность, искренность, кому по плечу, на наш взгляд, менять отечественную музыку.

Новый Флоу каждое лето рассказывает о 10 новых артистов, чтобы помочь продвинуть интересную музыку и раскрыть новых героев. Feduk и Obladaet, Ic3Peak и Gone.Fludd, Мальбэк и Луна, Пасош и Loqiemean, Лауд и May Wave$ были участниками НФ до того, как стали хитмейкерами и хедлайнерами.

В этом году партнером проекта стал МегаФон, который активно поддерживает молодых и талантливых исполнителей. Музыка начинается с тебя – это не просто слова для этого бренда, а часть философии, которая помогает людям вдохновляться и вдохновлять.

Герои проекта еще буквально вчера были самыми обычными ребятами, а сегодня уже близки к тому, чтобы громко постучать в двери шоу-бизнеса. Новый Флоу и МегаФон рассказывают их истории, чтобы вдохновить читателей на занятия творчеством и напомнить: новая музыка начинается с тебя.



Sqwoz Bab — молодой татарский богатырь (так он заявляет в одной из своих песен) Марат Газманов, переехавший из Йошкар-Олы в Москву, чтобы стать актером.

Этого не произошло, но он нашел себя в другом — стал писать камеди-рэп на бытовые темы вроде поездки к девушке в очень отдаленный район и желания прикупить стильный пуховик. Этого хватило, чтобы на Марата обратили внимание Big Russian Boss и Kyivstoner, с которыми он сейчас сотрудничает. А еще — поучаствовать в “Диссе псов” для “Вечернего Урганта”.

Если группа Хлеб берет драйвом, а Big Russian Boss абсурдными панчами, то Sqwoz Bab хорош навыком сторителлинга, немного позабытым в русском рэпе. Его треки — это истории, иронизирующие над образами альфача/бабника/аутло и рассказанные складным русским языком.




ЧТО ЗА МЕСТО ЙОШКАР-ОЛА

У нас президент немного сошел с ума — ездил во все страны и привозил оттуда какое-то новое архитектурное решение. Поэтому у нас в центре города может быть Спасская башня, отдельно от нее пустой Кремль, тут у нас стоит здание Диснейлэнда, какие-то набережные из Брюгге. Все перемешано. А за всем этим серые пятиэтажки. Президента, кстати, недавно посадили и нашли дома его двухметровые портреты и чуть ли не статуи. Вот я оттуда.







ПРИЕХАЛ ПОСТУПАТЬ В МОСКВУ. ЧТО ИЗ ЭТОГО ВЫШЛО

Я переехал в Москву шесть лет назад после школы. Поступил на учителя русского и литературы, только потому что мы с другом детства Игорем хотели переехать любыми способами из Йошкар-Олы. Мы изначально поступали на актерское, сдавали литературу, но нас неправильно готовили по старым понятиям, и мы не поступили. А так как была сдана литература, то решили стать педагогами. Это было единственное место, куда нас взяли. Моя учительница по литературе просто сошла с ума, когда узнала, что я собираюсь стать учителем.

Игорь сейчас играет в “Современнике” и снимается в кино — закончил ВГИК. А я ушел с пятого курса — продержался лишь благодаря святым однокурсницам. Это был универ, где 90 процентов — это женщины. Мы жили в почти полностью женской общаге. Это было клевое время.



ПЕРВОЕ ВРЕМЯ БЫЛО НЕПРОСТО

Я сначала не очень хотел переезжать. Первый раз был в Москве в десятом классе, и у меня осталось такое впечатление — мы шли по метро, и меня абсолютно все толкали плечами. Я думаю: “Это что за город такой, что за х***я, все такие злые”. Спустя время я понял, что просто шел не по той стороне, против потока.

Но я еще дома смотрел НТВ. Слышал, что в Москве всех убивают. Естественно, я немножко подссыкивал. Когда только переехал, мне не дали общагу, и пришлось снимать комнату в Одинцово с байкером Владимиром, его женой и ее мамой. И вот как-то на второй день я выхожу из подъезда и вижу огромную лужу крови. Я такой: “О****ь, куда я попал?” Иду в универ всем рассказывать. Говорю, что буду съезжать. Прихожу домой, сижу на кухне с тещей байкера и спрашиваю, видела ли она, что произошло. Она говорит: “Да, кто-то разбил варенье”. Я, видимо, в темноте перепутал. У страха глаза велики.






Песню "Алексей Петухов" Sqwoz Bab называет автобиографичной.



