Тексты
Интервью: Андрей Недашковский

"И тут президент спрашивает: "Присядешь со мной на корты?" — интервью с Tommy Cash

Международный рэп-стар приходит к нам из Эстонии — и верхом на коне.

25-летний эстонец Томас Таммеметс — это демоническая харизма, ломаный английский и постсоветская гротескная эстетика, которую он, справедливости ради, взял на вооружение задолго до приевшейся моды на кириллицу и все ей сопутствующее.

На этой неделе он выступает на сцене крупнейшего фестиваля Sonar в Барселоне. Еще через пару дней — на легендарном Glastonbury. Если и есть сейчас у восточно-европейского рэпа батя, то у него аккуратненькие усики и зовут его Tommy Cash.

Пока Томас отлучился на перекур, знакомлюсь с прекрасной Анной, которая, как оказалось, одновременно является его девушкой и менеджером. В отличие от артиста она почти не говорит по-русски, но с радостью делится историями из тура (“65% времени проводим в дороге”) и рассказами про Европу. “Смотрю, интервью уже в самом разгаре!” — шутит Томас, возвращаясь к нам. Вот теперь точно да.



Слышал, ты неплохо знаком с репертуаром Киркорова. Как так?

Все благодаря моим родокам, они слушали дома эстраду. По телеку постоянно шел Первый канал. Мама у меня украинка, а папа русский. Сейчас Киркорова, может, и не напою, но какие-то мотивы помню. Старая русская попса — это прикольно. Группу Тату реально обожаю.


Расскажи про место, где рос.

Микрорайон Копли, Таллин. Это такое гетто, являвшееся популярным местом для героинщиков и других наркоманов. Когда мне было 9 лет, я издалека мог сказать, под чем человек. Я их изучил, катаясь на трамваях. Этот район — конечная трамвайного маршрута. Там полно покинутых двухэтажных деревянных домов. Они жутко воняли и гнили. Такой маленький Детройт. И вот на отшибе стоят таких 20-30 домов — это и есть Копли. Такая жизнь была. А на контрасте — красивейшая природа и море буквально под окном.


Объясни, а как молодой человек, выросший в таких краях, стал интересоваться искусством?

Знаешь, это было эмоцией, позволявшей покинуть это место. Уехать с этого района и с этого города, где ничего не происходит. Это был мой антидот, потому что это место казалось мне невыносимо скучным и чересчур нормальным. Творчеством я создавал свой мир.


С друзьями детства общаешься?

Да. Пара из них в тюрьме, но вот летом выйдут, все кул.


Кто тебе впервые поставил рэп?

Мой первый учитель танцев. Он был очень продвинутым, носил одежду марки "Bape", а в то время, 11-12 лет назад, это было острие уличной моды. Он любил "адик". Катался по миру и копил большие артбуки стилей разных стран. Думаю, его отношение к стайлу передалось и мне.





Мы с ним недавно созванивались. Его зовут Джон, живет в Барселоне. Следит, радуется моим успехам. Он для меня реально стал гуру. Он еще такой, знаешь, лысый, а на затылке маленькая косичка, как у шаолиньского монаха. Первой рэп-кассетой для меня стал "Eminem Show". Тексты с него я набирал дома на допотопной печатной машинке. Слушая альбом на огромном "пионерском" плеере, я понимал далеко не все слова. А когда не понимал — пробовал подбирать по созвучию. Получалось нечто похожее на плохо набранный текст с сайта Genius. Думаю, мои там песни кое-как вбиты. Кто-то услышал вместо "cat", скажем, слово "hat" — и давай декодировать.


До того, как стать рэпером, ты был на подтанцовке у местных эстонских артистов.

Когда ты танцор, ищешь любые способы зарабатывать своим делом. Какое-то время я действительно танцевал у других артистов, сейчас даже не вспомню их имен. Локальные шансонщики. Можешь себе представить, какой сложности это были постановки. Но это не было моим основным источником дохода. Меня поглотил фристайл и танцевальные баттлы.


Очень интересно послушать про твоих лошадей. Расскажешь?

Это все благодаря вот этой девушке (показывает на сидящую рядом Анну). Она была продюсером видео "Euroz Dollaz Yeniz". Она давно ездит верхом профессионально. Года 2 назад впервые затянула покататься и меня — и я влюбился. У нас есть 2 лошади. Зовут Сайз и Зодиак.


Долго учился держаться в седле?

Только впервые сел — и сразу пустился в галоп. Моментально научился. Это так круто! Я просто с самого начала не боялся, поэтому все произошло быстро. Ты не подумай, моя любовь к лошадям — это не прикол для промо. Не для того, чтоб сидя на лошади, для камер позировать. Это for real.


Где они содержатся?

В конюшне. 15 минут езды за город — и ты на месте.







