Тексты
07 июля 2014
Сальто Назад: "За год нам предлагали уже четыре контракта"
The Flow провел день на студии с киевской группой Сальто Назад, совсем недавно выпустившей отличный и добрый альбом "Дом"
Текст: Андрей Недашковский
Киеву нужно улыбаться, а на улице, кажется, улыбок поубавилось. За последние шесть месяцев здесь произошло слишком много невеселых событий.Но Киеву нужно улыбаться. И сегодня я иду на студию к группе Сальто Назад, которая эту улыбку городу может вернуть. Первый их альбом, "Дерево", оказался в числе моих любимых дисков прошлого года. Там было все, чего отечественному хип-хопу не достает: самоирония, запоминающиеся смешные песни, настоящая творческая свобода. Вышедший 31 мая альбом "Дом" эту генеральную линию продолжил. Как раз в последние дни работы над пластинкой я и забежал на студию группы.
Ну как, студию? Обычную двухкомнатную квартиру. "Соседи на шум не жалуются?", — спрашиваю. "Ни разу не приходили" — говорит Ваня, идеолог и создатель группы. Стены коридора забиты автографами, рисунками, и, судя по количеству оставленных тэгов и подписей, здесь явно проводят очень немаленькие тусовки. Вся группа в сборе: битмейкер Сыр, вокалист Саша Таб, автор всех текстов и эмси группы Ванёк, а также два гитариста — Саша и Слава.
Клип "Рыба", ставший визитной карточкой группы
Сегодня здесь записывается еще и красивая девушка Оля Чернышова. "Последние штрихи работы над новым альбомом", — говорит Иван. Битмейкер группы, Сыр, вовсю рубится в архаичную "Поле чудес" на айпаде.
"Я рэп уже давно не слушаю, — отвечает Таб на первый же мой вопрос, как бы извиняясь, — но вот знаешь, кто мне очень нравился? Крестная Семья. А еще 1000 Слов. Особенно, Пуно". Кто-то из гитаристов начинает тихо наигрывать импровизации. Царит атмосфера пускай и творческого, но беспорядка. И даже в такой обстановке мозговой центр группы, Иван, умудряется как-то работать. Он сидит у компьютера, обсуждает с Ольгой только что записанные партии, где-то сразу выравнивает звук. "Я выиграл лыжи!" — вдруг восклицает Сыр (это он о "Поле чудес").
В общем, так и получается — да, шумно; да, тесновато; зато какое-то творческое электричество пробегает по комнате. Ну и очень весело здесь, само собой. Сложно не веселиться, если рядом Саша Таб. Когда из колонок звучит бит, этот большой добряк в бейсболке с лого лейбла YMCMB, пританцовывая, начинает нараспев фристайлить что-то на птичьем языке. Вокал у него, конечно, бомбоклатовый — так копировать ямайский прононс у нас не умеет никто.
Саша Таб, вокалист |
Через десять минут запись подходит к концу. "Вот и все. С нашей частью работы официально покончено, — заявляет Ваня. — Остается дождаться гостевых куплетов".
У вас на новом альбоме Змей гостит. Как вообще участников Касты на трек к себе получают?
Нам просто показалось, что он лучше всего подойдет для "Гулливера и Лилипута". Мы отослали трек, он пообещал поучаствовать. А потом через месяц или два написал: "Пацаны, сорри. Мы тут альбом Касты пишем и не получается уделить время". В общем, не срослось. Через пару месяцев запись пластинки подходила к концу, и нам нужен был куплет какого-то техничного эмси в песню "Вдохновляемся". Мы решили, чтобы это была рэперская совместка. Думали, кого-то из корешей звать. Но я решил рискнуть и снова отослать Змею. Скрестил пальцы и стал ждать. Никому даже ничего не говорил об этом. Просто сказал пацанам, что подберу сюда подходящего эмси. В итоге, подобрал.Совместная со Змеем песня "Вдохновляемся"
Причем не только же Каста вам респектует. Я очень удивился, когда в интервью Noize MC назвал вас своей новой любимой группой.
Сыр: Мы тоже очень удивлены были. Очень приятно и важно слышать слова поддержки от музыкантов, которые реально шарят.Ваня: Змей писал в твиттере, мол, поднимаем тост за друзей под песню Сальто Назад "Друг". Bahh Tee, Мот, парни из iZReaL писали. Очень приятно. Многие рэперы респектовали.
Хотел еще спросить у вас про финальную песню альбома "Дерево", там какой-то парень на незнакомом языке поёт.