ГДЕ И КЕМ ТОЛЬКО НЕ РАБОТАЛ

У меня было много странных работ. После школы я работал электриком в Сочи на Олимпиаде, хотя ни с этой профессией, ни с эти городом меня ничего не связывает — месяц жил там с сорокалетними мужиками в комнате с двухэтажными кроватями. Каждый день ездили на объект на УАЗике. Как-то раз устроил короткое замыкание во всем здании.

Я хотел поехать в Турцию с друзьями и попросил родителей дать денег. Отец сказал: “Нужны деньги — поезжай со мной зарабатывать”. А его фирма выиграла тендер на проведение работ в Сочи. Я тогда заработал за месяц 76 тысяч и еще два раза съездил в Турцию.

Еще как-то раз работал ростовой куклой Pringles — у меня был крошечный рот, через который я должен был смотреть и выдавать призы. Листовки раздавал, занимался графическим дизайном. Работал на пилораме.

Был помощником официанта в афтепати-клубе. Это называлось басбой, но я больше нигде такого не слышал. У меня не было своих столов и гостей, так что приходилось каждый раз думать, как бы заработать, потому что на ставку ты не выживешь. И что мы только не делали. У нас был челлендж — продать одну и ту же бутылку воды наибольшее количество раз. А она стоит 400 рублей. Там же много наркоманов в афтепати-клубе, все хотят пить, и ты просто следишь за бутылкой — оп! — наполнил ее в кулере. Три раза так делали. Но я не хотел обманывать людей и ушел.




ПЕСНЯ "Е**НЯ" ТОЖЕ АВТОБИОГРАФИЧНА

Песня “Е**ня” — это экранизация моей истории. Это полностью мой путь, который я проделываю, чтобы попасть к девчонке. Вот на той же электричке, точно такой же маршрут. Клип был снят у меня дома — сдвинули х****ю мебель в угол, повесили ковер на стену, купил телефон на “Авито” и винтажную рубашку. Пиджак взяли у бати девчонки, к которой я ехал. Брюки у ее брата, они стоили 40 рублей. А ботинки мои — с выпускного.








СОВЕТЫ ЖЕЛАЮЩИМ ПЕРЕЕХАТЬ В МОСКВУ

На личном опыте:

— Покупать хорошие продукты и не грабить “Пятерочки”.

— Никогда не ввязываться в кредиты и микрозаймы.

— Оградиться от наркотиков и тех, кто их употребляет.

— Сто раз перепроверить съемные квартиры и документы. Кидают всех.

— Если вам помогают родители, то лучше попросите их присылать деньги на неделю.




ДО SQWOZ BAB У НЕГО БЫЛ ЕЩЕ ОДИН МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ


Первый трек я написал в 13 лет. Он был о рыбалке.

В одном дворе жил чувак по имени Миша. Он не был прямо опущем, но и на респекте не был. Мне с друзьями надо было куда-то девать творческую энергию, и мы решили придумать рэп-проект Миша Лаваши от его имени. А быть рэпером в те времена было стремно. Если ты рэпер, то, скорее всего, д*****б. И мы писали песни от его имени — их уже нигде не найти

Потом мы решили сколотить группу Sqwoz Bab. Он был МС Жабой, а я себя именем обделил. Записали трек “Енисей” — это был подарок нашему другу, у которого родился сын Енисей. Мы сняли клип, который хотели просто подарить ему на диске, но выложили в сеть. За 5 лет он набрал 20 тысяч на ютубе. Круто.

Игорь поступил в другой универ и ушел из группы. Но мы до сих пор дружим.











У НЕГО ЕСТЬ СВОЙ БРЕНД ОДЕЖДЫ


Так как мы учителя русского и литературы, то в какой-то момент решили чем-то заняться и заработать. Сначала мы хотели делать толстовки и футболки для универа, я тогда начал заниматься дизайном. Это все перетекло в одежду с писателями — мы тогда были чуть ли не самыми первыми. Еще не было так, что каждый второй знакомый имеет свой бренд. Мы делали, например, тематические наборы, по “Гарри Поттеру” — крафтовая стилизованная бумага, сами варили на кухне сургуч, бирки с совами, именное письмо, все такое. По “Игре престолов” делали тоже. В паблике “Фаталист” сейчас 100 тысяч человек.

Еще у меня появился второй мерчовый магазин. Тоже наш дизайн. На обычной работе я не работаю уже три года.




НАСКОЛЬКО ТЯЖЕЛО ДАЕТСЯ СОЧИНИТЕЛЬСТВО ПЕСЕН

На это уходит очень много времени. Я когда начинал писать, то очень долго ничего не выпускал в сеть, потому что хотел досконально проработать текст, чтобы уж точно можно было выпустить. И все равно не выпускал. Я всегда любил музыку, в которой можно послушать текст. И не понимал, почему в России нет крутых юмористических рэп-проектов — потом появился Big Russian Boss и Хлеб.

