Брутто Каспийский: "Саша Белый не мог скрипачку встретить. В моём кругу это не так происходило"
Когда загружаешь сольный альбом Брутто в iTunes, тот по старой схеме прописывается в папке Каспийского Груза. Мелочь — но кое о чём говорит. Например, о том, что слухи относительно возможного раскола внутри коллектива не соответствуют реальности. Домыслы стали плодиться в сети после новости о том, что вместо пластинки одной из наиболее востребованных групп русского рэпа слушатели получат сразу два отдельных релиза каждого из её участников.
The Flow за неделю до выхода послушал первый из них, "the Брутто", и попросил автора рассказать подробно о песнях, героях альбома и не только. Брутто на нём вновь доказал, что является одним из самых искуссных сторителлеров, которых жанр дарил нам за последние годы. Персонажей своих он выписывает с юмором и вниманием, сочувствием и пониманием. Иной раз задумаешься, не документальны ли рассказанные здесь истории — настолько всё фактурно, разве что пощупать нельзя.
Иронично, что наше интервью несколько раз прерывалось доносившимися с улицы звуками выстрелов. Брутто же как гостеприимный хозяин просто отмахивался: "Опять шмаляют", объясняя, что в лесу, расположенном неподалеку от подмосковного дома, в котором он живёт вместе с супругой, часто упражняются в стрельбе. Как тут не вспомнить цитату с его нового альбома: "Здесь открывают огонь и не закрывают. В этом особенность нашего края". Я не уточнял, но почему-то уверен, что там он имел в виду немного другое.
Помнишь момент, когда ты окончательно решил: "Всё, пишу сольник"?
Это произошло где-то полгода назад. Мы с ВесЪ’ом рассуждали, каким должен быть следующий альбом, и ни к чему не пришли. Светлая мысль, как водится, пришла после сна. Я подумал: можно продолжить гнуть нашу тему с разделением релиза на две части, как на прошлой пластинке "Сторона А / Сторона Б". "the Брутто" и "the ВесЪ" — те же две части, но разросшиеся до сольных альбомов. У меня это будут темы, в которых нет места ВесЪ’у, как бы это ни прозвучало. Это будут либо личные истории, либо сюжеты, которые я сам раскрою от и до. У него так же накопились темы, которые он хочет полностью раскрыть. Бывает, что во время работы над альбомами Каспийского Груза, он присылает мне подборки своих битов, и какой-то один из них выделяет. Говорит типа: "Вот этот третий — супермясо". Слушаю — и мне абсолютно не нравится. Несмотря на то, что мы с ним долго работаем вместе, мы с Анаром совершенно разные люди. Нам нравятся разные шутки. Мы любим разные фильмы. Порой у нас разный взгляд и на музыку.
После анонса двух сольников у многих зародились подозрения, что это начало конца Каспийского Груза как группы.
Когда мне пришла эта идея, я поделился ею с Влади. Он спросил: "А зачем вам это нужно?" Я, мол, так и так, хочется побольше раскрыть каждого из нас, тем самым сделав что-то новое. Таким образом в довесок к сюжетам Каспийского Груза, где постоянно герои-герои-герои, придёт и существенный довесок личной информации. Я привёл ему в пример успешный альбом группы Outkast, когда они под одной обложкой выпустили два сольника. Влади мне сразу резонно ответил: "Ну и они распиздярили свою группу". У нас такой цели нет, мы просто отошли от собственных стандартов. Убежден, когда артист сам для себе ломает определенные рамки, если получается сделать это искренне и хорошо, слушатель непременно оценит эти нотки искренности. Даже в инструментале можно услышать искренность, когда он не по канону сделан. Вот Канье всё всегда делает по-своему. Или вот я в последнее время очень много слушаю Travis Scott. Если в остальном ньюскуле всегда качает сумасшедшая бочка, то у Трэвиса такого нет. У него треки качают за счет чего-то другого. За счет атмосферы, эмоции. И плевать, кто что скажет. Его слушают как раз из-за того, что он искренне делает то, что ему хочется. У нас — то же самое. Мы никогда не думали: "Так, надо написать трек для тачек". Или "Надо написать для спортсменов". Мы сами никогда не знаем, куда нас заведёт строчка.
Я думал, что идея о сольной программе пришла, когда с тобой не мог на гастроли ездить ВесЪ.
Нет, я же в одного спокойно исполнял наши с ним куплеты на концертах. Делать два сольника мы придумали уже после возвращения ВесЪ’а.
Читатели не поймут, если я не спрошу. Можешь раз и навсегда объяснить, почему ВесЪ на протяжении восьми месяцев не мог ездить на концерты группы?
