Тексты
Текст: Марсель Арзуманян
Фото: социальные сети клубов Goats, Родина Медиа, Эгриси

"Веселье — следствие свободы": как живет медиафутбол в России

И почему из-за него приходится меняться профессиональному футболу

Стартовал четвертый сезон Медийной футбольной лиги, где играют блогеры, комики, музыканты, матерые экс-профессионалы и молодые нонеймы. Марсель Арзуманян рассказывает, что собой представляет медиафутбол в России и собирается убедить вас, что это нечто большее, чем "футбол с трештоком ради хайпа".







Медиафутбол — мейнстрим, хайп, лайки, и, кажется, только потом спорт. Там плохие ребята, они могут курить и точно ругаются матом — все как у классика. Во всяком случае, именно так объясняют феномен субкультурного футбола: глупые кривляния взрослых дядек ради просмотров на YouTube.

Однако такая пустышка не стала бы обязательной темой в каждом интервью с профессионалом — вплоть до тренеров сборной; не стремилась бы постоянно соревноваться с РПЛ (Российская премьер-лига — высший дивизион профессионального футбола); не стала бы менять правила российского футбола.

Постараемся устроить декодинг глубже, чем банальное "там просто весело".

Перед началом важное отступление. Медиафутбол — это МФЛ (медийная футбольная лига, она же Медиалига) и МКС (московский кубок селебрити). Первую в 22-м основал бизнесмен Николай Осипов. Второе, основанное чуть раньше, — детище Германа El Classico Попкова, бенефициара "Амкала". Вкупе — медийный футбол.



ОТЛИЧНЫЙ ЭСКАПИЗМ

Сегодня стадионы обмелели — все из-за паспорта Fan ID, который уже второй сезон наживо, без анестезии в виде банального объяснения его надобности, вкручивается в РПЛ. Это система, без которой не попасть на матчи Премьер-лиги. Это qr-код, привязанный к Госуслугам, который ты обязан показать при входе на стадион. Цель, озвучиваемая депутатами Госдумы: "Так безопаснее". По мнению фанатов — простой (но, что важно, не дешевый) способ обуздать самых активных. Зачем — хороший вопрос, учитывая их лояльность к власти.

В медийном футболе подобное нововведение = харакири. Одна из негласных заповедей медиафутбола — он должен быть доступен всем. Абсолютно. Отсюда трансляции на YouTube (естественно, бесплатные) и копеечные билеты: на финал Медиалиги между командами Родина Медиа и 2Drots — двумя самыми популярными командами — тикеты стоили от 50 до 100 рублей (а играли, на минутку, в Лужниках).

В РПЛ (Российская премьер-лига, высший дивизион футбольного чемпионата — Прим. The-Flow), главном антагонисте медийного футбола — диаметрально наоборот. Опускаем Fan ID — это политическая инициатива, и русский футбол тут можно только пожалеть. Но чтобы смотреть больше, чем пара игр по общедоступному ТВ, нужна платная подписка на Матч. Билеты никак не купить дешевле 500 рублей, а на топ-матчи клубы ставят прайс в несколько тысяч.

Это не хорошо и не плохо — профессиональный футбол и должен жить на деньги болельщиков. Медиафутбол предложил принципиально другую модель. Болельщики пусть платят своим вниманием, участники — создают для них зрелище, бюджет будет не так высок и его смогут покрыть рекламодатели, которым эта аудитория нужна.

Скажете, и до Fan ID медийный футбол набирал популярность, множа количество фанатов и просмотров на YouTube? Да, но давайте зафиксируем: окончательный рывок совершается прямо сейчас, именно в эру ненавистного фанатами закона.

Отсюда клубы типа "Чисто Питер" и "Народная Команда" — протеже профессиональных Зенита и Спартака соответственно. Это отличный эскапизм для протестующих фанатов. Почему бы не поддержать матч НК, если она играет на родном стадионе в таких же цветах, а в составе есть ветераны клуба?







