Новый Флоу
Интервью: Руслан Муннибаев

"Гражданин Абсурд": Yerkatt — про жизнь в минус 63, сто баллов ЕГЭ и мысли о смерти

Считает ли он себя артистом для артистов и почему с ним сотрудничают музыканты намного известнее него

Уже девятый год на The Flow действует проект "Новый флоу". Он рассказывает о новичках, в которых мы верим, которых слушаем и любим сами, в которых видим самобытность и искренность. В разные годы героями "Нового Флоу" становились Feduk и GONE.Fludd, 9mice и Toxi$, Bushido Zho и Mayot, Soda Luv и Obladaet, Молодой Платон и Loqiemean, GSPD и Куок, Лауд и Pyrokinesis.



Про певца Yerkatt заговорили в этом году все и сразу — с поправкой, что заговорили в основном музыкальные журналисты, организаторы фестивалей и блогеры, но не слушатели. Его альбом "Праздник ожидания праздника" удивлял свободой тем, интересующих автора, пугал сочетанием небесно безмятежной интонации и частым обращением к теме смерти. Сам Ашот тоже оказался большим (буквально) мужчиной с постоянными мыслями о собственной невеликости.

О том, как он родился и жил в поселке с населением в 3000 человек, как смог поступить на бюджет в МГУ и что ему дальше делать — в большом интервью.







— Ты предложил встретиться у Армянского храмового комплекса. Это неслучайный выбор? Ты же не родился в Армении, если я правильно понимаю.

— Нет, я родился в Якутии. Кажется, в 2016 мы впервые приехали с родителями в Москву не на несколько дней, а примерно на месяц. И сюда мы приезжали в первую очередь. Потом, когда я уже переехал один поступать в университет, сюда гонял, чтобы увидеть что-то родное, что-то знакомое. Москва тогда совсем незнакомая мне была. В 19-м году вообще ничего не знал.


— То есть, Москва для тебя — изначально это место.

— Да. Алексеевская и вот это место — вот мои локации.


— Твои родители уехали из Армении из-за землетрясения?

— Дедушка уехал. В 1988 году землетрясение было в Спитаке и он уехал на заработки в Якутию.


— Насколько то землетрясение повлияло на жизнь армян?

— Сильно. Я из Гюмри — это второй город, который сильнее всего пострадал после Спитака — который практически полностью исчез. До сих пор очень многие люди в Гюмри и в поселках рядом, живут не в домах, а в бытовках. Просто из-за страха оказаться в такой же ситуации, когда ты не можешь спуститься за 30 секунд на первый этаж. Дед уехал один к знакомому, который работал на золотодобыче. По-моему, с золотом у него ничего не получилось, он перебрался через речку в маленький поселок и начал там заниматься строительными работами. Лет через 10 к нему переехали мои родители, в 2000 году.


— Что из себя представляет место, где ты вырос?

— Деревянный поселок, Нижний Бестях называется, причем, Верхнего Бестяха не существует. Условно бизнесовый, стоит рядом с железной дорогой и люди продают запчасти базово, строят дороги, дома, магазины. Работа именно руками.


— Это холодно?

— Это холодно. Самое холодное, что я заставал, это минус 63.


— Как обустраивается быт в минус 63?

— Есть правила по одежде. Несколько слоев одежды, у тебя есть шуба базовая, есть унты какие-то. Понятно, что у всех есть свой гараж, потому что машина не заведется в минус 50. Мы не учились, когда было минус 54.







— Минус 50 — ты еще идешь в школу?

— Да-да. Выбегаешь, садишься в машину, выходишь в школу уже. Все очень держится на отоплении. Сейчас, например, зимой я одеваюсь очень-очень легко, у меня может не быть куртки зимней. Какое-то противостояние, протест что ли. Потому что я очень устал носить подштанники, надштанники. Не ношу шапку зимой.


— Существует ли какая-то форма национализма в таком месте?

— Я, кстати, об этом недавно думал. Пытался вспомнить, было у меня такое или нет. 3-4 эпизода было, когда я понимал, что это супернездоровое отношение, но всё это было за пределами поселка. В Бестяхе много узбеков, таджиков, армян, всех. У нас в классе было 6-7 национальностей разных, но как только ты выбираешься в соседнее село — там чисто якутская история. Я помню, мы гоняли в школу искусств на Олимпиаду по черчению, четыре одноклассника. Спустились купить водички в буфете. Я подошел, попросил продавщицу и она мне не продала: типа, нет воды для нас. А я вижу, что там есть бутылки. Ну, окей, видимо, не в настроении, не в духе. Отворачиваюсь и эта женщина просто с бутылкой сзади начинает на меня идти. Начинает дубасить меня в живот этой бутылкой и на якутском говорит парням, почему вы с ним общаетесь, он же не наш. А я понимаю якутский и начинаю что-то отвечать. Старший друг Коля вступился, типа, иди отсюда, женщина, оставь нас в покое. Это, наверное, пик был, когда я лицом к лицу столкнулся. Уже не косой взгляд, прямое такое типа обращение: ты не такой.


