Beats&Vibes

50 главных событий в русском рэпе: Ю.Г.

Часть 12. Новый голос Москвы

На протяжении проекта Beats & Vibes сайт The Flow представит свое видение истории русского рэпа и вспомнит альбомы, имена и события, оказавшие на нее наибольшее влияние.



Можно прибегнуть к такой аналогии: если Каста — это наш Wu-Tang, то ЮГ — наш Mobb Deep. Другое крыло минималистичного нью-йорского рэпа, без комиксов и восточных единоборств, более прочно стоящее на земле.

 Четверо молодых людей с юга Москвы — Макъ, Винт, Мэф и Кит — состоявшие в командах Стальная Бритва и T. N. A. Squad, во второй половине 90-х объединились и назвались “Южные головорезы”, сокращенно ЮГ.

Макъ рассказывал, что поводом для знакомства с Винтом стало то, что у них были почти идентичные балахоны House of Pain. “А вот Кит с Мэфом были модниками, по последней лос-анджелесской моде носили глухо застегнутые клетчатые рубашки, — вспоминает Макъ. — Продвинутые парни. Они на трубах внизу прикрепили по резиночке, чтобы смотрелось красиво. Я увидел это и подумал: "Эти ребята знают толк".

Дебютный альбом “Дешево и сердито” вышел в 2000-м году на лейбле Rap Recordz и превратил ЮГ в одного из лидеров московской андерграунд-сцены. Своего рода визитной карточкой группы стал трек “Еще один день, часть 2”, записанный вместе с Nonamerz.

Кит: “На Adidas Streetball в 2000 году пришло не меньше 50 тысяч людей. И это была поистине эпическая картина: дождь каплями с кулак, свет фонарей, и толпа людей кричит припев “Еще одного дня”. До сих пор потрясывает, когда вспоминаю”.



Жизнеутверждающий настрой “Еще одного дня” сильно контрастировал с общим настроением альбома "Дешево и сердито" — мрачным и довольно безрадостным. Тексты для всех участников группы написал Макъ, находясь на военной службе.

Макъ: “Я получил удовольствие, работая над ним. "Дешево и сердито" был написан за неделю в туалете военного госпиталя, это было единственное место, где можно было писать. Мне кажется, не так важно, кто написал, работает-то весь коллектив. Разве кто-то интересуется, кто пишет песни Селин Дион? А человек неплохо зарабатывает”.

Макъ был действительно выдающимся текстовиком, но это означало, что без него существование группы было невозможно — так впоследствии и произошло. Не стоит, впрочем, недооценивать музыку битмейкера Кита. Он ориентировался на нью-йоркский трускульный минимализм, при этом имел свой собственный почерк, как лучшие отечественные битмейкеры того времени — Влади или Шуруп.

Подъем андерграунд-рэпа в начале нулевых связывают с Кастой, но и ЮГ внес свой вклад. Одни из самых заметных представителей этой сцены, они вскоре подписали контракт с лейблом Касты Respect Production — это только подхлестнуло ожидания, связанные со вторым альбомом "Пока никто не умер". Новый лейбл снял клип на “Остаюсь таким же” и он попал на MTV — для того времени это событие из тех, что делят карьеру на “до” и “после”. Интересно, что в клипе не стал сниматься Макъ.



Макъ: “Работа над "Пока никто не умер" была совсем другая. Мы долго его вымучивали, переписывали. Работа была как из-под палки. Трудно, когда ставишь себе рамки — к такому-то числу записать куплет. Результат — Пиррова победа, понимаешь? Высасывание из пальца, размусоливание на пустом месте. Смотришь на первый альбом и думаешь, как бы не повториться. Эта социальщина перестала быть близкой. И потом, все время думали над смыслом. Смысл-смысл-смысл”.

Окончательно Макъ потерял интерес к группе ближе к переизданию дебютного альбома “Дешево и сердито”, который решено было для этой цели перезаписать. Макъ сначала было тоже решил принять в этом участие, а потом передумал. Тем более, что параллельно он усиленно занимался карьерой в сфере IT, которой с успехом занят и по сей день.

Кит: “Решение о нынешнем переиздании принимали все вместе. Решили, что этот альбом достоин хорошего звука, потому что вроде как – опять же, по мнению окружающих – его уже воздвигнули в ранг чуть ли не классики. Плюс, естественно, нельзя отрицать, что у группы ЮГ есть поклонники, которые хотели бы такой альбом в хорошем качестве держать в коллекции. Да и нам самим хотелось бы его слышать в звуке, а не в том, в чем он был”.

Макъ: “Мне не нравятся многие аспекты жизни артиста. Не нравится выступать. Последний раз я выступал на "Наших Людях", было интересно перед таким количеством народа. Мне не нужна ротация по телевизору - это смешно.Мне не нравится ездить по гастролям. В какой-то момент я сказал, что не буду ездить, мне важнее, что происходит здесь”.

Несмотря на уход текстовика (на прощание выпустившего язвительный трек “"Почему Мак ушёл из ЮГа"”), группа попыталась продолжить существование, но ничего путного из этого не вышло. А уже в 2007 году появился проект МСК — Макъ с Китом, впрочем, просуществовавший не слишком долго. Другие участники ЮГа, Винт и Мэф, тоже планировали продолжать творчество как дуэт.

В судьбах участников этой четверки московских приятелей хватило бы сюжетов на какой-нибудь байопик под условным названием Straight Outta Moscow, где к финалу кто-то построит технологичный бизнес, кто-то будет торговать китайским чаем, кто-то съездит повоевать в Новороссию, кто-то успеет отбыть срок в тюрьме. Но пока такой фильм не сняли. А, может, это еще и не финал?







Остались вопросы? Задавайте их в твиттере с хэштегом #askbeatsandvibes


Следите за проектом в паблик-чате

Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз
Из чего состоит вселенная ATL? Рассказываем в новом видео
Кто написал лучшие песни этого года по версии The Flow
Toxi$ и Gensyxa расстались, треки Платины попали под запрет, Дрейк судится с Кендриком