Можно уже рассказать, время прошло. У него было нарушение миграционного режима. Причем не по его вине, а из-за ошибки, допущенной московским ФМС. При въезде в страну после очередного концерта мы регистрировались, и его просто забыли внести в базу. При следующем выезде за рубеж — это был Минск, 8 мая — его забрали прямо с трапа самолета. Мы с нашим концертным директором Марком в шоке бегаем по аэропорту. А Шереметьево же настолько огромный, что при переходе из одного терминала в другой на указателях прямо пишут: "Пешком идти 20 минут". Плюс нам никто не спешил сообщать причину, по которой его забрали. Его держали в комнате порядка шести часов, он даже поссать не мог отойти. Как назло, у него села зарядка телефона. Единственное, что нам удалось сделать, это передать ему зарядку, чтобы он вообще нам отзвонился и объяснил, в чем дело. Мы бегали и к полиции, и к таможенникам. В итоге его все равно выдворили из страны. Хоть на руках и были все необходимые бумажки, но в базе его не было. Дальше шла очень длительная волокита. Мы пытались это решить и законными, и незаконными методами, и с адвокатом решить. Мы не могли объявить об этом, чтобы не возникло каких-то недопониманий, чтобы концерты не начали отменяться. Мы находили новые варианты решения ситуации, и нам говорили: "Через месяц он будет". И так каждый месяц. Всё тянулось до Нового года — а уже 16 января решилось законно.
Нервная была история?
Та вообще! Когда ты связываешься с госорганами, причём когда знаешь, что правда на твоей стороне, и пытаешься всё доказать простой логикой и человеческими отношениями, то ты просто понимаешь, что в этих структурах ни логики, ни человечности нет. Потом приходишь к выводу: "Ага, значит, все наши песни — не просто так. Всё было за дело, так и надо".
Ты слышал альбом ВесЪ’а? Сильно ваши сольники отличаются?
Бро, кардинально! Прослушав его треки, я понял, что, видимо, у Каспийского Груза есть какие-то рамки, которые его ограничивали. Он раньше этого всего не выдавал. У него речитативная подача стала другой. Если я придерживаюсь такого мнения, что в песне должна быть тема, логическое продолжение и финальная мораль, то у ВесЪ’а этого правила нет. У него есть какие-то свои правила, которые так сразу и не получится понять. Даже я, учитывая насколько хорошо его знаю, не смог с наскока считать, что он хотел донести. Это как с фильмами Дэвида Линча. Их смотришь впервые и не понимаешь, в чём тут соль. А потом прослушал во второй, третий раз — и "А! Вот оно как! Ох ты ж нихуя!" И вот это "нихуя" присутствует у него в каждой песне. Его альбом — это, можно сказать, лютый андеграунд. Если у меня и есть мейнстрим-моменты на сольнике, то у него всё совсем другое.
Говоря об альбоме "the Брутто", мне кажется, ты так никогда не писал.
Там есть определенные песни, которые действительно совсем не типичны для меня. Как я уже сказал, у меня всегда был свой метод — найти тему, обыграть её — то здесь я абсолютно не понимаю, как я написал ту или иную композицию. Что за состояние было? Какое было время года? Я абсолютно не помню, когда я написал "Шугамэна". Не помню, как я написал "Мои стены". Как писал "COCO" и все эти три части — вступление, припев и финал, — слившиеся воедино. И даже темы этих песен объяснить сложно. Так, как созданы эти три трека, я никогда в жизни не писал. Это стопудово так. Круто, что ты подметил.
Если любители рэпа послушают песню "Не было и не надо", они снова скажут: "Это очень простые рифмы". Они снова скажут: "У него нет подачи, нет двойных, нет скиллзов". И да — это так! Мне бы хотелось это всё показать, но не в этой песне. Главной для меня всегда будет эмоция. А то, насколько сложен технически текст, — уже во вторую очередь.
На альбоме есть треки, где ты поешь, и треки, где ты читаешь с автотюном.
Основную помощь с автотюном и тем, как работать по вокалу, мне предоставили два супермузыкальных человека: это C4 из Адвайты и Kidd. Это были жесточайшие три дня в Екатеринбурге. Я полетел туда снимать клипы, а до этого отправил им демки песен, в которых сам пытался работать с автотюном. И Тёма C4 мне пишет: "Чувак, это просто говно! (смеется) Всё не туда!". Говорю: "Будете ставить мне голос". И вот мы втроём работали так: я стою в будке, а они буквально диктуют, как надо петь. Они меня научили тем вещам, которые отныне всегда в невидимом рюкзачке у меня за спиной. У Kidd большое будущее, уверен.
В ролике, анонсировавшем ваши сольники, ты говорил, что на альбоме нашлось место темам, прежде в рэпе не затронутым. Расскажи тем, кто ещё не слушал альбом, что же это за темы?
Вот, например, песня "Чуб ICE". Она о взаимодействии обычных людей с необычными, высокопоставленными. С теми, кто считает себя выше других. В рэпе такие песни были, пускай и очень-очень прямолинейные. У Noize MC, например, было что-то такое. А у меня песня построена так, чтобы слушатель Каспийского Груза лишь на четвертом прослушивании начал понимать, о чём она. Она подана в обертке бесхитростной бандитской песни. А если вслушаться — там ноль бандитского. Есть метафоры, но читающий это всё герой — никакой не бандит, а просто большой коррупционер. Человек, которому насрать на остальных.
А как же первый куплет, где герой скидывает тело с причала?
