Итоги 2019
Текст: Николай Редькин, Леша Горбаш,
Кирилл Бусаренко, Владимир Завьялов

50 отечественных альбомов 2019. Часть вторая

Пять дней подряд мы перечисляем лучшие отечественные альбомы, каждый день — новая десятка. И вспоминаем, каким был музыкальный 2019-й для русскоговорящего слушателя.



50-41 | 40-31 | 30-21 | 20-11 | 11-01







40.


GONE.Fludd "Одиночная психическая атака"




Запутывать слушателя Fludd начал еще до релиза альбома, обозначив его жанр как “психогенная фуга”. “Атака” как будто нарочито нехитовая – нового “Кубика льда” там не найдешь. Большую часть альбома GONE.Fludd кричит, читает на высоких скоростях (особенно тут хорош “Kill La Kill” с драм-н-бейсом от МС Сенечки) и тренируется во флоу. Это альбом о темной стороне славы: одиночество, паранойя, боль — это все тут есть, эйфории — нет. Примеров артистов, которые, выработав формулу успеха, отказываются дальше ее применять и уходят куда-то в сторону, мы знаем достаточно — от Ассаи до Скриптонита. Видимо, это похожий случай: когда человеку на каком-то этапе становится нужно просто обнулиться.













39.


M'Dee "Алматинский джаз, Vol 2"




Мади Токтаров не похож на последних музыкальных героев из Казахстана — он пишет песни с оглядкой на прошлое, освещенное дискошаром. В его музыке легко почувствовать влияние очень важной для региона группы A’Studio. Здесь много фанка, подвижного баса и гитар, а еще отыскиваются совсем неожиданные для современного артиста аналоги — так, например, песня “Чужие” звучит, будто ее мог исполнять Леонид Агутин. Однако о старомодности тут говорить не приходится. Мади, скорее, пропускает через себя любимую поп-музыку детства и получает собственный стиль. Любопытно, что этот альбом вышел на лейбле Zhara Music, а вот новый EP “Феромон” — уже на лейбле Скриптонита Musica36.















38.


Slimus "Тяжелый люкс"




“Старая школа — это не ваши ебучие рэперы в Нарнии”, — читает Вадим тут в одноименной песне. И дело не расходится со словом. “Тяжелый люкс” сделан по принципу сборника: социалочка тут чередуется с танцевалочкой, проверенные временем андеграунд-биты — с трэпом, меткие замечания о коррумпированной Москве-2019 — со строчками о красоте женских ног. После прослушивания рисуется картина сериального героя, который в компании красивой спутницы разъезжает на маслкаре по городу порока, окидывая его взглядом. Даже название "тяжелый люкс" (в ядовитом слимовском понимании) кажется очень точным: эти песни — хорошо схваченный дух столичной жизни конца десятых, где паранойя мешается с роскошью.
















37.


OG Buda "ОПГ Сити"




Пророчество Федука двухлетней давности сбылось полностью: в 2018 году стрельнул Big Baby Tape, а сейчас идет к успеху OG Buda.

“Они на инстинктах качают, это круто” — сказал тогда Федор. В случае OG Buda это работает в плане какого-то физиологического чутья на обескураживающе остроумные панчлайны: “Я ебланю на улице с детства, как памятник Ленина” или “Мои пацаны выглядят, как Скруджи, только они реально с улиц”. Они перемешиваются здесь с обязательной программной лирикой про сук, трэп, флекс, хайп, грязный нал, молодость, и явно мастеровитой мелодической хваткой. Единственная претензия к альбому — хронометраж. У “ОПГ Сити” он даже не затянутый, а совсем уж неподъемный — 25 треков: кажется, без трети из них альбом точно ничего системообразующего бы не растерял.














36.


Грязь "ДК Дэнс (вечер 2)"




У Дениса Астапова очень пугающая музыка. Его песни-страшилки по нарративу пусть и рэп, но по форме куда ближе к мрачному хирургическому року, который, например, делают его соотечественники из группы Петля Пристрастия. Его истории про серые районы, смерть и женщин сложной судьбы режут по живому — и это лучший комплимент артисту, выступающему на поле "мрачняка". Потому что сейчас же недостаточно просто рассказать жуткую историю: их и так достаточно в лентах новостей. Эти песни будут работать, только если слушатель не просто в них верит, но и пропускает через свою голову. А "Вечер 2" оставляет именно такой эффект.













