Тексты
Автор: Андрей Недашковский

Роман Bestseller: "Прозвище я придумал в 19 лет, чтобы все получилось"

Человек, придумавший звук Ивану Дорну — об украинском трезубце на "Новой Волне", цыганской гитаре и толкиенизме.

Внеси ясность: ты окончательно покинул группу Ивана Дорна?


У Вани сейчас фаза гастрольная, в которой я участия не принимаю. А как только наступит творческая фаза, думаю, мы опять что-то замутим. Альбом "Randorn" мы писали очень долго и каждую из этих песен я слышал по полторы тысячи раз точно. И ведь столько же, наверное, раз парни эти песни переслушивали, пока готовились к концертам. Выходит, если бы я еще на репетиционке с ними находился каждый день, больше ничего в жизни не смог бы написать.

Переезд в Москву повлиял на работу?


Мне очень нравится работать с творческими людьми. Во вторую очередь, с платежеспособными (смеется). По приоритетам, именно в таком порядке. А работать с людьми творческими по интернету — это сложно. Тут очень важен полноценный контакт в студии, ведь по "скайпу" или по почте в режиме "отправил-получил" — это не то.

С кем было работать интереснее всего?


С Сережей Пиццей. Как оказалось, он тоже гитарист, да и вообще у нас много общего. Даже в том, что касается музыкальных вкусов. Безусловно, на нас с ним повлияла черная музыка: фанк, регги. А моя глава харьковского битмейкерства как раз была очень тесно переплетена именно с африканской музыкой.

Сколько времени уходило на один бит?


Я в то время старался каждый день делать по одному биту. А потом меня закрутило в поп-рынок, и я забил. Есть такая поговорка: "Для того, чтобы диджей стал пишущим диджеем, ему нужно написать 500 ремиксов. А 501-й будет классным". То же справедливо и в отношении битмейкеров. Но там, в этой пословице, не указана одна поправка: если между 501-м и 502-м пройдет, хотя бы, три месяца, тебя отматывает назад. Куда-то к биту 35-му. Нужно постоянно поддерживать это все. Музыка — дама ревнивая, и ей всегда нужно уделять внимание.

Подход к написанию хип-хоп инструментала и написанию поп-песни сильно отличаются?


Хип-хоп бит сделать сложнее. Это я не о том хип-хопе, который делается по шаблону сэмпл-бас-бочка-снейр, а о том хип-хопе, который отличается от стандартов. Настоящий крутой качающий хип-хоп. Тут нужно уметь сэмплировать, уметь чувствовать саунд драмлайна, уметь играть на музыкальных инструментах, потому что далеко не всегда все можно вытащить из сэмпла. Порой приходится доигрывать вживую на басу или электрогитаре, флейте или саксе. И нужно, чтобы это звучало так, будто сыграно живым бэндом чернокожих засранцев из Америки.

Когда мы брали интервью у битмейкера Capella, он охарактеризовал тебя как "человека, который сделал Ваню Дорна". Ты с такой формулировкой согласен?


Нет. Когда мы с Ваней начали работать, он заскочил ко мне буквально на 15 минут — именно столько длилась наша первая студийная сессия, — потому что он спешил дальше на какие-то интервью и съемки. Он взял в руки гитару и я записал в два независимых канала отдельно гитару, и отдельно вокал. Правда, писался под метроном. И тут же уехал. Я не знал, что делать с этой песней, потому что не знал его музыкальных предпочтений, не знал ничего. Сделал так, как нравилось мне. А уже потом выяснилось, что наши музыкальные вкусы совпали. И в дальнейшем, продолжая работать, я понимал, сколько общих треков у меня с ним. Это и старый фанк, и Джордж Бенсон, в общем, куча всего. А та песня, которую мы первой сделали вместе, была "Тем более".







Как вы с Дорном познакомились?


Это произошло, когда он приехал на студию Димы Климашенко. Когда Ванька в будку зашел, и я посмотрел, как он работает возле микрофона, понял, что с ним точно надо что-то записать. Это видно, когда человек — музыкант, когда он этим живет и горит.

Какими были первые концерты?


