Итоги 2019
Текст: Николай Редькин, Леша Горбаш,
Владимир Завьялов, Кирилл Бусаренко

50 отечественных альбомов 2019. Часть первая

Пять дней подряд мы перечисляем лучшие отечественные альбомы, каждый день — новая десятка. И вспоминаем, каким был музыкальный 2019-й для русскоговорящего слушателя.



50-41 | 40-31 | 30-21 | 20-11 | 11-01










50.


Horus "Рифмономикон"




Собравший под одной обложкой разрозненные треки Луперкаля / Хоруса, “Рифмономикон” обернулся цельным высказыванием, по которому легко проследить, какими тропами он шел все эти годы. Умник-мизантроп, он продолжает писать о том, как неприятен окружающий мир, но даже так находит в нем некоторую притягательность. И в том, как рэпер заворожен этим мраком вокруг, есть что-то лавкрафтианское — в полном соответствии с названием.












49.


Дора "Младшая сестра"




Молодая певица называет свою музыку “кьют-роком”. На это работает ее образ милой девочки-анимешницы, тяжелые гитары в припевах и песни-прилипалы про соцсети (“Да ты задолбал меня игнорить // А я жду каждый день, скинь хотя бы эмодзи”), украденное сердечко (песня “Жулик” с отсылкой к Даше-путешественнице) и отношения. Это одновременно напоминает как творчество Аврил Лавин, так и условную группу Френдзона, у которой с Дорой одинаковая целевая аудитория — вот только к ней на концерты не заявится Роскомнадзор, потому что в песнях не просто отсутствует мат, там даже намек на что-то “запрещенное” не прослеживается. Так что родители могут быть спокойны. Они, наверное, даже будут скрывать, что им нравится пара песен отсюда.














48.


Увула "Нам остается лишь ждать"




Среди прочих групп условной "новой русской волны" Увулу отличает тяга к меланхолии. Эта меланхолия вроде и стремится утешить, но не выходит. По всем канонам жанра эта меланхолия созвучна с русской тоской, но с оговорками: если Буерак колко и иносказательно иронизируют над происходящим вокруг, а Пасош едко его высмеивают, то Увула — скорее о грустном принятии порядка вещей. Заглавие альбома "Нам остается лишь ждать" это состояние лишь подчеркивает. О чем здесь поют еще: о трудной любви, изменах, невзгодах и прочих превратностях судьбы. При этом (редкая история для жанра!) тексты здесь отодвинуты на второй план, потому что на первом — выводящие печаль гитары в расфокусе и вечное ощущение тоски.















47.


Jubilee "Меланхолия Drive"




Самый большой (как минимум дорогой и проработанный) и, вероятно, главный альбом в карьере Никиты Кондратенко на текущий момент. Что мы здесь слышим: вполне ожидаемые и отлаженные упражнения в скорострельной читке, много строчек про обидчиков и еще больше про самого себя, беззастенчивый сторителлинг — и все, что в смысле звука такие вещи сопровождает. Из того, что ждешь меньше: внезапный рок-урок в самом первом треке и кантри-баллада "В раннем ноябре". Есть и вещи совсем выдающиеся — посвящение родителям "На один смысл меньше".

А еще здесь скиты — и, кажется, это будто бы единственный просчет альбома. Даже не потому что в общую концепцию здесь вшито слишком уж нехитрое роуд-муви, просто: этим песням концептуальное сопровождение будто бы претит. Во всяком случае, они безошибочно работают и без него.







Около шести лет назад Марат Газманов переехал из Йошкар-Олы в Москву, чтобы поступать в театральное. Этого не произошло, он решил стать учителем русского и литературы, а в итоге создал проект Sqwoz Bab. Это рэп по заветам дуэта Хамиль и Змей: смешной, местами абсурдный и талантливо зарифмованный. Его главный герой — всегда обаятельный мерзавец и альфач, которого любят девушки (отсюда и псевдоним, как не очень сложно догадаться), а сам он попадает в глупые ситуации. Например, едет к девушке в е**ня, меняя несколько станций метро и маршруток, чтобы по итогу окончательно потеряться.