ОТКУДА БАБКИ

Президент Медиалиги Николай Осипов пульнул: "Арендовать "Лужники" нам вышло примерно 17 миллионов". Это тот самый недавний финал между "Родина Медиа" и 2Drots — и собралось на встречи без малого 20 тысяч человек. Естественно, даже тот мини-аншлаг, который собрался на арене тем вечером, не способен покрыть и 15% затрат. Тогда откуда кэш? Все просто: букмекеры.

Были деньги и от Кинопоиска — и это, по словам президента Осипова, бюджет, чтобы выехать на матч в Нижний Новгород и в Казань. Так руководитель МФЛ прокомментировал The Flow расклад по спонсорам: "У нас несколько партнеров. [Помимо Winline] есть еще Тинькофф, были Бургер кинг, Vorgol, Спортмастер. Кинопоиск пришел только в этом сезоне. Winline же с самого начала жизни проекта [МФЛ]".

Если совсем просто: медийный футбол решил старую и все еще колкую проблему с многотонным государственными вливанием денег. Да, где-то жертвуя качеством, уровнем футбола и организации. Но от того не менее талантливо. Не даром Василий Уткин весьма отчетливо оценил: "Как зрелище Суперкубок России рядом не валялся с финалом МФЛ. Все чаще бюджетное кино, сделанное талантливо, бьёт блокбастер".

Севастиан Терлецкий, один из главных журналистов медиафутбольной тусовки, подтвердил The Flow эту мысль: "Сила медиафутбола в том, что он как бизнес-проект построен правильно, в отличие от русского профессионального футбола, где все построено на государственных дотациях и у клубов нет мотивации зарабатывать деньги по бизнес-моделям".

Все ли в этом медиафутболе идеально? Ну... Осипов сам вкладывал шестизначные суммы в первый сезон Медиалиги, потому что контракт с Winline не смог перекрыть все затраты. Плохо ли это? Нет, конечно, и точно лучше государственной иглы.

"До начала первого сезона у нас были заключены договоры с компаниями из другого сегмента. Автомобильный бренд был готов разыграть автомобиль среди зрителей. Большая криптобиржа, Nike, Red Bull. Был даже банк", — говорил Осипов в интервью sports.ru.

Пилят ли бабки в таком, кажется, идеальном коммерческом мире? Пилят. И это уже отдает родным российским футболом. Такая вот обратная сторона хайпа — где он, там и буки, другие спонсоры, готовые предоставить бюджет. Но людей, готовых работать с немалыми суммами в наконец зарождающимся в нашем футболе капитализме, увы, единицы.

"Такое явление есть, конечно. Достаточно пальцев одной руки, чтобы посчитать медиафутбольные клубы, оперирующие бюджетом на дистанции хотя бы 7-8 месяцев. Большинство же живут, не приходя в сознание, и заняты проблемой преодоления конкретного дня", — комментирует The Flow спортивный директор медиафутбольного клуба "БроукБойз" Артем Хачатрян.







ТАКИЕ ЖЕ ЖИВЫЕ

Футболисты из медийного футбола — они не совсем футболисты. А даже если и имели профессиональное прошлое — сейчас это неважно. У них такие же проблемы, как и у нас с вами.

Например, KPI по производству контента там может резко упасть из-за мобилизации. У профессионалов же есть бронь — а единичные случаи, когда повестки доходили до рук спортсменов, решались оперативно и тихо.

"Глубина состава решает очень многое. Лимиты на использование профессионалов постоянно меняются. А травм [в медиафутболе] больше из-за отсутствия серьезного тренировочного процесса у подавляющего большинства команд.

Конкуренция за игроков имеется. При этом платить за качество готовы немногие. Даже успешные клубы предпочитают думать, что лучшие игроки еще не найдены. И лучше потратить деньги на дополнительные поиски, чем платить за внутренние переходы.

Знаю, что осуществлялись трансферы за 300-400 тысяч рублей, а в последнее время все чаще требуют за футболиста миллион. Это такой психологический барьер, на который пока не идут покупатели. Хотя рано или поздно это произойдет", — заявляет The Flow Хачатрян.