Я обычно пишу так — если это тезисная тема типа “Если баба пошутила”, то я долго хожу и накидываю “скелетик”, а потом из облака хэштегов рифмую блоки. Иногда получается как с “Чистыми прудами” или “Депутатом”, где из-за огромного количества идей ломается структура. А я смотрю на текст и ничего не могу из него выкинуть — все п****то. Сейчас я очень тщательно редактирую себя и стараюсь писать проще. Чем больше выкинешь, тем больше крутого останется. Сначала ты пишешь сложно и х**во, потом сложно и нормально, а потом просто и круто. Стремлюсь научиться последнему.








В ЕГО ПЕСНЯХ ЕСТЬ ВСТАВКИ НА ТАТАРСКОМ. ЧТО ОНИ ОЗНАЧАЮТ


“В рэпе ты улым, я бабай” — в рэпе ты сынок/внучок, а я дедушка.

“Киль монда хэмме бу кутак” — иди сюда и возьми этот х*й. Это я консультировался у татарской девочки Леры Well, с которой я пою припев в песне “Е**ня”.

Я татарский, кстати, не знаю. Бабушка с дедушкой говорили дома на нем. Папа понимал, но не говорил. А мама русская.




НАПРЯГАЕТ ЛИ ЕГО ТЕРМИН “КАМЕДИ-РЭП”

Звучит так себе. Но что поделать? Я делаю камеди-рэп. Но это не все — будут атмосферные вещи. У меня есть много историй. В этом крутизна и пластичность образа — я сегодня могу быть 13-летней девочкой, а завтра зачитать от лица собаки. Вот в чем мой камеди-рэп. А не в шутках.

У меня есть блокнот, в котором сейчас 70 идей, не похожих друг на друга. Так что исписаться я не боюсь. Тем более, что я же Sqwoz Bab — у меня через все творчество проходит тема женщин. А о них можно говорить часами, они каждый день создают новый инфоповод.




НАЗЫВАЛИ ЛИ ЕГО КОГДА-НИБУДЬ СЕКСИСТОМ ИЗ-ЗА ТРЕКОВ

Я как-то зашел в TikTok посмотреть, что происходит с треком “Если баба пошутила” — там люди сняли 150 тысяч видео под него. Захожу в комменты, а там просто п***а — “как так можно, это же неуважение, сексизм!”. А в целом мне очень повезло — все все мои слушатели суперадекватные и не принимает это на свой счет.

Девушка нормально к ней относится. Это же про нее песня, н***й шутить (смеется). У нее прекрасное чувство юмора. Это песня для людей с прекрасным чувством юмора.







ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ ПРОШЕЛ УДАЧНО


Я хотел, чтобы пришли хотя бы 300 человек, и мы долго искали площадку. Чтобы смотрелось уверенно. Но было больше 700 — и было бы еще больше, если бы мы не объявили солдаут. Справедливости ради, там человек 100 моих друзей было, но все же. Big Russian Boss был, Kyivstoner, Дети. Программу сделали, задники оформили — сделали все, что могли. Хотелось бы шоу покруче поставить, оборудование довезти, свет сделать. У меня есть мечта — сделать рэп-концерт, который вообще не похож на рэп-концерт.



КАК НА НЕГО ВЫШЛИ BIG RUSSIAN BOSS И KYIVSTONER

Они написали мне в инстаграме. Первым был Альберт [Kyivstoner] — он до этого у себя выложил ролик, где танцует под “Пухан”. Потом я выложил это видео к себе и написал, что это круче ретвита от Мирона. Потом он написал: “Здорово, давай сделаем бэнгер”. У меня была демка “Тройничка”, но она заиграла именно со Стонером — спустя пару месяцев мы встретились и он, как настоящий рэпер, написал текст прямо на студии. Так мы и записали трек.

Big Russian Boss мне тоже написал в инстаграме. Я сидел на экзамене у друга в театральном. Сказал: “Здорово, мы порвались с “Пухана” и “Пятерочки”. Если есть кайф — давай сделаем что-нибудь”. А я давно за ними слежу. Познакомились — они крутые чуваки. Сейчас дружим и готовим много крутых штук.









КАК KYIVSTONER ПОПАЛ В "ГРАБИМ ПЯТЕРОЧКУ"

Мы когда делали клип, у нас была изначально идея, что мы все дети по 16 лет. У нас должен был сниматься пухлый чувак, но он отвалился за пару дней до начала съемок. Мы давай искать актера — уже собирались вести одного чувака из Питера. Я рассказал это своему корешу Тони, и он сказал, что перезвонит. И тут мне звонит Стонер и предлагает сняться у нас. Я ему ответил, что не хочу напрягать его, потому что нужно сниматься 20 часов подряд. А еще наголо побриться. И он мне отвечает: “Братан, для тебя все, что угодно”. И просто так снялся. Огромный респект ему за это. Очень ровный чувак.