— В каком-то интервью ты говорил, что ты сейчас в Армении проводишь больше времени, чем в Москве и Якутии. Это тяга?

— В Армении? Да. Просто постепенно планирую свой переезд туда. А в Якутии я бываю редко, потому чтовсе мои друзья оттуда уже в Питере, в Казахстане, разбросаны везде. Армению я открыл в себе года два назад. Понял, что я хочу туда перебраться. И мне там комфортно. Было очень-очень хорошее лето в 23-м году там, когда я впервые уже сам поехал, взял машину и поехал кататься-знакомиться со страной. Мне там гораздо спокойнее. В этом есть парадокс, конечно, что мне комфортно среди армян, которые, может быть, живут какими-то предрассудками. Но мне интересно их узнавать, с ними спокойно общаться.


— Ты поступил на бюджет МГУ. Ты что, отличник и ботан? Как это вообще возможно?

— Я стобалльник.


— Настоящий? Вроде есть такие стобалльники из отдаленных регионов…

— В поселке нечего делать, кроме как учиться. Были базовые развлечения подростков: покурить, поболтать, погулять. Но в 10-11 классах я как-то резко перенастроился на то чтобы переехать. Чтобы переехать, мне надо поступить на бюджет, хорошо подготовиться. На онлайн-курсах подготовился.


— То есть, ты еще без репетиторов?

— Да. Это были онлайн-курсы. Подготовился, сдал, поступил и переехал.


— "Экономический факультет МГУ" звучит как будто твоя жизнь уже предопределена.

— Да, но я уже выпал, можно считать. Поступил в прошлом году в магистратуру и взял академотпуск. Выпустил альбом.


— Давай тогда про него. Удивительно, что у тебя не было никакой предыстории хреновых песен. Обычно же всегда так. У тебя, начиная с первой выпущенной песни "Волк-убийца", все на уровне.

— До нее были песни, конечно, были. В 20-м году у меня были много демок, но у меня не было желания показывать. Есть внутренний фильтр. Пока мне самому не понравится, я это не выпускаю.


— Ты ничего не выпускаешь, пока оно не идеальное?

— Это ужасно, но да. Это очень мешает. Я не могу пойти в универ, потому что не сделал домашку по английскому условно, это до сих пор со мной. Я понимаю, что если я пойду, мне хочется ответить хорошо, а я не могу ответить хорошо.


— А на тройку ты отвечать не…

— Нет, конечно. Это синдром отличника, присобаченный ко мне с первого класса. Шатаут маме.


— Как появился "Волк-убийца" и песни того периода?

— Мы писали там тогда много-много демо. Я гонял на студию на Алексеевской просто с какими-то тайп-битами. И "Волк-убийца" это песня, написанная на тайп-бит.

Было много разных тем. Тогда случилась история не очень приятная семейная. Из моей такой большой семьи. Про насилие. И я хотел написать песню об этом, о чем не мог говорить, но мне хотелось. Взял припев очень популярной армянской поп-песни Армана Агаджаняна. Написал ему, показал песню, он разрешил выпустить. И потом я ничего не писал 2-3 месяца. Потом появилась "Не до нас".







— Что за щелчок в человеке происходит, когда он от режима слушателя переходит в режим автора?

— У меня был щелчок наверное, связанный с текстами. Я писал очень много стихов раньше. С 15 лет я всем девушкам, в которых влюблялся, дарил букет и стихи прилагались. Мне их так жалко, жесть. Было желание делиться этими, а я с детства пою. Решил, что надо начинать писать, для своего какого-то успокоения. Потом увидел сайт, который выкладывает песни на стриминги, там и началось.


— Первую же песню нам (The-Flow) советует Артем Атанесян, уважаемый человек со вкусом.

— Это суперудивительно. Это ощущение я поймал больше всего во время выхода альбома. Мы выпустили альбом, и было очень много публикаций. Очень легко люди забирали и публиковали к себе материал. И у меня была очень большая несостыковка с тем, что я не чувствую, что заслуживаю там везде оказываться. Это странно. Я не знаю. Мне кажется, у меня есть хорошая способность собирать хороших людей вокруг себя, с которыми приятно творить.


