ВесЪ Каспийский выпустил альбом проекта Kitoboy. Мы попросили его прокомментировать каждую песню
Kitoboy — новый проект Анара Зейналова, более известного как ВесЪ, участник самоликвидировавшейся группы Каспийский Груз.
В свой день рождения он выпускает альбом “Y”, посвященный бурным отношениям между мужчиной и женщиной.
Здесь нет выдавливания слезок из историй расставания или приторно-конфетных сюжетов о любви, Анара скорее интересует ток, возникающий между двумя людьми, которые уже пережили этап первой влюбленности и пытаются осознать, как быть дальше и не придушить ту / того, кого выбрали.
Для артиста альбом из таких песен — заход на принципиально новую территорию. И в том, что касается тематики песен, и музыкально.
Мы попросили Вес... то есть Kitoboy рассказать про песни этого релиза, но разговор получился чуть глобальнее и коснулся как фактов биографии Анара, так и общего посыла, заложенного в пластинку “Y”. Жмите на “плэй” и погружайтесь вместе с нами.
“На этом альбоме я раскрылся с новой стороны, сделал то, чего, возможно, не позволял себе в составе группы Каспийский Груз, — соглашается с оценкой о проведенной работе сам Анар. — Здесь я вот прям станцевал от души. Как захотел — так и сделал”.
Kitoboy, как оказалось, уже далеко не новый для него проект: “Под этим именем я делал музыку лет пять назад, еще до появления Каспийского Груза. На том самом балкончике, где писался материал “Рингтонов для зоны”. В то время я взахлеб слушал трип-хоп. Старался подражать Tricky и Portishead, но, конечно же, нифига не получалось. Даже альбом был, но я его никому не показываю”.
Обложка альбома Kitoboy “Y” была сделана в последний момент перед сдачей релиза компании-дистрибьютору: супруга сфоткала его лежащим под водой в ванной. Получившийся кадр удачно сочетается с псевдонимом, который был выбран не просто так: “Я с детства панически боюсь китов, — говорит артист. — Есть мания, что однажды я окажусь на глубине, и рядом со мной будет плавать это огромное, непонятное мне существо”.
В концепции альбома его “кит” — это метафора отношений с женщиной. Этому тут посвящены почти все песни. Дальше — прямая речь автора:
“Тема конфликта двух любящих людей мне интересна, потому что я обладаю уже некоторым опытом. Как-никак, человек семейный. Я старался изложить динамику отношений поэтапно, песни альбома — это путь из точки “А” в точку “Б”.
Я стал довольно пристально следить за происходящим в жанре. Нужно быть в курсе нового музла, понимать, куда все движется, и при этом принести к столу нечто свое. Последним, кто меня из новичков удивил, стал Lewis Del Mar. Все время работы над релизом его песни меня сопровождали в дороге по маршруту “дом — студия”.
“КУПЮРЫ”
Существует мнение, что Каспийский Груз за время своего существования заточил себя в рамки условного шансон-рэпа. Поэтому я не хотел заведомо привязываться к известному имени. Хотелось, чтобы люди соприкасались с музыкой с чистого листа, без тянущихся из прошлого проекта предрассудков.
В клипе на эту песню у меня не было цели спрятать лицо, к полной анонимности не стремился. Маска то тут, то там умышленно с меня в кадре слетает, голос тоже узнаваем, хоть и под автотюном. Суть изображений, которые появляются на лице по ходу клипа, — это показывать не эмоции, а дублировать картинками то, что я произношу. Если присмотреться, для каждой фразы есть сопутствующая миниатюра.
Трек “Купюры”, на первый взгляд, сильно выбивается из контекста альбома, но в нем зафиксированы первые шаги героя, — то есть, меня, — когда он еще не успел соприкоснуться с отношениями. В голове одна цель: заработать денег. Он пока думает лишь о себе.