“ГРАБИМ ПЯТЕРОЧКУ” СНИМАЛСЯ НЕ В “ПЯТЕРОЧКЕ”

Это был маленький магазин возле моего дома. Мы все логотипы сами распечатали. Тут такой момент — вывеску “Пятерочки” можно было снимать с улицы, потому что это ничейная земля, а внутри мне пришлось перерисовать все логотипы. Например, там не “Snickers”, а “Sniggers”. И не “Три корочки”, а “Три курочки”. А у “Пятерочки” вместо одного листика — два.

Я не знаю почему, но “Пятерочка” мне после клипа ничего не написала. Самое время же.







ЧТО СКАЗАЛИ ДРУЗЬЯ, КОГДА УСЛЫШАЛИ ЕГО “ДИСС ПСОВ” В “ВЕЧЕРНЕМ УРГАНТЕ”

А друзья знали. Мне Босс позвонил в четыре утра в мой день рождения, полный дом гостей. Говорит: “Здорово. Не хочешь сняться в Вечернем Урганте?” Я ему: “Чеееее?” А он отвечает, что там Джарахов, Витя АК, Гнойный. В общем, ему самому предложили, а у него с Витей АК конфликт, вот он мне и предложил. Но только сдать нужно было уже в 12 часов утра. Я записал дома куплет и прислал.



КАК К ЕГО ТВОРЧЕСТВУ ОТНОСЯТСЯ РОДИТЕЛИ

Я им никогда не рассказывал. Говорил просто, что еду на студию и так далее. А маме однажды ее подружка поставила песню “Чистые пруды”, и она позвонила мне со словами: “Ой, Маратик, так интересно. Я не знала, что ты у нас поешь”. Я периодически им теперь рассказываю про музыку, клипы присылаю. До релиза трека “Татарский богатырь” я его им прислал и смотрел в прямом эфире смотрел, как они его слушают. Она сразу всем родственникам отправила, на звонок поставила, говорит, что очень хорошая песня. Я вот представляю, как она сидит на работе в детском садике, и тут внезапное “турудум-турудум” из начала песни играет.

Папа очень смешно рассказывал, как посмотрел клип “Е**ня”. Говорит: “Ну, что. Клипы твои посмотрели. Этот… Про удаленный объект. Где ты едешь там. Образ интересный, смешной”. Папа крутой, с юмором. Родителям правда, не нравится, что у меня мат в песнях — я дома никогда его не слышал. А так все за меня рады.



КОМИКИ, КОТОРЫХ СТОИТ ЗНАТЬ

Нурлан Сабуров, Евгений Чебатков, Лука Хиникадзе и Алексей Щербаков










КАКИХ МОЛОДЫХ МУЗЫКАНТОВ НАДО ПОСЛУШАТЬ

КАНМ. У него очень крутая электронная музыка, которую он делает сам. Всю музыку он пишет в электричках. Мне кажется, что его на Запад заберут. Я сейчас с ним планирую много крутых штук.

Недры. У него очень теплые биты. Даже не знаю, как объяснить. Просто послушайте песни “Чуешь” и “Формула”.

Aum Raa. У него крутая лирика, флоу, юмор. Думающий чувак со своей философией, живущий в своем мире.



АЛЬБОМ “ТURBO” ЗАКАНЧИВАЕТ НЕОЖИДАННО ГРУСТНАЯ “МУЛЬТИКИ 24”. ПОЧЕМУ ТАК


Это как раз чтобы показать, что я и так могу. К слову о вопросе, не боюсь ли я исписаться. Думаю, у меня еще будут такие песни с грустной улыбкой.

Там есть строчка “я все еще тот, я все еще тот, грустный мальчик в синей кепочке”. Это у меня фотография такая есть из детства — я про нее вспомнил, когда писал.

Я тоже не самый лучезарный пряник на планете. Могу погрустить, посидеть один, подумать о чем-то. Но это не затягивается. Я раньше думал, что это депрессия иногда накатывает, но это не так. Я видел людей в депрессии. Сейчас все хорошо — без лишних выпадов вниз.




Про ковбоев, храбрые сердца, отцов и детей — и другие важные вещи
Рождение и смерть, машины и метро, Дрейк и суисайд...
Гости: Рузиль Минекаев, Алексей Чумаков и Саша Петросян
Как русские рэперы подсели на китайский чай и стали писать про это песни. Рассказываем в новом видео