Вот это и есть обертка. Метафора. Чубайс лично мне ничего плохого не сделал. С другой стороны, это всем запомнившаяся фигура из девяностых, с которой связывают определенные махинации, приведшие огромные массы людей к голоду и другим не лучшим последствиям. Здесь просто выбрана фамилия, выбран тип героя, и показано отношение их к нам. "Скинул тело с причала и пошел дальше, не горюя" — это как раз про них. Кого-то по ночам, наверное, мучает совесть за содеянное, а кого-то абсолютно не мучает.
Песня "Ночевал" — такого в рэпе я тоже не припоминаю. Она показывает простое такое чувство: у чувака вчера произошло что-то. Что-то очень романтическое. Помимо плотских ощущений, там была куча чувств. И придя на работу с утра, он где-то витает. Знаешь, это такая мужская няшность, которую принято скрывать. Но и самый брутал тоже влюбляется. Любой влюбляется. Если нет — то на каком-то этапе своей жизни он поймёт, что несчастлив. Что искал не в тех местах. Если человек называет себя счастливым и ни разу не влюблялся — это пиздёж полный.
Какие смыслы ты вкладывал в обложку?
Ещё месяц назад я даже не догадывался, какой она будет. Я поехал домой к маме, в Баку, и мы стали смотреть мои старые фотки. Нашел кучу детских фотокарточек, которые были даже не в альбоме, а так просто пачкой валялись. Есть такая штука, что я ненавижу фотографироваться. У меня есть супердетские фотографии, где я еще не понимал, что меня фотографируют. Потом — огромный провал, из института пять фотографий, опять огромный провал, ну и сейчас уже фотки вынужденные. Зато есть фотографии, которые остались с документов, скажем, с военного билета или пропуска в спортивную секцию. Знаешь, как бывает: одну ты отрезал, а остальные три бросил в коробку. В ней я и нашёл вот эти фотки. Последняя уже, где я с бородой, это с американской визы. Тогда-то меня и осенило: треклист будет таким, чтобы сначала шли песни от молодого меня — и к концу уже от более зрелого. Более того, я сделал так, что по ходу альбома прослеживается еще и технический прогресс в самой музыке и обработке звука. Весь автотюн и все накрутки собраны в финале, а начинаю я альбом с самого технически простого минуса.
Плюс я не знаю, как ты слушаешь песни, а я ставлю альбом в плеер на компьютере — и просто смотрю на плеер. И вот если на этом плеере будет моя обложка, где будут разновозрастные четыре меня, с разной прической и разной грустью и знанием в глазах, то это будет круто. Буду сидеть и смотреть на скачки в моей же жизни.
У читателей The Flow есть возможность первыми увидеть обложку и треклист альбома "the Брутто".
Разговор об альбоме я хочу начать по-тарантиновски, с конца. В финальной песне "COCO" звучит цитата: "Я просто ебашил слова в заметки, а потом собрал воедино". Действительно так работал?
Эту песню так и делал. Она сошлась из разных набросков и идей, которые я накидывал в телефон. И ещё ряд песен по такой же схеме писались. Вообще заметки — это очень важная для меня штука. Есть определенные песни, которые слагаются по кусочкам. Ты придумываешь тему начальную — а потом залазишь в заметки и находишь там штуку, которую можно использовать. У меня есть заметка, которая так и называется "Наброски" — и вот всё пишется туда. Там нет никакой сортировки, каждый новый набросок я пишу в самом верху файла, чтобы старое оставалось внизу. Само собой, потом эти собранные вместе разрозненные куски редактируются, чтобы слушателю не казалось, что ему на уши лапшу вешают. Я движим эмоцией, для меня важна честность.
Но одна лишь честность хорошей песню не делает.
Глубокая тема, интересный вопрос. Честность важна — и да, и нет. Когда я пишу песню про вымышленного героя, я закрываю глаза и пытаюсь представить, что чувствует человек, находясь в тех или иных обстоятельствах. Меня часто не воспринимают всерьез, я об этом ещё в песне “Ной” говорил. Всем вообще похуй. Все придумали определенное клише, и исходя из этого клише судят о Каспийском Грузе. Я должен прочувствовать историю, для меня искренность важна. По-другому я не напишу.
С другой стороны, в рэпе есть мнение, что писать ты всегда должен только о себе. Что правда — это "тру". Если ты никогда не сбрасывал тело с причала — то хули ты тут гонишь? Я смотрю на это с непониманием. Это, опять же, рудиментарный канон, который почему-то закрепился в рэпе. В середине 90-х рэп был другой. Тогда все делали рэп для рэпа. Читать в рифму уже было круто. Сейчас же для меня важно в рэпе, чтобы была какая-то тема. Чтобы она была искренне и четко раскрыта. Я смотрю на рэп как на кино, где песня — это короткометражный фильм, а ты сразу выступаешь в роли режиссера, сценариста, монтажера и директора по спецэффектам. Неважно, находился ли ты в описываемой в песне обстановке. Важно, что люди, реально проходившее через это, потом пишут или лично говорят: "Чувак, это круто! У меня в жизни было то же самое". Я в таких случаях понимаю, что не зря это делал. Поэтому "тру" в рэпе — для меня пустой звук, а вот то, что каждый написанный тобою текст надо прожить — это обязательно.
Первое, что слышишь, включая твой альбом, — цитата из песни "Голуби летят над нашей зоной".