У Вани было много песен старых, написанных когда-то давно, даже в школьные годы. Было две песни, которые мы с ним сделали на тот момент — это "Тем более" и "Бигуди". Ну и к ним мы набили за неделю перед первым выступлением песен, может 4-5. Конечно же, этого было недостаточно для живой работы, но наш импровизационный импульс толкнул нас к тому, что это надо играть лайвом и по петле. У нашего диджея был закольцованный плэйбэк с барабанами и всем остальным, а поверх этого я играл на гитаре. Импровизировали! И вот когда у нас уже закончилась, я помню, песня "Ненавижу", мы переглядываемся типа: "Как бы время-то потянуть? Что дальше?" Я начинаю на гитаре играть под те же барабаны Modjo "Lady", Ваня подхватывает и мы продолжаем нон-стопом дальше! Так и выкручивались поначалу.

Не уставал в концертных турах?


Мне это было в кайф. Я до сих пор не определился, что я люблю больше — сцену или студию. Но опять же, сцену я люблю лишь ту, где жива душа джема. Ту, где есть фристайл, есть импровизация, а не "хлоп-топ-поворот-ля-минор-до свидания".

На дебютнике Дорна был скрытый трек, который называется "Слишком полный". Это ведь твой сольный трек.


Это как раз-таки Ивана трек. Тут фишка в том, что Иван очень хотел, чтобы песня попала на альбом, но на тот момент у нас были гастроли полуторамесячные и связки у него были в уставшем состоянии. Мы даже на студии вслух ничего не произносили, только записки друг другу передавали. Он пишет мне: "Ромчик, я очень хочу эту песню на альбом. Поэтому, пожалуйста, сделай ее, как считаешь нужным. Меняй гармонию, аранжировку, тональность, спой ее. Это будет твой трек на альбоме." Я говорю: "Чувак, ну ты же учитывай, что у тебя ни одного совместного трека на альбоме нет. Тут бабац! — Рома. Ты понимаешь, как на меня будут смотреть другие артисты, которые хотели с тобой фит? Предлагаю фишку другую. Давай сделаем так, как это делают Justin Timberlake, Pharrell Williams и куча других артистов. Есть такая штука, hidden track, когда песня помещается в альбом, но в треклисте не указывается. А люди пусть сами гадают, что это.



Иван тебе всегда безоговорочно доверял в музыкальном плане, как с этой песней?


На первом альбоме таких моментов было очень много, да.

А второй альбом? Его звучание здорово отличалось от предыдущего.


"Randorn" был вдохновлен нашей гастрольной деятельностью. Мы же проводили много времени вместе, как в плане студийного, так и гастрольного пространства. То есть, слышали вокруг себя одни и те же песни. А потом после одного из выступлений мы остались еще потусить, поскольку это был завершающий концерт, и после нас за пульт стал спид-гаражный диджей — и наши головы начали просто вверх-вниз качаться. Нам понравилось, подумали: "Блин. Speed-garage — это ведь круто! Давайте попробуем!" Это, кстати, происходило еще до того, как в мире наметился тренд на возрождение такой музыки, jackin house, до выхода альбома Disclosure. Тогда был garage, который искал новый облик, новое тело для воплощения. И первой нашей работой в таком жанре стал как раз кавер на Михея, "Так чисто".



Получается, у вас был подход "Какая музыка нам самим нравится — такую музыку мы и делаем".


Абсолютно.

Как думаешь, а почему подобным подходом мало артистов на нашей сцене руководствуются?


Просто проекты все разные. Есть, например, концептуальные проекты, которые принципиально держатся одного саунда, многие проекты, к сожалению, просто прыгают по трендам, или еще хуже — отталкиваясь от референсов на YouTube с девятизначными цифрами просмотров. На своем EP я пытался как-то стилистически выдержать звучание, чтобы это не сборником разрозненным выглядело. Ну а Ваня в силу своей вокальной манеры и скиллзов может даже кучу разношерстных треков окрасить единым каким-то стилем. Поэтому мы и решили: давайте экспериментировать. Искать разные формы.Тем более, я работал с абсолютно разными стилями, начиная от калифорнийского панк-рока — и заканчивая сложными формами джаза. Так что подобный опыт работы имелся.

