Фьюз: "Нас не обижали все, кто хотел"
Первый альбом группы Krec вышел почти полтора десятилетия назад, но классической пластинкой стал второй, "Нет волшебства". Сейчас Krec — это Артем Fuze, на днях выпустивший второй срежиссированный им релиз. "FRVTR 812" — в своем роде возвращение на десять лет назад, по звуку и смыслу, на ту же Кухню. Разве что прежних друзей на ней нет. О новом альбоме и многом другом мы поговорили с Фьюзом, но сначала — премьера нового сингла.
Когда ты в последний раз вспоминал про Антона до начала работы над альбомом?
Да, наверное, и не вспоминал… Непонятно, кто про кого вспомнил, может, он про меня?
Звучит по-книжному!
Не знаю, мелькнул он как-то. Зацепилось одно за другое, понеслось. Потом я подумал: "А чего он одинокий такой?" Вспомнил Глеба, Оксану и все вытекающие последствия.
В начале двухтысячных для вас они были какими-то оформленными персонажами или были мазками написаны?
Да они и сейчас не оформлены! Им тогда это не мешало жить своей жизнью, всех интересовало, кто они такие. Мне что нравилось тогда — все рассказывали какие-то истории, рэп был полон историями, которые жили своими жизнями, обрастали легендами. Были полны мистикой и правдой из нашей собственной жизни. Мне нравилась та волна и я стараюсь ее поддерживать.
Кто их придумал?
Первого запустил Грязный.
Ты помнишь сам момент, он что-нибудь объяснял?
Он вообще ничего никогда не объяснял. В этом плане нам было тяжеловато. Я хотел его спросить про какую-нибудь строчку, а он так глупо улыбался в ответ — и привет.
Но ты решил поддержать?
Поддержать? Антона — определенно.
Можешь его как-то описать?
Да я столько про него в альбоме рассказал, что еще что-то описывать дополнительно неинтересно. Да он сам и не главный. Это про проблемы маленького человека в большом городе. То, как он видит город и жизнь и то, как город видит его.
Как я могу понять, это слабый человек.
Все мы слабые. У всех есть грехи-пороки и все такое. В этом альбоме они выделены жирным шрифтом в некоторых треках. Не буду же я рассказывать про то, как у него все хорошо, как Антон проснулся, почистил зубы, провел день, гуляя по парку.
Получается, что рассказывать о том, как человеку плохо, имеет больше смысла, чем рассказ о том, что у него все более или менее нормально?
Не знаю, просто мне так интереснее. Я думаю, что смысл можно найти везде или не найти нигде. Ты же знаешь мое творчество, творчество группы Krec — всегда это были драмы, неудачи и все такое. Но не чернушники какие-то, конечно. Хотя когда-то… Помню, Сэт из Краснодара, когда мы не были еще знакомы лично, спрашивал: "Ты че там, в подземном переходе живешь?! Где это ты все копаешь?!" Не знаю, почему так. То ли город так влияет, то ли камертон внутренний диктует такое настроение. Я по жизни-то веселый человек.
Я как раз об этом и хотел спросить. Выходя из будки, ты становишься другим человеком?
Я живу в будке! Кстати, думал об этом панче. Именно этот альбом отчасти родился от того, что я часто гуляю по улицам. Часто один, часто поздно вечером, часто в плохую погоду. Слышу много всяких вещей. Вот вчера мы снимали видео и такого наслушались в колодцах! И проклятий, и "я тебя люблю", и "сходи за сигаретами", и "чтоб ты сдох", персонажей всяких видели. А когда ты один ходишь, впитываешь запахи, атмосферу — это влияет.
Случаются интересные встречи?
Интересные? Ну я стараюсь встреч-то избегать. Когда один гуляешь, интереснее быть за кадром, нежели участником чего-то. Бывает, да, с кем-нибудь поболтаешь, с кем-нибудь порамсишь, не без этого.
Ты согласен с тем, что традиция считать Питер городом мистическим, заложенная уже давно, она имеет под собой подоплеку?
Наш Питер может быть каким угодно, придумать можно все. Хоть мистическим, хоть фантастическим — он позволяет. Хоть магическим. Эта тема не раскрыта еще и на три процента, все впереди. И я хотел бы приложить к этому руку. Может быть, сценарий какой-то написать с какими-то действиями просто нереальными. Неисчерпаемая тема.