Ваня: Слава богу, что хоть кто-то про нее спросил! Изначально у нас был гитарист Алехандро. Он из Эквадора. Учился здесь, в Авиационном, где мы частенько в общаге зависали — вот и познакомились. Он отучился, не нашел работы и его депортировали тупо обратно в Эквадор. Было грустно. И мы взяли парня с собой на большой регги-фестиваль. Он там так оторвался! А потом перед возвращением домой показали ему Крым. Он ни разу, прожив пять лет в Украине, даже Крыма не видел ("Мы тоже сейчас не видим!" – шутит Сыр, но никто не смеется). Он, кстати, на украинском разговаривал. Его сперва привезли из Эквадора во Львов, он там обучился украинскому, а потом – в Киев. И мы поехали туда просто с палатками. Увидев эти горы и пейзажи, он реально расплакался. Вопрошал: "Почему я никогда здесь не бывал? Это лучшее место в Украине!" Мы арендовали ночью катер: вокруг ни души, ночь, звезды, ветер хлещет, и он стоит на носу корабля, плачет и кричит: "Боже, как я счастлив здесь!". Как в "Титанике". Мы тогда как раз дописывали первый альбом и предложили Алехандро сделать туда аутро. И он сам написал песню о расставании с друзьями на испанском. В припеве там поется: "Друг, вне зависимости от того, куда нас заведет судьба, мы обязательно встретимся вновь".Та самая песня от друга из Эквадора
Когда про вашу музыку пишут "регги", вы как на это реагируете?
Ваня: Чистого регги у нас две песни. Мы на стыке стилей. Таб – регги, Сыр – электронщина и фанк, я очень хип-хоп люблю и выступаю неким связующим звеном между ними. Приехав на первый регги-фестиваль, мы офигели. Думали, там будут лучи добра, все будут на позитиве. А на деле – в гримерку приносят три ящика водки, обжираются по полной. Панковщина какая-то. Потом выходят на сцену и начинают что-то нести про Джа и Селасси Ай. В промежутке между песнями – между песнями! – вокалист убежал в гримерку, стопарь бегом бахнул — и снова на сцену вещать про Растафарай, Джа и "ван лав". Это очень смешно.Сыр: Нас эта неразбериха с жанровой классификацией группы тоже смущает. Мы вообще после третьего альбома группы хотим выпустить по сольнику. Плюс две ипишки сделаем в ближайшем времени. Одну из них — танцевальную. У нас как-то мало подрывных веселых песен, под которые можно отрываться на концертах. Вот на первом альбоме их буквально две, на втором — три. Хочется сделать такую подборку боевиков в стиле диско-фанк или фанк. Elephunk! (смеются)
А зачем вам сольники?
Ваня: У Таба мечта сделать альбом в стиле рутс-регги. Я хочу даже для него собрать живой бенд, чтобы материал полностью соответствовал жанру. Мой будет чистым хип-хопом. Вот песня "Гулливер" как раз изначально предназначалась для него. Мы ее писали с нашим битмейкером, Сыром, с которым уже десять лет вместе делаем музон. Сальто Назад – это уже наша четвертая группа. До этого у нас были банды C4, Dictum Factum и Funk-U. С последней мы лет пять назад даже взяли гран-при большого конкурса "Свежая кровь", организованного украинским музыкальным каналом "М1". В отборе тысяча групп со всей страны участвовала. На финал конкурса тогда пришло 70 тысяч человек.Сыр: И мы выиграли! Контракт на пять лет подписали. Мы уже думаем: "Ну все. Вот она, слава!"
В это время из кухни возвращается Таб с красивым кубком. Он достаточно массивный и мог бы запросто украшать кабинет какого-нибудь солидного топ-менеджера. "Эта статуэтка выполнена в виде пиявки, — объясняет Сыр. — Конкурс же назывался "Свежая кровь". "Не совсем похоже на приз музыкального конкурса", — я верчу массивную, впечатляющего качества статуэтку в руке. "Подожди, ты еще кубок Шеffа с "Рэп Мьюзик" не видел!" — отвечает Таб и убегает на кухню за трофеем. И правда: как-то не ожидаешь увидеть пластмассовую вазу, выкрашенную в золотой цвет. О том, что трофей этот выдан не за отличие на школьных соревнованиях, говорит лишь неровно прилепленная на постамент наклейка с названием мероприятия. "Забавно, скажи? — добавляет Ваня. — Но "Рэп Мьюзик" — это такая мечта, ценная вовсе не кубком. Мы были счастливы взять там первое место в прошлом году".
Вот как выглядела прошлая группа Ивана и Сыра. Почувствуйте, как говорится, разницу.
Слава пришла в итоге?
