Кто такой Дональд Гловер и что он сделал кроме "Атланты" и "This is America"
Материал был опубликован 23 мая 2018 года.
В этом году Дональд Гловер сделал важный скачок — стал не просто популярным артистом и актёром, но и одним из самых обсуждаемых деятелей поп-культуры. Второй сезон “Атланты” оказался даже лучше первого. На днях Гловер появится на больших экранах в роли Лэндо Калриссиана в фильме про Хана Соло, в следующем году озвучит Симбу в “Короле-льве”. Параллельно с этим вернулось и его музыкальное альтер-эго Childish Gambino: клип “This Is America” стал одним из самых обсуждаемых видео-2018.
Сейчас Канье называет его “свободным мыслителем” — что из уст мистера Уэста похоже на высший уровень похвалы. Хвалебные оды Гловеру превратились в один из главных трендов года, и это оправданно.
Ниже — хронология его карьеры, захватившей далеко не только мир музыки и кино. Некоторые факты вас наверняка удивят.
— Начинал как комик на YouTube
Дональд Гловер пришёл на YouTube значительно раньше, чем большинство сегодняшних звёзд площадки. В 2006 году. Вместе с другими студентами Нью-Йоркского университета он организовал комик-труппу Derrick Comedy. Скоро они освоили видеоформат и стали выкладывать свои скетчи на YouTube.
Еще раз: YouTube запустился 14 февраля 2005 года. Первый ролик на канале Derrick Comedy датируется 15 апреля 2006. И доступен только в качестве 240p — просто потому что по-другому тогда было нельзя.
— Был сценаристом успешного сериала “Студия 30”
В 2006 году 23-летнего Дональда наняли работать над сериалом “Студия 30”. Отчасти из-за его таланта, но в первую очередь — из-за цвета кожи. Так ту историю вспоминает Тина Фей, одна из создательниц и исполнительница главной роли в сериале: "Я оценила его талант, но мы взяли его, потому что из-за инициативы NBC он доставался нам абсолютно бесплатно", — канал покрывал расходы на авторов, принадлежавшим к группе "меньшинств".
В итоге Гловер стал одним из сценаристом и исполнительным редактором сериала, а также сыграл нескольких эпизодических ролей. И если не считать маленькую роль на шоу Конана О’Брайена в 2005 году, это был его телевизионный дебют.
В составе сценаристов он трижды получал награду Гильдии сценаристов США за лучший комедийный сериал — не “Оскар” и не “Золотой глобус” (его он получит за “Атланту”), но приличная нишевая премия.
— Делал карьеру в стендапе
После ухода из “Студии 30”, Гловер сосредоточился на стендапе. Как итог — две больших стендап-программы, одну из которых показали на канале-мекке американского юмора Comedy Central.
Если вам лень смотреть его часовой стендап “Weirdo” (“Чудак”), советуем вот этот ролик на три минуты. Лучшая шутка: “Все евреи любят летние лагеря. И это странно. Потому что будь я евреем, в жизни бы не хотел оказаться в месте под названием “лагерь”.
— Стал звездой сериала “Сообщество”
В 2009 году стартовал сериал “Сообщество”, созданием которого занимался автор “Рик и Морти” Дэн Хармон. Он пригласил Гловера на роль бывшей звезды школьного футбола Троя Барнса. Но был нюанс: “Роль Троя задумывалась для белого актёра. Когда вам говорят о бывшей звезде школьного футбола, вы сразу представляете белого качка. Я не был ни белым, ни качком, так что мне пришлось подумать, что я могу дать этому образу".
В итоге Гловер идеально сработался с Дэнни Пьюди, который играл в сериале Абеда. Их дуэту принадлежит один из самых виральных и удачных моментов сериала — короткая зарисовка в конце одной из серий первого сезона, где их персонажи читают “библиотечный рэп” на испанском.
В 2013 году он ушёл из сериала. Многие считали, что его уход был связан с развитием музыкальной карьеры, но сам Гловер иначе пояснил свои мотивы: “Я ушёл из “Сообщества” не ради рэпа. Я не хочу читать рэп. Я просто хочу быть сам по себе”.
— Послужил вдохновением для создания чернокожего Человека-Паука
В 2010 году студия Sony объявила о перезапуске фильмов про Человека-Паука. Фанаты “Сообщества” тут же бросились в социальные сети с хэштегом #donald4spiderman. Гловер действительно подходил на роль Питера Паркера всем, кроме цвета кожи. В итоге Человека-Паука сыграл Эндрю Гарфилд, но история получила неожиданное продолжение.
В сентябре 2010 года стартовал второй сезон “Сообщества”. В его первой серии персонаж Гловера просыпается в своей комнате в пижаме Человека-Паука — так создатели сериала подыграли своей аудитории, которая сделала всё, чтобы Гловер получил роль.
А спустя год в продаже появился комикс “Ultimate Fallout”, в котором состоялся дебют Майлса Моралеса — чернокожего Человека-Паука. "Я увидел его в этом костюме и подумал, что почитал бы такой комикс. Здорово, что именно я его и писал", — так создание Моралеса комментировал автор Брайан Майкл Бендис.
— Стал рэпером Childish Gambino
Свой первый микстейп “Sick Boi” Гловер выпустил ещё в 2008 году — и едва ли его стоит воспринимать всерьёз. Псевдоним Childish Gambino Гловер получил, просто вбив своё имя в генератор имён Wu-Tang (попробуйте и вы).
Серьёзнее относиться к музыке он стал, когда познакомился с композитором Людвигом Горанссоном, тогда делавшим музыку для “Сообщества”, а в этом году ставшим одним из авторов саундтрека “Чёрной пантеры”.