Этот отрывок зацепил меня своей мелодикой. Первые две строчки в куплете не зацепили, а тут были какие-то мои аккорды — и я их срезал.
Может показаться, что таким образом ты подыгрываешь специфической прослойке аудитории Каспийского Груза.
Слушай, если бы я об этом думал, я бы записал куда более выигрышные песни вместо тех трёх финальных, что есть на альбоме. Не хочу оправдываться, но мне просто понравилось, как спет мотив. Я этот сэмпл исказил до неузнаваемости, ты вначале даже не разберешь слова, в планах было оставить мелодику, поверх которой можно читать, и так выкрутить вокал, чтобы он стал неразборчив. Но вышло так, что припев, написанный мною и исполненный Гансэлло, напрямую пересекался с сэмплом. Тот начинался словами "Как бы мне хотелось с голубями", а мой припев — "Но у нас не было крыльев, чтоб улететь как птицы". Считай, это судьба.
Тема песни “Не было и не надо” — детство, которое было прекрасной порой даже при отсутствии многих благ.
Я бы сказал, что это осознание детства в зрелом возрасте. Потому что умей я писать песни лет в 12, я бы так не написал. Как это, "не было и не надо"? Мне очень хуёво, у меня вилы. Мне плохо жить. Я беден. Вот, как я тогда думал. Сейчас-то, прожив какое-то время, я понимаю, что не было того, не было другого, пятого — ну и не надо. Причём, я не герой в этой песне. Я знаю просто огромное количество людей, прошедших через это. В любой стране. Все мои соседи прошли то же самое. Вот тебе простая картинка из того времени: в доме, где я с мамой жил, не работал лифт девять лет. Квартира на девятом этаже. И знаешь, почему не работал? Потому что в девяносто первом мой сосед по площадке залез туда, разобрал мотор лифта в лифтёрской на детали, пошёл и продал. Потому что не было денег. И мы девять лет ходили пешком. К нам приходили из ЖКХ, их не финансировали. Они говорят: "Ребята, мы можем всё починить. Скиньтесь деньгами". И мы не скидывались. Знаешь, почему не отпиздили этого соседа? Потому что было такое время. Потому что не он, так другой бы это спиздил. Знаешь, почему мы не отпиздили этого соседа? Потому что в наших силах было скинуться деньгами и починить эту лифтёрскую, но мы сами этого не делали. Вот какое время было. И тогда я на все эти вещи смотрел по-другому. Сейчас я понимаю, что это такое.
У меня есть огромное количество историй, которые не попали в эту песню. Там просто трэш! Например, в Баку жаркое лето — и у нас четыре месяца нет воды в здании. И в соседнем здании. На всём районе нет. Есть вода на стройке, где строится метро. И я с мамой ходил туда с вёдрами. Вот, смотри: у меня мозоли от вёдер до сих пор есть. Они не проходят. Я, маленький пиздюк, второй класс, хуярю вёдра с водой, разливая, на девятый этаж с мамой. Всю эту воду мы сливали в ванную. Я никогда не принимал ванну, чувак. Я — герой из песни Скриптонита! Мы набирали полную ванну, черпали оттуда воду, её хватало дня на три-четыре. И на следующее утро, рано-рано, ты идёшь с вёдрами на стройку. Такая ситуация. Пиздец.
Расскажешь об отце?
Он — гражданин Америки где-то с середины девяностых. У него всё хорошо.
В этой песне тебе ассистирует Гансэлло, который уже не первый раз звучит в треках Каспийского Груза. Как вы нашли друг друга?
Это был Нижний Тагил, 2014 год. После концерта нас везут в отель. В машине играют песни разных артистов вперемешку. И тут начинает играть трек Гансэлло "Сам всё знаю", изначально это его сольная песня. Я слышу припев — и сразу понимаю, что хочу его срезать. Такая навязчивая идея: "Хочу, чтоб это было моим". Так же, как однажды услышанный яркий сэмпл у Барыкина лёг в основу песни "Доедешь-пиши". Я слышу этот припев — и в нём есть магия. Я спрашиваю у водилы, кто это поёт. Он мне называет имя. Я не слышу, переспрашиваю ещё раз десять. В итоге записываю неправильно: через "е" вместо "э", и с одной буквой "л". В общём, всё сделал не так. И первое, что я делаю по возвращению домой: лезу слушать его песни. Сразу пишу ему: "Хочу украсть у тебя припев" — и это становится началом нашего сотрудничества.
Давай поговорим о песне "Черная Волга". Это такой портрет страны, поделенной бандитами и ментами.
Центральная строчка тут: "Если ты без погон — то кто ты вообще?" Я написал её после просмотра фильма "Дом" с Гармашем, Богданом Ступкой и кучей сумасшедших актеров. Закончив просмотр, текст чуть ли не лился из меня. Был под диким впечатлением, потому что сцена расстрела семьи, сцена с убитой коровой или в целом взаимоотношения между героями — это тяжелейшая драма, но искренность, о которой мы с тобой говорили, просто зашкаливает. Где ни один актер даже глазом не спиздел за весь фильм. В общем, раз уж я постоянно пишу про бандитов, то эту песню я захотел посвятить блюстителям закона, занимающимся вовсе и не законом, а насаждением беззакония. Для полного понимания этой песни, обязательно надо фильм посмотреть. В нём ФСБ-шники передвигались как раз на двух чёрных Волгах. Этот фильм — гордость нашего кинематографа, о котором, к сожалению, почти никто не знает.