Ваня: Мы сразу подписали контракт. Натерпелись, конечно, многого. Зато, нам платили неплохую ежемесячную зарплату за ничегонеделанье. Мы, наивные, хотели делать распиздяйский фанк типа Бутси Коллинс, Джорджа Клинтона, Outkast. Но не тут-то было.Сыр: Как-то нам сказали прописать в песне баян. Типа Потапа или Сердючки что-то хотели из нас слепить. А мы наоборот рвались сбежать от попсы. Наш трубач и тромбонист ввели нас в джазовую тусовку. Мы начали зависать с этими музыкантами, и будто увидели совершенно новый мир. Там чувакам вообще насрать, что происходит в мире музыки. У них есть своя музня и им ничего не надо. Они такие крутые! Устроили себе какой-то вечер Фредди Хаббарда и колбасят его часами напролет.
Сыр, битмейкер |
Сыр: (удивленно уставившись на Ваню) Ты что, серьезно?!
Ваня: Да (смеется). Причем, большие поп-продюсеры. Другое дело – взаимовыгодно работать с какими-то интересными людьми. Но таких… Понимаешь, тут дело не в деньгах. Мы видели этих продюсеров. Они к музыке как таковой отношения не имеют. Единственный более-менее предпочтительный для нас лейбл — пускай, от него предложений и не поступало — это Respect Production. Вот год назад я бы с удовольствием пошел на "Респект". А сейчас мне кажется, что мы можем все сделать самостоятельно. Меня смутила ситуация с Чаян Фамали. Зачем их так зачесали-зализали? Был же офигенный трек с Жарой — нужно было продолжать. Я невероятный поклонник альбома Влади "Ясно" и очень бдительно отношусь ко всему, что артисты лейбла говорят в интервью. Очень часто встречается в ответах Влади словосочетание "в тренде". Мне кажется, "Респект" стал слишком с этим заигрываться. К Жаре это тоже относится. Артистов ведь очень легко можно склонить. Мы вот можем склонить Таба сделать в тренде, и он сам будет от этого переться. Мы взяли себе за правило не писать хиты. Просто писать песни.
Из кухни доносится какой-то грохот. Оказывается, гитарист Слава пошел ставить на место кубок "Рэп Мьюзика", но трофей упал и раскололся на две половинки. Никто, кажется, не расстроился.
Как у вас с концертами?
Ваня: 80% наших выступлений — это Украина. В прошлом году мы пару месяцев подряд давали по 6-7 концертов. Пока это наш максимум. А в ноябре начали писать альбом и пока не дописали — всем организаторам отказывали.Чем вы вообще зарабатываете на жизнь?
Сыр: Я пишу рэперам биты. До этого пару лет работал на киностудии в фоли-руме (помещение, в котором происходит запись звуковых эффектов для художественных фильмов — прим. The Flow), и на каждую зарплату себе по новому синту покупал. Славик работает звукачом, а Саша преподает гитару детям. Из сессионных музыкантов они превратились в полноценных участников группы.Таб: Я работал в ресторане "Мафия" ведущим вокалистом караоке. Сейчас во всех "Мафиях" ставят "Рыбу". Танцуют там пьяные. А по профессии я дизайнер. Не сказать, что успешный, но парочку логотипов и шаблонов визиток продал.
Ваня: Бизнесмен! У нас прям группа бизнесменов. А я до недавних пор был ведущим на радио для русских эмигрантов. Еще рингтоны писал. Такие работы реально можно находить у нас, они приносят прибыль. Сейчас я со всем этим покончил. Осталась только музыка. А еще вложился в хостел в Харькове. Брат моей жены искал компаньонов, а я как раз втихаря от пацанов копил на репетиционную базу. Мне показалась эта идея заманчивой и я всю сумму влил туда.
А вот клипы ваши, наверное, же денег стоят?
Ваня: Это стоит бешеных хастлов. За такие клипы нужно благодарить наших друзей: Каху, Богдана Якименко, парней из "Студии Маркиза Карабаса". Мы платим только за себестоимость и иногда сотрудничаем на бартерных условиях. Вот "Карабасам", снявшим последние наши клипы, мы помогли камеру крутую купить. Естественно, мы прилично тратим на эти видео, но наши бюджеты не идут ни в какое сравнение со стандартными расценками. Многие сюжеты и фишки тоже продумываю я и никогда не пускаю съемочный процесс на самотек. Все держу под личным контролем."Гулливер и лилипут" — наверное, самый удачный клип Сальто Назад
Повлияла ли на запись альбома ситуация в стране?
Ваня: Вообще очень сильно. Не на сам альбом, а на процесс записи. Нам пришлось пару недель работы на студии просто отменить.Сыр: На внутреннее состояние и на рабочий процесс это имело колоссальное влияние.