35.


Gruppa Skryptonite "Solitude"




Впервые о желании отойти от рэпа Скриптонит говорил ещё два года назад. В 2019 вышел дебютный релиз его нерэп-проекта Gruppa Skryptonite. Слово "группа" и латинское написание — не только стилизация, но и удобный способ разграничить две ипостаси Адиля Жалелова. Если с его магистральным проектом под названием "Скриптонит" мы знакомы давно, то первый релиз Gruppa Skryptonite интриговал. Проще всего сказать, что Адиль "ударился в эксперименты", но это не совсем корректно, учитывая, как разнообразно звучали его прошлые работы. "Solitude" — это скорее развитие идей, звучавших на альбомах Скриптонита, просто без использования рэпа.

"Solitude" переводится с английского как "уединение". Адиль здесь в самом деле уединился со своими идеями и бесконечной любовью к музыке — без каких-то привязок к жанрам, тут есть всё: от инди-рока и хауса до блюза и джаза. Не знаем, намеренно ли, но название релиза сразу напоминает о Крепости Одиночества (Fortress of Solitude) — это место из комиксов о Супермене, куда герой отправлялся, чтобы побыть наедине со своими мыслями. Примерно так же поступил и Адиль: не просто же так у него на груди набита та самая буква "S".














34.


Кис-кис "Магазин игрушек для взрослых"




Дуэт Кис-кис будто бы лучше прочих рок-новичков придумал, как завести контакт со слушателями сильно постарше — выступает на “Нашествии” и стабильно собирает на концертах тридцатилетних. Есть причины — потому что они еще и работают на прежних звуковых настройках. То есть, тут меньше кислотных синтезаторов, мало автотюна и больше собственно рока. Для примера, если поставить песню “Молчи” в плейлисте между группой Louna или Слот, инородным телом она там смотреться не будет.

Если все это учесть, заглавие “Магазин игрушек для взрослых” кажется двусмысленным, но все-таки это в первую очередь музыка от лица молодых для молодых: лимонный гараж, вписки, отношения, секс и все, что случается в юности.














33.


Lizer "Не ангел"




"Я трушный на все 100%" — поёт Lizer в песне "Бэнкролл". И в 2019 году к этому заявлению невозможно предъявлять хоть какие-то претензии. Он окончательно нашёл свой звук: это музыка, основанная на рок-эстетике и помноженная на новую школу рэпа, из которой вышел Арсен, когда-то состоявший в объединении "Закат 99.1". Его трушность — это любовная лирика и песни уже не о переходном возрасте, а взрослении. И на этом поле с Lizer всё сложнее соперничать. Если 10 лет назад у нас была песня "Моё море", сейчас есть "Корабли". Они в песне идут ко дну, но карьера Арсена точно движется в обратном направлении: его песни уверенно держатся в топе чартов "Вконтакте", у плейлиста с альбомом "Не ангел" — 23 миллиона прослушиваний, а его выступление с "Кораблями" на "Вечернем Урганте" — самый впечатляющий музыкальный выход на шоу в 2019 году.
















32.


Hash Tag "Рашн мув"




“Я двигаюсь неспешно, пишу магнум опус”. Надолго обосновавшись в статусе “любимого рэпера твоего любимого рэпера” Hаsh Tag не стал сбавлять обороты, закрыв десятилетие увесистым, как он умеет, релизом. “Рашн мув” стержнем держит непоколебимая сердитость Олега, которая проявляется даже в самых лиричных его моментах (“Твоим проклятым зельем я отравлен, как Скрипаль” — это из “Мотыльков”, песни о семейной драме). Это взрослый русский рэп — куда более богатый приемами и стилёвый, чем вы представляете, когда читаете “взрослый русский рэп”.















31.


Youra "Plan Б"




Продюсер Юрий Бардаш стоял за успехом Quest Pistols и Грибов, но его сольный проект Youra тяжело представить в топах чартов — это хип-хоп для рейвов, как будто сыгранный на станках алчевского завода, где работали приемные родители музыканта (а он так и говорит в последней песне — “это звук моего региона”). Это тот “злой Юра среди самых лучших Юр” из куплета песни “Тает лед”, который покинул свой самый успешный проект, чтобы вывести злость на новый уровень. К главному хиту Грибов отсылает еще одна строчка на альбоме — “сладкий мед превратился в радиоактивный йод”.


"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"