Вопрос в другом. Почему артисты не хотят популяризовать передовое звучание?


А тяжело быть первым просто, понимаешь? Даже вот после Вани тяжело быть вторым. Дело ведь не только в мейнстримовых аранжировках, но и в русской фонетике. Наши слова длиннее раза в два, чем английские. На русском сложнее петь так же круто, складно и фирменно, как чернокожие. Когда мы написали "Невоспитанный", такой музыки на диджейских радио еще не было, зато сейчас… Нужно в верном направлении думать и рассчитывать тенденции музыкальных направлений. Это как мода на одежду.



Какой эта музыкальная мода будет в ближайшие годы?


Инди-музыка сейчас набирает обороты и очень расширяет аудиторию слушателей, но как по мне, вся она немного томная. Мало в ней энергичных треков! Думаю, кто-то это скоро исправит. А возможно, кардинально поменяется темп поп-музыки, как это произошло в свое время с хип-хопом.

Расскажи о дебютном сольном EP "Modno".


Скажу тебе так: я просто люблю петь. До Вани это находило выход в демках и песнях, которые я писал на продажу. Когда мы поняли, что можем с кайфом работать не только в студии, но и на сцене, я начал петь и на сцене. Больше, чаще, чище. Когда концертов стало много, я понял, что на студию времени просто не хватает. Да и под ту музыку, которую хотел делать я, вряд ли кто-то бы осмелился петь. Вот и решил писать просто в кайф и для себя, чтобы не терять набитую руку и прокачивать вокал. Чтобы не было за себя стыдно, пересматривая лайвы. Быть бэк-вокалистом у Вани — очень сложная задача, потому что сразу заметен контраст. Писал по одной песне для себя раз в три месяца где-то, или раз в полгода. Переехав в Москву, я, честно говоря, не думал даже, что сольно начну что-то делать. Встретился с людьми, которые в меня поверили. "Слушай, чувак, — говорят, — у тебя же столько песен есть. Возьми ты и слепи в EP!" Мне идея понравилась. Спрашиваю: "А сколько у меня времени?" Они отвечают: "Месяц." А что такое месяц, когда нужно демку, напетую на птичьем языке, довести до ума? Сделать форму (типа "интро-куплет-припев-бридж-проигрыш"), написать текст, который будет звучать не хуже, чем псевдоанглийский, ну и вложить в это еще какой-то смысл, потом свести все и отмастерить? Огромный объем работы! У меня был месяц. Но у меня, правда, не было саундпродюсера (смеется). Все я делал сам: и сводил, и писал, и мастерил. Плюс еще и старые треки пришлось реанимировать по звуку и перепевать, чтоб они так же звучали, как и новые!







Результатом доволен?


Могу и получше. Я не жалею, не стыжусь ни единого дубля, ни единого бэка. Но по себе знаю: вложить в песню я могу и больше. Это просто я в кучу собрал то, что писал на протяжении последних двух лет и, приведя в некую музыкальную форму, выпустил. Сейчас я хочу писать что-то новое, возможно, что-то отличающееся по звуку.

Наверное, это естественная реакция, когда делаешь первый шаг.


Согласен. С этими песнями я впервые выступал на фестивале красок "Холли" на стадионе "Спартак" за пару дней до выхода EP. Cел так после, почесал голову и задумался: "Рома, это, получается, твой первый за всю жизнь концерт, когда ты вышел петь в качестве фронтмена." Блин, круто!

Ты свои песни раньше просто выкладывал Вконтакте?


