Новости

Босс ФСКН рассказал, что новенького в борьбе с наркотиками

Читается, как сценарий остросюжетного сериала

О том, как Майдан привел к росту наркоторговли в России, почему маковые поля в Афганистане соседствуют с базами НАТО и как дошло до того, что 50 тысяч наркозависимых СССР за 25 лет превратились в 7,3-миллионную армию наркоманов в интервью РИА Новости рассказал директор ФСКН Виктор Иванов.

Вот его некоторые фрагменты.


О количестве наркозависимых в России:

Идет постепенное снижение числа наркопотребителей: если год-два назад тех, кто регулярно или эпизодически употреблял наркотики, было 8 миллионов человек, то сегодня их 7,3 миллиона. 

Число потребителей героина остается примерно на том же уровне, поскольку в Афганистане не прекращается, а интенсивно растет производство наркотиков.

Мы упорядочили продажу кодеиносодержащих препаратов, и этот так называемый крокодил, который буквально выкашивал молодежь в регионах, практически исчез с улиц российских городов.

Также служба целенаправленно била по каналам контрабанды наркотиков, которые ввозились под прикрытием кондитерского мака. Мы ликвидировали порядка 30 крупных организованных преступных сообществ, которые ввозили в нашу страну тысячами тонн загрязненный кондитерский мак, то есть сотни тонн наркотиков.


О новых препаратах:

Результат работы был бы другой, если бы наркомафия не породила новое направление – это синтетические наркотики, психоактивные вещества, так называемые спайсы, которые массово производятся за рубежом. Это, конечно, сказалось на потребителях. Если бы не спайсы, то показатель 7,3 миллиона снизился бы по меньшей мере до 5 миллионов.


О наркомании в СССР:

Тогда количество наркоманов исчислялось цифрой в 50 тысяч человек. Можно сказать, что наркомании не было.

Наркотики в нашу страну в основном приходят из-за рубежа. В СССР действовал строгий режим на границе. А сегодня границы, можно сказать, открытые, пористые. Наряду с теми благами, которые мы получили, открыв их, мы получили проблему наркомании. Поэтому очень важно укреплять режим границ. В первую очередь надо оснащать пункты пропуска современной досмотровой техникой, телекоммуникационными системами, которые бы фиксировали пересекающих границу иностранцев. Именно поэтому на границе изымается менее 1% контрабандно ввозимых в страну наркотиков.


О количестве смертей наркозависимых:

Точных данных нет, поскольку статистика отражает только смерти от передозировок наркотиков, а это примерно 6-10% от всех наркосмертей. Основная причина смерти наркопотребителей — полный износ внутренних органов, их отказ. В медицинских заключениях появляется другой диагноз, например, заболевание сердца, почек и так далее.

Тем не менее мы провели исследование с помощью судебно-медицинскихэкспертов, взяли статистику в разных городах нескольких тысяч смертей молодых людей от 15 до 34 лет. Оказалось, что в 70-80% случаев смертей молодежи в биологических материалах обнаружены следы опиатов – героина, дезоморфина, морфина и других наркотиков.


О местах происхождения наркотиков:

Героин на 100% производится в Афганистане. Поэтому, пока не будет остановлено наркопроизводство в Афганистане, героин будет проникать в Россию. 

Если говорить о наркотиках каннабисной группы, то дикорастущая конопля есть и на юге России, и на Дальнем Востоке. Но наркотики этой группы в основном (примерно на 80%) ввозятся из-за рубежа. Марихуана — из Чуйской долины Киргизии. Гашиш — в равных долях из Афганистана, который вышел на первое место в мире по его производству, и из Марокко.

Если говорить о синтетике, ЛСД и спайсах, то 80-85% этих наркотиков также имеют зарубежное происхождение. ЛСД и экстази в основном поступают из Нидерландов, Германии, Польши, Прибалтики, а спайсы – из Юго-Восточной Азии: Китая, Мьянмы, Таиланда, Лаоса. Начинают поступать наркотики из Ирана, Пакистана и Индии.

Но есть и собственные "химики". В прошлом году мы ликвидировали порядка 45 лабораторий, которые занимались производством таких препаратов в виде таблеток. В основном они были расположены в гаражах и садоводческих товариществах.

 

О том, как производство героина в Афганистане было почти уничтожено при талибах, но снова выросло после введения войск НАТО:

НАТО не препятствует наркопроизводству. И это уже немало. По заключению отдельных специалистов ООН, помимо роста площадей выращивания опиумного мака растет и его урожайность. Так, если раньше собирали 23 килограмма опиума с гектара, то сегодня этот показатель достиг 30 килограммов. Причем генеральный инспектор США по восстановлению Афганистана Джон Сопко заметил, что плантации мака соседствуют с военными базами США.