Сколько времени прошло с того момента, как Антон вернулся, до готовности альбома?
Я писал год. В общей сложности — ни весны, ни лета, только две зимы и две осени. Специально ничего не делал на эту тему весной и летом, потому что ждал, пока наступит правильная погода, чтобы продолжить эти прогулки. Мне хотелось, чтобы максимально атмосферно было в моей жизни. Закончил этой зимой, но выпустить не успел. Хотел и выпустить зимой или осенью, чтобы хотя бы в Питере успели его послушать в ту же погоду, что и сочинялся.
Возвращаясь к прошлому — ты не возвращался мыслями или на деле к друзьям той поры?
Мыслями — очень часто, конечно. Я думаю, что через этот альбом со слушателями гворит мое поколение, мой город, я сам и друзья, которых нет, наш опыт.
Слышал про историю с Тони? Что думаешь по этому поводу?
Ну а что я думаю? Антон доказывает уже много лет, что "нет пределов совершенству". Думаешь, что хуже некуда, а он доказывает, что есть, куда расти, и удивляет с каждым годом или раз в три года. Я уже не удивляюсь. Такое падение в пропасть. Конечно, он тоже меня вдохновлял в этом плане, то есть, его опыт, его жизнь. Учитывая, что я его помню веселым загорелым парнем, который играл в сакс на Дворцовой. С такой белоснежной улыбкой. Веселый, спортивный, любимчик девушек, драчун. Он вырубал каких-нибудь здоровых типов, с которыми, казалось, не надо связываться. Укладывал одним ударом. И потом вот так все жестко. Се ля ви.
Можешь вспомнить, как сам попал в группу Невский бит?
Конечно. Мы познакомились с Тони и Маратом в автобусе на Невском. Они приходили на Дворцовую, где я тусовался со старшими ребятами из Горьковской тусы. Мы зацепились, привет-привет, стали общаться. Частенько зависали у Сэда, и где-то через год оказалось, что они создают группу. Марат поставил пару минусов, они очень мне понравились. А я всегда хотел участвовать в движухе музыкальной, но себя как рэпера я не видел. Ездил в гости к Вольту, который пилил, и этот процесс меня очень прикалывал. Я подумал, что вот он мой шанс вписаться в группу! Стал проявлять инициативу: "Я буду скретчи делать!" Оказалось, что и Сэд играет на клавишах, подтянули барабанщика черного, Поля, бас-гитарист был. Я как диджей умудрился даже съездить на пару Rap Music. С Тони и Сэдом в первую поездку поехали на "собаках" в минус тридцать. Три шапки, три кенгурухи… Дубак нереальный, ночевать в Москве негде. Шефф нас отправил на какую-то дискотеку, где тусовали черные, мы спали в чиллауте. Жесть. И вот тогда я впервые вышел на сцену, в девяносто седьмом-восьмом. Ведущий сказал, что нужно выйти, сделать легкий репрезент: "Йоу, Москва!" У меня тогда сердце так заколошматило! "Что, выйти на сцену?! Я же просто диджей!" Жалко, что нету записи моего бледного лица.
То есть ты дважды проходил Rap Music?
Трижды вошел в эту реку! В последний раз мы поехали большой толпой просто подержать Ikambi Gwa Gwa, с травой, с бухлом. Всем мешали выступать.
Ты не хотел привлечь к работе над "FRVTR 812" своих бывших коллег?
Кого-то из старой тусы, Смоки? Слушай, нет, не хотел. Ну все-таки тогда наше творчество вытекало из общения, сейчас общения нет. И не хочется его за уши притягивать. Хотел на припев "Трипа" позвать Наадю из Москвы. В "Этажах" (клуб в Санкт-Петербурге) попал случайно на ее концерт, понравились эксперименты с электронным звуком. Но она куда-то уехала и не срослось. Больше никого и не планировал приглашать. Ну если бы, конечно, кто-то сам появился. Знаешь, звонок в дверь, и Крипл там: "Здорово, че делаешь?" Тогда, конечно.