Ни на радио не носил, ни на iTunes не заливал. Причем, заглавной песне "Modno", несмотря на название, уже три года. Первый эскиз аранжировки я когда-то написал, чтоб с Мишей Крупиным песню придумать. Мы договорились написать фит, он на тот момент уже слышал песню "Ему". А это вообще самая первая песня, которую я решил сам записать. Он говорит: "Слушай, тут чувствуется харьковский стиль. Смесь юмора, цинизма и лирики." Потом он улетел на гастроли, у нас тоже закончился отпуск, так и не получалось состыковаться. Потом я эту аранжировку переделал до неузнаваемости, напел на "птичке" и она благополучно легла в стол на 2 года. И в один из выпусков "Randorn", серии наших регулярных видеоподкастов, нужна была музыкальная подложка. Ребята говорят: "У тебя есть куча демок. Дай нам какую-то для видео о гастролях в Сен-Тропе". Даю демку и смотрю: люди в комментарях начинают интересоваться, что это за песня играет. Ну я беру — и просто сливаю полную версию, как есть, на псевдоанглийском. Притом, что там даже нет текста как такового, она начала попадать в какие-то компиляции, где-то ее уже начали использовать. Самое смешное,что потом она вдруг исчезла! Даже из моих аудиозаписей. Заливаю повторно а мне вылетает: "Правообладатель изъял данную композицию из публичного пользования" Я такой: "Чтоо?!" Пришлось админам письмо писать.


Вот так звучала изначальная версия песни "Modno"


Ты упомянул песню "Ему". Не могу не поинтересоваться: ее сюжет — биографичен?


Да (смеется).

Ты дома, как я вижу, пишешься. Соседи на шум не жалуются?


Я законопослушный битмейкер. После одиннадцати — стоп. Это время, когда я еду отдыхать.

Как впервые заинтересовался музыкой?


У моего отца музыкальное прошлое. Он с Софией Ротару работал когда-то, хоть и по образованию — инженер. Музыкой он заниматься закончил, когда ему было 32, и пошел по специальности работать. Однажды ему в ремонт принесли электрогитару. А в тот же дом, где отец работал, я ходил на секцию дзюдо. После тренировки прихожу, смотрю — гитара лежит. А мне годиков пять было на тот момент. Спрашиваю у папы: "А что это?" Папа говорит: "Это электрогитара". "А что такое, — спрашиваю, — электрогитара?" "А вот, что это такое" — и с этими словами он берет в руки инструмент и начинает играть. Говорю: "Научи меня". Он сказал, что это большие страдания и труд. На что я ответил: "Папа, я буду страдать, я буду трудиться". И вот с того момента начались мои уроки с отцом. Это было больше, конечно, похоже на дрессировку, за что я ему сейчас безумно благодарен. А теоритические знания о музыке я уже получал потом. Первые свои аранжировки я начал делать в 13 лет.

Образование музыкальное есть?


Я три года отучился в музыкалке. Один год по классу блок-флейты, потом два года — по классу поперечной флейты. Этим образование и ограничивается. Просто я получил нечто куда большее, чем музыкальное образование, ведь когда мне было 8 лет, мы с отцом и братом уже играли музыку таких инструменталистов, как Джордж Бенсон, Карлос Сантана, Хьюберт Лоуз. Когда отец понял, что у нас получается довольно неплохо, он решил заявить нас на джазовый фестиваль, который проходил тогда в Харькове. Мы были там юниорами вне категорий. Там были ребята из музучилища, из консерваторий, а вот таких, как мы, не было вообще.

Получается, у вас была семейная группа? Втроем выступали?


Прикинь! Отец играл на клавишах. Точнее, у него была такая штука… Сейчас это называют "драм-машиной", но в Советском Союзе это носило название "ритм-бокс". Ритм-бокс — это адское устройство с дисплеем от старого цифрового будильника с зелеными циферками. Его дисплей, грубо говоря, представлял из себя 15 ячеек для цифр. Вот это весь твой интерфейс. А еще эта дрянь давала каждый раз абсолютно разную задержку. Нажимаешь на "кик" — он срабатывает через две милисекунды, нажимаешь на "снейр" — через восемь. Нажимаешь на "тон" — срабатывает через одну, еще раз нажимаешь — уже через семь. Отец умудрялся играть басовую партию левой рукой, пэд или скрипки правой рукой, параллельно поворачивался и давал какие-то сбивки на этой штуке, переключал программы ритмов. Я вот прикидываю: взять вот это вот детище — и отправить куда-нибудь на Кубу, отцам ритмов (смеется). Чтоб они там себе мозги об нее сломали!