— Каким образом получилось, что всю музыку к альбому написал Стас из СБПЧ?

— Я насобирал демки за 2022 год, может, весну 23-го. И я понял, что мне нужно сделать что-то побольше, чтобы было выпустить те песни, которые нельзя выпустить отдельно, потому что они в отрыве очень странные. Начал думать, кто может мне помочь с этим делом? И начал слушать очень много. Про Стаса Астахова я знал, что он здесь играет, там играет. И очень люблю его альбом сольный, который он делал как Pioneerball. Закинул ему демки — и он такой: давай попробуем. Месяцев 8-9 делали альбом, у него был тур, у меня была учеба-диплом.


— Еще до альбома у тебя выходил фит с L’One. Будь я юным читателем Флоу, я бы что подумал? Все понятно, у тебя денег много. Родители из этого поселка золотодобывающего присылают деньги, слитки присылают. У Элвана теперь слиток лежит и у Стаса два слитка.

— С L’One получилось так. В прошлом году я сдал диплом и приехал домой на последний звонок сестры. Это были мои последние дни в Якутии, мы гуляли с друзьями, я немножко был выпивший. Решил как-то красиво вернуться в инстаграм, выложил демку припева и написал отмечайте своих любимых рэперов. Моя подруга отметила Левана и через три минуты он написал: "Давай делать". Через четыре дня скинул свой куплет.


— У тебя никогда не возникало мысли "я очень крутой и все получается"?

— Прикол в том, что именно в музыке я всегда делаю заход в абсолютной свободе. У меня есть ограничения и неудачи в семейных вопросах, в учебе, а в музыке нет никаких ожиданий. Если это получается, вообще супер, я очень благодарен и пока это будет получаться, я буду этим заниматься. Мне кажется, даже если никто не будет слушать, я все равно буду писать в любом случае и выкладывать это дело. Мне легко приуныть вообще, но я понимаю, что всё это дело вкуса.


— У тебя есть музыкальный герой?


— Я на него не равняюсь, конечно, но мой музыкальный герой — Фрэнк Оушн. Столько лет он ничего не показывает, не выпускает, но у меня к нему нет никаких вопросов. Есть информация о том, что у него происходит, и про смерть братика. Это очень тяжелые вещи. Я с большим уважением к нему отношусь. И именно в формате текстовых высказываний и всего остального он мне супер близок. Мне кажется, это мой музыкальный герой.


— При всем внимании к тебе, упоминаниях, участия в хороших мероприятиях, респекта от уважаемых людей, у тебя нет широкого слушательского признания.

— Артист для артистов? Ну "Праздник ожидания праздника" — это была работа, которую я делал в отрыве от желания, "смотрите, зовите, выступайте, приходите на концерт", но мне хочется потихоньку из этого выходить. Изначально это был план сделать альбом таким, какой я вижу, хочу. В плане инди-героя, который выбрался из условного андеграунда, я думаю, что это Лиза Монеточка. Такой герой, по следам которого хочется пойти в целом. Своим маршрутом, конечно.







— В твоем интервью перед Ural Music Night я прочитал, что ты пятерым рэперам отдал припевы, а я ни одного не услышал. Кто эти пять людей и почему они не выпустили свои песни?

— Nice Davis. Он выпускает альбом, по-моему, в октябре, и там будет мой припевчик, "Любовь неизбежна" называется песня. Был еще один припев, который я отдал Fardi. Это была коллаба двух рэперов и мой припев там. Но она тоже не вышла. Еще я увижусь с Сэмом и у него тоже будет припевчик мой. Сэм, Fardi и Yerkatt, но скорее всего без моей подписи, потому что там интерполяция песни "Спят усталые игрушки". Записал просто прикольную вокальную историю и отдаю её. Она не вписывается в мою... вселенную. Элвину Шайвуду, который делал мне песню "Соня", тоже отдал припев. Я помню это интервью, кстати, ужасное. Я был выпивший.


— Ты уже второй раз упоминаешь выпивку. Есть такая проблема?

— Мне кажется, была, но уже нет. У меня был период очень-очень странно-сумбурный в 23-м году, в марте, когда я месяц пил по три бутылки вина каждый день. Не выходил из дома, писал диплом и пил каждый вечер. Доводил себя до нужной консистенции. "Влияние внутригруппового разнообразия на успешность патентов внутри группы изобретателей" — тема диплома. Я не хочу говорить, что от этого становится лучше. Никакой вообще пропаганды. Это ужасное состояние. Потому что под вином ты же не ощущаешь ничего в моменте. Если ты пьёшь сидя, тебе будет хорошо до тех пор, пока ты не встанешь. В феврале был тоже такой странный эпизод, но он длился недели две. С апреля этого года я не пью. То есть я могу бокальчик конечно, пропустить, но... Есть у меня предрасположенность со стороны дедушки.