Расскажи, а на чём ты сам ездишь?
Я сейчас езжу на том, на чём возит меня супруга. Это KIA Rio. Мои права в России не котируются. Не получил иностранные в своё время и сейчас так влом этим заниматься. Дома у меня была старая BMW “пятёрка”.
Когда ты впервые поставил мне песню "Стрелки", я сразу стал тебя исправлять, мол, ты произносишь название бренда "Victoria’s Secret" с лишней "s" в конце. Можешь пересказать читателям, что ты мне тогда ответил?
Персонаж этой песни — не особо далёкий человек. Не шарящий в английском языке. Поэтому такая ошибка была допущена специально. Когда я написал название этого бренда в тексте песни, я понял, что мой чувак правильно это произнести не сможет. Естественно, надо было исказить. Я просто букву "с" перекинул в названии бренда в конец. Это такой специально задуманный киноляп, который я позволял себе и на старых альбомах Каспийского Груза. Некоторые слова, некоторые окончания специально коверкаются. Если в песне того требует личность героя, то между "надевать" и "одевать" я выберу специально неправильный вариант.
Раньше я смотрел передачу "Школа злословия". В очередном её выпуске Дуня Смирнова рассказывала, что мужчина чаще всего разговаривает глаголами, а женщина — прилагательными. Я забыл детали, но услышанное на мне отразилось. Это ведь так и есть! Женщина — и прилагательное! Точно! Мужчина — и глагол, действие. И я пришел к выводу, что мы как артисты, которые стараются всё показать максимально точно и вызвать эмоцию, обязаны это делать. Обязаны входить в роль и использовать определенные методы, чтобы слушатель почувствовал: "Вот так и должно быть".
Почему тебя интересуют герои трагичной судьбы?
Есть люди, которые пишут, что всё здорово. На Black Star у всех всё весело. Но нетрагичная судьба у меня не вызывает эмоций. Видимо, только в трагедии я способен вызвать у самого себя и у слушателя эмоцию. В этой зоне мне комфортнее.
На “the Брутто” есть коллаборация с Трофимом. Недавно нам Птаха рассказывал, что и у него на альбоме будет с ним песня. Кто у кого подсмотрел?
Птаха точно не знает, что мы записались с Трофимом. Это раз. Во-вторых, я узнал о том, что у Птахи будет с ним песня как раз благодаря вашему сайту. Мы долго её делали с FD Vadim. Я сначала написал свой текст, держа в голове припев, который хочу срезать. Потом FD Vadim сделал бит. Мы всё это шикарно свели — и уже потом отправили песню Трофиму. Первое время он не отвечал — гастроли, корпоративы и так далее. А когда он уже смог послушать, нам его менеджер передала, что песня очень понравилась: "Берите себе её на альбом. Выпускайте. Мы подпишем все бумажки, что вы имеете права на использование припева". Мне это очень польстило. Ведь я понимаю, что если мою собственную песню переделают, уведут её куда-то в сторону, то я дам согласие лишь в том случае, когда это будет сделано талантливо и красиво.
А тебе вообще шансон нравится?
Скорее нет. Смотри: одесский шансон мне всегда дарит улыбку. Это больше фольклор. Особенно неправильно произносимые в текстах песен фразы. Это так подаётся красиво! Даже просто, когда фраза произносится не "чего-то там", а "чегой-то там". Очень нравилось, когда Розенбаум исполнял эти песни. А вообще я любитель бардовской песни. Это было видно на альбоме "Пиджакикостюмы", когда мы попросили артистку Mania перепеть песню Вероники Долиной. Долина всегда писала для женщин и о женской судьбе. Но когда я послушал её, я сразу увидел искренность и дикие рифмы. У неё есть песня "Челентано" — и это просто разрыв!
В песне “Ночевал” повествование ведется от лица женатого мужчины, у которого случилась любовь с другой. Мне вот что интересно: даже учитывая, что ты тут сторителлингом занимаешься и читаешь не о себе, не приходится ли сталкиваться с ревностью со стороны супруги к таким сюжетам?
Она у меня очень мудрая женщина. Конечно же, ей какие-то фразы могут не понравиться в моих песнях. Просто потому что они произнесены моими устами. Но она понимает, что это песня. Это герой. Это роль. Это вымысел. У нас очень хорошие в этом смысле отношения. Она мне доверяет, я ей очень сильно доверяю. Поэтому до скандалов это никогда не доходит.
Расскажи о песне "По ресторанам". Она построена на припеве массивного хита Руслана Набиева.
Хедлайнерский его хит, да. У него нет конкретного связного сюжета в куплетах, но из этих фраз понимаешь, что его текст значительно шире, чем мой. Я свёл его всё же к женщине. А у него там куча всего: и к женщине, и к самому себе, и к жизненным обстоятельствам. Он же был ресторанным певцом. Для него написать песню "По ресторанам" это как мне написать "По гастролям". Там колоссальная концентрация души заложена. Я всегда был от неё без ума, и теперь мне повезло перелопатить её. У меня получилась песня, адресованная девушке, по которой наш герой сходит с ума. Скорее всего, эта девушка поведения легкого.
