"Хочу забрать жанр": Trxveler — о том как изучить FL Studio по секрету от мамы, заоллинить и написать хит
Большое интервью с главным героем нашего фонк-спецпроекта в ноябре
Поговорили с Trxveler — несмотря на юный возраст, он уже написал большой хит ("вовремя почувствовал, что виральность переходит от старого фонка к бразильскому" — объясняет он). Читателей ждет личный разговор пополам с внутрянкой индустрии: продолжаем изучать, как она устроена, по каким правилам работает и что предопределяет в ней успех. Выясняем, нужно ли фонк-продюсеру быть хорошим мем-маркетологом, и что важнее — знать историю бэйле-фанка или понимать ритмическую структуру трека.
Слушайте плейлист главных треков Trxveler и читайте большое интервью с ним.
— А как к тебе обращаться?
— Вообще меня зовут Рауль, никнейм читается Traveler.
— Рауль — это что, испанское, латиноамериканское имя?
— Вообще полное имя Раульхан, сокращенно — Рауль.
— Большинство фонкеров — это люди, у которых скрыто лицо, неизвестно имя и ноль статей в интернете. Как у тебя с этим?
— Я не особо скрываю. Скоро начну как раз этим заниматься — начну вести инстаграм с лицом и так далее. До этого просто не выпадало возможности выложить свои фотографии. Просто не доходили руки. Хотя до популярности некоторое время скрывал лицо, анонимность соблюдал.
— Тебе много лет?
— 17.
— Когда вышел твой трек с названием, которое я не могу произнести, который больше всего прослушивали?
— "Treinamento De Força" вышел 21 июля 2023 года — больше года назад.
— Ты не слишком уж долго занимаешься музыкой, правильно?
— Ну как сказать — вообще я пошел в музыкалку в первом классе. Но в третьем классе меня оттуда выгнали. В то время, в 10 лет, я решил попробовать эфэлку (FL Studio), перебивал биты $uicideboy$ и Bones. Но потом забросил и начал заниматься спортом, на конькобежку ходить.
Где-то в 2020 году начал опять в эфэлке сидеть. По сути это влияние друзей. Мы играли то ли в CS, то ли в Fortnite, и мне друг кидает старый фонк: "На послушай". Тогда это еще называли мемфисом. Мне понравилось — ну и все, так и пошло.
До того, как бразильский фонк появился, я что-то делал, но особого успеха не было. Во многом потому что ниша была уже занята. А в бразильский фонк я прямо со старта влетел вот с этого тречка, который завирусился.
Я его просто выложил через дистрибьютора. И купил на 20 баксов рекламы в тиктоке. На следующее утро мне часов в 5 пишет лейбл: "Чувак, давай перенесем трек к нам, займемся им". Я проснулся от этого сообщения, что-то посмотрел, снова заснул. Просыпаюсь и думаю: "А это сон был, что мне лейбл написал?"
Но в итоге это не сон. Я перенес, и трек где-то через месяц-полтора начал форситься. Благодаря стримеру Хельси образовался тренд: он на стриме фразу выкрикнул, ее начали мешать с моим треком.
Я этим звуком занимался сам, в него деньги вкладывал. Его два раза забанили из-за мата. И вот уже на третий звук, в который я вложил свои условно на тот момент последние деньги, тысячу или две тысячи долларов, буквально за неделю сняли больше двух тысяч видео.
Много популярных блогеров сняли видео, я тогда вообще в шоке находился и думал, что это все равно еще сон. Что я рано или поздно проснусь, ха-ха, и трек этот еще не вышел.
— Объясни, как это — заниматься звуком?
— В тиктоке был официальный звук [то есть фрагмент трека, загруженный туда артистом/лейблом], а были неофициальные. Это как раз склейка с этим стримером: он говорит и мой трек играет. И я решил вкладывать деньги не в официальный звук, а именно в этот, потому что я увидел в этом потенциальный тренд. Так и произошло.
— И во что ты вкладываешь деньги?
— Есть блогеры, каналы, которые делают рекламу за деньги, которые делают эдиты и так далее.
— Две тысячи долларов — не самые маленькие деньги. То есть, уже другие треки что-то приносили?
— Да, это копилось со стримов других треков. И это не те деньги, которые были быстро заработаны. За полгода где-то я их накопил, ну и решил типа заоллинить (от all-in — Прим. The Flow). И выпало нужное число.
— Дальше было какое-то продолжение? Он же в плейлист Spotify в свое время попал?
— Да, после форса на русском TikTok начался форс на англоговорящем. Был тренд Hakari Dance, это с какого-то аниме, я не помню. Его делали под два или три звука, одним из них был мой. После этого именно официальный звук начал набирать обороты, и это вылилось в прослушивания Spotify. Они росли экспоненциально. Когда в день уже было 50 000 стримов, они добавили трек в плейлист. А я даже не смог порадоваться, потому что попал в больницу с сильным отравлением. Вообще непонятно, что случилось — умереть мог, но в итоге выкарабкался.