Я верно понимаю, что в качестве продюсера первые шаги ты делал именно в хип-хопе?


Да! Я начал делать аранжировки на Roland XP-60 и моими заказчиками были в основном рэперы. Ну а трекинги аранжировок я сбрасывал на аудио хром-кассеты. Это как .wav среди кассет грубо говоря.

Когда я брал интервью у Лиона, он назвал сумму "50 гривен". Столько, по его словам, тогда стоил твой бит.


Нет. Столько он стоил, когда я уже начал работать на студии. Там уже был Fruity Loops 3. А когда я работал с хром-кассетами, моя аранжировка стоила 10 гривен. 2001-й год.

Как у тебя артисты музыку покупают? По телефону звонят?


На самом деле, да. Нет такого, что я набиваю демки в стол, чтобы кому-то потом их впарить. Поступает запрос, мне звонят менеджеры артистов и говорят: "Вот, у таких-то артистов есть желание с тобой поработать. Какие у тебя есть демки?" Я им отвечаю, так же, как и тебе, что я не пишу демки, я пишу под артиста. Если ему получившийся материал не подойдет — тогда он становится демкой. Но мне интереснее работать под конкретного человека.

С молодыми артистами работаешь?


Помогаю. На одном мероприятии познакомился с группой Kiriyakidi. Они сейчас подписались с продюсерским центром Лепса. Мне очень понравился их драйв и творческий подход к перформу: они работают с контроллерами, барабанами, клавишами, кучей всего электронного — и при этом, это рок-группа. Они говорят: "Ромчик, мы бы очень хотели с тобой поработать, но не знаем, как нам быть. У нас есть песни. Может, ты их переаранжируешь?" А я слушаю — там и так все здорово. В итоге, выступил как звукорежиссер просто за минимальный гонорар. Знаешь, я принципиально не свожу чужое. У меня есть квалификация звукорежиссера, я первый альбом Вани сводил и мастерил сам полностью. Но блин, одно дело, когда ты знаешь каждый хэт своей аранжировки, каждую бочку и звук, то конечно же, ты понимаешь, что можешь из всего этого раздуть как звукорежиссер. А когда к тебе в руки попадает 28 дорожек чужого творчества, там достаточно сложно понять, что, откуда и куда.







Недавно ты составил для The Flow плейлист любимой музыки. А ты вообще диджеишь?


У меня есть такое прошлое, честно тебе скажу. DJ Bestseller — это был мой никнейм, когда я играл R&B, хип-хоп.

Диджеингу сложно обучиться?


Диджей, в первую очередь, — это человек, обладающий развитым музыкальным вкусом. Что касается техники сведения, сейчас такие технологии, при которых может сводить даже ребенок. Есть эстеты, которые играют с настоящих пластов, таскают с собой повсюду прицепы, полные пластинок. С одной стороны, это круто. С другой — от сабвуфера очень часто прыгают иглы звукоснимателя. Тут надо быть… Во-первых, трезвым (смеется). Внимательным. Я разную музыку люблю — потому, наверное, и не диджею сейчас. Когда ты диджей, ты вынужден играть в каком-то узком направлении. Драм-н-бейс или хип-хоп, допустим. И диджейская музыка — она ведь вся на груве. А мне все-таки нравятся мелодичные лаунжевые композиции, которые, если я поставлю где-нибудь на рейве, меня не поймут. Прикинь, да? Играет там Calvin Harris и David Guetta, а тут выходит играть Роман Bestseller, начинает кричать: "Вы готовы?" — и залетает песня Sade "Smooth Operator".


Выступление Ивана Дорна на "Новой Волне 2014"


Как воспринималась со сцены прошлогодняя история с Новой Волной, когда вся группа Ивана Дорна вышла на сцену в черных одеждах и с трезубцем на груди?