Свою музыку ты характеризуешь тегом “пост-советский рэп”. Чем тебя так "пост-советскость" эта и Восточно-европейский вайб манит?

Они меня не манят вообще. Пока я рос, я их ненавидел. Вначале не понимал, конечно, что это и чем обусловлено. Это та самая серость, от которой хочется сбежать. А потом однажды осознал, что это и есть я. То, что меня меня сформировало. Я тут вырос. Я это видел. Я не черный. Никогда не сидел в "Кадиллаке". Я не trill. А снимать чуждые нам клише — не вариант. Сейчас пост-советская эстетика уже стала повсеместной, а когда я начинал с ней работать, в 2013 году, такой тенденции не было. Мы ее опередили.


Почему тренд на осмысление советского прошлого внезапно стал так популярен?

Та просто всех уже ... [утомил] Запад. Все знают по фильмам, как выглядит Нью-Йорк. А там никто не знает, как выглядит Киев. Все в постоянном поиске чего-нибудь нового. Вот и настало время, когда в поисках этого нового они докопались до нас.


Эту эстетику ты показываешь зловещей и жуткой.

Это пока что. Я не хочу на ней замыкаться. В творчестве надо отобразить все цвета радуги.


Не поступали жалобы на то, каким гротескным ты изображаешь эти пост-советские реалии?

Нет. А почему это может кого-то оскорбить?


Скажем, увидев на тебе в клипе "Surf" пионерский галстук, у активистов могут воспылать жопы.

Прямо настолько? Нет, такого еще не было.





Грибов слышал?

Мы же с ними болтали! Я стараюсь быть хорошим хостом для артистов, которые к нам приезжают. Совпало, что во время приезда Грибов, мы как раз были в Таллине. Я просто написал в директ: "Ребята, если что-то надо, можете у меня спрашивать". Они очень приятные парни, сразу поблагодарили. Потом познакомились лично на их концерте, ярко выступили. Я понял, что песен у них в репертуаре пока немного, они некоторые повторяли — но это нравилось публике. И вот сегодня сижу я в киевском аэропорту — и они пишут: "Привет, чувак, ты сегодня в Киеве?" Отличные ребята. Я про это думал, было бы круто с ними трек сделать. У них же еще не было фитов. И по визуальной эстетике мы немного пересекаемся, опять же.


Кто из русской музыки тебе нравится?

Скриптонит. Новый альбом пока не слушал, но прошлый очень понравился по звучанию. Кто еще? Я фанат певицы Луны. Ставил ее "Бутылочку" на европейском сете, диджея специально попросил, чтобы он добавил в микс.


Твоя цитата: “Через пару лет я буду сидеть у костра с Kanye West, Kim, их детьми, и рассказывать дикие истории, произошедшие со мной в туре по России”. Я, конечно, не Канье и не Ким, но расскажи какую-нибудь дикость и мне.

Это, кажется, произошло в Казани. Выходим мы на улицу после концерта покурить. Тут же нас окружают фанаты. Сначала человек 10. Потом 20. 30. 50. А рядом с клубом секьюрити стоят, ну очень злые — по выражениям лиц видно. Я еще подумал, что, наверное, бывшие боксеры. И они начинают этим людям приказывать отойти подальше от клуба. В толпе был парень, он просто хотел со мной фотку. Он подходил ко мне. Добрый чувак, абсолютно вменяемый. Секьюрити что-то не понравилось — и он начал этого парня избивать. Они отошли в сторону и начали драться. И вот момент: нас уже ждет такси, вся моя команда загружается в машину, зовут меня. Краем глаза замечаю, что этот чувак упал, а секьюрити продолжает бить его ногами. Я вижу, как он заносит ногу над ним, будто в фильме "Американская история Икс". Меня уводят, нас продолжает преследовать толпа. Тот парень лежал между машинами, уже был вне моего поля зрения. Но я помню лужу крови, растекающуюся из-под авто. Просто красная лужа! Для меня случившееся было таким шоком! Приехав в отель, я реально плакал. Никогда не видел такого зверства. Я попросил узнать, остался ли человек жив. Сказали, что с ним все в порядке. А ведь он просто фотку хотел сделать, понимаешь? Всего-то!





Это жуткий пример. А из веселого — эмоции, улыбки, люди. Реакция типа "Ты все-таки приехал в наше Никуда". У меня тур по России охватывал 9 городов.


После успеха “Winaloto” сколько предложений от лейблов тебе поступило?

Довольно много. Все хотели послушать мои последующие треки. Много букеров разных. Больше всего, конечно, предложений было из Европы. Но писали также из Штатов. Например, человек, который в свое время помог подписать Lil Wayne на лейбл. Такой, знаешь, в возрасте. Говорит, вот, я Cash Money сделал, стоял у истоков в 1994 году. До сих пор нам пишет.