Ваня: Просто собирались, читали новости и расходились. Собирались что-то записывать, пробовали — очень тяжело шло. По поводу Майдана внутри группы нет единой точки зрения. Парни, давайте об этом не говорить. Мне сейчас плохо станет. Нужно всех объединить и мирить. Сейчас все занимаются лишь тем, что сознательно или бессознательно разжигают конфликт. Поведение одного человека вызывает реакцию у другого. Вот есть у меня два друга с разными позициями – значит, я сделаю так, чтобы они выслушали друг друга, чтобы низвелась эта злоба. А инфовойна? Я не читаю новости, занимаюсь какими-то своими созидательными процессами, езжу в детдомы, помогаю деткам. Мы пишем альбом про любовь и добро. Я считаю, что это сейчас важнее всего.
Ваня, ты говорил, что за последнее время серьезно изменил свой образ жизни. Что именно изменил?
Ваня: сейчас и три года назад
Ваня: Все началось с того, что здоровье стало подводить. Я решил худеть понемногу. Да и просто – надоели все эти бессмысленные скитания и пьянки. Помимо материальной жизни есть еще и духовная. И если жить лишь материальной — счастливым не станешь. Я стал развивать духовную жизнь: книги, молитвы, медитации. Потом мир начинаешь по-иному ощущать. Я просто не люблю об этом говорить, потому что у нас в группе есть тролли (показывает пальцем на Сыра). Они и так часто стебутся. Я ограничил себя во всем: перестал смотреть фильмы, содержащие сцены насилия и вульгарности. Уже не могу слушать жесть типа Кровостока, хотя раньше меня она очень перла. Все происходило постепенно. Похудел, бросил пить, потом – курить, потом ограничил информационный поток, встретил девушку, которая недавно стала моей женой. Сейчас я просыпаюсь счастливым, встаю в семь утра полным энергии. У меня теперь есть конкретные цели, и я к ним двигаюсь — это касается как моей миссии жизненной, так и будущего группы. Говорят же, что человек получает два рождения: сам момент появления на свет и осознание собственного предназначения. Видимо, я пережил второе.
Сыр: Как-то пафосно. Хотя без пафоса, наверное, о таком сказать невозможно. Я же наблюдал все эти изменения с Ваньком и понимаю, о чем он.
"Муха" — cамая веселая песня нового альбома
Получается, за десять лет вы с Сыром сменили уже четыре группы. В итоге — нашли то, что искали?
Ваня: Да. И главное этому доказательство — альбом. Ни одна из наших прошлых групп не выпустила и диска. Если уж выпускаешь – это как девушка, на которой женился.Таб: (показывает на свое тату с логотипом группы на руке) Видишь? Я с ними навсегда.
Сыр: Мне неважно, где и с кем. Главное, чтоб я всегда был с Ваней. Смотрю на наши команды как на одну большую группу. Если мы не выпустили альбом с другими командами – значит, так и нужно было.
Ваня: И мы тогда еще не нашли Таба. Видишь, нас к этой встрече готовила судьба. Мы заслужили.
Побывав, наверное, на десятке выступлений Сальто Назад, я убедился, насколько Ваня круто фристайлит. И родилась идея записать трек специально для нас — и тут же отснять на него клип.
Ваня позвонил через две недели. Говорит: "Приходи. Без тебя — никак". Оказалось, для съемок пригласили еще одного заметного украинского фристайлера Славу Фейма (напоминать о нем как о человеке, чей вокал звучит в песне Centr "Ночь" — уже, своего рода, моветон). И вот что из этого получилось:
Фристайл группы Сальто Назад и Фейма специально для The Flow
После этого вся толпа осталась тусить у Вани — и обратно пришлось уже глубокой ночью ехать на такси (я между тем заметил, что кубок "Рэп Мьюзика" стоит бережно склеенный на своем прежнем месте). Я сидел в автомобиле, поглядывал на промокших от ливня Сыра и Фейма, аккуратненько придерживающих огромные спортивные сумки с оборудованием. А они взахлеб обсуждали какие-то там еле слышные переходы в каком-то там неизвестном мне треке. И глаза у них — ну натурально горели. Что-то доказывали друг другу, спорили. Они в деле уже настолько долго — уже и контракты пережили, и деньги, и безденежье — что просто для самих себя решили, ради чего нужно заниматься музыкой.
В перерывах между записью фристайла я спросил у бесконечно что-то бубнящего себе под нос Фейма, может ли он хоть пять минут не рэповать. А он так странно посмотрел на меня и ответил: "Понимаешь, Андрей, лампа не может не светить. Это ее работа. Призвание".
Самое популярное за неделю