На фото (слева направо): FAN, DanyaNOZH, ColdBooking, Зараза, Coldcloud
“У нас тут как будто вулкан взорвался”. Зараза и Coldcloud — новые, ни на кого не похожие, из Чебоксар
“Cейчас мы находимся в бомбоубежище”, — смеются Саша и Андрей из окна вотсаппа.
Саша — это Зараза. Андрей — Coldcloud. “Бомбоубежище” — новая студия Dark Faders. Собственно, эта студия и есть то, что их объединило. Здесь были записаны их прошлогодние релизы.
В конце 2017-го Зараза выпустил альбом “Ультра” — захватывающую sci-fi одиссею о поиске чего-то важного в далеких космических мирах. До этого у него был трек с Луперкалем (вспоминаю, как тогда мы перепутали его с Eecii Mcfly, решив, что у того новый псевдоним). А в начале прошлого года именно его называл ATL, рассказывая нам о том, что в Чебоксарах идет “какой-то подъем духа хип-хопа”.
Музыка Заразы действительно ведет родословную от священного рейва ATL, в самых его громких и грозных формах. “Ультра” — это хэппи-хардкор и джангл, не видящий границ и не знающий рамок: он то разгоняется, как лайнер на взлете, то так же стремительно входит в турбулентность. Это музыка высотных перегрузок — главная песня оттуда так и называется, “Я летал высоко”, в песнях — сплошь коммутаторы, красные кнопки и двигатели внутреннего сгорания.
Другой хайлайт — “Вертушка-кислотушка”, две минуты цифрового хардкора с трогательной отсылкой к мему про вертушечку. “Отбывает скорый рейс “Чебоксары-парадайз”, — так начинается еще одна из песен; вообще, в начале “Ультры” стоило бы сделать напоминание о необходимости пристегнуть ремни безопасности.
“Ультра” был экспериментом, — говорит Саша, — я до этого не читал под прямую бочку. А тут решил записать целый альбом. Хотел, чтобы это было нескучно, нестандартно, не по канонам”.
Он сам пишет себе музыку, говорит, что занимается этим лет с 13, потом начал “копаться в прогах”, накопил денег на оборудование. “У меня была цель — мутить продакшн, делать треки себе самому. У него была своя студия, теперь он работает с Dark Faders на их новом месте. Периодически выступает в Чебоксарах, там же презентовали “Ультру”. “Дали концерт, собрали 400 человек”.
У Андрея Coldcloud тоже хэппи-хардкор, причем даже еще более “хэппи”, чем у коллеги. Недавно вышедший сингл называется “Pop Star”, его проще всего описать как “Сергей Жуков для поколения ВК”. Для него Ripbeat, половина дуэта Dark Faders, сделал реворк трека диджея Tony Igy (его можно найти на сборниках “Казантипа”) так, чтобы получился современный дэнс-хит. Он же признается мне, что изначально песня с припевом “Захожу Вк, чтоб увидеть твое фото и зайти в сохраненки” имела другой, куда более жесткий, почти криминальный месседж. Пришлось редактировать.
Если совсем утрировать, то Coldcloud — это новый стрит-поп для тех, чьи любовные истории разворачиваются в инстаграм-сториз. У Андрея есть все задатки поп-стара, но в его песнях нет ни капли прилизанности, это все же уличная музыка, где рамки допустимого существенно раздвинуты. Да, у него сладкий и улыбчивый вокал, но вслед за романтическими откровениями вроде “Ты мила и так красива, я тону в твоих глазах”, встречаются и такие, что способны ошарашить: “Я залезу в ее вены и останусь там гангреной”, “Я набухаю тебя в клубе, положу на тебя руки”. Еще одна важная строчка: “Я взъебу всю их эстраду, пидорасов типа Лил Пампа”.
Откуда у 20-летнего парня любовь к поп-героям 90-х? “Не знаю, это с детства. Я когда совсем маленький был, родители включали Руки Вверх”. Для него, как и для Заразы, это было экспериментом — почти в одно время с “Ультрой”, в декабре 2017-го вышел его EP “Acidlove Killah”. “Хотелось преобразовать старое во что-то новое”, — обрисовывает Coldcloud концепцию релиза. Он начинал с рэпа про район, слушал Fredo Santana и трэп, а потом понял, что неорганично себя в нем чувствует.
“ATL и Луперкаль помогают вам советами?”, — спрашиваю я. “Указывают на ошибки, — отвечает Андрей. — Мне, например, говорят, что надо побольше панчей. Но это намного лучше, чем когда просто хвалят”.
У них обоих есть свои команды. У Заразы это XACV SQUAD (весной у них выходит общий альбом), они дружат и часто выступают вместе, видимо, чувствуя, что лучше двигаться не по одному, а сообща. У Coldcloud — METKA (в нем также состоит его напарник Fan, выпустивший релиз в декабре прошлого года). Зараза рассказывает про объединение молодых чебоксарских битмейкеров — Young Faders. “Есть состав Dark Faders, а есть Young Faders. Там около 10 человек, все занимаются продакшном, регулярно выпускают биты. Как раз с одним из участников объединения у Андрея уже почти готов совместный релиз.”
“У нас тут как будто вулкан взорвался, — говорит он. — Очень много музыки, слишком много. Все чаще приходится работать с молодыми. По 15-18 лет. Особенно сравнивая с соседними регионами, в которых я бывал: там рэпа вообще нет”.
Что тебе нравится в музыке Coldcloud? — спрашиваю я у Ripbeat.
“Искренность”, — подумав, отвечает он.
С ним мы обсуждаем танцевальное начало в музыке Заразы и Coldcloud и то, в какой степени они продолжают традицию ATL. “Мы с Сашей (Smitbeat) хотели, чтобы людям, которым не важен текст, могли хотя бы потанцевать под музыку, — вспоминает Ripbeat. — Нашей задачей было — совместить танцевальность и рэп со смыслом. А как дальше это развивается, можно увидеть в лице Заразы или Coldcloud”.
Я вспоминаю, что не так давно Oxxxymiron, отвечая в твиттере на чей-то вопрос, можно ли подобрать зарубежные аналоги к музыке ATL, написал, что нет, нельзя. “Это чисто наше, русское”. Про Заразу и Coldcloud можно сказать так же. Один из них целится куда-то в высшие миры, а другой на свой лад перелопачивает музыку дискачей 90-х. Но у обоих на выходе получается что-то очень родное и уж точно ниоткуда не импортированное. Это важнее всего.