Мы посмотрели "Довод" Нолана и ничего не поняли
Это рецензия без спойлеров, потому что, кажется, я хрен что понял. Как и любой, кто после первого же просмотра сядет писать про “Довод”.
“Довод” — новый фильм Кристофера Нолана, одного из самых успешных режиссеров нашего времени, снимающего не просто боевики, а фильмы “зреликтуальные”. Он не может сделать как у всех — надо вновь и вновь выдавать нечто особенное.
А еще он должен играть со временем, просто смиритесь с этим. Я бы хотел, чтобы хоть кто-то в мире любил меня так, как Нолан любит издеваться над временем в кино. Он это делал и на монтажном уровне в “Помни”, и на сюжетном в “Интерстелларе”. И в “Начале”, герои которого интегрировались в чужие сны, где могли провести годы, когда в реальности и секунды не прошло. “Довод” — новый подход к старой теме.
В центре сюжета “Довода” холодная война. Не между сверхдержавами, а между будущим, в котором все еще хуже, чем в 2020-м, и настоящим, куда из будущего закинули секретную технологию инвертирования.
Инверсия сталкивает события, которые идут в нормальной шкале времени, с проистекающими в противоположно направленной. Пули влетают в стволы, а не наоборот. В драках человечки, двигающиеся нормально, бьют человечков в обратной перемотке, которые при этом взаимодействуют и атакуют героя в настоящем. Посмотрите трейлер, там понятнее.
Мозг кипит, когда на экране показывают драку в тесном корридоре между двумя бойцами из разных временных линий. А ведь тут есть еще и погони с кувыркающимися в реверсе тачками, и спецоперация, где сталкиваются не двое, а уже пара десятков солдат.
Экшн не похож на цветастую свистопляску “Мстителей”, он нуарный, по-бондовски сдержанный. “Довод” — это нолановская версия фильма об агенте 007. Технологический шпионский триллер двадцать первого века про стильных “мужиков в ффформе” с новыми решениями и наработками, которые будут копировать другие.
Но сам сюжет в “Доводе”— лишь необходимое следствие безобразия с таймлайнами, создать который — действительная первопричина фильма. Он тут есть, но его как бы нет. О нем много-много говорят, но лучше бы не.
Сложно удержаться от размышлений о том, как же авторы придумывали эту концепцию. Что было раньше — поиск теоретического обоснования для встречи пересекающихся временных линий или чуть более, как по мне, реалистичный сценарий, когда кто-то озвучил: “А давайте у нас будут чуваки махаться — один в нормальном времени, а другой — в обратном”, а уже потом стали пытаться все это как-то увязать и объяснить.
“Tenet” тянет время и 2,5 часа знакомит со своей механикой так многословно, что любые объяснения становятся неубедительны. Кажется, создатели и сами работали по принципу инверсии, на ходу подгоняя результат под процесс.
События стартуют захватом киевской оперы, дальше героев швыряют то в Мумбаи и Помпеи, то в Осло и Таллин. Именно “швыряют”, как неодушевленных марионеток, обезличенных и ведомых. И это не сценарный прокол, а вполне намеренный замысел. Главному герою (Джон Дэвид Вашингон, сын Дензела, вы должны его помнить по “Черному клановцу”) не дали даже имени, максимум, чего он заслуживает, — безэмоционального обращения “протагонист”. Люди здесь — составляющие уравнения. Песчинки в бесконечной пустыне времени, которое все расставит по местам, но иногда отмотается назад, чтобы переставить чуточку по-другому.
Персонажи скорее смешат и генерируют шизоидные пафосные цитаты в духе матричного мистера Смита. А фразу “Не пытайтесь понять, главное — чувствуйте”, которую ученая произносит, объясняя Протагонисту систему временной инверсии, стоило бы использовать как девиз фильма.
Хотя понятно, зачем герои так долго объясняют механику и сюжет. Он же нужен для экшна, который нужен для того, чтобы у Нолана было не как у всех.
И чтобы зритель, выходя из зала, задавал себе вопрос, почему до просмотра ему казалось, что о фильме он знает больше, чем после него. Игры Нолана со временем переходят в реальность?