— Попадание в официальный плейлист сильно бустит стримы?
— Для меня это, во-первых, была ачивка. Потому что была мечта попасть туда. Я занимался фонком и хотел попасть в официальный фонк-плейлист. [Когда это произошло,] я радовался больше, чем тому, что у меня трек пошел в тиктоке.
Не знаю, дает ли плейлист сейчас прирост трекам, но тогда у меня стримы выросли раза в 2-3.
— Где у тебя лучше показатели, в Spotify или в Яндекс Музыке?
— В Spotify однозначно, потому что в Яндексе долгое время не было моих треков, лейбл не грузил туда. В целом аудитория в основном западная: первое место Бразилия, дальше США, Индия, Мексика, Германия.
— Когда ты фонк-продюсер, насколько рано начинаешь считать стримы, искать дистрибьютора? Есть этап, когда ты просто пишешь музыку, ищешь себя, нарабатываешь скилл — либо нужно сразу включать деловой подход?
— Вообще, когда я начал выкладывать треки, у меня уже был определенный скилл. Я познакомился с ребятами на сервере в дискорде, мы начали пробовать коллаборации делать, где-то недели через две мы это выложили [на стриминг-платформы].
Долгое время я не мог найти лейбл, потому что прослушиваний было мало. Интерес лейбла в чем — заработать. А с фонком это было сложнее, чем с бразильским фонком. Поэтому я сначала сидел на каких-то дистрибьюторах, потом начал работать с лейблом Kurate Music.
Конкретно начинающим, если они уже набрались скилла, надо знакомиться с другими продюсерами, как-то крутить себя в социальных сетях, свои треки. Ну и там уже лейбл сам тебя найдет.
— При этом у тебя самого нет большой активности в соцсетях.
— А я делал упор на продвижение треков, а не личного бренда. Сейчас многие ребята крутят свои треки конкретно от своих тиктоков, инстаграмм-аккаунтов. Иногда люди просто выкладывали сниппет, просто снимали на видео свою FL Studio, и у них трек с первого видео залетал. А я тогда немного другой стратегии придерживался. У меня первая цель была продвинуть музыку. Сейчас уже я могу и то, и то делать — и свои соцсети крутить, и треки.
— Вообще как будто в успехе фонк-треков много рандома, много зависит от везения — почему-то под него начнут снимать тренд, он завирусится…
— Если надеяться только на везение, то ничего не получится. Заведомо, когда делаю треки, я понимаю, что потенциально они могут завируситься. Если ты понимаешь, как это работает, то это может сработать. Вероятность успеха не 100 процентов, конечно. Но вероятность выше, если подходить с умом, анализировать потенциал трека, понимать, будут ли его использовать в тиктоке.
— У тебя есть прямо критерии или это больше интуиция, ощущение?
— Больше ощущение. Когда я делаю трек, я понимаю, что под него легко сделать какой-то тренд.
— Ты согласен, что фонк очень просто писать, никаких особых скиллов не требуется?
— В нем безусловно нужен скилл, потому что сейчас очень большая конкуренция.
При этом много достаточно простых треков стрельнули, а есть треки, которые более сложно сделаны, но они не стрельнули.
Вообще в любом жанре есть и простые композиции, и сложные. Допустим, тот же Kordhell — у него достаточно интересные треки.
Почему миллионы людей в мире слушают бразильский фонк
Как фонкеры украли из фавел их агрессивные гимны
— Когда ты нырнул в бразильский фонк, у тебя был к нему музыкальный интерес или это был просто расчет?
— Изначально было тяжелое принятие этого жанра, потому что всерьез его не воспринимали. И я в том числе.
— Его до сих пор ругают.
— Ругают, говорят, что это уже не то. Но так же и про фонк в свое время говорили, и про другие жанры.
В тот момент, когда я делал фонк, стали залетать первые треки бразильского фонка. И я смотрю на это и понимаю, что происходит переход виральности от фонка к бразильскому фонку. И что если я это проигнорирую, то так и останусь на нуле условно.
И я стал учиться его делать. Первые демки были вообще непонятные, но потом я разобрался, что именно в нем цепляет людей. Ну и пошло-поехало.
— Тут навыки музыкальной школы пригодились?
— Конкретно музыкальная школа, наверное, нет. Я там просто играл на фоно. А уже после спорта я играл на ударной установке. Мне это не очень понравилось, было скучно вечно играть чужие треки. В группе я тоже потенциала не видел — вряд ли я в ней что-то свое придумаю.
И оказалось, у меня в соседнем подъезде живет музыкант, который преподает. И вот у него я реально многому научился. И понял, что мне интересно придумывать свое.
— Родители как отнеслись к такому выбору? Спорт для старшего поколения — более понятная история, чем когда сын целый день смотрит в монитор.
— Сначала им было прикольно, что я сижу за компом в эфэлке. Но потом они стали думать, что я трачу на это слишком много времени.