Почему отказываешься?

Еще не поступало предложение, которое бы нас заинтересовало.


Каким должен быть оффер, чтобы ты обратил внимание?

Даже не представляю. Я точно не собираюсь за пару тысяч евро отдавать права на песни.


За пару десятков тысяч?

Скажем так, я не помню уже, сколько конкретно нам предлагали. Но предлагали недостаточно.


Тебе важно сохранять независимость?

Безусловно. Но если идет речь о работе с грамотными людьми, способными усилить твой бренд, а не размыть его, в этом есть смысл.


Насколько знаю, с недавних пор у тебя европейский менеджмент.

После "Winaloto" с нами связались люди из Primary, крупнейшего букинг-агентства, ведущего дела Daft Punk, Lana Del Rey, Stormzy. Теперь и мы в этом ростере.


Самое странное коммерческое предложение, которое тебе поступало?

Предлагали стать лицом чипсов Lay’s. Представляешь, покупаешь пачку — а там мое лицо.


Есть такое мнение, что рэперам и вообще артистам поющим сложно пробиться на Запад из-за языкового барьера. Их там не поймут. Есть еще причины, почему это сделать непросто?

Мне кажется, язык — не главная проблема. Так сложилось, что у нас артисты чаще копируют чужие наработки. Здесь скорее адаптируют зарубежный продукт под местную публику, чем выдумают нечто оригинальное свое. А зачем кому-то за рубежом нужна копия? Раньше это вообще было повальной бедой сцены, сейчас уже наблюдаются первые подвижки. Становится больше самобытности. Рубчинский показал, что можно задавать тренд, оставаясь самим собой и оттуда, откуда ты родом. Другими словами, чтобы быть крутым, необязательно звучать как черный.





Цитата из твоей песни: "I don’t know English, my mind feels caged". То есть, ты на инглише пишешь неполноценно?

Типа того. Это не родной мне язык — и это меня сковывает. Но даже мой поломанный английский приносит мне деньги. Я считаю, что хороший артист — это человек без нации. Он должен говорить на универсальном языке. Ты можешь не знать происхождение больших мировых звезд, но ты знаешь их имена и их музыку.


Теперь я уже знаю, что твой менеджер и твоя девушка — это один человек. В чем это круто и наоборот — в чем некруто?

Анна: (смеется)

Т: Круто, что можно разруливать важные дела в трусах. А некруто, конечно, — что вся эта работа со своей половинкой мешает отношениям.


Ты не боялся делать Анну еще и своим менеджером?

А не было другой возможности! У меня никого не было, а она в меня поверила с самого начала.


Слышал, ты выступал на приеме у президента Эстонии.

Да, в президентском замке!


"В замке"! Давай по порядку. Как с тобой вышли на связь?

Анна: Прошлый июль. Телефонный звонок: “Американский миллионер, известный в Эстонии тем, что спонсирует большое количество местных стартапов, планирует визит к президенту. Хотим, чтобы Томас выступил на приеме во дворце”.

Т: А до этого нам написали письмо, которое мы даже заметили не сразу! Это произошло через пару недель после выхода клипа на "Winaloto". Утро. Я дома. В трусах. Открываю мессенджер в фейсбуке. Вижу новые письма. Открываю последнее, а там просто одно предложение: "Вы не хотели бы выступить в замке президента?" Я сразу звоню ей: "Анна, это по-настоящему или пранк?"

А: И вот я общаюсь с этими людьми. Задаю им вопрос, который считаю нужным задавать всегда: "Вы уверены, что Tommy — тот исполнитель, который вам нужен?" Tommy Cash — другой тип артиста. Мне говорят: "Да, конечно, уверены". Выступление Tommy планировалось как большой сюрприз для гостя. Это было желание президента Эстонии. Мы соорудили небольшую сцену в одной из комнат замка. Там было всего 20 людей, но его очень тепло принимали. Хлопали, танцевали.

Т: Присутствовала вся семья президента. Я видел его во время выступления, он стоял буквально в 5 метрах от меня. Это был такой странный опыт! Читая отдельные жесткие строчки из своих песен, не мог отделаться от чувства, что это все происходит не на самом деле. Но это не главное. На прием созвали прессу и фотографов. И тут ко мне подходит президент и говорит: "Tommy, ты не против присесть со мной на корты?" (смеется) Это он предложил! И наше с ним фото стало хитом.





А: Он был очень крутым президентом. Был — потому что сейчас руководящую должность в стране занимает женщина, даже не помню ее имени. Ее мало кто воспринимает всерьез. Прием, на который позвали Tommy, был незадолго до истечения его срока президентства. Подозреваю, он пошел на это, потому что мог не волноваться о последствиях. Он продержался в кресле два срока и заслужил репутацию активно содействующего культурной сфере человека. Еще сказал, что ему очень нравятся клипы Tommy Cash.