Почему так?
Потому что мне это показалось правильным и логичным в сценарии такой песни. Потому что все мои бандитообразные друзья из Баку — все! — были влюблены в каких-то потаскух. Они существуют в такой среде, где нормальную девочку не встретишь. Вот мне в сериале "Бригада" и нравится, и не верится в то, что Саша Белый скрипачку встретил. По крайней мере, в моём кругу совсем не так это происходило.
Были такие песни, которые ты очень хотел, но просто не поднялась рука переделать?
Раскрою тебе секрет: у меня есть заготовка на песню Цоя "Апрель", но я сделал её хреново. Там идёт его припев длиннющий, мой большой куплет и потом вновь припев Цоя. Она атмосферная, но я её реально не вывез. Не смог. Это настолько крутая песня, и настолько простецкий у меня текст получился по отношению к его словам. Песня ведь ещё и библейского характера. Я просто держу её в архиве и никогда не выпущу.
Ты рассказывал, что песня “Мои стены” — одна из твоих любимых на альбоме.
У этой песни интересная история: я изначально написал куплет и припев — и отправил её Влади. Мы с ним уже до этого разговаривали, что надо поработать вместе. Он послушал и говорит: "Всё круто, но у тебя настолько там всё грустно. Нет таких эмоций у меня в песнях, не хочу я такие эмоции показывать или привлекать к себе".
Ты живешь в пригороде Москвы. Какие они, твои стены?
Живём в новостройке. Одна сторона дома смотрит в хорошенький дворик с детской площадкой. Гуляют малыши, нелепо паркуются женщины. На другой стороне дома есть балкон, где я всегда курю. Эта сторона смотрит на лес: никого и ничего, только изредка комары. Курю, смотрю туда, о чём-то всегда думаю. Жена зовёт с кухни — я не с первого раза слышу. Очень часто включаюсь на её фразе: "Да ты запарил думать про свой альбом!". Здесь нет знакомых. Здесь почти не узнают. Я здесь гуляю в кепке. Очень не люблю это дискомфортное чувство, когда узнали и смотрят. Здесь у нас тихая и спокойная жизнь. Здесь мы с радостью ходим каждый день в магазин. Гуляем по лесу, я там делаю шашлык недожаренный. Всё очень здорово. Здесь мне спокойно. Здесь не как в центре Москвы.
Песня "Мои стены" перекликается с первой на альбоме в том, что касается темы тоски по родине. Тебе близко это чувство?
Были у меня там свои стены, а потом я приехал и построил здесь свои стены. Построил их из совсем других людей, которые меня знают, начиная с 2014 года. Это совсем другие стены — молодые, новые. Я больше писал о тех людях, с которыми потерял связь. Больше писал о тех разговорах, которых уже не слышу. О тех шутках и о тех акцентах, которых уже не слышу.
Я недавно приезжал в Баку. Ни с кем не увиделся, только с мамой. Вот представь: когда Советский Союз распался, у нас перед домом строили спорткомплекс. Всё было обнесено длиннющим бетонным забором, и каждая плита этого забора была исписана фразами из песен Цоя. "Каждому яблоку место упасть", вроде того. Так вот, теперь там этого забора нет. Там уже всамделишний спорткомплекс. И я, знаешь, поймал себя на мысли: "Вот был бы в то время фотоаппарат, я бы просто крутился вокруг себя и фоткал всё подряд". Тот двор, в котором жил. Те дороги, которыми мы обычно ходили от друга к другу домой. Сейчас, пройдясь по ним, они совершенно другие. В моих песнях есть место ностальгии. Ностальгии по тем стенами и тем эмоциям. По вспышкам в глазах, которые тогда были, а теперь их попросту уже не будет никогда. Если ты живешь в том же месте, где вырос, то такое чувство тебе, наверное, не знакомо. Ты попросту не замечаешь изменений вокруг. Знаешь, по чему я скучаю? У нас на крышах подъездов были деревянные домики, которые мы строили еще в детстве. Они назывались "штабами". В нашем штабе жил я, Рашад и Джамиль. Нас трое, это наш штаб. Седьмой подъезд, йе бой! И такие штабы везде оставались даже тогда, когда мне было 25 лет. Их никто не ломал, с ними никто не играл. А сейчас приезжаешь — и ничего этого уже нету, понимаешь? Я так жалею! На остановке рядом с моим домом, сколько себя помню, стояла будка по продаже хлеба, собранная из каких-то оранжевых панелей. Я даже не понимаю, что это за материал такой. И вот она достояла до 2010 года. Постоянно, когда мимо неё проходил, думал: "Надо сфоткать". Потому что этого не останется. И этого не осталось. Это такая обидная хуйня! Просто осознаешь безысходность, что этого ты больше не увидишь никогда. Всё.
Странно, что ваш успех не стал толчком для азербайджанского рэпа. Что этому подъему мешает состояться?