Был карантин, я перевелся на онлайн-обучение и два с половиной класса сидел дома, учился. Ну как учился — для них я учился, а на самом деле сидишь в эфэлке. Мама заходит в комнату, быстро в Alt+Tab переключаюсь на уроки.
Но потом они поняли то, чем я занимаюсь. Сначала они были за то, чтобы я получал высшее образование, но я не хотел на кого-то работать на какой-то работе. Они это поняли. Они сами с детства мне прививали, что я не должен двигаться по шаблону. Они были за то, чтобы я вырос творческим человеком. Ну вот спорт еще был, но он прошел.
— Спорт ведь очень тяжелая вещь в том смысле, что ты в расцвете сил тратишь на него все время. Но когда тебе чуть за 30, ты уже не конкурентен, и вдруг внезапно нужно искать новое место в жизни.
— Я это осознал еще малым. Во-первых, что пробиться на какие-то соревнования — я даже не говорю про олимпийские игры — нужно обладать талантом, именно физическим, генетикой. Что в принципе у меня было, потому что в спорте всегда у меня шло. Но я понимал, что тут я all-in'ю всю свою жизнь, меня это не устраивало.
— А высшее образование? Вообще это же очень неплохо для общего развития.
— Я сейчас учусь в колледже на переводчика. Я для себя рассматриваю высшее образование, но только если я сам захочу что-то подробно узнать. И скорее всего, это не сразу после колледжа будет, а когда я созрею.
— Ты ставишь перед собой цели?
— Конечно, конечно.
— Сейчас какие актуальные?
— Банальные — стать больше, круче, стать топ-1 артистом вообще в жанре. Потому что это возможно, надо просто работать.
— Кто сейчас топ-1 на твой взгляд?
— Это не на мой взгляд, это по прослушиваниям и по аудитории. На самом деле, я не знаю, кто это сейчас, но можно посмотреть [статистику].
— Когда ты решил полезть в бразильский фонк, у тебя было представление о корнях этой музыки, о бейле фанке, вообще о культуре? Или это не особо то и важно, а важно просто понять, как его писать?
— Мне вообще было все равно на это, когда я залетал туда. Я просто понял структуру треков, конкретно ритмики, потому что она немного другая. Ну, не немного, а реально другая.
Тогда она была такая у всех, потом уже начали видоизменять ее. Так же как и с фонком произошло — просто все начали менять, и это уже не исконный фонк, а просто что-то, что так называется.
Если 2-3 года назад поставить каким-то бразильцам то, что сейчас форсится, они бы вообще не выкупили, что это их жанр.
Так же и с фонком — каким-то чувакам, которые memphis писали, поставить Kordhell или Shadxwbxrn, они бы тоже не выкупили ничего.
— А в твоем представлении из этого топ-1 что вытекает — деньги, статус, что-то другое?
— Это просто ачивка. "Я стал топ-1, я забрал жанр". Ну а что детям отвечать, когда они спросят, чего я добился? "Жанр забрал" — и все сразу понятно.
Еще если говорить о целях, хочется развить соцсети и стать медийным, чтобы заниматься чем-то помимо музыки: стримерская деятельность, блогерская.
— А эта ниша разве уже не переполнена?
— Ниш много, голова есть, можно что-то свое придумать. Я постоянно думаю о развитии.
— Какой жанр электронной музыки не возьми, там обязательно у артистов есть диджей-сеты, а когда они прокачали аудиторию, то еще и лайвы. Почему в фонке это напрочь отсутствует?
— Я не знаю, на самом деле. Вот недавно Black 17 давали концерт в Польше, лайв многих фонкеров (речь о клубной вечеринке с хедлайнером Kordhell и с участием DJ Paul из Three 6 Mafia — Прим. The Flow).
В целом это нужно развивать, я сам хочу прийти к тому, чтобы давать лайвы. Но фонк, фанк это такой жанр, что непонятно, как он в концерты вписывается. Если посмотреть Boiler Room — там какое-то техно, какие-то активные выступления. Просто я не представляю, как можно танцевать под фанк.
— Ну это и про Skrillex можно сказать "непонятно, как танцевать", а у него на лайвах толпы просто разъебываются.
— Ну это да. Наверное, это потому что я смотрю со стороны производителя — со стороны слушателя мне тяжело посмотреть. В общем, я бы попробовал дать концертик.
— Пожелаю тебе удачи и в этом, и в достижении других целей.
— Спасибо. Можно закинуть респект друзьям?
— Конечно.
— ways, BLXDE, apatheater, GTM, ZODIVK, SOLIZY, XVTS и братьям с Алматы и Питера. Это ребята которые реально поддерживают. Ну и родителям в первую очередь.
Самое популярное за неделю
Крид проиграл миллион. Lil B подкатывает к Мэйби Бэйби. Thrill Pill ищет работу. Слава КПСС целует OG Buda. Ну и неделька!