Я приблизительно понимаю, какая реакция формируется у людей, видевших твои клипы. Потому вопрос такой: часто спрашивают, не псих ли ты?

Очень (смеется). Ну и что. Я изображаю ту или иную сцену на экране не для эпатажа, а лишь по той причине, что хочу увидеть ее, но никто другой ее не делает. Я хотел показать на экране, что у меня гигантские яйки. Такие, что затрудняли передвижение. Я так себя чувствую. Я это сделал. Такие визионеры как Алехандро Ходоровски, Дэвид Линч мои большие кумиры.


Посмотрел новый "Твин Пикс"?

Меня так убила первая серия. Oh my god! Это так круто. Недосягаемый для других левел.


Лицо на месте вагины в "Winaloto" — это твоя идея?

Конечно. Но Анна хотела меня отговорить. Она мой фильтр. Все свои идеи ... [озвучиваю] ей сразу, она только и говорит: "Блин, Tommy, закрой рот!" Я ей все проговариваю и всегда внимательно выслушиваю ее аргументы. Помимо момента с лицом вместо вагины еще предлагали пару сцен выкинуть, но я их отстоял. Так и говорил: "Идите ... [к черту], все это будет!"





Что бы ты никогда не смог показать на экране?

Приукрашенные бытовые штуки. Не показал бы несправедливость. Мне нравится двигаться в абстрактную сторону, реализм не люблю. Скучно смотреть на вещи как они есть, а вот фантазировать о том, какими они могли бы быть, — это уже по мне. Я ненавижу драмы. Мне нравится, скажем, "Во все тяжкие" или "Лучше звоните Солу" — потому что они все равно держат зрителя юмором. Но я ненавижу фильмы типа "Меланхолии" из-за скуки от наблюдения за происходящим на экране. Для меня кино — это вещь, куда человек старается сбежать от своей скуки. В противном случае, выходит, будто ты берешь антидепрессанты, чтобы быть депрессняком. Это тупо! Кино — это мир, спасающий нас от обыденности. И еще мне не нравится, когда на экране кто-то долго плачет.


Как происходит выдумывание таких диких клипов? Собираешься с командой, приносишь фотореференсы, типа того?

Обычно это так: я сижу-сижу-сижу. Думаю: "Бля, это говно". Чуть позже: "Та ну, точно говно. Это не будет работать". И все такие: "Томми, где скрипт?" Я им: "Скоро будет, скоро". Иду в студию, беру в руки какую-то деталь (подносит к уровню глаз стакан с кофе). Смотрю на этот объект и думаю: "Так, с ним что-то не так". И начинаю гуглить самые тупые вещи. Вникаю в одну деталь и могу думать о ней очень долго. Анна меня уже начинает дергать, требовать скрипт, а пока у меня есть простор, чтобы разогнать в голове вот эту одну деталь, я максимально ее развиваю. Потом в голове разносится: "Эврика!" Ты внезапно понимаешь, что придумал мир и придумал, по каким законам он живет и чем его обитатели занимаются. После этого все происходит очень быстро.


Знаю, что после съемок совместного клипа с Little Big ты, Tatarka, Ильич и Алина Пязок набили себе идентичные тату.

Набили маленький валютный знак рубля. На ноге. Что может быть более русским? Это их инициатива. Они же вообще стали моими первыми друзьями из России. Ну и когда тебя зовут "Cash", на твоем теле должны быть значки всех валют мира.


Что с альбомом?

Сейчас этап мастеринга. Скоро будет. Могу сказать, что он совсем не похож на мой дебютный "Euroz Dollaz Yeniz".


Если я спрошу о больших артистах, с которыми ты поработал над готовящимся альбомом, ты меня сбреешь и имена не сдашь. Тогда вопрос такой: знакомство с кем тебя поразило больше всего?

Мы очень круто пообщались с Charli XCX. Mikky Blanco — хороший человек. Еще виделись с ребятами с Awful Music. В частности, с Abra. Остальных я пока не могу назвать, это топ-секрет.


И самый главный вопрос: усики — это действительно пропуск в трусики?

Чистая правда! Наблюдал много случаев, когда это срабатывало. Они мне говорят, из-за усиков возникают новые ощущения. Но если у тебя их нет, это не значит, что пропуска не будет.

Про ковбоев, храбрые сердца, отцов и детей — и другие важные вещи
Рождение и смерть, машины и метро, Дрейк и суисайд...
Гости: Рузиль Минекаев, Алексей Чумаков и Саша Петросян
Как русские рэперы подсели на китайский чай и стали писать про это песни. Рассказываем в новом видео