Два года назад мы говорили по поводу акустического альбома и был вопрос, как тебе работается без Марата. Тогда ты ответил, что еще не пробовал, еще нет рэп-альбома. Вот ты сделал альбом, где почти вся музыка от Dister. Кто это?
Молодой битмейкер-рэпер из Одессы из группы Идея Фикс. Очень талантливый чувак, мне посоветовал его друг с Одессы, Биос, достаточно известный граффитчик. Я послушал — крутой продакшн. Зацепились в сети, начали сотрудничать в рамках XX Fam, а когда я записал с ним три трека на альбом, то подумал, что можно дожать и до альбома. Пришлось взяться засучив рукава. И на двойном альбоме XX Fam много задумок были именно моих, я его спродюсировал. То есть уже разогнался, неважно было, акустический альбом или не акустический, ушел Марат или нет.
Ты с начала года выложил двенадцать новых треков, они не подходили по замыслу к альбому?
Там есть те, которые у меня уже лежали, есть те, которые я записывал параллельно альбому и выкладывал на следующий день. Планирую продолжать в том же духе. Материал еще есть, сейчас альбом выйдет и пойдут синглы дальше.
Ты Дистеру давал указания вроде: "Послушай, как было, и сделай что-то такое же?"
Ха, ну грубо говоря, что-то похожее я и сказал ему. Еще последних песен восемь мы отталкивались от того, что я ему говорил: "Антон еще не все сказал".
Когда ты выложил первые треки этого альбома, была ли какая-то восторженная реакция. Ура, Krec вернулся?
Ну какой-то там резонанс был. Но я уже не жду ничего, на самом деле, в плане фурора, успеха: "О, боги, что он сделал!" Сейчас я делаю музыку больше для себя, потому что в плане рифм каких-то я себе уже много доказал и на "Молча проще" зарифмовал слово на слово и через слово, как только можно. Понял, что это могут оценить какие-то единицы, это все неважно для людей. Люди хотят, в большинстве своем, услышать что-то, что они когда-то услышали. "Сделай, как в 2004-м!"
Ты же и сделал.
Да я не пытался сделать так же, как мы делали тогда, я хотел сделать по-другому. Я не хотел изначально презентовать этот альбом, ездить с ним. Сделал его для частного прослушивания, для тех, кому это нужно. Его не включишь на вечеринке, это больше момент для уединения, надеть наушники. Не аудиокнига, конечно, это слишком пафосно, но что-то где-то.
Говоря о том, что ты никакого фурора не ждешь, ты имеешь в виду этот альбом или же в целом?
Да вообще не жду уже. Фурор обычно производит молодой артист, который хочет всем показать, как надо. А я уже столько всего сделал, что от меня ожидать? Ну зачитает он круто, но мы что, не слышали, как он круто читает? Попробует спеть — ну спел что-то. Но это же не значит, что мне надо бросать? Мне нравится это делать, есть люди, которые ценят. А взрыва какого-то не жду. Я почему этим занимаюсь? Потому что, начиная текст, я не знаю еще, чем он закончится. Всегда есть интрига для меня самого.
В недавнем интервью Иван Дорн среди тех рэперов, с которыми он хотел бы записать фит, указал и тебя.
Да я хотел ему что-то предложить из тех синглов, что вышли перед альбомом. Набрал ему, предложил — мы общались до этого, прикольный человек, талантливый. Он говорит: "Да, скинь что-нибудь послушать, но если мне что-то не понравится… А что, если мне не понравится?" Когда он в третий раз сказал, что вдруг ему не понравится, у меня желание пропало. Решил не испытывать судьбу.
Может, он так переживал?
Слушай, да я тоже запереживал! Говорю: "Ладно, скинь мне сам тогда что-нибудь". Ну бывает, что телефон или интернет искажают мысли, не получается донести. Надо лично встретиться, пообщаться.
Ты совсем недавно был в Японии. Хоть границы давно открыты, все равно эта страна остается очень экзотичной.
Так и есть! Во многом Токио похож на Нью-Йорк, подземка и прочее, мне очень понравилось. Впечатлила архитектура, количество и многообразие домов — одинаковых я там не увидел. Не понимаю, как это чисто технически сделано, ведь у домов есть же какие-то типы, проекты, а там абсолютно все разные. Понравились сами японцы. Токио — мегаполис, очень много людей, но все они с достоинством, никто не толкается. Реально впечатлило, как люди организованы. Ну и чистота. Идеальная чистота в огромном городе. После этого трудно возвращаться. У меня во дворе помойка и в диаметре пятнадцати метров от нее тоже все раскидано. Сейчас смотрю в окно, там пакеты летают. И думаешь: "Когда же мы перестанем так поступать?"