Когда я был в штаб-квартире НАТО и выступал с докладом о производстве наркотиков в Афганистане, мне было прямо сказано, что НАТО с этим бороться не будет, это проблема Афганистана и вообще "будет неправильно, если мы лишим крестьян их единственной работы".

Кроме того, НАТО, поддержав одну из сторон гражданской войны в Афганистане, только разожгла войну. Афганцы стремительно вооружаются, а оружие стоит дорого, соответственно, они зарабатывают на оружие единственным доступным им способом – производством наркотиков. Фактически международные военные силы стали одной из сторон внутреннего конфликта, то есть стороной напряженности в Афганистане.


О легализации:

Нам предлагается другой подход. Война с наркотиками, мол, проиграна, давайте их легализуем. Одним из сторонников ползучей легализации выступают США.

Наркотики считаются гуманитарной проблемой – угрозой жизни, здоровью, общественной безопасности. Это, безусловно, правильно. Но есть еще и геополитический аспект этой проблемы. Два мировых центра производства наркотиков, Колумбия и Афганистан, создают трансконтинентальные коридоры движения дорогостоящих масс наркотиков, которые в свою очередь породили такое явление, которое почему-то принято называть пиратством. Но им занимаются морские наркотрафикеры. Боевики на быстроходных маломерных судах возят к берегам Восточной Африки афганский героин, а к берегам Западной – кокаин. 99% их доходов – это доходы от наркотиков, хотя они не побрезгуют выкупами за освобождение коммерческих судов.

В последние годы из-за военных действий в Ираке наркотики из Афганистана проложили себе дорогу в Европу через эту страну. Там эффективность полиции в этом направлении приближается к нулю, люди заняты войной, поэтому наркотики текут рекой через Ирак в сторону Аденского залива и Африки. Черный континент сегодня наводнен афганским героином. Этот маршрут сравнялся по плотности наркотиков с балканским маршрутом (Иран-Турция-Балканы), который традиционно использовался для этих целей. Через Африку и разбомбленную Ливию очень удобно поставлять наркотики в Европу по Средиземному морю.

Я в свое время встречался с французскими и итальянскими полицейскими, которые мне говорили: "Мы молимся на Каддафи, потому что он ставит надежный щит от прохождения наркотиков". Кстати, волна мигрантов из Африки – это живой транспорт для наркотиков. Юг Италии сегодня наводнен героином и кокаином, что в свою очередь оживило итальянскую мафию. Рынок кокаина в Европе, по некоторым оценкам, вырос в 3-5 раз.


О наркотиках из Украины:

За пять месяцев этого года мы привлекли к уголовной ответственности в полтора раза больше граждан Украины, чем за аналогичный период прошлого года. Объяснение этому вполне простое: экономическая ситуация на Украине ухудшается, людям надо кормить семьи и некоторые соблазняются преступным заработком. Это первая причина, но есть и вторая. Мы видим, что власти Украины усиленно занимаются условно-досрочным освобождением наркоторговцев. Именно эти люди устремляются в Крым и в другие регионы России для торговли наркотиками. Третье обстоятельство, которое этому способствует, — серьезные различия законодательства России и Украины. Если мы за три года поставили под запрет порядка 700 веществ, то на Украине – не больше 30. Поэтому рисков у наркоторговцев нет, они спокойно завозят синтетические вещества из Восточной Европы на Украину и потом переправляют в Россию.


О новинках в законодательстве:

Мы собираемся возложить ответственность за обеспечение безопасного отдыха нашей молодежи, отдыха без наркотиков на владельцев мест досуга: баров, клубов, дискотек. В таком законе заинтересованы все. Сегодня владельцы увеселительных заведений не несут ответственности за безопасный отдых: это, мол, задача полиции. Однако такая обязанность существует во всем мире: в государствах Евросоюза, США. Тем более даже по внешним признакам можно определить человека в наркотическом опьянении. Сотрудники ГИБДД обучены определять эти признаки, почему нельзя обучить службы безопасности клубов и баров? Насколько я знаю, председатель правительства поддерживает это предложение, надеюсь, что инициатива будет поддержана и самим правительством. Возможно, что в осеннюю сессию законопроект будет рассмотрен в Госдуме.
Конечно, ФСКН ведет мониторинг клубов, и если мы получаем информацию, что в клубе идет распространение наркотиков, то возбуждаем уголовные дела и проводим операции. В год мы проводим порядка ста операций по разным клубам, дискотекам и задерживаем преступников. Эта работа проводилась и будет проводиться, но очень важно, чтобы владельцы заведений не допускали людей в наркотическом опьянении в места отдыха молодежи. Ведь в клубах наркоманы знакомятся, делятся опытом, сбывают наркотики.


Наше новое видео — про Кизару не с меметичной, а серьезной и гиковской стороны
Возвращение Пошлой Молли, альбомы Славы КПСС, Voskresenskii — главный фрешмен
Тут подводят итоги года и составляют планы на следующий