— Первая песня на альбоме "Вешние денечки" со словами "жизнь умчится как вода, смерть не даст нам отсрочек". То есть, альбом ты начинаешь с размышления о смерти.

— Я осознаю себя частью внешнего и понимаю, что смерти очень много. Смерть перестала быть уникальной вообще и ты не можешь умереть каким-то прикольным способом. Есть несколько сценариев, как это сейчас выглядит. Мой 2023 год начался со смерти дяди, это было очень большая семейная трагедия. Альбом мой был выходом из состояния, когда я очень боюсь смерти и очень-очень много думаю про неё. На этот страх еще накладывается моя жесткая паранойя, которая со мной постоянно. Но как бы тебе нужно продолжать жить, я это осознал, когда мы уже дописали большую часть песен. Я понял, что альбом должен начинаться с песни, где я говорю о том, что жизнь мчится, как вода, смерть не даст нам отсрочек, а заканчиваться песней "Я буду жить".







— Ты сталкивался в детстве со смертью в каком-то экзотичном виде?

— Замерзнуть в Якутии — базовая история. Выпил и замерз. Кто-то на два дня раньше переехал речку, она еще не замерзла, и он просто с машиной укатился под лед. Абсурдно странная смерть. Но мне кажется, что лучше бы вот такие смерти абсурдные, чем с оружием в руках. Помню, что я первый раз заплакал, когда мама читала стихи какого-то армянского поэта, и там было про смерть что-то. Не хочу даже спрашивать, что это были за стихи, понимаю, что это видимо было что-то супер прозрачно написанное, раз я шестилетний заплакал. Но за себя я вообще не боюсь, за близких. У меня очень большая паранойя связана с семьей и с ближайшими моими людьми. Сегодня, буквально за пару часов до нашей встречи мне звонила сестра, я вижу, что в слезах, и первым делом подумал не о том, что ей плохо, а о том, что кто-то не дожил сегодняшний день.


— Почему ты так благостно поешь про смерть в "Вешних денечках"?

— Это принятие неизбежности смерти. У меня всегда в голове вертелись стихи вагантов, я их читал много раз и понял, что это настолько красивое описание смерти не в ключе "бойся этого". Жизнь мчится, и делай дальше, что хочешь с этим. И я выбрал для себя вот эту позицию с каким-то отстранением от смерти рассказать об этом. Может быть, даже немножко в карикатурно-спокойной манере.


— Очень необычная по тематике песня "Камазы" про то, что Москва увозит алмазы у вас. Мне кажется, в ней много языческого. Пришли какие-то условно русские, какие-то большие сильные, все позабирали. И местные божества им мстят, отвечают, но все равно алмазы уходят, ничего не поделаешь.

— У меня в голове примерно такая же история. Плюс у армян очень много языческих до сих пор обрядов, несмотря на типа первое православие. Храм языческий стоит, мы отмечаем Пасху не так, как отмечают обычную. Цветные яйца, перепрыгиваем через огонь 13 февраля, праздник Вардавар чисто языческий, когда все обливают друг друга водой. И якутская основа моя, потому что, когда мы выезжали на природу с классом, то всегда первым делом кормили лес, чтобы он нас принял. Я хочу аккуратно расшифровать эту песню — эта песня про централизацию жесткую. Я застал уже поздний период, но мне всегда же прилетали какие-то рассказы, как было до 2008 года.


— Тебя эта тема заботит? Или просто ты выхватываешь какие-то темы нетипичные?

— У меня нет цели написать нетипичную песню, если бы меня не волновало, я бы об этом не подумал даже. Это не то, что меня волнует постоянно, но это подсознательная история. И когда ты начинаешь копаться и, например, хочешь на фристайле написать припевчик, какой-нибудь, он вылезает сам по себе. Если у тебя нет этого в подкорке, ты не напишешь про камазы, алмазы и Якутию в целом.


— Ты готовишь мини-альбом?