Я так и вижу комментарий на сайте: "Выйди и убери!"
Начнем с того, что я не мусорю. Ну вообще, надо и убирать, да. Может, лет через десять займусь этим вопросом.
Что такое сборник "Обелиск", выход которого планируется?
Это будет сборник синглов, выпущенных до альбома. Плюс еще сколько-то выйдет после, я их объединю и выпущу на всех платформах для тех, кому лень качать по отдельности и собирать в папку. Для тех, кто хочет поддержать меня. Еще в планах сборник от XX Fam, но все идет очень медленно. Все так заняты своими проектами и жмут хорошие треки!
Кажется, пару лет назад ты был более воодушевлен насчет этой тусы?
Да, так и есть. Я занялся альбомом, а если я не шевелюсь, то и никто особо не шевелится. К сожалению, это факт. Я парней ругаю, совместки какие-то иногда выходят, но все это не в том темпе, в котором хотелось.
У Витька недавно открылась школа рэпа. Ты заходил туда?
Да, сейчас второй набор идет. Слушай, я бы сходил, провел бы занятие. Думаю, что школа — неплохая идея.
Не кажется, что школа рэпа — это как-то искусственно?
Я знаю ребят, которые ходили в школу брейкданса и стали Top9 (одна из лучших брейкданс-команд мира). Вот сколько бы они ковырялись дома, смотря видео, если бы не пошли в школу к Сержу? Я знаю граффитчиков, которые ходили в школу граффити, как бы это ни считалось уличным искусством, ходи-смотри на стены. Но есть же вещи, которые нельзя найти в интернете или до конца понять без общения напрямую. Что им, писать мне Вконтакте: "Фьюз, а как там сделать?" Я вряд ли отвечу в сети, честно. У каждого свой путь — если есть огонь внутри, то какими способами ты получаешь знание, неважно. Может, я бы и сам в свое время пошел в такую школу, если бы она была, если бы ее вел какой-нибудь уважаемый мной чувак, Влади там или Лигалайз. По скретчу же мы проводили раньше какие-то встречи, показывали фишки. Еще малая часть людей может чему-то научить и что-то объяснить. Я, к сожалению, столкнулся с таким, что со многими рэперами о рэпе и не поговорить даже. О технической какой-то стороне, о наполнении, о смысле. Они просто делают и делают, а объяснить не могут. С Чеком мы много общались по технике, и это было круто. Двойные рифмы, еще что-то — он много мне подсказал американских штук, о которых я не знал. Я их чувствовал и применял инстинктивно, но не понимал. Он мне объяснял, что я делаю, я активнее начинал их юзать. А с Ассаи, когда еще в группе были, я пытался завести разговор о смысловой нагрузке его текстов, а он: "Э-э". Ничего вообще, никакого диалога. А я люблю общение и осмысление того, что ты делаешь.
Давным-давно общался с Ассаи, еще в "аське", и рассказал ему случай, когда меня специально пытались подрезать на дороге, чтобы развести на деньги. Он впечатлился историей и сказал, что теперь будет только с тобой ездить на машине. Ты и вправду был тогда таким агрессивным, а теперь добрый?
Сейчас я добрый? Да я к своим всегда добрый, а не к своим — агрессивный. Просто недостаток воспитания! "Уличное воспитание" звучит слишком пафосно, будто я такой весь уличный, тигр какой-то. Все мы просто районные парни, и в какой-то степени гопники. Кто-то больше, кто-то меньше. Да, могу за себя постоять, иногда это чересчур проявляется. За рулем могу наорать на кого-то, а потом думаю, чего я орал? Да, когда мы выпускали первые альбомы, обычно я вел переговоры — сейчас вспоминаю: парни в спортивных костюмах, лысые, что-то с кем-то там спорили, наверно, не в самой мягкой форме. Было и такое. Но видишь, работало это в те времена! Зато нас не обижали все, кто хотел.