Полетев в Америку снимать на эту песню клип, все было заранее оговорено с режиссером. И сценарий, и образы, в которых будут сниматься эти танцоры, и эти трезубцы. Мы нашли дизайнера еще в августе или сентябре, у которого были свэтшоты и футболки с изображением национальной символики. Где-то на пятый день нашего пребывания в Штатах начали происходить события на Майдане. А если рассматривать наше выступление на Новой Волне, то по большому счету, мы вышли в тех же шмотках, в которых снимались в клипе. А то, как люди это интерпретировали — уже их дело! Я горжусь, что в тот момент вышел на сцену с Ваней — ведь он артист, который не боится и всегда остается честным сам с собой. "Да, ребята, я снял такой клип. И я это сделал, потому что я, блин, украинец! Что в этом такого?"

Нервничали?


Когда выступали, у меня была паника. Если помнишь выступление, я там в самом начале ныряю просто под стол, потому что у меня отключилась midi-клавиатура, "расческа", на которой я играл. И у меня пропал бас, под который Ваня начал петь. Если пересмотришь лайв, то заметишь, что он сквозь смех начинает петь. Я был в состоянии мандража, потому что мне пришлось перезапускать лэптоп с программой Ableton и все это делать очень быстро. А произошло это, потому что техники розетку поставили не так, как на саундчеке, а гораздо дальше, и у меня просто выскочил шнур питания из клавиатуры. А батарейки в этот момент не подстраховали, потому что и там тоже отошел контакт, представляешь? Второй подряд факап на "Новой Волне"! Так что весь этот перфоманс у меня был будто вырезан из памяти. Я сказал ребятам, что не поеду никуда отмечать, пока не посмотрю, как мы выступили, потому что сам я этого не помнил вообще. Паника. Бас запустился где-то под конец первого куплета, все нормально. Я отыграл, все хорошо.

Три факта о Роме Bestseller, которых никто не знает.


Первое: в 13 лет я занимался толкиенизмом. Ни в кого не одевался, а просто ездил на тренировки. Мне нравилось фехтование. Фехтование как классический вид спорта меня не увлекло — туда я тоже ходил, — а то, как рубились ребята-толкиенисты, было круто.

Второе: я занимался страйкболом. В те времена такого слова никто даже не знал. Говорили "пострелюшка". Куча выликовозрастных детей уезжали с воздушками, стреляющими цветными шариками, и играли на честность. Это самые темные времена страйкбола в Харькове. Гранаты были меловыми мешочками, их отрывали и бросали в нужную точку, мел рассыпался и была видна зона поражения. До 150 человек принимало участие. Проходило это в локациях типа недостоенного спортивного комплекса, где опасные места с торчащей арматурой или те, откуда можно упасть, были огорожены ленточкой.

Третье: первая электрогитара досталась мне от цыган, когда мне было 8 лет. А спустя еще 15 я узнал, что эта электрогитара старше меня лет так на 40. В 90-х новые инструменты стоили бешеных денег. Папа привел нас к одному дядьке-цыгану, у него там целый склад гитар. Мне досталась в руки гитара без единой нашлепки, с серийным номером заводским. Получается, не самодельная, но при этом, вообще не понятно, какой марки. Но эта гитара до сих пор есть. И я до сих пор не знаю, как она называется, но звучит действительно клево.

А почему ты изначально себе такое прозвище выбрал?


Я его взял достаточно давно. Когда ушел со своей первой студии, отработав там 2 года, я не знал, как начать все с нуля на новом месте. До этого у меня был диджейский никнейм, но его надо было менять. И я понимал: как корабль назовешь, так он и поплывет. Это прозвище — будто желание, которое я загадал в 19 лет, чтобы все получилось.

А сейчас я могу с уверенностью сказать, что пометка "бестселлер" сопровождает не только ведь какие-то продукты. Чаще всего маркировка "бестселлер" имеет отношение к книжкам. А меня ведь зовут Роман. Видимо, поэтому у меня так много интересных историй про музыку.

В первом выпуске обсуждаем борьбу Моргена с “Рифмами и Панчами”, новый альбом Платины и другие заметные темы недели
Песни про Родину и нефть, рыбалку и глупость, большую попу и любовь
Даша Прибищук — режиссер, сценограф и креативный продюсер музыкальных выступлений. Она работала с Хаски, OG Buda, Soda Luv, Miyagi & Эндшпилем и Obladaet. Ее монолог расскажет об этих проектах.