У жанра камеди-рэпа есть проблема — от него быстро устаешь. Но песня “Мультики 24” в конце альбома показывает, что Sqwoz Bab может быть и другим — меланхоличным и с грустной улыбкой.





Поначалу Ёлка пыталась сохранить свой сайд-проект ЯАVЬ в тайне, но уже по первым песням все было понятно — голос-то такой, который не спрячешь. В рамках альбома она заходит на территорию нео-R&B, эстетского и не очень похожего на то, как звучит ее магистральный проект. Такая музыка потребовала нового визуала, что проявилось в необычной сценографии лайвов и в футуристических клипах. Но не стоит думать, что "Явь" — это исключительно хайтек. Как и положено, в жанре, в первую очередь, это музыка больших чувств, которые тут пульсируют в каждой песне.














44.


Бакей "Extra"




"Extra" — это релиз, на котором Бакей перепридумывает евродэнс 90-х, только не косплея то время, а хитро увязывая его со своей психоделической манерой. Получается танцевальный рэп, но неровный и чуточку дерганый, где мелодический ход весит больше, чем удачный панчлайн, а во главу угла ставится энергетика. Этот альбом — калейдоскоп песен о любви, музыке и Минске, где рэп смешивается с хаусом ("Monsters Inc"), заходит на территорию поп-музыки ("Шёпотом") и возвращается обратно к своим истокам ("Future").






"Эдем" — казалось бы, самый умиротворенный альбом тандема Айгель Гайсиной и Ильи Барамии. Песни стали спокойнее, настроение — лиричнее (включите "Только не земля" или "Любовь"). Возможно, это связано с тем, что большая часть текстов для "Эдема" писалась в самолётах, а сам релиз посвящен теме дома. Но если вы полюбили музыку Аигел за рваные ритмы и ту самую подачу Айгель — для вас здесь есть как минимум "Мне мерещится земля".

Да и умиротворение у группы Аигел довольно своеобразное: ""Эдем" — бюро ритуальных услуг рядом с домом моего детства, дом принадлежал больнице скорой помощи и торцом упирался в морг", — так Айгель поясняет выбор названия альбома. Такой вот "Эдем" — жутковатый, богатый на яркие образы и невесёлое настроение.














42.


Слава КПСС "Оттенки барда"




В самом начале этого длиннющего микстейпа Слава зовет себя “баттл-боссом”. Если это и баттл, то баттл со стереотипами. Немного подиссив современных героев в начале, Слава очень быстро уходит на неисследованные территории, и слышно, что искать свои болевые точки ему не менее интереснее, чем нажимать на чужие. Тут есть рэп, постпанк, просто панк, синтвейв и поэзия (за ней идите в трек "Молодой Пригов", где Слава читает стихи поэта-концептуалиста), хватает и простых грустных песен о повседневном, таких, как “Саша Белый”. “Оттенки барда”, как и любой подобный релиз, страдает от избыточности (к каким-то особенно классным песням слушатель просто не проберется), но во всей своей противоречивости кажется очень убедительным достижением Вячеслава Машнова на текущий момент.














41.


Хадн дадн "Ляоакын"




Московский инди-коллектив пишет песни в придуманном им жанре “ляоакын”, где “ляо” — это “залихватство и присутствие этники”, а “акын” — “познание мира через собственное переживание”. Так же называется их второй альбом, где повседневное встречается со сказочным, а в итоге получаются песни про уродливые наволочки, летящего с горки Максима Горького и лещей от рязанских гопников. Все это звучит под звонкий электропоп, а вокал солистки Вари Краминовой больше напоминает этнические напевы. Это и сделало группу частым гостем фестивалей с самой интересной независимой отечественной музыкой — например, фестиваля “Боль”. Хадн дадн создает свою вселенную — она с первого взгляда знакома и понятна, но если присмотреться, то можно заметить, что она окрашена в необычные цвета.


"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"