“БОЖЕ МОЙ”
Тут герой уже думает о смерти — причем, в разных ее проявлениях. В последнем куплете есть трамплин, который переносит его к отношениям, строчка: “Взамен получу лишь супругу с грудой посуды”.
Он боится, что для него семейный быт тоже станет смертью и его сожрет.
“ТАНЦЫ НА КОСТЯХ” ПРИ УЧ. VACIO
Над релизом работала вся команда нашей студии HitRoom Rec — Леша Прио, сводивший последние релизы Каспийского Груза. Барабанщик Антон Страусов, которого вы могли видеть в лайвах бенда Groovbag. Потом к нам подтянулся Николай Vacio, единственный приглашенный вокалист на альбоме “Y”. Мы в нем увидели талант, сейчас работаем над его сольным альбомом. В песне “Танцы на костях” все, кроме текста, сделал он.
У HitRoom Rec есть YouTube-канал, там запустился подкаст, где мы приглашаем артистов, которые нам по душе, исполнить треки с живым звучанием, поджемить. Уже вышел пилот с Murovei, в первом сезоне еще поучаствовали Slim, May Wave$, BollywoodFM и я.
“МОЯ МОЛОДОСТЬ УЛЫБАЕТСЯ МНЕ”
Строчка “Моя молодость — от фильма сидеть в а**е” — это чистая правда.
Представь картину: трехкомнатная квартира в Баку. Мама до ночи на работе. Папа — черт пойми где, и не приезжает, потому что в органах милиции работал. Я — в большой комнате. Выключен свет. Вокруг меня штук 30 VHS-кассет. Поскольку перемотка была далеко не такой удобной как сейчас, если фильм не захватывал сразу, я его выключал.
Первым фильмом, от которого я был “в у**е” стали “Жестокие игры”. Он сразу влюблял своей эстетикой. Героем, с которым зритель себя отождествляет. Какой там Райан Филлипп! Красив. Дурачится. По сюжету, он — наследник богачей, но мы привыкли, что понятие “мальчик из богатенькой семьи” значит “быть под колпаком своих родителей”, когда где-то рядом всегда мелькает мама. А у героя “Жестоких игр” — нет, он себе на уме, ездит на крутой тачке, обворожительно улыбается.
А саундтрек? “Colorblind” — одна из величайших песен в моей жизни. Когда у меня появилась первая VHS-камера, я даже клипы на нее какие-то снимать пытался. Весь саундтрек фильма — это эпоха. Эпоха, когда мы с моим замечательным другом Тимой (Брутто Каспийский — прим. The Flow) взахлеб смотрели кино. Это был наш маленький кинотеатр. Вспоминать об этом смешно, но в школу мы с Тимой ходили в очках, как у Райана Филлиппа, старались одеваться так же.
У большинства, когда речь заходит о знакомстве с эпохой VHS, сразу идут воспоминания о первой порнухе. С ней у меня в школе был особый расклад. Я был селлером. Записывал на кассеты и продавал. Самым большим спросом пользовалась продукция студии Private, самая ходовая актриса — Silvia Saint.
“РУССКАЯ СКАЗКА”
Эта песня — предсвадебный период. Неопытность героя, который не имел понятия, что такое быт, что такое жена. Почему-то эти мысли негативные, там даже в припеве есть фраза: “Мы друг друга доедаем”. Молодой человек зачастую полагает, что семейная жизнь — это ужасно. Возможно, друзья ему говорят: “Чувак, не надо этого делать. Ты погрязнешь во всем!”. Этот трек — эксперимент, как бы я с позиции неопытности мог увидеть свою семейную жизнь.
Название песне я дал из-за русского артхауса. Он часто уделяет внимание мелким бытовым проблемам. Весь трек напичкан айдентикой, нюансами из русского быта.
В контексте азербайджанского кино, мне кажется, такой темы нет. Там, как правило, жена сидит дома, муж зарабатывает деньги, “принеси чай”, “принеси тапочки”. Больше патриархальной властности, этнические корни. Есть крутой азербайджанский артхаус — но он больше не про бытовуху, а про жизнь соседей. Там совсем другая ментальность, поэтому картинки, которые собрал я, они все же про российские реалии.