— Да. И "Праздник ожидания праздника" тоже был, скорее, мини. Новый, который я готовлю, будет полностью сатирическим и едким. Собрал три песни из пяти запланированных. Первыми у меня появилось две песни, "Встречай Восток" и "На крыше". Они писались в момент, когда я очень-очень был погружен в культуру обэриутов, в эти все движухи типа Хармса. И они получились такие абсурдные. Я подумал, что мне очень нравится форма выражения мысли, когда ты вообще никаких не даешь конкретик. Мне кажется, это очень-очень прикольно и с точки зрения истории в том числе, потому что почти все обэриуты попали под репрессии и начали писать детские стихи. Кто-то из них вообще сменил род деятельности, но они какое-то время прожили с этими странными стихами которые никто не понимал, никто не считывал, и мне очень нравится эта форма. Скоро начнем делать.


— Это следующий год, видимо?

— Да, весна следующего года. Он будет называться "Гражданин абсурд!"


— В блиц-интервью нам ты сказал классную фразу "хочу часто выступать на свадьбах сильно грустных, но сильно богатых людей". Это просто тоже абсурдная фраза?

— Цель существования проекта. Ну смотри, я понимаю что, скорее всего, с тем материалом, который есть, я не выступлю на армянской свадьбе. Кому это вообще надо? Я представляю свадьбу таких творческих людей, которые немножко, может быть, поникшие, их нужно немножко подбодрить. Но при этом они уже чего-то добились, и они могут заплатить мне большой гонорар.


— Все равно абсурдистский образ, в том плане, что грустные люди, когда женятся, они все равно, наверное, не грустные. Они, скорее, веселые.

— Ну, смотря как они женятся. В этом-то и прикол, что я их могу и подбодрить, но могу их и немножко с реальностью связать. Короче, это не фраза брошенная просто так. Я понимаю, что не вписываюсь в вечеринки-вечеринки, танцевальные истории. И я туда не хочу, потому что мне некомфортно, когда танцевальная история. Я не клубный человек абсолютно.







— Начинающий психолог, который в первый раз увидит тебя, попытается увязать человека-отличника, который не может прийти, не сделав домашнее задание, с человеком, который любит абсурд, обэриутов и прочее. Ты видишь в этом какое-то противостояние двух частей своей личности? Или для тебя это все органично?

— Вообще неорганично все. Я думаю, хотел бы работать на нормальной базовой работе, которая мне бы нравилась. У меня получается работать бизнес-аналитиком, у меня получается работать со всеми этими числами и так далее.


— То есть ты можешь быть стандартным экономистом и при этом вечером читать Хармса? И это комфортно тебе?

— Если учебы нет, я думаю, что смогу все сочетать. Вроде бы Шульман говорила, что когда ты занимаешься чем-то одним, то ты делаешь это плохо. Я думаю, что если бы музыка приносила достаточно денег, чтобы существовать и жить комфортно, я бы просто начал рисовать мультики какие-нибудь. Я думаю, что в этом ключе я бы чем-то другим точно занимался. Может быть, не пошел в офис работать.







— Сколько выступлений ты дал за свою карьеру? И какое было самым интересным?

— У меня есть заметка, где я считаю все свои выступления. Их порядка 15. Самое любимое, когда мы выступали с Соней Брусникой во дворе МТС Лейбла, это был очень-очень ламповый вечер. Я очень люблю Соню Бруснику и ее группу Внимание Брусника! Мы вместе спели одну мою песню, одну ее песню. Много было друзей, которые никак не выбирались на выступления мои. И все пришли и было очень-очень классно.


— Что такое Yerkatt?

— "Железо" на армянском, был такой царь Ашот Железный II. Я выбирал себе псевдоним в 2022 году. У меня была идея называться Я Зол. И был еще вариант назваться в честь песни Noize MC "Честное слово". Мне нравилось, что если бы я назывался "Честное слово", все фиты были бы типа "Честное слово и кто-то". Вот эта история очень прикольная. Но тогда у меня не было заметано, что я буду делать такую музыку немножко инди-инди. Ну, "Волк-убийца" — это поп-песня такая. И мне моя сестра Лилит сказала: "Назовись в честь царя, в честь которого тебя и назвали Ашотом".


— Недавно ты выкладывал цитату Noize МС "Все, что придумано, сделано и сказано мной, в масштабах этого мира — плюс-минус ноль". Это к твоим сомнениям по жизни относится?

— Это состояние базовое моих последних трёх месяцев. На фоне разговоров с семьёй, на фоне, типа, того, что получается и не получается, того, что получается сказать и что не получается сказать. И что, когда я осмеливаюсь и что-то говорю, это всё равно просто чих, маленькое что-то. И мне кажется, это просто осознание себя как маленького человека.

Считает ли он себя артистом для артистов и почему с ним сотрудничают музыканты намного известнее него
О чем звезды переписываются с мамами (и фэнами)
Интервью с фонкером, который обогнал Dvrst по количеству слушателей