Они записали микстейп “Culdesac” и с тех пор Горанссон принимал участие в записи всех альбомов Childish Gambino, включая главные хиты Гловера — “3005” и “Redbone”.
Раннюю музыку Childish Gambino многие называли “Lil Wayne с высшим образованием”: Гловер тоже выпускал огромное количество микстейпов, где заваливал слушателей безумным вордплеем, только более интеллектуальным.
Дебютный альбом Childish Gambino “Camp” критики порвали: Pitchfork вообще выставил пластинке унизительные 1.6/10, отругав поп-рэп-продакшн и “мультяшный флоу” Гловера. Этому эпизоду он посвятил строчку в песне "We Ain't Them": "К чёрту людей, бросивших писать мне после 1.6".
— Превратил второй альбом в арт-перфоманс
“Because the Internet” вышел в 2013 и подкупал не только обилием отличных песен, но и концепцией. Вместе с релизом альбома Гловер опубликовал сценарий на 73 страницы, расширяющий и дополняющий контекст “Because the Internet”. Его подробным декодингом на русском языке несколько месяцев занимался Illumate, посмотреть его разборы (пусть и дошедшие только до середины альбома) можно здесь.
В ходе промо-кампании альбома стало понятно, что Гловер появляется на всех интервью в образе своего персонажа по имени The Boy и продолжает стирать границы между реальностью и миром альбома. Возможно, примерно тем же сейчас занимается и Kanye West.
— Создал “Атланту”
Изначально сериал подавался как история двух кузенов, пытающихся добиться успеха на региональной хип-хоп сцене. На деле оказалось, что “Атланта” — сериал про жизнь чёрных людей в Америке. И хип-хоп играет тут далеко не ведущую роль. “Мне никогда не нравилось смотреть, как кто-то приходит к успеху. Это скучно”, — подробнее про “Атланту” можно прочитать вот здесь.
— Почти сделал сериал про “Дэдпула”
В 2017 стало известно, что Гловер вместе с братом Стивеном (одним из сценаристов “Атланты”) берутся за написание сценария к анимационному сериалу про Дэдпула, который должен был стартовать на канале FX в конце 2018 года.
Весной проект отменили. "Из-за креативных разногласий FX, Дональд и Стивен Гловеры и Marvel Television решили прекратить работу над мультсериалом "Дэдпул", — такое заявление опубликовал канал FX. Чуть позже один из его представителей заявил, что Гловер был “слишком занят”, чтобы полноценно работать над сериалом.
Версия самого Гловера отличается. В твиттере он написал, что не был занят и в качестве доказательства приложил сатиричный сценарий финального эпизода мультсериала, в котором высмеивал многие корпоративные правила. Полную версию сценария на русском можно прочитать в паблике Flowmastaz.
“Мы хотели посоревноваться с “Риком и Морти”. Горжусь нашей командой”, — так новость об отмене сериала прокомментировал Стивен Гловер.
— На очереди — Голливуд
В 2015 году Гловер стал мелькать на большом экране благодаря небольшим ролям в “Супер Майке XXL” и “Марсианине” Ридли Скотта. В прошлом году он добрался и до перезапуска “Человека-Паука”, правда, снова в эпизодической роли.
В мае выходит сольный фильм о Хане Соло, где Гловер сыграет Лэндо Калриссиана. И возможно, эту роль Дональд ценит больше, чем все остальные вместе взятые. Фигурка Лэндо была любимой игрушкой его детства, на выпускной альбом Гловер фотографировался в кофте с логотипом “Звёздных войн”, а его отец — несмотря на то, что был и остаётся Свидетелем Иеговы — забирал сына с уроков, чтобы успеть посмотреть фильмы-приквелы в кино.
В 2019 выходит ремейк “Короля-льва” — там Гловер озвучит Симбу. И уже сейчас можно уверенно говорить, что это будет один из самых кассовых фильмов года.
— Он вернулся с “This is America” — самым сильным клипом года
Песня называется “Это — Америка” и она балансирует между традициями африканской народной музыки, классическим попом и агрессивным трэпом. Childish Gambino смешивает африканские танцы с виральным движениями с YouTube, стреляет в затылок мужчине, сильно напоминающему отца Трейвона Мартина (жертве полицейского насилия в США) и убивает из автомата церковный хор (отсылка к расстрелам церквей — за последние три года они происходили трижды). Оба действия он заканчивает, передавая оружие в руки чернокожим подросткам, которые радостно забирают его себе.
В позе Гловера в клипе легко разглядеть отсылку к Джиму Кроу, персонажу американского фольклора, который исполнял карикатурную роль чернокожего раба. В 20 веке в Америке существовали негласные “законы Джима Кроу”, на которых основывалась сегрегация — на бумаге афроамериканцы имели равные права, но на деле сталкивались с огромным количеством запретов.
“This is America” — самое сильное и резонансное (175 млн просмотров) заявление о жизни чернокожих в Америке со времён выхода альбома “To Pimp a Butterfly”.
— В президенты он пока не идёт, но всё ещё впереди
Одновременно быть на виду в музыке, кино и на телевидении — достижение, которым могут похвастаться немногие (или никто?). При этом, создаётся впечатление, что Гловеру искренне интересно заниматься всем и сразу.
Нас с детства учат заниматься только тем, что мы умеем. А что делать, если ты одинаково хорош во всём? Ответ Дональда Гловера: "Сейчас я взобрался куда выше, чем когда-либо предполагал. Но это не значит, что я никогда не думал об этих высотах. Мне нужно больше свободы, чтобы делать вещи, которыми не занимается никто другой. Отчасти я занимаюсь своим делом, просто потому что я единственный, кто на это способен".
И пока в нашем мире будут такие звёзды, всё будет хорошо.