Вот возьмем Казахстан. За исключением южных регионов, там люди не просто разговаривают на русском, они им прекрасно владеют. И чтобы ты услышал об их рэперах, им достаточно просто начать читать рэп. Если они начнут это делать хорошо, я имею в виду. О наших ты не услышишь, потому что они читают на другом языке. В Азербайджане после развала Союза русский язык естественным образом вытеснился. Власти на это даже не надавливали. И сейчас в Баку ты можешь отдать ребенка в российскую школу — и он с первого по последний класс будет учиться на русском, получит государственный диплом, но весь документооборот на работе, естественно, будет проходить на азербайджанском языке. Новые поколения не изучают русский просто за ненадобностью. Они связывают своё будущее со своей страной, работать собираются здесь же. Учить им русский, в принципе, незачем. По состоянию на 2016 год в Баку есть не так уж много рэперов, которые читают на русском. Выделить могу Трино, мы с ним работали на паре треков. А рэп на азербайджанском развит хоть и не густо, но гуще. Есть много интересных игроков — например, Xpert.
А тамошний слушатель знает о такой группе как Каспийский Груз?
Уверен, что знает. Многие ребята, которые не знают русский, но занимаются рэпом, знают о нас и нашем успехе. Наверное, горды нами. Но мне кажется, они по причине языкового барьера даже не понимают, о чём мы.
Нет у тебя обиды на такой расклад? Любому популярному артисту хочется, чтоб дома к нему было особое отношение.
Нет обиды. Это же абсолютно логичный процесс. Мы начали делать это не на азербайджанском языке, а на русском. Естественно, что и узнать о нас должны в первую очередь те люди, которые понимают язык.
В сообществе Каспийского Груза сейчас 850 тысяч подписчиков. Читаешь ли ты сообщения этих людей? Что они пишут?
Хочешь-не хочешь, а взгляд натыкается на что-то. Последние три отзыва во Вконтакте ведь всегда видны. В самом начале, если честно, я ещё читал. Тогда было огромное количество позитивных комментариев: узкий круг слушателей, паблик маленький, все, кто в него вступил — это люди, которым нравится наша музыка. Все писали хорошее — и я уже тогда понял, что меня это может сбить. Мне нельзя слышать мнения людей, нужно прислушиваться только к собственному. Если я мог наткнуться на 4 подряд идущих комментария, обращенных к одной и той же песне, я мог подумать: "Слушай, это хит!". Нет, это просто стечение обстоятельств. Я мог бы сам себя обмануть.
Какой-то трэш писали?
Ну нас как-то всегда называли типа "Осёл и Шрек". Фигня какая-то по поводу роста. "Мелкий и длинный", типа того. А, слушай, после первого альбома я видел отзыв "Я бы выспался на их концерте". Вот это я помню.
Знаешь, почему я не пишу комментариев? Потому что ощущаю себя самодостаточным. Я знаю свои победы и свои поражения. Способен лично осмеивать свои же слабые стороны. И я уж точно не вправе осмеивать кого-то другого. Нафиг оно мне нужно. Мне это не близко: хуесосить кого-то, кто наступает нам на пятки. Человеку важно самоудовлетвориться. Только кому-то для этого нужно обосрать другого. У меня же самоудовлетворение совсем в другом. У меня нет твиттера. Нет инстаграма. Это совсем не понт, хотя в современном мире таковым, может, и воспринимается. Я вот даже баттлы иногда не очень понимаю. О чём они говорят? Подъёбки в твиттерах, как у того же Канье, я до конца не понимаю. Что это несёт? Почему человек это делает? Вообще, почему человек считает нужным оставить комментарий под записью? Не понимаю, клянусь. Ну, конечно, ты сейчас улыбаешься. У вас комментарии являются одной из главных сторон сайта The Flow. Натыкаясь на комменты у вас, я убеждаюсь, что ваши ребята могут реально писать для стендаперов. Иногда это ну очень смешно. Куда ни глянь, мне кажется, они всё и всех стебут. Всех и всё. Под Пикой, правда, такого не помню, там людям действительно понравился альбом. Я в основном зарубежные новости на The Flow смотрю и, спускаясь в комменты, натыкаюсь на кучу каких-то непонятных мне фраз, локальных приколов. Отсталый я, видимо, человек. Это просто мои стены, бро.
За эти годы Каспийский Груз записался с очень и очень многими. А есть артисты, с которыми не получилось?
В 2014 году мы предлагали Басте поучаствовать в песне "Доедешь-пиши". Мы передали демку. Ответ последовал: "Нет". Может, он был в тот момент больше занят собой. Либо просто не цепануло. Баста — крутой чувак. Больше всего мне нравятся у него проекты N1NT3ND0 и Ноггано, мне кажется, там всё намного сложнее написано. Там порой такие истории, такие хитросплетения! Я иногда слушаю, как он начинает тему, разгоняет её, и сижу думаю: "Блядь, да как же ты это написал? Сколько ты это писал?" Помнишь его песню "Армия"? Мне её впервые поставили буквально месяц-два назад — и я просто охуел. Мне очень хочется поработать с Влади. Интересно было бы со Скриптонитом. На данный момент это, наверное, и всё.
