Через эту призму мы и смотрим на свежий и сверхуспешный микстейп Drake
Тексты
20 февраля 2015
Нам кажется, что Drake vs Kendrick Lamar — это главное рэп-противостояние 2010-х
Текст: Лёша Горбаш
Рэп — это соревнование. А противостояния его лидеров привлекали к жанру особый интерес и двигали рэп вперёд.
2Pac, Notorious B.I.G и их трагичная судьба стали символом рэпа девяностых. Nas и Jay Z вывели рэп-диссы на новый уровень в начале нулевых. Kanye West и 50 Cent решали конфликт не кулаками или панчлайнами, а цифрами продаж — что отлично отражает положение дел в хип-хопе того времени.
С тех пор рэпу сильно не хватало подобных прямых антагонистов. До этого года.
Не смотрите, что Kendrick Lamar и Drake записывали совместные песни. Сейчас они — прямые конкуренты и лидеры своего поколения. Которые будут решать, кому править рэпом в ближайшие несколько лет. Оба планомерно шли к этому моменту. Каждый своей дорогой. Kendrick всегда был где-то поодаль, спокойно записывая песни, которые сходу превращались в современную классику.
Drake же, напротив, последние пять лет находится в центре внимания. Его который год обвиняют в “мягкотелости”, на что он раз за разом отвечает песнями, вроде “Started from the Bottom”. А потом заново провоцирует те же разговоры, когда выпускает “Hold On We’re Going Home” — песню сколько прекрасную, столь же противоречащую всем рэп-канонам. Каждая новая обложка становится черновиком для бесчисленных мемов. Над Drake принято посмеиваться. И делают это не только жители интернета, но и вполне себе именитые артисты. И Drake не боится им отвечать: будь то уважаемый Common или не особо уважаемый Tyga.
Пока Kendrick Lamar спокойно работает в прохладной тени всеобщего одобрения, Drake всё время приходится что-то доказывать. Так что речь идёт не только о противостоянии непосредственно музыки, но и подходов к её созданию.
Ещё не закончился февраль, а уже понятно, 2015 будет интереснее предшественника. Затишье позади, впереди — музыкальная война. Пусть и холодная.
Kendrick Lamar записывает очень “чёрный” альбом и вроде как пытается отойти в сторону от мнимой борьбы за титул рэп-короля. Но его всё равно попытаются усадить на трон. Не он сам, так окружение из TDE и фанаты. Да и как человек, записавший тот-самый-куплет из “Control”, вообще может отказаться от рэп-короны?
Чем занят Drake, который тоже пообещал в 2015-м новую пластинку? Без предупреждения выпускает микстейп, который за неделю продаж на iTunes скупают полмиллиона человек — неправдоподобно много по нынешним временам. Параллельно он бьёт рекорды на Spotify: почти 24 миллиона прослушиваний за 4 дня. Внушительно. Это заявление.
Сейчас в рэп-музыке есть артист, который может себе позволить пойти на такой шаг и победить. Ему, кстати, ещё нет и 30. У него есть время и силы, чтобы 2010-ые вспоминали как “десятилетку Дрейка”.
“Настанет день когда Дрейку надоест рифмовать о своих отношениях с мамой и папой, об успехе его дебютного тейпа, о сексе с порнозвездами и стриптизершами, о тяжелой жизни в Торонто, о том что он твердый снаружи, но мягкий внутри”, — это один из комментариев к нашей новости об успехе микстейпа. И он суммирует более-менее все стереотипы о Drake, которые многие до сих пор ставят ему в укор.
“IYRTITL” — разрушитель легенд. Здесь нет никакой мягкотелости. Все 70 минут Drake будет вас мотивировать, рассказывать, как живётся успешному и богатому артисту, и много хвастаться. Да, он всегда остаётся человеком: переживает из-за больших кредитов, говорит, что ему сложно притворяться и быть дружелюбным с другими рэперами. Говорит “спасибо” родителям. И всё это Drake делает искренне. Так, что ему веришь и легко перекладываешь его проблемы на себя.
Это человечность, которой так недостаёт многим артистам. И это — ещё одна из причин его успеха.
Ещё Drake остаётся верным “своим людям” и спешно сбегает с Cash Money. Он чётко обозначает, на чьей стороне в борьбе Birdman-Lil Wayne: “Weezy не мог найти лучшего преемника”, — гордо заявляет канадец на последнем треке микстейпа. Там же он в 4 строчки уничтожает рэпера Tyga и не оставляет никаких вопросов о судьбе YMCMB: хэппи-энда не будет. Это не ещё одна причина успеха Drake, но дополнительный “штрих к портрету”. Нынешнему Drake не нужны ни Birdman, ни Lil Wayne, но он и не думает уходить в сторону от конфликта.
На днях в “Волне” писали, что “IYRTITL” нужно рассматривать как альбом, а не микстейп. Мол, настолько это серьёзный релиз для артиста. На самом деле, нет. “If You’re Reading This” задумывался как микстейп и никак иначе. Поэтому и воспринимается именно так.
А требования к микстейпу автоматически на порядок ниже. Какая разница, что он звучит очень сыро? Ну и что, что некоторые треки растягиваются в одну тягучую непонятную песню на 15 минут? Подумаешь, песни пишет PartyNextDoor, а не The Weeknd. Это микстейп, а не альбом. Тут можно. Главное — энергия.
А её в Drake хоть отбавляй. Хватит и на “Views from the 6”, и на войну с бывшими коллегами по Cash Money, и на тот самый трон.
Сейчас в западном хип-хоп нет человека, который был бы к своим слушателям ближе, чем Drake. В этом и заключается причина такого успеха “If You’re Reading This”. Он может позволить себе продавать микстейп, просто потому что людям нужен новый Drake. Весь прошлый год канадец выпускал одну хорошую песню за другой. Это не были синглы с альбома, — просто песни, которыми артист делился со слушателями. Вот “0 to 100”. Вот какие-то хакеры угнали несколько неизданных треков — следующим утром Drake выпустил их на soundcloud. Ни о каком iTunes речь тогда не шла. Для сравнения — Kendrick Lamar и тут работает по-другому. Выпуская одну песню за год.
В конце октября на Complex появился сборник всех треков Drake за 2014 год, который подавался как “лучший альбом года, который так и не вышел”. Это не казалось преувеличением.
Сейчас Drake просто выпустил микстейп. Что будет, когда он дозреет до релиза четвёртого альбома?
Твой ход, Кендрик.
В ТЕМУ: Почему по текстам Кендрика Ламара будут писать диссертации
Самое популярное за неделю