Мы хотели сюда записать балалайку. Я обзвонил школы песни и танцев, человек нашелся, но как-то все заглохло.
“САМОЕ КРЕПКОЕ”
Между событиями “Русской сказки” и “Самым крепким” есть большая временная яма. За время нее между героями происходит ссора, и то, как женщина преодолевает ее, заставляет героя взглянуть на нее другими глазами. К ней возникает over-уважение, новая любовь.
“Самое крепкое” полностью посвящен моей супруге. Мы вместе уже порядка семи лет. Ее зовут Ульфат. Я из Баку, она из Нижнего Новгорода. Когда-то я работал в видеомагазине, и от нечего делать лазил в ВК по страницам девушек. И случайно наткнулся на ее страницу. Начал ей написывать, завязался разговор. А потом она меня заблокировала. До сих пор не знаю, почему. И не буду узнавать, хочу сохранить это в секрете. Я начал панически искать человека, через которого мог бы с ней связаться. Начал писать какому-то парню: “Она мне так нравится, напиши ей, чтобы разблокировала. Если я ее обидел, то извинюсь”, — и тут этот парень меня тоже блокирует! В итоге я через другого человека вышел с ней на связь, а предыдущий, как оказалось, был ее двоюродным братом.
Год мы переписывались. Вести отношения на расстоянии — ад, честно говоря. Пару раз она приезжала в Баку к родственникам, мы виделись. Потом вновь переписывались, но при этом уже строили совместные планы на будущее.
Эдлиб в начале — это не я, а Vacio. Он зашел в студийную будку, чтобы прописать эйрбэки, мы думали, он сделает что-то мелодичное, поставили на запись и просто ушли на перекур. Вернулись и начали прослушивать, что он там напел. Одной из фишек тех дублей стал его сымпровизированный “скр-скр-скр”. Стремления понасмехаться над новым рэпом не было, просто три нотки прикольно сели мелодически.
“ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ МАНЬЯК”
Этой песне чуть меньше года, она была написана самой первой, и изначально по форме напоминала “Hotel California”. Для меня эта песня — самая страшная на альбоме. Это ссора, но это худшая ссора, которая может произойти в семье. Я ее исполняю от лица вот этого “маньяка”, который вроде как и с любовью относится к женщине, но это его жертва, как ни крути.
Синтвейвным звучанием я хотел передать атмосферу некоего аквариума, потому что когда с кем-то ссоришься, то никого не слышишь. Находишься в замкнутом мирке, где каждый пытается что-то свое доказать. На протяжении трека звучит только одна нота. Там есть маленький перескок на другую ноту, но он быстро заканчивается, и возвращается обратно. По задумке это должно напоминать кардиограмму или шум, стоящий в ушах.
“СЛОУМО”
Финал у пластинки такой: женщина уходит.
Возвращаясь к началу нашего разговора, к киту, такое развитие событий — это и есть мой страх. Я в общей форме сказал, что кит — метафора отношений. Если же более узко, кит — это женщина. Я боюсь ее потерять, но как бы это объяснить… Я не хочу терять страх от этого кита. Он меня будоражит. Я хочу этот страх оставить себе, переживать его.
Я бы хотел, чтобы люди слушали этот альбом в уюте. Ведь песнями я хотел сказать следующее: через что бы мы ни проходили — взять те же бытовые условия — в итоге все будет в порядке. В итоге все равно сплетемся ногами в постели. Я вижу своего слушателя похожим на Леона, который бражку потягивает, сидя в кресле. Свет выключен. Зима. На часах — 5 часов вечера, уже вроде и темно, но очертания предметов в комнате еще видны. Наушники. Уют, потому что человек находится в своей комнате. Для меня понятие комнаты — это целый мир. Там вроде всего 4 стены, они тебя сковывают, но столько всего можно придумать.