Расскажи о своём букинг-агентстве NVN, где состоят the Chemodan, Пика, Адвайта и Гансэлло.
Сейчас это такая la familia, междусобойчик. Мы делимся с ними опытом своим, зачастую горьким, ну и работаем вместе. Мне, например, понадобилась для песни "Guantanamera" гитара — я поехал к Гансэлло, он прописал. Мне с ними дико комфортно. Плюс талант этих ребят нам виден, этого пока достаточно.
NVN разве не занимается организацией концертов?
Продажей и организацией концертов своих артистов — занимается. Конечно.
А почему тогда "междусобойчик"? Есть the Chemodan, который ездит. Есть Пика, который начинает ездить. Это не приносит прибыль?
Это пока не бизнес-история. У нас всё же больше "общак". Маленький процент денег с концертов откладывается в него и дальше тратится на их же клипы, на репетиции с лайв-бендом, на шмотки, на аренду репетиционных точек, на что угодно. Изначально цели этим зарабатывать не было. Да и сейчас сумасшедших дивидендов с этого никто не ждёт. У концертного директора есть база контактов, и мы этим самым помогаем этим ребятам, чьими фанатами мы же и являемся. Сейчас наш "общак" в минусе. Но зарабатывать этим я бы не отказался (смеется).
Предрекал ли ты такой успех песне Пики "Патимейкер"?
Нет вообще. Впервые я прослушал его альбом дома. Я собирался в тот момент в поездку, три часа ночи, громко слушать не могу. Я раза три репитил "Патимейкера", но любимые мои песни там — это "Кмон" и "Так и живу". Вот они просто разрыв. Не было мыслей, что "Патимейкер" — это сумасшедший успех. Я недавно летал в Ростов к Пике. Гуляем по парку и заходит разговор об этой песне — а он о ней постоянно заходит, она сейчас везде. И Пика произносит такую фразу: "Блин, знать бы заранее, что песня так стрельнет, сделал бы всё совсем по-другому". И это ещё раз доказывает то, о чём мы говорили ранее.
К чему веду: я следил за соцсетями Пики в тот момент, когда выходил его альбом. И насколько помню, вайны и ролики диких танцев, озвученных "Патимейкером", появились у него на стене чуть ли не с первого же дня. Подозрительно быстро. Вопрос таков: не сам ли NVN запустил эти видео в сеть?
Нет, чувак. Я даже толком не понимаю, что ты имеешь в виду. О популярности этого трека я узнал намного позже. Блин, было бы круто, если бы мы в самом начале сообразили, что так будет. Было бы круто, будь такая тонкая продюсерская чуйка. Мы бы сделали всё намного быстрее и лучше. А тут всё развивалось органически. Это, может, и правильно, но мы с Пикой сейчас, как люди взрослые, понимаем, что не очень профессионально.
Группа Каспийский Груз часто по корпоративам ездит?
За всё время существования у нас было всего три корпоратива. Был первый, когда мы посидели-подумали, поняли, что ничего об этом не знаем, и решили попробовать. Даже после огромных концертов мы волновались на таком формате. Как это будет? Надо ли поздравлять со сцены именинницу? (смеется) В эмоциональном плане нам не очень понравилось и мы на долгое время от корпоративов отказались. Потом лишь дважды согласились, но не на дни рождения, а на корпоративы компаний. Нам прямо позвонили и объяснили: "У нашей компании есть молодой состав и пожилой состав. Взрослые взяли группу Непара, а молодежь хочет вас". Курьезных случаев я и не назову особо. Разве что, когда под твою серьезную песню в зале нелепо танцует директор IT-отдела в очках и трясет жирным пузом. Но я знаю истории, когда люди на днях рождения в честь одиннадцатилетия выступали.
Вконтакте очень много чужих песен, подписанных как “Каспийский Груз”. Вы с этим как-то беретесь? Наносит ли это вред группе? И наоборот, приносит ли пользу ноунеймам, подписывающимся вами?
Почему ребята всё это делают, я лично не понимаю. Мы с этим никак не боремся, нам плевать, так как наши истинные слушатели всё понимают и знают, какие песни наши, а какие нет. Но это масштабное на сегодня явление немного бьёт по группе. Цепочка такова — большое количество отвратительных песен, к которым мы не имеем отношения, многими, не знающими нас людьми, воспринимаются как наши песни. Эти люди делают вывод о нас по этим песням и впоследствии высказываются негативно о группе. Но они всего лишь люди ведомые, которых запутали другие недалекие люди. Знаешь, это всё указывает на одну большую проблему в обществе. Даже на две. Первая: люди хавают всё, что дадут. Не проверяя достоверность информации и источника. А значит ими можно манипулировать. И СМИ всего мира этим заняты. А заняты они, потому что люди разрешили им это с собой делать. И второе: часто СМИ сами не проверяют информацию. В больших влиятельных пабликах Вконтакте и по сей день есть подборки песен якобы Каспийского — и все 9 треков в посте вообще не наши. Это очень непрофессионально. Это многомиллионные паблики. Непрофессиональные, но многомиллионные — это как? Кто их читатели? Хотя, я сам же и ответил только что.