Они не профессионалы, и в медиафутболе за этим за этим строго следят. Чтобы зритель в первую очередь получал шоу от селебрити, а не пресное тухлое зрелище от профиков, в которых с детства закладывалась константа: "Результат — на первом месте".

"Мне комфортнее работать в медиафутболе, потому что пацаны тут проще. В [профессиональном] футболе процент таких гораздо ниже. Им просто незачем тебе давать интервью, им нет от этого профита", — добавляет Терлецкий.

Рэперы могут оказаться неуклюжими и смешными на футбольном поле, забыв о своей крутой репутации. Бывшие профессионалы могут наорать на судей, выпить пивка, порамсить со своим же тренером — словом, сделать все, что хотелось в карьере в больших клубах, но так и не смоглось. Пацаны со двора могут получить профессиональные контракты и уехать покорять большой футбол. И приписываемое медиафутболу "веселье" — лишь следствие свободы.







МЕНЯЕТ ФУТБОЛ

От развития медиафутбола есть один не самый очевидный выхлоп: это явление натурально меняет отношение русского футбола к медиа. В самом широком смысле.

Одновременно с допуском медиафутбольных клубов в Кубок России там сразу и коренным образом изменился подход к освещению турнира. Журналистов пускают в раздевалки после побед, разрешают интервью прямо во время матча, обнародуют переговоры судей, а с этого сезона клубы, поднимающие свою "медийку", должны будут получать и дополнительные средства от спонсоров (не от государства!)

Ранние стадии Кубка России, в которых принимают участие медиафутбольные клубы, стали привлекать внимание нейтрального зрителя, их игры стали транслировать по федеральным каналам.

Так президент футбольного союза Александр Алаев комментировал прошлогодние результаты медиаклубов в Кубке России. "Примут ли участие клубы Медиалиги в следующем розыгрыше Кубка России? Надо обращаться к коллегам из РФС. Лично я на это надеюсь. Их первый год получился успешным. Я за то, чтобы они участвовали. По моему мнению, получился отличный опыт".

"Мой канал про РПЛ был создан примерно три года назад. Он рос постепенно и последнее время стагнирует, так как у меня появился ещё один канал про медиафутбол. Ему — год. Там аудитория 77 тысяч человек. Тот канал, которому уже 3 года — 14 тысяч человек. На медийный [канал] подписаны в пять раз больше человек", — фиксует Терлецкий.

Логично может показаться, что медиафутбол — это такой поп-мма с мячом и воротами. Но нет. Бои в поп-мма — дополнение к трэштоку, спорам и конфликтам. Трэштоки и конфликты в медиафутболе — лишь дополнение ко всему, что происходит на поле. Не наоборот. В этом жанре, в отличие от боев, не крутятся огромные суммы, рынок только начинает расти и развивается эта движуха очень постепенно.

Аудитория медиафутбола — отличный срез: ребята примерно с нуля до двадцати лет, не пользуются сайтами и оперативно скроллят ленту телеграма. Такой огромной аудиторией может похвастаться лишь с десяток футбольных каналов, которым, очевидно, не год.

"Ничего удивительного нет, что телега стала основным источником информации для молодой аудитории. Мне кажется сайтов для них [аудитории медиафутбола] вообще не существует. У них есть YouTube, телега, Instagram. Зачем им заходить на какие-то сайты, если всё у тебя и так под рукой? Для меня, как журналиста, это супер".

Медиафутбол фиксирует все тенденции общества, проецируя их на спорт. Просмотры важнее результата, иногда трешовое шоу гарантированно интереснее классического фильма, телеграм-канал удобнее любого сайта. В этом и заключается феномен и одновременно успех медийного спорта — он лишь большое отражение нашей с вами жизни, просто в футбольной плоскости.

Песни фанатов и хейтеров нового рэпа
Квадроберы, смерть Rich Homie Quan и немного философии
После трагической потери Честера Беннингтона группа пошла по пути Alice in Chains
"Не забывай свои корни, но помни: есть вещи на порядок выше"